Запись виолончели

  • Автор темы Автор темы volvox
  • Дата начала Дата начала

volvox

Member
17 Май 2005
129
2
18
41
Интересует техника записи виолончели в студийных условиях.
Какие предпочтительны микрофоны, расстояние? В общем, интересно буквально все относительно вопроса.
Заранее извиняюсь если повторяюсь с вопросом, но конкретно по теме информации не нашел.
Спасибо )
 
Следует заметить что это один из наиболее капризных инструментов и имеет очень большую неравномерность по диапазону, а потому большинство инструментов в руках многих исполнителей звучат хуже чем хорошие сэмпловые, некоторые ноты орут а некоторые просто пропадают...

Так что для записи нужен хороший инструмент, хороший исполнитель и хороший компрессор. В оркестре эти проблеммы всегда решались увеличением числа инструментов в группе.

Кстати виолончель хорошо пишется и динамическими микрофонами.
 
Спасибо большое за ответы.
На самом деле я задал вопрос уже постфактум, так как хотел выяснить, что я сделал неправильно )
В общем посчастливилось записывать очень именитого виолончелиста перед которым я просто преклоняюсь. Не слушая в принципе такую музыку, и, тем более не разбираясь в тонкостях звучания оркестровых инструментов, никогда не думал что столкнусь с такого рода записью. Когдавидишь и слышишь как звучит этот инструмент в руках настоящего маэстро, то это просто бесполезно описывать, лучше один раз услышать.
У меня был Neumannn U87 Ai, который, как я потом выяснил является одним из эталонных майков для записи виолончели, так что этим моментомв случае претензий я отмазаться уже никак не смогу )))

Что касается установки микрофона, то основываясь на знаниях и путем экспериментов установил 87 на растоянии приблизительно метра от виолончели мембраной параллельно деке на уровне f-образных отверстий (простите не знаю как они точно называются). Инструмент на самом деле капризный.
Запись была без компрессии. Не сразу получилось настроить оптимальный уровнеь, но все равно пару раз пикануло.
По возможности потом расскажу, как в итоге у меня все получилось. Нужно услышать мнение специалиста )
 
Предстоит записать виолончель. Одного мика хватит или два ставить ,может три? Конечно же буду искать звук, но от советов не откажусь.
 
Желательно пьезо + конденсер . У любого инструмента есть "волчки" , поэтому надо искать положение микрофона тщательней.
Пъезо подойдет от контрабаса , например. Есть специальные . Мик с широкой мембраной.
 
По одному на каждую струну и пятый на смычок? =)
Как вы догадались ? Подробности узнайте в вашем учебном заведении. Повторяю 5 микрофонов минимум, если вы пишите сольную виолончель, стоимостью от 200к евро. всё остальное можно писать чем угодно(на память) или вообще не писать:-)
 
Красивое лиричное соло будут играть сакс баритон и виолончель, как бы переговариваясь между собой. Писать сакс и виолончель буду в разное время в разных местах. Стеб про 5 микрофонов не вкурил . Какойто звукосниматель у виолончелистки есть.
 
Kuskov, попробуйте AB на оба инструмента. При прозрачной аранжировке должно быть неплохо. Но я бы писал в одном месте..

5 микрофонов это в случае акустически красивого помещения, если это ваш случай - ЮИ лучше расскажет =)
 
  • Like
Реакции: Kuskov
Какойто звукосниматель у виолончелистки есть.
Оставьте для концертов (и то в неблагополучном помещении). Микрофонов для данной ситуации "слишком много" не бывает - а отказаться от использования каких-либо дорожек никогда не поздно.

Как грицца, лучше думать, куда деть, чем думать - откуда взять...:biggrin:

Конкретно по схемам - кроме ближних микрофонов на "акупунктурные точки) - обязательно стерео пару (ы), схемы надо подбирать тщательно, поскольку у каждой свои преимущества и недостатки.
 
  • Like
Реакции: kapetz и Kuskov
К сожалению пока колхоз. Но хочется из этого колхоза выжать лучшее.
 
Последнее редактирование:
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Kuskov
Получается АВ + stereo Room + один по центру на инструмент. Я никогда не писал виолончель, поэтому думал, может один на гриф, другой на корпус, а третий может еще сзади поставить. С другой стороны тут она одна играет . А мне надо потом усадить ее в микс с вокалом, барабаном и прочими. Так что не думаю , что будет уместна такая запись в аранжерее в моем случае. Скорее всего буду писать в заглушеном помещении, а значить рум микрофоны можна и не ставить. АВ + 1 по ценру.
 
Нахрена 5 микрофонов на виолончель? 2 можно - один , скажем, с метра, втором метров с 3... 5? А куда 5?
один с метра, главная пара, дальняя пара.
Это как я писал бы классическую сольную виолончель за 200к евро в хорошем зале =)
Но Rarr видимо что-то другое имеет в виду - там по ссылке недо-DeccaTree и запасная AB.
 
Нахрена 5 микрофонов на виолончель?
Виолончель - большая такая штука с замысловатым корпусом, разные части, которого отвечают за разные участки спектра. Отсюда и количество. Это как бы небольшой оркестр в одном корпусе.
Поэтому одним микрофоном записать оркестр можно, но сложно:-) Кстати, из-за непонимания этого и появляются проблемы "выстреливающих" звуков, которые пытаются удушить компрессором. Но это бесполезно, если выстрел произведён, то вы уже жертва:-)
 
Виолончель писал только один раз, давно и неудачно. Двумя микрофонами и её звукоснимателем, хорошим вроде как… но получилась ерунда.

Зато собирал и чинил я не один инструмент, не скажу что тут большой опыт, но механический смысл уловить было можно — у виолончели много переходных характеристик, впрочем как и у других акустических инструментов, но за счет того, что спектр у виолончели и широк и басовит, а струны у неё всего четыре и динамический диапазон в 35-40 дБ, больше только у рояля и оркестров — могут возникать паразитные резонансы в нижней части спектра, как раз в тех местах где у комнат много мод, а микрофоны имеют свои паразитные частотные характеристики. Ещё конструкция виолончели устроена так, что сложно уловить единственную хорошую точку излучения, сфокусированность часто достигается только на относительно больших расстояниях (извиняюсь, но она для того и проектировалась) — на коротких дистанциях, скорее всего, ясного положения для всего динамического диапазона и частотного спектра вы не найдёте. Поэтому не шутка а совершенно практический совет про 5 микрофонов лично меня не удивил — там просто и звучит 5 инструментов: струна, струна, струна, струна и корпус, который как сам звучит в собирательном смысле образуя тембр (под корпусом я понимаю всю деревянную часть конструкции, и гриф, и деки, и обечайки и набор), так и транслирует колебания струн достаточно раздельно. Тут даже без микрофона будет слышно — попробуйте дернуть две струны одновременно, они в разных точках дадут разное соотношение громкостей, в некоторых случаях за звучанием одной не будет слышно другой, но стоит лишь немного переместить голову как картина меняется.

Все имхо. Пишите либо издалека на 1-2 микрофона, найдя точку где более-менее звучит вся партия, но тут нужен хороший зал, либо воспользуйтесь всем доступным парком микрофонов и расположите их хоть вплотную, лишь бы звук был качественный. Да, кстати ещё не слышал чтобы виолончели одинаково звучали, конструкция всегда немного отличается, точки излучения варьируются, ну и про влажность воздуха и давление не стоит забывать, поэтому и особые картинки тут не помогут.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Kuskov
найдя точку где более-менее звучит вся партия, но тут нужен хороший зал, либо воспользуйтесь всем доступным парком микрофонов и расположите их хоть вплотную, лишь бы звук был качественный. Да, кстати ещё не слышал чтобы виолончели одинаково звучали, конструкция всегда немного отличается, точки излучения варьируются, ну и про влажность воздуха и давление не стоит забывать, поэтому и особые картинки тут не помогут.
И как это только люди раньше умудрялись виолончель записывать? Ума не приложу :-).
Хорошо, что Rarr изначально не предложил записывать виолончель на 10 микрофонов, тут бы такая креативная фантазия началась бы :-))).

Виолончель - большая такая штука с замысловатым корпусом, разные части, которого отвечают за разные участки спектра.
А теперь вместо "виолончели" подставляем в эту изящную сентенцию любой другой инструмент, и смысл сентенции будет по-прежнему справедлив :-).

Рояль - большая такая штука с замысловатым корпусом, разные части которого отвечают за разные участки спектра.
Контрабас - большая такая штука с замысловатым корпусом, разные части которого отвечают за разные участки спектра.
Орган - большая такая штука с замысловатым корпусом, разные части которого отвечают за разные участки спектра.
Фагот - большая такая флейта деревянная с замысловатым корпусом, разные части которого отвечают за разные участки спектра.
Альт - большая такая скрипка с замысловатым корпусом, разные части которого отвечают за разные участки спектра.
Гитара - большая такая штука с замысловатым корпусом, разные части, которого отвечают за разные участки спектра.

И т. д., и т. п. :-)))))
 
Последнее редактирование:
James Kru, я не сказал невозможно, я сказал «очень непросто», а мастера могут всё, но спрашивающий советов же искал конкретных, как бы тут с линейкой не подкатишь, вот и так пришлось немного пострадать за дело :)
 
как бы тут с линейкой не подкатишь,
Конечно не подкатишь! Сначала надо знать для каких целей пишем виолончель, каковы акустические условия для её записи, чем будем её писать :-))).
 
Поэтому одним микрофоном записать оркестр можно, но сложно

Рассказывали у нас оркестр на национальном радио (лет 25 назад) писали дюжиной микрофонов и все получалось посредственно... а потом как-то приехали немцы и записали оркестр двумя микрофонами и все были сражены качеством записи...

Нахрена 5 микрофонов на виолончель?

Читал про способ записи ударной установки при помощи 40-ка микрофонов...

Всегда писал виолончель на 1-2 микрофона. Если студия хорошо звучит, можно добавить еще 2, но больше...
 
Рояль - большая такая штука с замысловатым корпусом, разные части которого отвечают за разные участки спектра.
Контрабас - большая такая штука с замысловатым корпусом, разные части которого отвечают за разные участки спектра.
Орган - большая такая штука с замысловатым корпусом, разные части которого отвечают за разные участки спектра.
Фагот - большая такая флейта деревянная с замысловатым корпусом, разные части которого отвечают за разные участки спектра.
Альт - большая такая скрипка с замысловатым корпусом, разные части которого отвечают за разные участки спектра.
Гитара - большая такая штука с замысловатым корпусом, разные части, которого отвечают за разные участки спектра.
Это ж симпатичный анекдот получился :)

Нет, мои сведения всё такие имеют под собой некоторую мне понятную основу, так что я не соглашусь, хотя могу быть не прав. Делал и акустические гитары, и склеивал виолончель, и контрабас чинил (блин тут анекдот продолжается, стараюсь не волноваться) — ну в общем, суть, которая отличает виолончель среди всех представленных:
1. достаточно большой ДД в 35-45 дБ — почти как у рояля, и больше, чем у органа, тут цифры в источниках разные, поэтому расхождения, но у контрабаса в группе струнных самый маленький ДД, при таком же объёме частот как у виолончели;
2. достаточно большой спектр частот, как у акустической гитары, только чуть шире в обе стороны; либо как у контрабаса, но сдвинуто полоктавы, при этом и у гитары и у контрабаса ДД намного меньше;
3. при этих входящих — четыре (всего четыре) независимых источника колебаний, сравните при тех же ДД и ЧХ, у всех остальных источников одновременного колебания всегда больше — подобного инструмента просто нет.

Вот и вся механическая система, одному корпусу приходится сочетать и распределять по всему спектру и диапазону всего четыре колебателя, при этом предполагается, что это нужно сделать равномерно и плавно :)
Упс, а это можно сделать только при увеличении длины пробега волны, т.е. отойти подальше, где звук будет более «собран», законы мод тут действуют в полной мере, иначе резонансы, боль, потери…

Про установку условий задачи люто бешено согласен, надо бы знать чем располагает Kuskov, а то мы ему тут насоветовали не по возможностям. Но я старался предположить, что помещение найти сложнее, чем полдюжины неплохих микрофонов :)

как-то приехали немцы и записали оркестр двумя микрофонами
И остальное про уменьшение числа микрофонов: комплексный сложный сигнал хорошо записать на меньшее количество микрофонов будет легче, но! Оркестр писали в специально спроектированном концертном помещении (ну или студийном супер-зале), в обычной средней комнате это будет попоболь. Но тут запахло холиваром, на всякий случай самоустраняюсь, если я не прав просто скажите это вопрошаеющему, и пусть он хорошо запишет челлу любым способом, хоть на 1 микрофон, хоть на 50, главное результат, я дал только выкладки по определенному направлению мысли. Опыт ценнее, автор — действуй! Тему читаю с интересом, с опытными профессионалами спорить не хочу, если я не прав с удовольствием узнаю где :)
 
Последнее редактирование:
Виолончель - большая такая штука с замысловатым корпусом, разные части, которого отвечают за разные участки спектра. Отсюда и количество. Это как бы небольшой оркестр в одном корпусе.
Поэтому одним микрофоном записать оркестр можно, но сложно:-) Кстати, из-за непонимания этого и появляются проблемы "выстреливающих" звуков, которые пытаются удушить компрессором. Но это бесполезно, если выстрел произведён, то вы уже жертва:-)

Да нет у меня непонимания. Представляю себе довольно неплохо, что к чему. Писал на киностудии Довженко камерные составы и оркестры когда-то. Я просто не понял для чего это и в каких условиях.
 
И как это только люди раньше умудрялись виолончель записывать? Ума не приложу :-).
Так приложите ! А я вам скажу как - хреново !
Причём с этим ещё Pablo Casals мучался, да и у последующих мастеров были проблемы, послушайте Ростроповича, Ивашкина, Enrico Mainardi, Mischa Maisky,
хотя у Миши наверно всё-таки лучший звук, ещё круто звучит даже в оркесте инструмент у Jacqueline Du Pre !
Проблема в том, что толком никто не знает как, и в каких акустических условиях должен звучать этот инструмент, то есть нет стереотипа, эталона звучания. инструмент задумывался как оркестровый, для заполнения регистра, так сказать. А тут вдруг полезли солисты:-) Ещё проблема в том, что исполнитель слышит и чувствует одно, а слушатель другое, и в случае с виолончелью это гипертрафировано !
Рояль - большая такая штука с замысловатым корпусом, разные части которого отвечают за разные участки спектра.
Да ! Поэтому хорошие записи рояля можно по пальцам сосчитать !
И контрабас, и гитара...Всё это дико сложные инструменты... Мне вот посчастливилось писать одного из лучших джазовых контрабасистов мира..., так мы с ним вместе чуть с ума не сошли...пока не нарулили звук:-) И ещё я вам вот что скажу, никакие советы, мастер классы, видео с ютюба, и прочее, не помогут научиться! В определённый момент вы просто почуствуете инструмент и поймёте как его нужно писать в каждом конкретном случае. И каждый случай всегда разный, это вам не "подключите пъезозвукосниматель хорошим проводом".....:-)
А по поводу немцев, они просто правильно оценили возможности оркестра и акустику студии и приняли оптимальное решение. А я знаю случай, когда по контракту англичане приехали со своей передвижкой писать концерт известного оркестра в БЗК, так они сильно не церемонились, через 15 минут после начала концерта(зал битком !) выходит на сцену джентельмен, хлопает в ладоши и просит первую часть ещё раз сыграть...:-) Поправляет микрофоны и уходит...- Концерт таким образом продолжался с остановками часов 5 !
 
Как виолончелист могу сказать что писался я на студиях на два микрофона, вроде все нормально получалось. Вот так все прописывал много раз даблом. Вроде симпатично получилось)))
 
  • Like
Реакции: Music_Hawk
Если писать такие инструменты (с длинными нотами и богатые гармониками), то хоть форманты на одном надо сдвинуть, ибо когда дублируется один инструмент, то все его характерные признаки подчеркиваются - форманты, характер вибрации, шумы и получается электронное звучание...
 
alexxx1982, очень красиво!
А какими микрофонами записывали?
 

Сейчас просматривают