Более сложные приемы Фигурации (объединенная)

  • Автор темы Автор темы Kiparis
  • Дата начала Дата начала

Kiparis

Member
20 Авг 2006
70
48
18
47
Latvia
Из курса гармонии многие знают такие понятия, как проходящие, вспомогательные звуки, задержание, предъем. Однако этим далеко не исчерпываются все возможности ФИГУРАЦИИ. Существуют более сложные приемы фигурирования, такие как педемы, камбиаты, тетрахордовые проходящие.

Я решил описать здесь некоторые свои обобщения на основе замечательной книги Тюлина о фигурации, так как в реальных музыкальных произведениях используются эти средства, а курс гармонии не подготавливает к их пониманию. Опишу лишь самые начальные и интересные моменты с практической стороны дела, рекомендации по использованиию приемов фигурации, которых нет в учебнике гармонии.

1) Задержание
Есть правило, которое запрещает задержание в среднем голосе или в басу на занятый тон в верхнем регистре. Проще говоря, нельзя задерживать взятие тона внизу, если вверху он уже звучит. Однако, если включить вспомогательный звук, то задержание превращается в проходящую на сильной доле, которая по инерции может наступать на занятый тон.
Хороший технический прием, позволяеющий заменить невозможное задержание. Интересно, что сам момент задержания и его разрешения остается. Добавляется только вспомогательный толчок. для разгона.



Аналогично поступаем при восходящем движении.
Здесь вспомогательная включается с другой стороны, тоже создает разгон.
Оснавная мысль Тюлина в том, что инерция движения позволяет создавать резкий, но выразительный диссонанс.




Продолжение следует....
 
  • Like
Реакции: vkd dd
Более сложные приемы Фигурации 2

Продолжаю тему способов фигурации

2) В книге Тюлин использует термин проходящая на сильной доле.
Это по сути тоже самое, что и неподготовленное проходящее задержание у Способина. Рекомендации, где лучше использовать такие проходящие в восходящем движении:

2.1 Наиболее естественна восходящая, заполняющая малую терцию с малосекундовым ходом к последующему аккордовому тону.
(Малая терция = Большая секунда + Малая секунда)



2.2 Менее естественно заполнение большой терции с ходами большая секунда + большая секунда.
(Большая терция = Большая секунда + Большая секунда)


2.3 Неестественно заполнение малой терции с ходами малая секунда + большая секунда. Диссонирование при этом звучит грубо, особенно на доминанте, его следует избегать.

(Малая терция = Малая секунда + Большая секунда)


Продолжение следует...
 
Более сложные приемы фигурации 3

Тетрахордовые проходящие.
Заполнение квартового интервала двумя проходящими.

Тетрахордовые проходящие совершенно новый прием, из курса гармонии мы знаем, что проходящий звук один между двумя аккордовыми.

1. Тетрахордовые проходящие на фоне одной гармонии.


2. Тетрахордовые проходящие при смене гармонии...


3. Тетрахордовые проходящие могут быть в двух и в трех голосах одновременно. Опять же, в отличие от задержания инерция движения (разгон) позволяет тетрахордовым проходящим наступать на занятый тон в верхнем голосе.



Продолжение следует...
 
  • Like
Реакции: tim_ka
Более сложные приемы Фигурации 4

Продолжение....

Тетрахордовые проходящие могут использоваться для сглаживания неестественного голосоведения.


В книге Тюлин приводит огромное количество примеров тетрахордовых проходящих, их можно строить от самых разных ступеней в мажоре и миноре.
Всех, кто не хочет бездумно и неумело использовать неаккордовые звуки в своей музыке, я отсылаю к исходной книге Тюлина "Музыкальная Фактура и Мелодическая Фигурация"
 
  • Like
Реакции: Urfin Juice
В классической гармонии за такой "резкий, но выразительный диссонанс" по головке бы не погладили - там это по статье "диссонанс на сильную долю".
 
Это всё равно будет резко звучать, в таких случаях их следует дублировать в теноре - параллельными консонансами (здесь децимами)
 
сломал мозг прочитав это. чувствую себя полным невежой.


а можно аудио пример ?
 
Ой???? Реинкарнация pROFI?

Что же по сути... как говорил один умный дядька "делай что угодно, но делай это красиво"
 
а можно аудио пример ?

Ничего сложного здесь нет, если разобраться.
В этой теме очень простой пример на самом деле, лучше послушай другой отрывок в МИДИ вот этой последовательности, в которой тетрахордовые проходящие в разных голосах.

 

Вложения

  • tetra1.rar
    tetra1.rar
    357 байт · Просмотры: 15
  • Like
Реакции: ml*

Не-а…:girl_crazy:
Я не дорос……:yes3:
«..Дискурс и ФИГУРАЦИЯ возникают в результате ГРЕХОПАДЕНИЯ…»
автор цитаты:Ямпольский Михаил. Беспамятство как исток (читая Хармса)

Фигурация..акация..менструация..революция..полюция....
 
  • Like
Реакции: ultrashock

Эх!:girl_crazy:
Мне бы это успеть осилить (планирую до нового года...не скажу какого...:yes:)…..:
-Лад Шостаковича
-диссонантную тональность Бартока
-хроматическую тональность Хиндемита
-систему полюсов Стравинского,
-сериальные ряды Карлхайнца Штокхаузена,
-тропы Хауэра,
-синтетаккорды Рославца,
-равноинтервальные звукоряды Прокофьева,
-лады ограниченной транспозиции Мессиана.
Да!
Чуть не забыл!
Ещё гамму Римского-Корсакова......:pioneer_smoke:

Фигурация…кастрация…симуляция…аннотация…
 
Всех, кто не хочет бездумно и неумело использовать неаккордовые звуки в своей музыке, я отсылаю к исходной книге Тюлина "Музыкальная Фактура и Мелодическая Фигурация"

Если имеется данная книга в электронном виде, то выложи, плиз!
 
Если имеется данная книга в электронном виде, то выложи, плиз!

Если Вы действительно серьёзны в желаниях и в знаниях,то почитайте ещё и редкое ЭТО (по явно не форумной,но нужной для серьёзных музыкантов озвученной здесь теме):
Ю. Н. Бычков
КОЛОРИРОВАНИЕ ТОНИЧЕСКОЙ ГАРМОНИИ
http://yuri317.narod.ru/kolor/kolor.html

Удачи Вам.
(в этом необъятном колористическом деле....)
p.s.
Я вот подумал...
Что мешает любому из нас взять на заметку,тупо анализировать эти нотные примеры-цитаты,выучить их неспешно да применять видоизменяя?...
От "кирпичиков" этих,исторически выверенных,"дом личный,музыкальный" будет только крепче....
 
  • Like
Реакции: Hedgehog
Последнее редактирование:
Эх!:girl_crazy:
Мне бы это успеть осилить (планирую до нового года...не скажу какого...:yes:)…..:
-Лад Шостаковича
-диссонантную тональность Бартока
-хроматическую тональность Хиндемита
-систему полюсов Стравинского,
-сериальные ряды Карлхайнца Штокхаузена,
-тропы Хауэра,
-синтетаккорды Рославца,
-равноинтервальные звукоряды Прокофьева,
-лады ограниченной транспозиции Мессиана.
Да!
Чуть не забыл!
Ещё гамму Римского-Корсакова......:pioneer_smoke:

Фигурация…кастрация…симуляция…аннотация…
Вот,гамма Римского-Корсакова-это целотонная,чтоль?А про остальное б,как нить подробней,а?
 
Alien написал(а):
Вот,гамма Римского-Корсакова-это целотонная,чтоль?
Это уменьшенная. :)
Hedgehog написал(а):
где можно скачать учебник У. Пистона "Оркестровка" на русском?
В сети не встречал. У меня есть бумажная, но возможность отсканировать если будет, то нескоро.
 
чередование тон-полтона

Угу...
грубо говоря,тоновых рядов (гамм Римского-Корсакова или по-другому гамм уменьшенных аккордов...) этих всего три (Д.Рассел обозвал их лидийскими....)
Грамотные импровизаторы (а также аранжировщики....) не дадут соврать,что без знания этих тоновых рядов не солидно как-то...к любому септаккорду (для чистоты без пятой ступени...) или к любому не терцовому созвучию любая из них подойдёт,связуя трудносвязуемое.
Ах, красочка то какая!
Изумительная,всегда свежая да необычная получается.....:preved:
Поиграйте...ничего "рулить" не надо.:bye:
 
  • Like
Реакции: Alien
Это уменьшенная. :)

В сети не встречал. У меня есть бумажная, но возможность отсканировать если будет, то нескоро.
Вот у меня тоже есть ксерокопия :))), что не очень удобно. Хочется в эл. виде тоже иметь, а еще лучше в виде книги.
 

Сейчас просматривают