Соцветие созвучий!

  • Автор темы Автор темы pROFI
  • Дата начала Дата начала

pROFI

New Member
11 Май 2006
2.723
1.604
0
116
Посетить сайт
Людей тут поболе,поэтому мысли мои самостийные сюда (баянистом уже был-сейчас возможно в гитаристы запишут..)…..
Аккордов аккомпанирующих на основе теории музыки «море» превеликое.
Выучить их,понять их систему образования и хитроумных обозначений труд не простой.
А что если порисовать звуками,аккордами-созвучиями как ребёнок красками.
Не ломать голову мыслями «а может есть аккорд ещё красившее…» да не ошибиться в грамотности
Смотришь иногда на двух аккомпанирующих аккордами гитаристов и диву даёшься…дубляж,ошибки.грязь изложения…
Итак:
-Настроим две хорошие гитары,на открытых струнах строго по тюнеру,т.е.между тонами 100 центов.
-Одну из гитар разметим (мелком) по предлагаемой мною схеме.

[http://i061.radikal.ru/0906/16/84326c4c34bf.jpg
Получаем на грифе две целотоновые зоны.
(одна с разметкой,другая нет)
Каждая из этих зон шеститональна,т.е отвечает за шесть тональностей,несёт в себе пятую,седьмую,девятую,одиннадцатую и тринадцатую ступени.
Оговорюсь:
О них не думайте,доверьтесь при наборе созвучий слуху и вкусу.
Первая размеченная (красным светом):F/G/A/B/C#/Eb/
Вторая не размеченная:F#/G#/Bb/C/D/E/
Если первый гитарист берёт любой обозначенный септаккорд в любой из этих зон,то второй гитарист одновременно набирает любое с ним созвучие по разметке из его зоны,от двух звуков до четырёх.
Можно набрать шесть (гексахорд),но пальцев не хватит.:whistle3:
Лучше три.
Рекомендую первому гитаристу для полной правильной чистоты в выбранном септаккорде по-возможности глушить пятую ступень,т.е. тот тон который участвует в образовании малой терции.
Не получится,не столь важно…гитара же..не клавиши..:prankster2:
К примеру первый гитарист взял F7..нотку ДО по-возможности заглушил (этот тон из другой зоны),
а второй гитарист на основе своего вкуса набирает любое созвучие по разметке.
Это же созвучие второго гитариста безошибочно для аккордов первой зоны G7/A7/B7/C#7/Eb7/
Вот и всё.
Рисуйте звуками,не ошибётесь,не беспокойтесь о строгой судной теории.
Вы спросите про проходящие миноры.
Нет проблем.
Каждому мажору соответствует параллельный минор.
Первым размеченным:F/G/A/B/C#/Eb/ параллельны соответственно Dm/Em/F#m/G#m/Bbm/Cm/
Вторым не размеченным:F#/G#/Bb/C/D/E/ / параллельны соответственно
Ebm/Fm/Gm/Am/Bm/C#m
В идеале первый гитарист должен слышать их не как чистые миноры..
К примеру подразумевая Am (a/c/e/) убирает основной тон «a» формирующий малую терцию (этот тон из другой зоны) и набирает (f#/c/e/)
Хотя не столь важно….гитара всё ж…не так слышно..
Берите чистый параллельный минор в первой гитаре,а во второй любое созвучие по разметке.
Басист работает по аккордам первого гитариста.
Всё.Попробуйте.
Рисуйте безгрешно тысячами двуручных созвучий.
Удачи и грамотности.:drinks:
p.s.
Тональные центры не трогать (ну разве девятую ступень прилепить для стилистики со созвучиями...)
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Stalewar
Рекомендую первому гитаристу для полной правильной чистоты в выбранном септаккорде по-возможности глушить пятую ступень,т.е. тот тон который участвует в образовании малой терции.
Не получится,не столь важно…гитара же..не клавиши..:prankster2:
К примеру первый гитарист взял F7..нотку ЛЯ по-возможности заглушил,
а второй гитарист на основе своего вкуса набирает любое созвучие по разметке.

Тут наверно небольшая опечатка закралась. Пятая ступень конечно же нота до будет.
 
А вобще целотонные гамы, конечно это очень интересно и очень характерно для некторых стилей.
Правда уж не знаю насколько это применимо вот так в лоб:) Сыграв такую гамму, на F7, фактически это уже будет F7 #11b13, т.е аккорд с расщепленной квинтой. Не всякой песне это будет к лицу. Хотя безусловно это очень красиво. Для определенных жанров без этого никуда)
ну а так действительно, запоминается легко)

Хотя опять же.. не уверен что это употребимо в чисто виде, но мне опыта не хватает, чтобы реально об этом судить.
 
А вобще целотонные гамы, конечно это очень интересно и очень характерно для некторых стилей.
Правда уж не знаю насколько это применимо вот так в лоб:) Сыграв такую гамму, на F7, фактически это уже будет F7 #11b13, т.е аккорд с расщепленной квинтой. Не всякой песне это будет к лицу. Хотя безусловно это очень красиво. Для определенных жанров без этого никуда)
ну а так действительно, запоминается легко)

P.S. К чем это я собственнО:)

Таблица сия не самоцель и не везде конечно применима.
Эта разметка для того что б понимать что делаешь и видеть гриф "графически"....
Вот ещё подумал:
А что если одну из аккомпанирующих гитар настроить по целотоновой гамме?
Не стандартно E/B/G/D/A/E ,а к примеру как один из вариантов E/C/G#/D/Bb/F#/
Тогда набор созвучий вторым гитаристом возможен приёмом баррэ на любом из ладов и "корячиться" не надо…
Ну всё понесло.:girl_witch:
Хотя…….
 
Последнее редактирование:
Хм... а почему первая и шестая струны размечены по-разному? Вроде ж, шестая, как и первая разукрашена должна быть? Или нет?
 
А если надо Fmaj7 играть или F6?

Вообще-то разговор о одной из гармонических техник,ныне частой и модной,о диссонансовой.Отсюда и название темы разговора:«соцветие созвучий» и просьба моя настроить тоны гитары строго через 100 центов…
Если Вы заметили в состав Ваших двух примеров-консонансовых аккордов (а также добавлю аккордов dim) в равном количестве входят тоны обеих целотоновых гамм,т.е они несут минорный оттенок (Он появляется неизбежно при смешении обеих сериальных рядов:появляются малые терции или тяготения к ним).
Оставьте их в этом консонансовом виде,кто Вам запрещает.Но Ваша гармонизация при смешении их с кластерами-созвучиями будет стилистически грязна.
По мне так вместо F6 стилистически чище,резонансно богаче (не смешивать целотоновые зоны..Ю.Холопов ещё учил):
первый гитарист Dm (или лучше B/F/A/),а второй к примеру одновременно одно из созвучий по разметке (F/A/B/C#/ к примеру или A/B/Eb…или…).
F maj7 тоже преобразую соблюдая стилистику,в двуручное диссонанснсовое созвучие:
или на основе Аm (что чаще),или если это тональный центр как F9 без малой терции..

На дворе то 21 век и гармонический музыкантский язык частенько тяготеет к диссонансу.
Тут братец,не надо валить в одну кучу консонансовую гармоническую технику и диссонансовую.Выбирать для чистоты языка надо что-то из двух.Я люблю излагать языком 21 века,Вам милее как я понял 20-того.Обе системы утвердились и равно уважаемы и в академике и электронике.
В «сонорике» электронной чаще уместнее диссонанс (синты то в строе EQUAL да и тембра «созвучнее» когда обилие благозвучных резонансных частот..),модальность,иллюзорность тональной устойчивости…
Отсюда и мои размышления-таблица.
Не навязываю это,уважая параллельные вкусы и предпочтения.
Я вобще стараюсь не стоять на месте.
Нынешние мои предпочтения чуть дальше диссонансовой техники.
Мне милее сегодня "Эллипсис" техника (завтра будет что-то другое):
К примеру двустрочная трёхаккордная тема (мелодия и расслоение трёх аккордов во множественные кластеры)
"Однозвучно гремит колокольчик" (midi грубоватый пример моего эллипсис мышления):
http://webfile.ru/2046551
hттp://webfile.ru/2046551
Ошибок,не понимания и злобных нападок не боюсь,памятуя высказывание Альфред Шнитке об ошибочных суждениях:

«….Математики, решая некоторые уравнения, вводят так называемые "ложные цифры", которые, уничтожаясь по ходу решения, помогают в итоге найти верный результат. Нечто подобное происходит и в творчестве. Ошибка (вернее то, что мы по инерции считаем ошибкой) в творчестве неизбежна, а иной раз – необходима.
Для образования жемчужины в раковине, лежащей на дне океана, нужна песчинка - что-то "неправильное", инородное. Совсем как в искусст ве, где истинно великое часто рождается "не по правилам". Примеров тому множество…..».
С уважением Виктор Бычков.
 
Последнее редактирование:
хм... подскажите что почитать, чтоб начать вас понимать?

Я пытался начертить таблицу,чтобы люди пользовались и не вдавались в теоретические заумы.Просто поверили что тут ошибок нет и рисовали звуком как дети.
Ну если Вы так настойчивы то вам к :
-Ю.Н. Холопов "Гармония".
-И. М. Хауэр "Тропы"
-К.Штокхаузен "Сериальные ряды"
-К.Пендерецкий "Иррациональные,свободные ряды"
и в подобное что связано с аккомпанирующими диссонансами,где играют всеми 12-ю звуками (Додекафония).......
Это трудно,но возможно Вы обучены и подготовлены получше многих.
Рано или поздно серьёзный музыкант любых направлений к этому материалу приходит.В Беркли преподают и все с упоением.....
 
Да мне ничего не милее, я просто пытаюсь понять как этим пользоваться )))
Спасибо за разъяснения, сейчас буду разбираться.

Я вообще не понимаю как можно без миноров жить. Вы пишете - "первый гитарист Dm" (или "на основе Аm (что чаще)") а эти аккорды не ложатся на целотонный лад.
 
Да мне ничего не милее, я просто пытаюсь понять как этим пользоваться )))
Спасибо за разъяснения, сейчас буду разбираться.

Я вообще не понимаю как можно без миноров жить. Вы пишете - "первый гитарист Dm" (или "на основе Аm (что чаще)") а эти аккорды не ложатся на целотонный лад.

А я представляю.
Возьмём традиционную гармонию

Пример: Dm/ E7/ Am / Am / Dm/G7/C/ C/Dm/E7/Am/ Am/

Преобразуем (в один из тысяч вариантов):
Dm= (F/A/B/C#) -первая целотоновая зона
E7= (G#/C/D/E/) –вторая целотоновая зона
Am= (G/B/C/E/)-тональный центр,целотоновые зоны смешиваем
Am= (C/E/G/B/)-тональный центр,целотоновые зоны смешиваем
Dm= (A/B/C#/ F/) -первая целотоновая зона
G7= (B/Eb/G) -первая целотоновая зона
C= (C/D/E) –вторая целотоновая зона
C= (C/D/E) –вторая целотоновая зона
Dm= (F/A/B/C#) -первая целотоновая зона
E7= (G#/C/D/E/)–вторая целотоновая зона
Am= (G/B/C/E/)-тональный центр,целотоновые зоны смешиваем
Am= (C/E/G/B/)-тональный центр,целотоновые зоны смешиваем
Басист работает по первой традиционной гармонии....
А сейчас сравните первоначальный вариант и этот.
Ну и что интереснее?
p.s.
Видели когда-нибудь как чёрные музыканты рок-н-ролльщики ногами и локтями по ф-но?
Это они по целотоновым рядам грамотно шпарят.
На Хаммонде так вобще ладошками сплошь и рядом шлёпают,приём ходовой....
Посмотрите внимательно на вторую гармонию...
Получается что любая существующая песенная гармония состоит из:
-созвучие первой целотоновой гаммы
-созвучие второй целотоновой гаммы
-тональный центр=слиянию двух целотоновых гамм!
Вот и всё.
Э-е-ей три аккорда!!
Просто?Да нет.Это есть стержень современной гармонической американской "оправы" мелодии,где царствуют проводники её Джордж Бенсон,Ол Джероу,Майлс Девис,Чик Кориа.....
Обратите внимание:стержень не есть закостенелая основа.
Гармонических ответвлений от диссонансового аккомпанирующего стержня "море"....
И ещё:
при кластерной гармонизации все 12 звуков годятся для импровизации.
Только басовая линия должна быть хитрой,но это разговор другой,трудный и долгий....
Как их 12 красиво связать?
"Неделя" Г.Лукьянова Вам в помощь.
(залил её давеча...)
Удачи.
p.s.

РУССКИЙ ГЕНИЙ
Юрий ХОЛОПОВ в трудах своих нам всё об этом (и не только...) "разжевал",жизнь положил на это,борясь с мракобесием и косностью,а пользуются этим в основном американские музыканты.
У нас "так только редкая птица"...всё "рулим" да не то....рвём на части подозрительное непонятное...страшно порой становится да мысль закрадывается:"а много ль у нас обученных то делу эстрадному?","Не разленила ли всеобщая софтовая халява окончательно книги нужные учить да за инструментом сидеть?".
Их вот тоже на халяву в интернете "под завязку"....
Ээ-х!
 
Последнее редактирование:
Возвращаясь к этим чудесным аккордам. Я так понимаю без вразумительного баса, играющего оригинал, эта залихватская гармония не зазвучит адекватно... А если лепим басовую ноту в аккорд - значит целотоны надо растянуть по регистрам, я так понимаю. А это уже очень похоже на +/- семерки, девятки и прочую джазовую номенклатуру... со своими нюансами. Кстати и звучание "колокольчика" этому подтверждение... И что получается, в очередной раз записали то же самое только другими буквами и сыграли это все не тритонами а тонами...
Впрочем, обязательно почитаю господина Холопова - может он объяснит разницу...:suicide2:
 
Да почему, в тесном расположении тоже частенько играют, "кластерами". Дойдут руки, попробую гармонизировать что нибудь только по целотонным ладам, интересно что получится.

Ну и тритонами (тон-полутоновый лад) все же три сетки получается, а тут две пропагандируется )) Аберсольд в своих пособиях по импровизации пишет - если чувствуете, что взяли не ту ноту - не паникуйте - значит правильная нота на полтона выше или ниже. Только и всего ))
 

Вложения

В целотоновой сетке, выходит, правильная нота будет на целый тон выше или ниже:)
 
Целотоновый лад очень характерный, и вряд ли удастся его в чистом виде прилепить на какую- либо функцию, кроме доминантовой. Но если использовать отдельно его тетрахорды, то может получиться интересно. Например, такая мелодия на До- мажор:
C-d-e-f#-g#- G-a-b-c#- C-d-e....
Уменьшенный лад гораздо универсальней.
 
И то правда - но в любом случае. пока композиторы что-то пишут - их будут изучат, находить зависимости и законы, строить формулы. Только это удел уже не композиторов, а теоретиков. Так что товарищи - пишите больше музыки, хорошей и разной. И возможно завтра кто-нибуть найдет в ней какую-нибудь новую "кластерную" разновидность. Или еще что-то в этом роде)
 
NeedBeer написал(а):
как говорится, "незнание законов", вряд ли приведет к написанию хорошей музыки...
Точно! И все эти неграмотные выходцы из негритянских гетто типа Чарли Паркера и Армстронга и ливерпульских кварталов прекрасное тому подтверждение!:friends: (сорри за офф)
 
Есть определенный смысл в освоении подобных музыкальных конструкций: с течением времени развивается стереотипизация мелодических и импровизационных подходов. Пока опробуешь что-то новое, сбивается колея, можно расширить собственное мелодическое пространство, хотя бы на время.
 
NeedBeer написал(а):
"незнание законов"
как говорится, приводит к ответственности перед миллионами или миллиардами алчущих.
А то - какая это ответственность: сладкая нега упоения взглядами или же жестокое забвение и определяется силой таланта... Так что повторюсь - пишите музыки хорошей и больше, а законы: сегодня одни - завтра другие, хорошая (в широком смысле понимания этого слова) музыка становится родоначальником эти самых других законов, как правило....
А если пробежаться по Холопову (его практической части) - то эти самые теории целотоновых ладов он приводит на примерах, кстати не попсы заграничной, а серьезных мировых композиторов начала века двадцатого.... Думаю, композиторы удивились бы, если бы если узнали, что их наработкам пользуются и через сто лет.... Вобщем решать композитору - пользоваться классно наработками и быть якобы крутым, нежели не знать ничего, но нести ядро ЯКОБЫ оригинального, получая в ответ непонимание окружающих.... Фух загнул, аж страшно стало:dash1:
 
Точно! И все эти неграмотные выходцы...

Весь джаз сделан грамотными людьми, которых с ранних лет учили музыке, в том числе белые учителя. Рекомендую посмотреть ДВД по истории джаза. А редким исключениям, кто все-таки не успел научится читать ноты в юности, приходилось осваивать это в зрелом возрасте, жизнь заставляла.
 
Последнее редактирование модератором:
Поясняю: грамота и тетрахорды как самоцель - разные вещи.
"Музыка - это твой собственный опыт, твоя мудрость, твои мысли. Если ты не живешь ею, то из твоего инструмента никогда ничего не выйдет. Нас учат, что у музыки есть свои определенные границы. Но искусство границ не имеет..." - Чарлз Паркер.
Я об этом как раз.
А Dvd по истории видел. Занимательно.
 
Последнее редактирование модератором:
Точно! И все эти неграмотные выходцы...

Гениальный,талантливый музыкант родившийся в многовековой среде состоявшейся музыкальной культуры (ритмической,гармонической,мелодической),уже с рождения безошибочно улавливает своим внешним и внутренним ухом ту ПРАВИЛЬНУЮ квинтэссенцию гармоний и созвучий которые стоят «в пике» этой культуры …через почти обязательные церковные хоры с ВЕРОЙ в бога и с грамотным кантором,через музыкальный инструмент который в каждой семье (зайдите в английский или американский дом…),через обыкновенную их образовательную школу,где музыка и школьный оркестр ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ предмет с первого класса (дети четырёхлетки) до последнего..через ежедневно-ночную игру джазового СТАНДАРТА в пабах и клубах (проще через кабак…) с подобными талантами..и если заметили,через селекционный отбор и музыкальную шлифовку ГРАМОТНЫМИ продюсерами (как тут не вспомнить Джорджа Мартина - аранжировщика и звукового продюсер почти всех песен Beatles..),через трудные поначалу ПАРИТУРЫ многочисленных биг-бэндов и упоительные джем-сейшены с РАЗНОНАЦИОНАЛЬНЫМИ мировыми музыкантами-учителями….и заметьте:
НИКТО из них за компьютерами в одиночку не сидел,не компилировал презирая грамотность..
Возьмите Ч.Паркера,которого Вы упомянули….
…оркестр Тина Брэдшоу, оркестр Экстайна с Паркером и Гиллеспи….
Диззи Гиллеспи отправляет его на учебу к Телониусу Монку,ехидно приговаривая: "Все равно тебе никогда не стать великим трубачом, научись хоть на рояле играть свою сумасшедшую музыку"…
Если следовать Вашими приятными словами для многих неграмотных,что влезли в грамотное дело,то тогда и великий И.Бах ничего не заканчивал….
Учёба-это только маленькая часть музыкального профессионального становления.
Нужно
-родиться в правильной музыкально-генной среде-семье с ПОЧИТАЕМЫМИ вековыми традициями…
-нужно пройти обязательное горнило ПУБЛИЧНОЙ игры…
-нужно встретить через эту игру принявших вас УЧИТЕЛЕЙ-музыкантов,обративших внимание на вашу харизму и дар для собственного усиления своего дара…
- понимать до страданий,что нужно непрерывно УЧИТЬСЯ грамотной музыке,развивая и направляя свой дар,выявленный ДРУГИМИ людьми….и через игру (ф-но обязательно!) и через ПЕНИЕ в живом общении,и через книги в одиночестве чтобы «вырваться в люди»…

Драгоценный камень становится бриллиантом только после огранки…другого не дано.
Ваши приятные слова о незнании азов-это сладкая ложь-иллюзия достижения врЕменной славы и признания для ленивых и бездарных.
p.s.
Ребята, выгляните в окошко..
музыкалка и публичка то через дорогу….
(вот в Англии,после школы,почти все владеют игрой на музыкальных инструментах,но почему-то не все хотят быть музыкантами).:this:
 
Последнее редактирование модератором:
  • Like
Реакции: NeedBeer
А давайте представим,что мы все не умеем ни читать,ни писать....
Уж сто раз обсуждали,давайте Фона спросим нафига он в консу поступил
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: NeedBeer
Речь зашла о джазовых оркестрах. Оркестр в настоящее время без партитуры практически немыслим. Если интересно, поищите, на форуме была статья, как донести свою нетленку до оркестрового исполнения, так в нем (оркестре) далеко не все в привычном скрипичном строе играют. Незнание этой простой истины сведет на нет все ваши музыкальные потуги, и хита просто не получится из-за элементарной безграмотности.
 
Последнее редактирование модератором:

Сейчас просматривают