Давайте договоримся - я не гуру. Разводите тут культ отдельно взятой личности в отдельно взятом пространстве...
Я - звукооператор и на форуме присутствует куча народу, в том числе и с гостевым статусом, у которых мне бы учиться и учиться. Поименно перечислять не буду, а то кого-нибудь забуду - неудобно получится
Katerina
При всем уважении к Кондрашину, ИМХО, в своих работах он склонен говорить об условиях близким к идеальным.
Вы уже с этим столкнулись
Мне в свое время дико повезло - в течение полутора недель поработал звукотехником на записи большого симфонического-120 у С.Вепренцева (
2 tarzan - вот и я в посте к великим присоседился :gigi: ) Писали в 36 дыр. Видимо, пожалев молодого и убогого, он отвечал на тупейшие вопросы и, до кучи, по ходу записи дал такой мастер-класс, что за это время умудрился проделать серьезные бреши в моей дремучести
То, что я здесь "озвучиваю" по поводу количества микрофонов - это не снобизм, а только рекомендованая и провереная практикой схема. Принцип достаточно прост - постольку, поскольку с классикой звукорежиссер должен работать по партитуре, и дирижер в процессе записи является всего лишь его марионеткой, съем оркестра должен осуществляться по методу управления этим оркестром. Все очень логично - при записи дирижерская палочка должна быть у ВАС в руках.
На первом этапе высотой размещения микрофонов, регулировкой захватов, углами наклона в обеих плоскостях и расстоянием до конкретных групп инструментов Вы должны добиться естественного звучания пространства получаемого микшированием зон точек съема - это техника и не более. Но в процессе записи Вам нужно будет передать слушателю исполнительский характер произведения и создать эффект присутствия.
Тут уже пути "природного" звука расходятся с "естественностью"
Хоть это и азбука, но почему-то об этом как-то забывают в процессе работы и техника отодвигает сам смысл записи на второй план...
Естественность записи для человеческого уха - это качество обмана, к которому прибегает звукреж с добровольного согласия слушателя
Поэтому, выстроив по возможности реальную картину, при прогонах Вам нужно будет вместе с дирижером (ежели таковой имеется, ежели нет, то все на Вашей совести) построить звуковую СЦЕНУ, которая донесет Ваш замысел до слушателя.
Как это сделать с помощью одних оверхедов не в теории, а на практике, в неспециализированом помещении при ограниченой технической базе я не знаю... Как-то когда-то пролетала информация о построении сцен на акустических зеркалах, но, ИМХО, это из разряда экстремальных видов спорта и несерьезно... Вепренцев тогда говорил о перспективной технологии мультизонных микрофонов + цифровая консоль с избирательностью по дальности, но я таких так и не видел, а их стоимость можно себе представить...
Вот хор со стереопары пишется свободно (еще бы станки не скрипели и эти поющие уроды друг с другом не болтали, когда у них пауза по партитуре), на струнный квартет в относительно приличном помещении согласен, но бОльшие составы, или принципиально разные по звучанию источники типа голос-фано или духовая - струнные, ИМХО, со стереопары только как демку можно писать...