Как написать одноголосную мелодию в заданной тональности

Nabastak

Заюшка набАст
16 Фев 2005
4.774
2.902
113
43
Москва
Просветите чайника или скажите где можно прочесть- вот берем тональность, например, натуральный до мажор
Есть в нем 7 ступеней гаммы главные - I,V,VII ступени, есть еще ноты, не входящие в гамму (в д. случае черные клавиши) - так вот когда лучше стоит использовать те или иные ноты по отношению, скажем, к сильным, слабым долям, переходящим нотам , первой и последней ноте мелодии и т.д. Чего нельзя, чего можно...
 
Конкретные разделы или весь курс? Мне не надо пока знать о гармонизации мелодии - только саму ее нарисовать - или это все из одной оперы?
 
Если в гармонии всё-таки присутствуют довольно жёсткие законы, то в мелодии главное, чтобы она звучала интересно, а для нужна лишь развитая фантазия. При создании одноголосой мелодии в вашем распоряжении \: повышенные/пониженные ступени народных ладов и гармонического и мелодического минора/мажора, blue notes.

Если мелодия состоит из двух мотивов, то первый обычно оканчивается доминантой (V), а второй - тоникой (I).

Не старайтесь загнать мелодию в теорию, а то получите образец из сборника упражнений по гармонии...
 
>>Не старайтесь загнать мелодию в теорию, а то получите образец из сборника упражнений по гармонии...
Так-то оно так, но хотелось бы вычленить фальшивые, кривые моменты, чтобы в дальнейшем их избегать и сочинять быстрее.
Я просто давно немного занимался с репетитором, чтобы хоть самые начальные знания заиметь, и он говорил, что дескать переходящие клавиши могут быть вообще любые, начинать надо толи с одной из главных ступеней, толи с одной из нот тонического трезвучия и все в таком духе, не помню уже к сожалению...
 
Rat1981, вопрос не понятен. написать просто, нужно сесть и написать.
И как вы собираетесь писать мелодию, если вы не слышите, где фальшивые ноты, а где - нет? в зависимости от стиля, настроения и вкуса, начинать и заканчивать можно любой нотой.
кстати :) не помню у кого было подпись - "решил начать писать музыку, какие ноты лучше всего использовать?" может, он подскажет?
 
<div class='quotetop'>Цитата(Rat1981 @ Aug 10 2007, 03:55 AM) [snapback]479717[/snapback]</div>
Просветите чайника или скажите где можно прочесть- вот берем тональность, например, натуральный до мажор
Есть в нем 7 ступеней гаммы главные - I,V,VII ступени, есть еще ноты, не входящие в гамму (в д. случае черные клавиши) - так вот когда лучше стоит использовать те или иные ноты по отношению, скажем, к сильным, слабым долям, переходящим нотам , первой и последней ноте мелодии и т.д. Чего нельзя, чего можно...
[/b]


Мелодия часто начинается аккордовым звуком тонической гармонии. (I, III, V ступени)
Мелодия может начинаться и неаккордовым звуком, но в этом случае она как правило тут же переходит к соседнему аккордовому, который имеет большую длительность, чем первый неаккордовый.

На сильных долях тот же закон - как правило аккордовые звуки, а если неаккордовые, то они служат задержанием к аккордовым, длительность последних опять больше.

Переходящих нот не существует. Есть проходящие :)
 
2 Юркi
Да не в том дело - я слышу где фальшиво (в голове слышу а на клавишах пока не могу заранее точно предугадать как оно зазвучит) - просто приходится перебирать несколько вариантов, пока не зазвучит как надо, а так может быть знал бы заранее, что на такую-то клавишу не надо в данном случае нажимать потому-то потому-то...


2 Kiparis Вот вот это уже то что нужно! Спасибо.
Как раз это я и хотел услышать - небольшой так сказать старт.
Дальше уже, если что, учебник полистаю
 
Фальшивость - относительное понятие. А авангардная музыка, обильно использующая диссонансы, тоже фальшивая?

Действительно лучше почитать учебник гармонии. Тема "Функциональная система", в которой описаны основные аккорды тонической, доминантовой и субдоминантовой функций.
 
<div class='quotetop'>Цитата(Rat1981 @ Aug 10 2007, 10:06 AM) [snapback]479782[/snapback]</div>
2 Юркi
Да не в том дело - я слышу где фальшиво (в голове слышу а на клавишах пока не могу заранее точно предугадать как оно зазвучит) - просто приходится перебирать несколько вариантов, пока не зазвучит как надо, а так может быть знал бы заранее, что на такую-то клавишу не надо в данном случае нажимать потому-то потому-то...
[/b]
а здесь поможет только опыт и труд.
 
>>А авангардная музыка, обильно использующая диссонансы, тоже фальшивая?
Разумеется всякие группы типа solefald или lux occulta я и не имею ввиду, мне бы для начала что попроще.
>>Тема ни о чем...
Очень даже о чем - это то же самое, как когда мне надо было замутить одну фичу с DTS-м 2000-го SQL-ля я просто нашел ее уже кем-то написанную в инете и был избавлен от изучения фундаментальных основ этого дела. А вот перешли на 2005-й и жопа пошла, т.к пришлось долго и нудно читать, а мне то было нужно всего-то ничего. Прозондировать надо почву сначала, преждем чем браться за горы страниц. Послушал, что знающие люди сказали и прикинул последующие действия!
Всем спасибо...
 
Если у человек ум технического склада, то это в порядке вещей изначально просчитывать неверные ходы, а не жечь потом кипы нотной бумаги :)

А можно ещё пойти к педагогу по композиции (хорошего правда поискать надо)... И на большинство задаваемых тобой вопросов касаемо практического применения теории будут даны ответы.
 
Ответа на вопрос "как написать мелодию" не существует. Есть ответы на вопрос "как записать", "как гармонизовать", "как развить" и т. д.
А вот научиться писать мелодии невозможно. Они к тебе просто приходят и все. Или не приходят. Если второе, оставь в покое сочинительство. Это не твое.
 
Самое сложное - сочинять мелодии, которые не были уже сочинены кем-то другим задолго до ;)
 
Абсолютно идентичных мелодий не бывает... Либо это какой-то латентный плагиат.
 
<div class='quotetop'>Цитата</div>
Абсолютно идентичных мелодий не бывает[/b]

А абсолютное совпадение и не требуется. Достаточно просто узнаваемости, чтобы услышать в свой адрес веселое ржание и улюлюканье

А подсознательный плагиат, кстати, тоже очень серьезная проблема.
 
Привет всем! Значит как я бы написал одноголосную мелодию в до-мажоре:

1. Решил бы в каком размере я хочу писать - 3/4 или 4/4.
2. Решил бы сколько тактов будет во фразе - 4 или 5. Фразы будет две.
3. Написал бы ритм для фразы. Для обеих он одинаков.
4. Заполнил бы нотами ритм: начал с до, закончил соль или фа. А вторую фразу закончил До.

Вроде ничего так, да?: - )
 
Тараканчиков,
Четвёртый пункт интересный - "заполнил бы нотами ритм"... ИМХО, звучит так, будто если бы ноты в мелодии можно было бы не использовать, то в этом пункте необходимости бы и не было...

Я бы начал как раз с нот, потом бы определился с тактами на фразу, ритмом и размером.

Но это опять же шаблон для работы.

ОФФТОП: Я ваш аватар на полном серьёзе принял за насекомое - по экрану начал давить, чуть за дихлофосом не побежал...

tarzan,
<div class='quotetop'>Цитата</div>
А подсознательный плагиат, кстати, тоже очень серьезная проблема.[/b]
Это точно. Хорошо ещё, если вовремя разобраться, что он присутствует, а иначе вся работа - на смарку... Значит нужно слушать меньше музыки, чтобы уменьшить вероятность... А как тогда опыт перенимать, приёмы?
 
4eburah, спасибо за дихлофос: - ) "будто если бы ноты в мелодии можно было бы не использовать" - в мелодии ноты надо использовать обязательно, но это моё личное мнение, может я ошибаюсь. Случайно набраные ноты имеющие чёткий ритмический рисунок воспринимаются человеком, в отличии от правильно-набранных нот без чёткого ритма.
Для работы нужны шаблоны, без них никак!: - )
 
Ритм и ноты: одно без другого не мыслимо, одно дополняет другое; достижение баланса - вот наипервейшая задача...
 
А как насчет "трех китов": мелодия, гармония, ритм? Без одного- уже не музыка, увы. Вроде никто еще не отменял этой истины. Кроме репперов. Но им, убогим, можно простить...:)
 
А что можно назвать отсутствием гармонии, ритма, мелодии? Если музыку нашли даже в индустриальных шумах производственных машин и бытовых приборов...
 
<div class='quotetop'>Цитата(4eburah @ Aug 12 2007, 02:15 PM) [snapback]480586[/snapback]</div>
А что можно назвать отсутствием гармонии, ритма, мелодии? Если музыку нашли даже в индустриальных шумах производственных машин и бытовых приборов...
[/b]
Для большинства душевноздоровых людей музыка останется тем, что она есть. Существуют музыканты, композиторы, благодарные слушатели... А есть искатели, обделенные чувством прекрасного. И чего они прицепились к музыке, называли бы свой продукт как- нибудь специально, индастриал-высер что ли... и копали бы себе в этом направлении.
 
<div class='quotetop'>Цитата</div>
А есть искатели, обделенные чувством прекрасного. И чего они прицепились к музыке, называли бы свой продукт как- нибудь специально, индастриал-высер что ли... и копали бы себе в этом направлении.
[/b]
Согласен. К сожалению, музыкальной кастрации не существует...
 
Не ну вы что люди все такие ленивые то а?????если хочешь чему-то научиться - это прежде всего нужно научиться слышать!А слышать гармонии внутри себя, А прежде чем слышать нужно "заложить" в себя всю информацию об аккордах, их типичных и не типичных соединениях+ко всему слушать музыку-того стиля в котором будете писать, и слышать там так называемые аккордовые последовательности - реально помогает. Так что быстренько за теорией, что-бы составить так называемую таблицу (существующих на сей день)аккордов- (на ступенях, на пятой ступени можно различные красивые аккорды применить и будет необычно и красиво). Потом за гармонией что - бы изучить их соединения, все это есстественно играть на пианино(в т.ч. можно и миди и синт)...Ну а далее можно и эксперементировать - это после основы хорошо заложенной начинает приходить на ум. Ничего нового и красивого не получиться если не знаешь основы и не знаком с гармониями и их соединениями. А далее и ритм можно придумать и все что хочешь руки наиграют , а голова проконтролирует. Вообще все запреты нужно отбрасывать если они ЗВучат!!!
 
bagirochka,
О какой гармонизации идёт речь, если топик о создании одноголосной мелодии - с этим проблемы.
А для гармонизации, действительно, вы правильно подметили, нужно знать какие обороты, формы аккордов свойственны какому стилю...
 
именно опираясь на обороты в гармонии можно ощютить мелодию, есть например так называемые кадансы, или секвенции, или ход волторны, опираясь на бас или мелодию из гармонии можно и продумать свою мелодию, остаются только её развивать. А еще по теории нужно знать форму, например идеальна мелодия которая равна 4,8,16 тактам,.
Мелодия может идти по любым нотам, в т.ч. альтерированным(когда повышается или понижается вторая ступень ступень лада в мажере или в миноре четвертая-например в до мажере это нота ре - соответственно она может быть и ре диезом и ре бемолем, и в до миноре - это фо диез и фа бемоль , который тяготеет в ми бемоль. Кстати нужно знать гармонический лад, который характерен востоку(в мажере шестая ступень понижена, в миноре седьмая повышена).


Если мы подрузумиваем размер "на четыре удара"(или на восемь счет), то соответственно первая и третья ступени лада это основные, а вторая и четвертая - это те звуки которые тяготеют в основные ступени.(естественно если менять звук на каждый счет, можно же ноту протянуть и на два удара например четвертая ступень на "три","четыре", а далее можно и в пятую ступень или обратно в первую.Ступени конечно условны, потому что если есть бас, который подчеркивает ту или иную функцию, можно и мелодию по звукам состовляющим этот аккорд вести. Например до мажерный аккорд состоит из до-ми-соль, бас до , соответственно можно взять и ми или соль, или поставить бас. а по его аккордовым звукам в мелодии(инструментальной) можно передвигаться в разных направлениях и то же будет мелодия.
Музыку начинать нужно либо с основной ступени, либо с третьей - это нужно для Основные ступени это 1,3,5, на которые обычно опирается музыка, есть популярная шестая ступень, на которой любят останавливать движение.

Но самое главное, что придает мелодии разнообразность - это так называемая модуляция!!!!!!!!!!!тоесть переход в другую тональность, в которой мелодию можно развивать, нельзя зацикливаться на одной тональности , конечно и не нужно использовать в песне слишком много тональностей хватит двух, или трех.

вообще есть некоторые правила из нужно знать как говориться , что бы нарушать, а вообще есть адресок 7not.ru там и гармония и теория и все что хочешь
all-2music.com/solfegio.html - а вот ето для проверки своих знаний, очень хорошая тема


так что удачи
 

Сейчас просматривают