Введение в композицию, или несколько слов о музыкальной форме
Очень много на свете незаконченных произведений. Некоторые музыканты не могут завершить больше половины своих творений. Одна из причин кроется в неверном понимании слов «композиция» или «сочинение музыки». Многие считают, что единственно важное в сочинении музыки – придумать мелодию, «тему», в связи с чем устанавливается тот психологический барьер, который мешает двигаться вперед (тему изобрел – а что дальше?). Но придумывание темы или мелодии, аккордовой последовательности или гармонического оборота, поиск интересного ритма – все это первый «ознакомительный» этап, на котором хорошо себя чувствует и новичок, в той или иной мере, зависимо от его дарования. В связи с таким взглядом на музыку многие «сочинители мелодий» считают себя композиторами масштаба не меньше Чайковского, но здесь и кроется главная ошибка. Сочинение музыки, или, скажем правильнее, композиция – это не есть процесс придумывания мелодий. Композиция – это процесс создания музыкальных произведений из составных элементов, таких, как мелодия. И обучиться этому ремеслу намного сложнее. Композитор может выдавать по сотне мелодий в день, записывать их на бумагу или в секвенсор, напевать в микрофон, и при этом результат в виде произведений будет появляться раз в месяц. Композитор – это тот, кто умеет конструировать форму, то есть создавать целостное звуковое полотно, от первого такта до последнего.
Теме музыкальной формы посвящены толстые учебники, стопки лекций. Я попытаюсь рассказать о том, что есть музыкальная форма и с чем ее едят на простых примерах. Надеюсь, что найдутся читатели, которых мое введение в музыкальную форму сподвигнет изучать вопрос более глубоко.
Для начала вспомним очень известную мелодию Поля Мориа «Жаворонок» (музыка из «В мире животных») и посмотрим на ее запись в двух вариантах, предполагая, что не каждый разбирается в нотах:
[трек потерялся при переезде форума]
Вспомните, проиграйте, пропойте или прослушайте эту мелодию внимательно, прочувствуйте ее. А теперь сравните ее с человеческой речью. Представьте, будто музыка вступает сама с собой в диалог, пытаясь этим диалогом донести до нас какую-то мысль. Раз речь идет о диалоге, то можно говорить о вопросах, ответах, о словах и реакции на них. Красным цветом обозначим вопросы, за которыми следуют ответы, раскрашенные синим цветом. Мысленно прослушайте мелодию еще раз, попробуйте ощутить эту связь:
[трек потерялся при переезде форума]
Услышали вопросы с ответами? Теперь воспользуемся музыкальной терминологией и назовем каждый фрагмент мелодии, будь то красный или синий, мотивом. Т.е. мы только что разделили музыку на логически связанные мотивы. Мелодия как будто выстраивается из них, растет, как растение из клеток. Мотив, как правило, имеет одну сильную долю, и все-время его начало и конец не совпадают с тактовыми чертами (т.е. сильная доля, доля метрического отсчета, находится чаще всего где-то в середине мотива).
Послушав еще внимательнее, мы можем заметить, что каждые два мотива могут служить своеобразным вопросом, ответ на который содержится в двух последующих мотивах:
[трек потерялся при переезде форума]
Построение из мотивов назовем фразой. Мы разделили мелодию на фразы. Можно представить музыку в виде дерева, покрытого листьями (мотивами), каждый из которых растет на своей ветке (входит в состав фразы). Иногда фразы состоят из четырех мотивов, а не из двух.
Найдем более широкое построение (это тоже термин, мы все время говорим именно о построениях). Теперь мы получаем два предложения:
[трек потерялся при переезде форума]
Два предложения входят в период. Период – это достаточно завершенная музыкальная мысль. Это самое простое и распространенное построение. В форме периода написано огромное количество популярных мелодий. Периоды бывают разные, и приемы формообразования при их сочинении тоже разные. В нашем случае, например, некоторые мотивы совпадают. Иногда предложения в одном периоде отличаются друг от друга только окончаниями (первое предложение оканчивается доминантой, второе – тоникой).
[трек потерялся при переезде форума]
Расширяя нашу мысль, мы можем включать период внутрь большего построения и связывать его с другими периодами. Простейший пример – простая трехчастная форма, которую можно записать формулой: А+Б+А1. Здесь два периода (А и А1) почти не отличаются друг от друга, но с ними логически завязан период Б. Песня может иметь, например, такую форму: А+Б+А+Б+Б1, где Б – припев. Расширяя кругозор, можно прийти к более сложным формам, например к сонатной форме. Последняя строится на противопоставлении двух тем, двух персонажей, которые вначале показываются во всей красе (экспозиция), потом вступают в какие-либо отношения, например в борьбу (разработка), и в итоге, после всех потрясений, проявляются в новом виде (реприза). Если вы решите слушать сонату и пытаться найти границы между частями, не забывайте, что там может быть еще и вступление, которое по ошибке можно принять за одну из тем.
Обратите внимание на указания количества тактов в периоде. Подобное количественное соотношение в музыке называется квадратностью (2-4-8-16-32-64…). Квадратность не всегда соблюдают, но она свойственна классической музыке. Благодаря этому чудесному свойству можно, зная симфонию, быстро вспомнить, что звучит в ее 134-м или 53-м такте, что для непосвященных покажется волшебством.
Теперь стоит упомянуть о таком понятии, как развитие. Музыка есть движение, жизнь. Хорошая музыка содержательна. На протяжении композиции всегда должно что-то происходить, должно разворачиваться какое-то действие. Этим не стоит пренебрегать, этому нужно учиться у мастеров. Главное – найти грань, при которой слушатель не уснет, и, в тоже время, не будет перегружен. Развитие может реализовываться по-разному, вся музыка – одно сплошное развитие. Где-то добавляются новые инструменты, где-то меняется тональность, растет напряжение, которое достигает своего апогея, кульминации. Кульминация чаще всего встречается в музыке где-то на двух третих от его начала (по закону золотого сечения). После кульминации, т.е. высшей точки, идет спад напряжения.
Выше я перечислял некоторые стандартные, проверенные временем, типы форм. Но надо отметить, что каждое произведение имеет свою, неповторимую форму, и эта форма зарождается в самом произведении, она, можно сказать, произведением и является. Форма произведения может не вписываться ни в один стандарт, но она должна следовать законам целостности и гармонии. Сочинение музыки – это процесс конструирования формы. Однако надо заметить, что большинство талантливых композиторов не следовали каким-то стандартным схемам, а следовали развитому музыкальному чувству, чувству красоты, целостности. Но при этом их произведения, в итоге, все равно вписывались с какую-либо из схем.
Анализ совершенных произведений помогает развивать так называемое «ощущение формы», как у художников и писателей (у писателей тоже самое: сюжет строится по словам, предложениям, абзацам, главам). Как найти произведение совершенной формы? Просто. Если произведение живет десятки или сотни лет, то его форма скорее всего совершенна. И поэтому нужно обращаться к классике, как к эталону. При желании можно развить ощущение до такой степени, что вы сможете отчетливо видеть сюжет в сонатном аллегро, подобно тому, как это делали любители музыки «классических» эпох, которые такую музыку слушали чаще. Если бы в этой музыке не было ничего интересного и действительно ценного, стали бы ради нее возводить консерватории, стала бы она жить веками, стали бы отдельные, умные люди посвящать ей свою жизнь? Задуматься об этом полезно, чтобы был толчок к поиску в этой музыке того, чего на первый взгляд не видно, особенно в наше время клубной танцевальной музыки, во время, в котором могут вполне коммерчески ремиксовать «Жаворонка», убивая замысел, о котором я говорил выше, просто не замечая его. То есть, убивая произведение путем разрушения его формы.
Помимо мелодии на образование формы влияют и другие элементы. Например гармония: аккорды разных функций направляют музыку, создают напряжение или устойчивость и т.д.
Все, что я написал выше, относится ко всем направлениям музыки. Любое произведение, трек, мелодия или песня представляет собой целостную форму. В электронной музыке формообразующим элементом можно считать и тембр, причем его влияние на форму может быть очень значительным, это нужно чувствовать.
На этом я закончу статью, поскольку все-равно в ее рамки можно поместить только маленькую каплю знаний о музыкальной форме.
Сочиняйте, анализируйте произведения мастеров и двигайтесь вперед!
(с)2007 Pavlius
--------------------------------------------------------------------------------------
П.С. Прошу модераторов пустить мой опус в раздел FAQ
Очень много на свете незаконченных произведений. Некоторые музыканты не могут завершить больше половины своих творений. Одна из причин кроется в неверном понимании слов «композиция» или «сочинение музыки». Многие считают, что единственно важное в сочинении музыки – придумать мелодию, «тему», в связи с чем устанавливается тот психологический барьер, который мешает двигаться вперед (тему изобрел – а что дальше?). Но придумывание темы или мелодии, аккордовой последовательности или гармонического оборота, поиск интересного ритма – все это первый «ознакомительный» этап, на котором хорошо себя чувствует и новичок, в той или иной мере, зависимо от его дарования. В связи с таким взглядом на музыку многие «сочинители мелодий» считают себя композиторами масштаба не меньше Чайковского, но здесь и кроется главная ошибка. Сочинение музыки, или, скажем правильнее, композиция – это не есть процесс придумывания мелодий. Композиция – это процесс создания музыкальных произведений из составных элементов, таких, как мелодия. И обучиться этому ремеслу намного сложнее. Композитор может выдавать по сотне мелодий в день, записывать их на бумагу или в секвенсор, напевать в микрофон, и при этом результат в виде произведений будет появляться раз в месяц. Композитор – это тот, кто умеет конструировать форму, то есть создавать целостное звуковое полотно, от первого такта до последнего.
Теме музыкальной формы посвящены толстые учебники, стопки лекций. Я попытаюсь рассказать о том, что есть музыкальная форма и с чем ее едят на простых примерах. Надеюсь, что найдутся читатели, которых мое введение в музыкальную форму сподвигнет изучать вопрос более глубоко.
Для начала вспомним очень известную мелодию Поля Мориа «Жаворонок» (музыка из «В мире животных») и посмотрим на ее запись в двух вариантах, предполагая, что не каждый разбирается в нотах:
[трек потерялся при переезде форума]
Вспомните, проиграйте, пропойте или прослушайте эту мелодию внимательно, прочувствуйте ее. А теперь сравните ее с человеческой речью. Представьте, будто музыка вступает сама с собой в диалог, пытаясь этим диалогом донести до нас какую-то мысль. Раз речь идет о диалоге, то можно говорить о вопросах, ответах, о словах и реакции на них. Красным цветом обозначим вопросы, за которыми следуют ответы, раскрашенные синим цветом. Мысленно прослушайте мелодию еще раз, попробуйте ощутить эту связь:
[трек потерялся при переезде форума]
Услышали вопросы с ответами? Теперь воспользуемся музыкальной терминологией и назовем каждый фрагмент мелодии, будь то красный или синий, мотивом. Т.е. мы только что разделили музыку на логически связанные мотивы. Мелодия как будто выстраивается из них, растет, как растение из клеток. Мотив, как правило, имеет одну сильную долю, и все-время его начало и конец не совпадают с тактовыми чертами (т.е. сильная доля, доля метрического отсчета, находится чаще всего где-то в середине мотива).
Послушав еще внимательнее, мы можем заметить, что каждые два мотива могут служить своеобразным вопросом, ответ на который содержится в двух последующих мотивах:
[трек потерялся при переезде форума]
Построение из мотивов назовем фразой. Мы разделили мелодию на фразы. Можно представить музыку в виде дерева, покрытого листьями (мотивами), каждый из которых растет на своей ветке (входит в состав фразы). Иногда фразы состоят из четырех мотивов, а не из двух.
Найдем более широкое построение (это тоже термин, мы все время говорим именно о построениях). Теперь мы получаем два предложения:
[трек потерялся при переезде форума]
Два предложения входят в период. Период – это достаточно завершенная музыкальная мысль. Это самое простое и распространенное построение. В форме периода написано огромное количество популярных мелодий. Периоды бывают разные, и приемы формообразования при их сочинении тоже разные. В нашем случае, например, некоторые мотивы совпадают. Иногда предложения в одном периоде отличаются друг от друга только окончаниями (первое предложение оканчивается доминантой, второе – тоникой).
[трек потерялся при переезде форума]
Расширяя нашу мысль, мы можем включать период внутрь большего построения и связывать его с другими периодами. Простейший пример – простая трехчастная форма, которую можно записать формулой: А+Б+А1. Здесь два периода (А и А1) почти не отличаются друг от друга, но с ними логически завязан период Б. Песня может иметь, например, такую форму: А+Б+А+Б+Б1, где Б – припев. Расширяя кругозор, можно прийти к более сложным формам, например к сонатной форме. Последняя строится на противопоставлении двух тем, двух персонажей, которые вначале показываются во всей красе (экспозиция), потом вступают в какие-либо отношения, например в борьбу (разработка), и в итоге, после всех потрясений, проявляются в новом виде (реприза). Если вы решите слушать сонату и пытаться найти границы между частями, не забывайте, что там может быть еще и вступление, которое по ошибке можно принять за одну из тем.
Обратите внимание на указания количества тактов в периоде. Подобное количественное соотношение в музыке называется квадратностью (2-4-8-16-32-64…). Квадратность не всегда соблюдают, но она свойственна классической музыке. Благодаря этому чудесному свойству можно, зная симфонию, быстро вспомнить, что звучит в ее 134-м или 53-м такте, что для непосвященных покажется волшебством.
Теперь стоит упомянуть о таком понятии, как развитие. Музыка есть движение, жизнь. Хорошая музыка содержательна. На протяжении композиции всегда должно что-то происходить, должно разворачиваться какое-то действие. Этим не стоит пренебрегать, этому нужно учиться у мастеров. Главное – найти грань, при которой слушатель не уснет, и, в тоже время, не будет перегружен. Развитие может реализовываться по-разному, вся музыка – одно сплошное развитие. Где-то добавляются новые инструменты, где-то меняется тональность, растет напряжение, которое достигает своего апогея, кульминации. Кульминация чаще всего встречается в музыке где-то на двух третих от его начала (по закону золотого сечения). После кульминации, т.е. высшей точки, идет спад напряжения.
Выше я перечислял некоторые стандартные, проверенные временем, типы форм. Но надо отметить, что каждое произведение имеет свою, неповторимую форму, и эта форма зарождается в самом произведении, она, можно сказать, произведением и является. Форма произведения может не вписываться ни в один стандарт, но она должна следовать законам целостности и гармонии. Сочинение музыки – это процесс конструирования формы. Однако надо заметить, что большинство талантливых композиторов не следовали каким-то стандартным схемам, а следовали развитому музыкальному чувству, чувству красоты, целостности. Но при этом их произведения, в итоге, все равно вписывались с какую-либо из схем.
Анализ совершенных произведений помогает развивать так называемое «ощущение формы», как у художников и писателей (у писателей тоже самое: сюжет строится по словам, предложениям, абзацам, главам). Как найти произведение совершенной формы? Просто. Если произведение живет десятки или сотни лет, то его форма скорее всего совершенна. И поэтому нужно обращаться к классике, как к эталону. При желании можно развить ощущение до такой степени, что вы сможете отчетливо видеть сюжет в сонатном аллегро, подобно тому, как это делали любители музыки «классических» эпох, которые такую музыку слушали чаще. Если бы в этой музыке не было ничего интересного и действительно ценного, стали бы ради нее возводить консерватории, стала бы она жить веками, стали бы отдельные, умные люди посвящать ей свою жизнь? Задуматься об этом полезно, чтобы был толчок к поиску в этой музыке того, чего на первый взгляд не видно, особенно в наше время клубной танцевальной музыки, во время, в котором могут вполне коммерчески ремиксовать «Жаворонка», убивая замысел, о котором я говорил выше, просто не замечая его. То есть, убивая произведение путем разрушения его формы.
Помимо мелодии на образование формы влияют и другие элементы. Например гармония: аккорды разных функций направляют музыку, создают напряжение или устойчивость и т.д.
Все, что я написал выше, относится ко всем направлениям музыки. Любое произведение, трек, мелодия или песня представляет собой целостную форму. В электронной музыке формообразующим элементом можно считать и тембр, причем его влияние на форму может быть очень значительным, это нужно чувствовать.
На этом я закончу статью, поскольку все-равно в ее рамки можно поместить только маленькую каплю знаний о музыкальной форме.
Сочиняйте, анализируйте произведения мастеров и двигайтесь вперед!
(с)2007 Pavlius
--------------------------------------------------------------------------------------
П.С. Прошу модераторов пустить мой опус в раздел FAQ
Последнее редактирование модератором: