Из курса гармонии многие знают такие понятия, как проходящие, вспомогательные звуки, задержание, предъем. Однако этим далеко не исчерпываются все возможности ФИГУРАЦИИ. Существуют более сложные приемы фигурирования, такие как педемы, камбиаты, тетрахордовые проходящие.
Я решил описать здесь некоторые свои обобщения на основе замечательной книги Тюлина о фигурации, так как в реальных музыкальных произведениях используются эти средства, а курс гармонии не подготавливает к их пониманию. Опишу лишь самые начальные и интересные моменты с практической стороны дела, рекомендации по использованиию приемов фигурации, которых нет в учебнике гармонии.
1) Задержание
Есть правило, которое запрещает задержание в среднем голосе или в басу на занятый тон в верхнем регистре. Проще говоря, нельзя задерживать взятие тона внизу, если вверху он уже звучит. Однако, если включить вспомогательный звук, то задержание превращается в проходящую на сильной доле, которая по инерции может наступать на занятый тон.
Хороший технический прием, позволяеющий заменить невозможное задержание. Интересно, что сам момент задержания и его разрешения остается. Добавляется только вспомогательный толчок. для разгона.
Аналогично поступаем при восходящем движении.
Здесь вспомогательная включается с другой стороны, тоже создает разгон.
Оснавная мысль Тюлина в том, что инерция движения позволяет создавать резкий, но выразительный диссонанс.
Продолжение следует....
Я решил описать здесь некоторые свои обобщения на основе замечательной книги Тюлина о фигурации, так как в реальных музыкальных произведениях используются эти средства, а курс гармонии не подготавливает к их пониманию. Опишу лишь самые начальные и интересные моменты с практической стороны дела, рекомендации по использованиию приемов фигурации, которых нет в учебнике гармонии.
1) Задержание
Есть правило, которое запрещает задержание в среднем голосе или в басу на занятый тон в верхнем регистре. Проще говоря, нельзя задерживать взятие тона внизу, если вверху он уже звучит. Однако, если включить вспомогательный звук, то задержание превращается в проходящую на сильной доле, которая по инерции может наступать на занятый тон.
Хороший технический прием, позволяеющий заменить невозможное задержание. Интересно, что сам момент задержания и его разрешения остается. Добавляется только вспомогательный толчок. для разгона.
Аналогично поступаем при восходящем движении.
Здесь вспомогательная включается с другой стороны, тоже создает разгон.
Оснавная мысль Тюлина в том, что инерция движения позволяет создавать резкий, но выразительный диссонанс.
Продолжение следует....