Обработка: женский вокал

Samhain4!K

New Member
10 Июл 2004
9
0
0
Какие основные правила при обработке женского вокала? :) Что эквализовать? На что обращать внимание... как его посадить в микс, уж очень он получается "размазанный"... ?
 
После записи диэсер, и давить всё что ниже 200, убираешь всякие там Пы, Ты
Провал на 2,5-3 Дб по АЧХ для всего аранжа на "теле" вокала.
Компресиш до тех пор пока не влезет в микс.
Дабл трек обязательно.
2,5-3,5 кГц добавить по вкусу (для разборчивости).
Эксайтер.
 
Originally posted by Castaneda
После записи диэсер, и давить всё что ниже 200, убираешь всякие там Пы, Ты
Провал на 2,5-3 Дб по АЧХ для всего аранжа на \"теле\" вокала.
Компресиш до тех пор пока не влезет в микс.
Дабл трек обязательно.
2,5-3,5 кГц добавить по вкусу (для разборчивости).
Эксайтер.

ну не всегда ниже 200 стоит бить
 
Castaneda
После записи диэсер, и давить всё что ниже 200, убираешь всякие там Пы, Ты
Диэссер не всегда нужен. А бывают голоса, в которых "с" вообще слабо прослушивается. Пы и Ты желательно не допускать при накоплении - для этого есть фильтры. Если давить всё ниже 200, можно потерять "вес" вок. партии. Иногда нужно приподнять 85-150 Hz, тогда вокал перестает торчать и лучше ложится в микс.
Компресиш до тех пор пока не влезет в микс.
Можно долго компрессить :), а вокал так и не влезет на свое место. Компрессить нужно до тех пор, пока вокал не перестанет проваливаться или выпрыгивать из фанеры, т.е. будет ровным и разборчивым на протяжении всей песни. Но перекомпрессить тоже не стоит - можно потерять динамику и голос будет звучать мутно и неинтересно.
Впихивать голос в микс нужно эквализацией и балансом инструментов фанеры и ручкой громкости, эквалайзером и компрессором вокального трека одновременно.
Дабл трек обязательно.
Зачем обязательно? Дабл трек - это партия, спета вокалистом дважды на разные треки - иногда это звучит приятно, украшает и усиливает звучание, но это всего лишь приём.
В вокальных партиях иногда приходится давить 3-4 kHz с подбором добротности, а для разборчивости можно приподнять 5-7 kHz.
 
а какие примерные параметры компрессии? на что смотреть прежде всего? я попробовал одни-другие-... все мало-мальски в микс садят, но самому стало интересно а как лучше и правильнее???:Dontknow::)
 
Samhain4!K
Существует 2 вида "правильности":
1-правильнее так, как тебе больше нравится
2-правильнее если более приближено к некому "эталону", эталон понятие серьёзное и до конца не определено...

а в данной ситуации трудно ответить на вопрос твой, когда не слышышь материал
 
Alexey Lukin
Разве в женском вокале на этих частотах есть что-то кроме задуваний?
Похоже, что есть, хотя в разных голосах по-разному. Чтобы проверить, можно попробовать убрать 100Hz параметриком с добротностью 0,5-0,8 (или шелфом). Бывает, что эта полоса частот почти несущественна для какого-то голоса, но чаще - наоборот. Усиление этой частоты дает возможность уменьшить громкость вокального трека, он перестает "торчать", увеличивается разборчивость на низких нотах (при условии, что трек хорошо закомпрессирован), и вообще, звучит более весомо и уверенно. Это, конечно же, не правило и зависит от микрофона, вокалиста и, наверное, еще от чего-то.:)

Если стоит нормальный фильтр, то задуваний практически не бывает, за исключением редких случайностей или особенностей произношения, но и в этом случае задуваний можно избежать, меняя положение микрофона.
 
mars,

Позвольте остаться при своем мнении: ниже 170 Гц в женском вокале нет ничего, кроме задуваний. А изменение тембра, которое вы наблюдаете при эквализации, обусловлено слишком маленьким значением Q. При таких Q эквалайзер, настроенный на 100 Гц, давит частоты вплоть до 500 - 1000 Гц.
 
смотря какой вокал, но главное чтобы он на записанном треке звучал естественно
имхо...обработать надо так чтобы он был почти как в оригинале - т.е. побольше поговорить с певицей, послушать ее речь и пение в реале.
тогда будет естественней и легче очистить голос от лишнего...
насчет частот - выбрать чтото уже известное в плане обработки звука и прибирать их по своему слуху.
а точно по цифрам - не слыша оригинала - это морской бой в клеточку.
Вокал у девушек в наших и не наших селениях может быть абсолютно разный...
 
Alexey Lukin
ты меня опередил :) Если у девушки первая гармоника ниже 170Гц, то по голосу это уже точно НЕ девушка. Так что так.
 
  • Like
Реакции: STASREC
<div class='quotetop'>QUOTE(\"Alexey Lukin\")</div>
Позвольте остаться при своем мнении: ниже 170 Гц в женском вокале нет ничего, кроме задуваний. А изменение тембра, которое вы наблюдаете при эквализации, обусловлено слишком маленьким значением Q. При таких Q эквалайзер, настроенный на 100 Гц, давит частоты вплоть до 500 - 1000 Гц.[/b]
Алексей, ты прав. Абсолютно прав. Желающим проверить - запишите голос дэвушки без обрезки низов на микрофоне и далее по тракту. Потом режте с крутым Q (или на 30-полосовом, графическом) - да послушайте что поменялось. Единственное, что меняется - уходят "П-П-П-ыхи". В женском голосе не меняется НИЧЕГО. Тем не менее, соглашусь, что 170 Hz - это шаткий край, эта грань может быть и на 160 Hz. Но это все же исключение. Как по мне, так я втупую режу на Адобиаудишеновском FFT Filter (пресет Kill The Mic Rumble) с нижнего края от 110 Hz, а верхний край приблизительно на вышеуказанные 160-170 Hz. Особо злобные "П-П-П-ыхи" локально (!) удаляются тем-же пресетом с верхней границей до 250 Hz (разумеется, я и нижнюю границу передвигаю).
В гармониках, вы парни конечно, запутались. Но посмотрите сами, что за нота в радиусе 170 Hz? Какой женский голос ее берет? А мужской?:)) Согласен, там стартует то, что буржуи называют "интимити", т.е. близость голоса и там начинается "грудь", не путайте с бюстом:))
А в отношении компрессии (по ходу, Voxengo Voxformer=the best), то прессовка вокала зависит от жанра. попробуйте крепко закомпресить вокал в оперной партии.
P.S. Для выделения вокала в миксе есть два известных мне способа: выкапывание "дырки" в миксе в районе 250-900 Hz или, альтернативно, подьем области 6-8 kHz, плюс энхансеринг и (или) ламповое насыщение.
P.P.S. Castaneda, полагаю, тоже прав. в отношении дабл-трека на основной вокал - если вокалист(-ка) попадет синхронно и по нотам не промажет. Но эт уже совсем другая история...
 
Оборудование: SHURE SM58, AUDIOBUDDY (mic preamp), AUDIOPHILE 2496.
Сведение в Cubase SX2:
ACAPELLA: noise reduction, fft filter (в cooledit б,п), voxengo voxformer.
Бэки: аналогично с каппой +/- кокой либо эффект
INSTRUMENTAL: dynamic processing (применяю не всегда)
Мастеринг в WaweLabe
Жду комментариев, поделитесь, как вы обрабатываете женский вокал

Пример:
не как не вложить, вот ссылка: webfile.ru/1068102 Primer-225Кб
 
Последнее редактирование модератором:
PANIAШумодав слышен в примере. Прорабатай микрофонный тракт, шумодав явно лишний на вокале.
А обрабатываю - Voxformer последнее время у меня только и рулит. Ни SSL, ни URS не дают искомого результата, наверное не освоил ещё.
 
Спасибо, а в целом кто нибудь может сказать чего не хватает, или что бы вы добавили?
 
Немножко хочу рассказать как я делаю.
Денойзерами стараюсь не пользоваться,
1. в начале ставлю тейп стимулятор из обычного кейкволковского пакета дх плагов
2. потом что-то похожее на осветленее вокала эмуляции лампы mixsaturator/
3. Вот тут ставлю компрессор. Обычно пользуюсь двумя машинками либо kjaerhus либо вавесовский rComp / Это хорошие компрессоры в них есть обычный набор функций.
4. Обычно в этом слоте стоит EQ . Пользуюсь также либо kjaerhus либо вавесовским q10 / эквалайзер стараюсь трогать вообще по минимуму шельфами
5. Тут уже зависит от того что имеем после преджидущих 4 пунктов.
Может понадобиться Диэссер Вавес плагины хороший длиэссер имеют им и пользуюсь. Если нужен иксайтер (редко но пользуюсь) иксайтером из пакета 4Front .
дальше пару слов поповоду пространства.
Сейчас пользуюсь ревербератором от arts acoustick иногда Wizoo verb / Дилеи ретродилей и DB audioware Tempo dilay это бесплатный дилей.

Тут есть некотрые вещи стараюсь сильно не усердствовать со стереобазой. Проблемма состоит в том чтобы не получилось что весь обьём свалил в правый и левый канал. тоесть в центре толькоголос остаётся а отражения в правом и левом, стараюсь брать моно реверб потому что голос, например по телевидению, будет звучать совершенно сухо. обязательно проверять кнопочнкой моно что получается.
ну естевственно голос пишется только в моно на моно канал, и позиционируется в панораме по середине.
Ну по громкости стараюсь сделать так чтобы найти разумный баланс между громкость разборчивость, стараюсь сделать настолько тихо вокал сколько это возможно но при этом чтобы он звучал прозрачно и разборчиво и рядышком.
Вот вроде бы и всё.
А вообще очень важно слушать музыку много музыки разной анализировать как и что делают те или иные подюссеры... Тогда и у самого начнёт лучше получаться
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"Samhain4!K\")</div>
Какие основные правила при обработке женского вокала?[/b]

Если речь идёт о тяжёлой музыке, то я советовал бы вообще не крутить сильно эквалайзер на вокале. Максимум, что я сделал бы – это убрал немного низа. Затем приподнял бы в районе 2 kHz. Компресить можно смело, не боясь выкручивать ручку Threshold (примерно до -20dB) Коэффициент сжатия установи примерно 4:1 Это вообще считается стандартом в обработке голоса для тяжёлой музыки. При такой компрессии вполне вероятно может вылезти буква «Т». Тогда жми диессером. Если в твоей тяжёлой музыке есть тяжёлые гитары (может это электронная тяжесть), то внимание нужно уделять больше им. Power guitar занимают большой диапазон частот и именно от того, на сколько правильно ты их эквализовал, будет зависеть разборчивость вашего вокала. ИМХО…
 
Из моей практики:

Низ в вокале, как в мужском, так и в женском, резать нужно очень осторожно, так как там находятся нижние обертона, пускай, это звучит как помеха, но эти шумы позволяют голосу звучать натурально "близко" - если это нужно. Если резануть, как вы все говорите, низ по 170гц, то голос может потерять живость и зазвучит плоско, но если на это повесить ревер + делей, то ништяк, тут согласен, мы удалим голос метров на десять (полетный, высокий вокал). Я видел случаи, когда низ отдельно жали полосовым компрессором, что бы предать вокалу больше "груди" (слово не обсуждать). Вообще, эквализация вокала - тонкая вещь, чем меньше вмешательство эквалайзера, тем лучше. Так как, человеческое ухо наиболее чувствительно воспринимает натуральность тембра именно человеческого голоса (всем понятно почему), любое ПАГУБНОЕ ИЛИ ЧРЕЗМЕРНОЕ употребление EQ может угробить естественность тембра, и нашему уху уже будет не комфортно, так как оно не любит слушать голос с кривой "ачх" (не относится к случаям, когда речь идет о саунд дизайне (+18db на 2khz, когда это нужно для "фишки"))
 
<div class='quotetop'>Цитата(Castaneda @ Sep 18 2004, 12:32 PM) [snapback]44713[/snapback]</div>
После записи диэсер, и давить всё что ниже 200[/b]
Абсолютно несогласен. Есть же голосовые диапазоны, в которых частоты в районе 200-250Гц являются чуть ли не критическими. Конечно, в женском вокале это встречается редко, однако встречается!
 

Сейчас просматривают