FAQ: Как сочинять музыку

  • Автор темы Автор темы Pavlius
  • Дата начала Дата начала

Pavlius

Active Member
28 Сен 2005
380
170
43
Москва
pavlius.com
Введение в композицию, или несколько слов о музыкальной форме

Очень много на свете незаконченных произведений. Некоторые музыканты не могут завершить больше половины своих творений. Одна из причин кроется в неверном понимании слов «композиция» или «сочинение музыки». Многие считают, что единственно важное в сочинении музыки – придумать мелодию, «тему», в связи с чем устанавливается тот психологический барьер, который мешает двигаться вперед (тему изобрел – а что дальше?). Но придумывание темы или мелодии, аккордовой последовательности или гармонического оборота, поиск интересного ритма – все это первый «ознакомительный» этап, на котором хорошо себя чувствует и новичок, в той или иной мере, зависимо от его дарования. В связи с таким взглядом на музыку многие «сочинители мелодий» считают себя композиторами масштаба не меньше Чайковского, но здесь и кроется главная ошибка. Сочинение музыки, или, скажем правильнее, композиция – это не есть процесс придумывания мелодий. Композиция – это процесс создания музыкальных произведений из составных элементов, таких, как мелодия. И обучиться этому ремеслу намного сложнее. Композитор может выдавать по сотне мелодий в день, записывать их на бумагу или в секвенсор, напевать в микрофон, и при этом результат в виде произведений будет появляться раз в месяц. Композитор – это тот, кто умеет конструировать форму, то есть создавать целостное звуковое полотно, от первого такта до последнего.

Теме музыкальной формы посвящены толстые учебники, стопки лекций. Я попытаюсь рассказать о том, что есть музыкальная форма и с чем ее едят на простых примерах. Надеюсь, что найдутся читатели, которых мое введение в музыкальную форму сподвигнет изучать вопрос более глубоко.

Для начала вспомним очень известную мелодию Поля Мориа «Жаворонок» (музыка из «В мире животных») и посмотрим на ее запись в двух вариантах, предполагая, что не каждый разбирается в нотах:
[трек потерялся при переезде форума]

Вспомните, проиграйте, пропойте или прослушайте эту мелодию внимательно, прочувствуйте ее. А теперь сравните ее с человеческой речью. Представьте, будто музыка вступает сама с собой в диалог, пытаясь этим диалогом донести до нас какую-то мысль. Раз речь идет о диалоге, то можно говорить о вопросах, ответах, о словах и реакции на них. Красным цветом обозначим вопросы, за которыми следуют ответы, раскрашенные синим цветом. Мысленно прослушайте мелодию еще раз, попробуйте ощутить эту связь:
[трек потерялся при переезде форума]

Услышали вопросы с ответами? Теперь воспользуемся музыкальной терминологией и назовем каждый фрагмент мелодии, будь то красный или синий, мотивом. Т.е. мы только что разделили музыку на логически связанные мотивы. Мелодия как будто выстраивается из них, растет, как растение из клеток. Мотив, как правило, имеет одну сильную долю, и все-время его начало и конец не совпадают с тактовыми чертами (т.е. сильная доля, доля метрического отсчета, находится чаще всего где-то в середине мотива).
Послушав еще внимательнее, мы можем заметить, что каждые два мотива могут служить своеобразным вопросом, ответ на который содержится в двух последующих мотивах:
[трек потерялся при переезде форума]

Построение из мотивов назовем фразой. Мы разделили мелодию на фразы. Можно представить музыку в виде дерева, покрытого листьями (мотивами), каждый из которых растет на своей ветке (входит в состав фразы). Иногда фразы состоят из четырех мотивов, а не из двух.
Найдем более широкое построение (это тоже термин, мы все время говорим именно о построениях). Теперь мы получаем два предложения:
[трек потерялся при переезде форума]

Два предложения входят в период. Период – это достаточно завершенная музыкальная мысль. Это самое простое и распространенное построение. В форме периода написано огромное количество популярных мелодий. Периоды бывают разные, и приемы формообразования при их сочинении тоже разные. В нашем случае, например, некоторые мотивы совпадают. Иногда предложения в одном периоде отличаются друг от друга только окончаниями (первое предложение оканчивается доминантой, второе – тоникой).
[трек потерялся при переезде форума]

Расширяя нашу мысль, мы можем включать период внутрь большего построения и связывать его с другими периодами. Простейший пример – простая трехчастная форма, которую можно записать формулой: А+Б+А1. Здесь два периода (А и А1) почти не отличаются друг от друга, но с ними логически завязан период Б. Песня может иметь, например, такую форму: А+Б+А+Б+Б1, где Б – припев. Расширяя кругозор, можно прийти к более сложным формам, например к сонатной форме. Последняя строится на противопоставлении двух тем, двух персонажей, которые вначале показываются во всей красе (экспозиция), потом вступают в какие-либо отношения, например в борьбу (разработка), и в итоге, после всех потрясений, проявляются в новом виде (реприза). Если вы решите слушать сонату и пытаться найти границы между частями, не забывайте, что там может быть еще и вступление, которое по ошибке можно принять за одну из тем.

Обратите внимание на указания количества тактов в периоде. Подобное количественное соотношение в музыке называется квадратностью (2-4-8-16-32-64…). Квадратность не всегда соблюдают, но она свойственна классической музыке. Благодаря этому чудесному свойству можно, зная симфонию, быстро вспомнить, что звучит в ее 134-м или 53-м такте, что для непосвященных покажется волшебством.

Теперь стоит упомянуть о таком понятии, как развитие. Музыка есть движение, жизнь. Хорошая музыка содержательна. На протяжении композиции всегда должно что-то происходить, должно разворачиваться какое-то действие. Этим не стоит пренебрегать, этому нужно учиться у мастеров. Главное – найти грань, при которой слушатель не уснет, и, в тоже время, не будет перегружен. Развитие может реализовываться по-разному, вся музыка – одно сплошное развитие. Где-то добавляются новые инструменты, где-то меняется тональность, растет напряжение, которое достигает своего апогея, кульминации. Кульминация чаще всего встречается в музыке где-то на двух третих от его начала (по закону золотого сечения). После кульминации, т.е. высшей точки, идет спад напряжения.

Выше я перечислял некоторые стандартные, проверенные временем, типы форм. Но надо отметить, что каждое произведение имеет свою, неповторимую форму, и эта форма зарождается в самом произведении, она, можно сказать, произведением и является. Форма произведения может не вписываться ни в один стандарт, но она должна следовать законам целостности и гармонии. Сочинение музыки – это процесс конструирования формы. Однако надо заметить, что большинство талантливых композиторов не следовали каким-то стандартным схемам, а следовали развитому музыкальному чувству, чувству красоты, целостности. Но при этом их произведения, в итоге, все равно вписывались с какую-либо из схем.

Анализ совершенных произведений помогает развивать так называемое «ощущение формы», как у художников и писателей (у писателей тоже самое: сюжет строится по словам, предложениям, абзацам, главам). Как найти произведение совершенной формы? Просто. Если произведение живет десятки или сотни лет, то его форма скорее всего совершенна. И поэтому нужно обращаться к классике, как к эталону. При желании можно развить ощущение до такой степени, что вы сможете отчетливо видеть сюжет в сонатном аллегро, подобно тому, как это делали любители музыки «классических» эпох, которые такую музыку слушали чаще. Если бы в этой музыке не было ничего интересного и действительно ценного, стали бы ради нее возводить консерватории, стала бы она жить веками, стали бы отдельные, умные люди посвящать ей свою жизнь? Задуматься об этом полезно, чтобы был толчок к поиску в этой музыке того, чего на первый взгляд не видно, особенно в наше время клубной танцевальной музыки, во время, в котором могут вполне коммерчески ремиксовать «Жаворонка», убивая замысел, о котором я говорил выше, просто не замечая его. То есть, убивая произведение путем разрушения его формы.

Помимо мелодии на образование формы влияют и другие элементы. Например гармония: аккорды разных функций направляют музыку, создают напряжение или устойчивость и т.д.

Все, что я написал выше, относится ко всем направлениям музыки. Любое произведение, трек, мелодия или песня представляет собой целостную форму. В электронной музыке формообразующим элементом можно считать и тембр, причем его влияние на форму может быть очень значительным, это нужно чувствовать.

На этом я закончу статью, поскольку все-равно в ее рамки можно поместить только маленькую каплю знаний о музыкальной форме.

Сочиняйте, анализируйте произведения мастеров и двигайтесь вперед!

(с)2007 Pavlius



--------------------------------------------------------------------------------------
П.С. Прошу модераторов пустить мой опус в раздел FAQ :)
 
Последнее редактирование модератором:
<div class='quotetop'>Цитата</div>
Некоторые музыканты не могут завершить больше половины своих творений. Одна из причин кроется в неверном понимании слов «композиция» или «сочинение музыки». Многие считают, что единственно важное в сочинении музыки – придумать мелодию, «тему», в связи с чем устанавливается тот психологический барьер, который мешает двигаться вперед (тему изобрел – а что дальше?). [/b]
Отчасти это так! Но основная причина лежит глубже, и она скорее психологическая, нежели техническая. ИМХО
Музыку можно математически-"придумать"(это всё условно), тот кто занимается этим профессионально(меня поймёт), о чём вообще идёт разговор?(о бизнесе или о творчестве?), понимаю что возможно это не ваши личные мысли, а чья-то статья!? ;)
 
Это моя статья и мои картинки :) Просто я за то, чтобы образование шло в массы и чтобы многие "электронные музыканты" перестали писать слово бас с двумя "с" на конце..
Я не говорю о математическом придумывании чего-то, а говорю о том, что глубокий анализ музыки совершенствует композитора.
 
  • Like
Реакции: Valentin19 и pinocchio
<div class='quotetop'>Цитата</div>
Я не говорю о математическом придумывании чего-то, а говорю о том, что глубокий анализ музыки совершенствует композитора.[/b]
Тогда отредактируйте ваш опус, иначе он похож на техническую инструкцию! ИМХО
Музыку сочиняют(на заказ(профессионально и за деньги) или от души(непрофессионально и не за деньги), а это две совершенно разные вещи! Кто как пишет слово бас, тоже не важно, важнее что несёт его музыка(мысли и.т.д...) ИМХО ;)
 
  • Like
Реакции: avatamanyuk
Главное - донести информацию о том, что такое музыкальная форма для тех, кто не знает или кому нужно :)

Но не инструкция, там одна из фраз говорит об этом :)
<div class='quotetop'>Цитата</div>
большинство талантливых композиторов не следовали каким-то стандартным схемам, а следовали развитому музыкальному чувству, чувству красоты, целостности. Но при этом их произведения, в итоге, все равно вписывались с какую-либо из схем.[/b]

Правда с названием самого топика я погорячился.. видимо от этого такие мысли :))
 
Да всё там правильно написанно, не об этом речь! :)
Ладно не будем флудить, разберётесь(или помогут). ;)
 
Хорошая статья, Павлиус. Вот только картинки немного скучные. А ведь "«композиция» или «сочинение музыки»" - это, прежде всего, оригинальность и изобретательность. Поэтому, как мне кажется, было бы более забавно рассмотреть сценарии создания музыкальных композиции по аналогии со сценариями половых актов. С картинками и акцентированной динамикой. А что? Неожиданно и весьма ассоциативно (как на мой взгляд). Продумай возможность подобной фабулы ;) . В качестве сравнительных примеров можно было бы составлять лего из блюза, попсы, дэта, эмбиенса - и транскрибировать их сквозь призмы традиционных, однополых, пуританских, садо-мазо-бдсм и прочих трахов :)
 
<div class='quotetop'>Цитата</div>
Музыку сочиняют(на заказ(профессионально и за деньги) или от души(непрофессионально и не за деньги), а это две совершенно разные вещи![/b]

Можно по пальцам пересчитать композиции, написанные Моцартом бесплатно, не по заказу. В основном он именно зарабатывал своим талантом. Даже его гениальный "Реквием" не исключение.

Правда в современном мире в основном зарабатывают не талантом, а деньгами, за которые куплен этот "талант" :)

P.S. Pavlius спасибо тебе огромное за статью! Очень нужный материал. Так вкратце и доступно. Посмотрев на название, вначале подумал что там будет что-нибудь вроде "хочу писать музыку! какие использовать ноты?" но зашел, почитал - нет, тут всё оказалось очень серьезно. Это хорошо!
 
  • Like
Реакции: Valentin19 и FLO
Статья просто замечательная! И то что она достаточно абстрактна - самое то! Спасибо.

На мой взгляд лучше даже, когда такая статья попадается не в начале, а когда уже сам "дозрел" - чтобы сократить "последнюю милю" и сформировать в голове это схематичное представление окончательно. Типа как сто раз ходил по одному и тому же лесу, но никак не удавалось сообразить "план местности", а тут - на те!

Pavlius
Интересно было бы еще почитать о сложившихся характерностях музыкальных форм и формообразующих элементах в различных муз. стилях - в Вашем изложении.
 
У меня большая коллекция "фишек" и никак не могу заставить себя сесть и до конца дописать хоть одну :(

Спасибо Pavlius за статью. Может она и не поможет в конкретном случае (моем), но может быть после того как осмыслю, буду знать куда дальше двигаться.
 
От Pavlius:
"...Очень много на свете незаконченных произведений. Некоторые музыканты не могут завершить больше половины своих творений..."


Причины разные..
Одна из основных,как мне видится:
Леонардо да Винчи писал "Мону Лизу" 30 лет..всегда считал,что не закончил...
Многие музыканты и художники не могут закончить своё лучшее,выстраданное,не могут "замкнуть круг гармонии"...
Причин много:
-это и внутренний постоянно изменяющийся вектор требовательности и профессионализма художника...
-это и непоспевающее для творца изменение внешних вкусов,стилей,требований,технических новинок...
-Это и боязнь выброса выстраданного в пустоту,не поймут,не оценят,присвоят формулу-идею..
Лучшее оно ведь тянется из творческой юности...промелькнёт,отложится в запасниках,чтобы потом озарить повторно.
НО!
Опять тормоз.
Не может сегодня один человек быть во всех ипостасях.
Только богатенькие творцы,на которых работают большие коллективы одарёнейших людей успевают,"изумляют" не 24-х часовостью,они правят сегодняшним балом...
Видел поразительную выставку(разных художников)в картинной,парижской галерее «МУВАНС»,где многие удивительные картины обрывались на полумазке-вопросе,уходя сюжетом в цвет подрамника...
Не смогли,НЕ ЗАХОТЕЛИ они закончить,предоставив это безперспективное право нам зрителям..
"Картину невозможно закончить, с ней можно только расстаться",- так считает художник Л. Рябов
А иногда случается что художник умирает творчески(или в прямом смысле),закончив одну или несколько картин.
Чем больше человек знает и понимает в своём деле,тем более он нерешителен и малопродуктивен.
Более того,он стесняется называть себя композитором,аранжировщиком..в лучшем случае промямлит,что он пианист,скрипач...
Этих проблем нет у музыкальных графоманов-недоучек,что для славы и для денег.
Они "творят" много,выдают "на гора",торопясь ставить жирные точки-восклицательные знаки!
Знаете как называется второй,ЗАКОНЧЕННЫЙ "хит" группы "серебро"?
"Бляди."
И его(и их) уже FAQают...
Так может по этому пути..вдруг это и есть та "форма",о чём автор...
p.s.
А тема замечательная...побольше бы таких...подумаю,отвечу по делу.
 
«…Представьте, будто музыка вступает сама с собой в диалог, пытаясь этим диалогом донести до нас какую-то мысль. Раз речь идет о диалоге, то можно говорить о вопросах, ответах, о словах и реакции на них. Красным цветом обозначим вопросы, за которыми следуют ответы, раскрашенные синим цветом…»
Очень верное замечание!
Понимать-это значит любить препарируя, к примеру,настоящую живопись,где переплетаются диалоги-монологи цвета и света:
«цвет со светом разговаривает»;
Через понимание формы,любить музыкальные,гениальные произведения,понимая их разговор,вычленяя вопросник-ответник музыкальных тем:
главных и второстепенных.
Предлагаю стартануть с препарирования формы блюза-праотца современной музыки.
Вот вытащил из запасников(лучше не скажу..):
От Barbarossa с сайта guitarplayer.ru
«…Для того чтобы соблюсти структуру блюзовой песни, нужно рассматривать 12-такткую последовательность как три 4 - тактных фразы. Такой подход основывается на том, что типичный блюзовый текст обычно соответствует форме ААБ (т.е. первые две час ти песня совпадают, а третья отличается от первых двух), причем каждая из частей длятся ровно 4 такта. Типичная блюзовая песня может, например, иметь следующую структуру.
Первая фраза: ”Я проснулся сегодня утром — понял, что я пропал”. Эта фраза поется под аккомпакемент первых четырех тактов 12- тактовой последовательности (I, I, I, I или I, IV, I, I для вариация квик-фор).
Вторая фраза: проснулся сегодня утром — понял, что я пропал”. Текст этой фразы Полностью совпадает с текстом первой фразы, а аккомпанимент представляет собой следующие 4 такта последоватедьноста (IV IV, I, I).
Третья фраза: ”У меня поехала крыша — слишком долго я спал!”. Эт фраза отличается от первых двух и поётся под аккомпанимент последних четырех тактов последовательности (V, IV, I, I яли V, IV, I, V, если вы хотите повторять куплет еще раз).
Обычно каждая вокальная фраза поется в течение двух первых тактов 4 - тактовой музыкальной фразы, чтобы дать возможность инструменталисту (то есть вам!) сыграть несколько блюзовых мотивов в течение 3-го и 4-го тактов каждой фразы. Такое разделение голоса и инструмента создаёт эффект ”зовов” и ”откликов”. Это разделение сохраняется даже в тех случаях, когда блюз исполняется без вокалиста — блюзовые гитаристы даже инструментальную партию делят на две части, каждая из которых длится два такта, создавая у слушателя эффект обмена ”зовами” и ”откликами”
Для того чтобы получить более ”блюзовое” звучание, попробуйте заменить базовые аккорды I - IV- V производными от них септаккордами и нонаккордами (А7, D9 или Е9, например).
В блюзах очень часто используется ритмический рисунок, называемый шаффл-ритмом, а также триольным ритмом или свинг-ритмом. Для этого ритмического рисунка характерно разделение каждой доли такта не на две части, как обычно, а на три (так называемые триоли). Разницу между обычным ритмом и шаффл-рятмом можно также понять, проделав следующее не сложное упражнение. Произнесите приведенные ниже фразы, шелкая пальцами всякий раз, когда будете произносить слоги, выделенные заглавными буквами. (Не ленитесь щелкать пальцами это важно!)
1. ЕС-ла с дРУ-гоы ВЫ-шел в ПУТЬ.
Это пример обычного ритма — каждый щелчок пальцами соответствует доле такта, а каждая доля делится на две части
2. СПИ, мо-я РА-до-сть, у-СНИ.
Это триоли — каждый щелчок пальцами соответствует Одной доле такта, но каждая доля в этом случае состоит из трёх частей. Поскольку большинство блюзов построено на использовании ритмического рисунка с триолями, вам нужно освоить приемы игры 12-тактового блюзового аккомпанемента в шаффл-ритме….»

Добавлю от себя о точке,о кадансе (гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное произведение, его часть или отдельное построение.):
В блюзе это так называемые стандартные,гармонические окнчания «семь битов»(seven beat),своеобразные коды из 2-4 тактов и 7 битов с обусловленной стандартной гармонической последовательностью V-I…..

Добавляйте про это и про другие стили...
 
  • Like
Реакции: i_garry и Trevis
Именно потому на западе есть четое деление на "композиторов" и "авторов песен". Первые создают комплексные и масштабные произведения, хотя могут конечно сочинять и песни, а вот "авторы" более чем сочинить тему и отдать оркестровщику как правило не могут.
 
  • Like
Реакции: Floyd
<div class='quotetop'>Цитата</div>
Видел поразительную выставку(разных художников)в картинной,парижской галерее «МУВАНС»,где многие удивительные картины обрывались на полумазке-вопросе,уходя сюжетом в цвет подрамника... [/b]
Между изо и музыкой и другими искусствами есть, кстати, конечно, общие связи - полотно - как художсная ценность - большей частью состоит из тех-же "мотивов"(линий, пятен), "фраз"(силуэтов, сочетаний цвета..), что и музыка - удачно и уместно (не без наития, конечно) сплавленных... мне как аналогия к этим картинам представились в словесном деле - Хокку.
Вообще - незавершенность - это, думаю, нечто, что всегда будет снова и снова востребованно, нечто внестилевое...
А вот - что подобного (этим картинам или тем Хокку) можно было бы послушать?
 
Очень хорошая и полезная тема, товарищи. Вот и про создание музыки разговор пошёл, а то всё про платы да мониторы гутарим. Хорошо бы продолжить эту тему, используя конкретные примеры в формате MIDI, а лучше в формате Sibelius. Продолжить можно в такой последовательности: мелодия-гармония-аранжировка. Конечно, всего не охватишь, но и один пример - уже хорошо.
 
Тема просто без слов....................................................................................
то что я и искал, это дал мне понять что я хочу делать.... !!! СПАСИБО ОГРОМНОЕ Pavlius!!!
 
Статья хороша, не спорю... Но уж очень многообещающее название темы!!!
Или переименуйте, или дописывайте недописанное...
 
<div class='quotetop'>Цитата(Pavlius @ Jul 5 2007, 12:13 PM) [snapback]466045[/snapback]</div>
композиция – это не есть процесс придумывания мелодий. Композиция – это процесс создания музыкальных произведений из составных элементов, таких, как мелодия...
[/b]

Cимпатичная статья. По своему опыту знаю, что понимание важных моментов в процессе создания музыки далеко не всегда требует прочтения фундаментальных академических трудов (хотя одно другому не мешает). Когда я только начинал разбираться в композиции, я взял наугад в библиотеке тоненькую книжечку что-то вроде "Азов композиции" безыизвестного американского автора, где примерно во второй главе, аккурат после обьяснения понятия мотива, прочитал следующее (цитирую по памяти, в сокращенной форме):

* * *

"Ну вот Вы и сочинили мелодию, которая, как Вы теперь знаете, состоит из нескольких мотивов. Возникает вопрос, что же делать с этой мелодией дальше? Секрет содержиться в слове "повторение". Практически вся музыка, созданная за историю человечества, основана на повторении одного или нескольких основных музыкальных элементов. Вы можете повторить мелодию раз. И еще один раз. Но если Вы будете повторять ее снова и снова, музыка начнет звучать однообразно и монотонно.

Чтобы избежать монотонности:
(1) повторения основной мелодии могут перемежаться дополнительными мелодиями, которые внесут элемент разнобразия,
(2) при повторениии основная мелодия может быть слегка изменена."

* * *

Вот она, сермяжная правда композиторства: сочинить хорошую мелодию, повторить ее несколько раз, перемежая с еще хотя бы одной мелодией, и слегка варьировать при повторах, чтобы избежать однобразия. Это был катарсис - я понял, как _это_ делается!

Признаюсь, что последующие сотни страниц других книг о теории и истории музыкальной формы казались мне только развернутыми иллюстрациями к развитию этого основного принципа.

My 2 cents в продолжение этой темы.

PF
 
  • Like
Реакции: Lank, Am7_ и archouse
Прочитал все эти статьи и то, как они помогли многим, а сам особо ничего и не понял ))) Недостаток образования, наверно (который, впрочем, собираюсь в скором времени серьёзно поправлять)... Вопросы - ответы - это всего лишь одно из представлений музыкального рисунка, интуитивно всё это и так подразумевается. В общем, мне это ничем не помогло.

<div class='quotetop'>Цитата</div>
Вот она, сермяжная правда композиторства: сочинить хорошую мелодию, повторить ее несколько раз,[/b]
Абсолютно согласен. Подавдляющее большинство хитов, если не всех, так и построено.

<div class='quotetop'>Цитата</div>
Задуматься об этом полезно, чтобы был толчок к поиску в этой музыке того, чего на первый взгляд не видно, особенно в наше время клубной танцевальной музыки, во время, в котором могут вполне коммерчески ремиксовать «Жаворонка», убивая замысел, о котором я говорил выше, просто не замечая его
[/b]
Ну и что? Есть классический "Жаворонок", есть ремикшированный. А если рассмортеть II вариант с точки зрения совершенно другой свободной композиции, представить, что никакого оригинала-то и не было, а ноты просто совпали... Акценты у клубной музыки совершенно иные, и в клубы люди идут не за тем, что бы восхищаться очаровательной гармонией... Для этого есть, например, концерты симфонической музыки..
Я отнюдь не противник классики, я сам её часто слушаю, но есть классика, есть клубная музыка, и есть ограниченное количество гармонически сочетающихся тонов.
 
silenter,
Да, но здесь как раз разговор о форме. Музыкальной. И даже, как тут говорили, и в изобразительном искусстве. Оно ведь тоже протяженное во времени, как и музыка: давно известно, что зритель воспринимает во-первых цветовые пятна, в заданной художником последовательности, потом еще всякие штучки, и лишь через какое-то время говорит "Ах!". А художник того не знает, да? Не того он добивался?

Понятно, творцам нет никакого дела до анализа формы собственного произведения, ими движет интуиция, вдохновение, и т.д. До тех пор, пока не настает момент привести этот бардак в порядок. Полезно бывает записать произведение в виде нотной партитуры(клавира)- там все видно. Сильно устаревшее понятие "совесть" не дает покоя одним, и ее отсутствие дает возможность писать музыку к теле-сериалам- другим.
Если, простите, в Космосе есть порядок, то почему бы ему не быть в музыке? Чье предназначение как раз в этом- донести "музыку сфер" до людей(в клубах и на дискотеках, хе-хе..)

На всякий случай посмотрим определение композиции:
1. Строение произведения литературы и искусства, расположение и соотношение его отдельных частей, составляющих единое целое.
2. Произведение живописи, музыки и т.п., имеющее определенное построение. // Сочетание каких-л. элементов, объединенных общим замыслом, идеей и т.п. и образующих гармоническое единство.
3. Теория составления музыкального произведения; сочинение музыки.
4. устар. Сплав различных металлов.
(подчеркнуто мной)
 
<div class='quotetop'>Цитата(parfumer @ Jul 10 2007, 12:19 AM) [snapback]467533[/snapback]</div>
silenter,
Да, но здесь как раз разговор о форме. Музыкальной. И даже, как тут говорили, и в изобразительном искусстве. Оно ведь тоже протяженное во времени, как и музыка: давно известно, что зритель воспринимает во-первых цветовые пятна, в заданной художником последовательности, потом еще всякие штучки, и лишь через какое-то время говорит "Ах!". А художник того не знает, да? Не того он добивался?

Понятно, творцам нет никакого дела до анализа формы собственного произведения, ими движет интуиция, вдохновение, и т.д. До тех пор, пока не настает момент привести этот бардак в порядок. Полезно бывает записать произведение в виде нотной партитуры(клавира)- там все видно. Сильно устаревшее понятие "совесть" не дает покоя одним, и ее отсутствие дает возможность писать музыку к теле-сериалам- другим.
Если, простите, в Космосе есть порядок, то почему бы ему не быть в музыке? Чье предназначение как раз в этом- донести "музыку сфер" до людей(в клубах и на дискотеках, хе-хе..)

На всякий случай посмотрим определение композиции:
1. Строение произведения литературы и искусства, расположение и соотношение его отдельных частей, составляющих единое целое.
2. Произведение живописи, музыки и т.п., имеющее определенное построение. // Сочетание каких-л. элементов, объединенных общим замыслом, идеей и т.п. и образующих гармоническое единство.
3. Теория составления музыкального произведения; сочинение музыки.
4. устар. Сплав различных металлов.
(подчеркнуто мной)
[/b]

Добавить нечего!
Умно,от профессионала.
 
хорошая статья, буду рекомендовать для прочтения знакомым. сама что-то из этого где-то слышала (читала) или знала на интуитивном уровне. :rolleyes:
 
<div class='quotetop'>Цитата</div>
До тех пор, пока не настает момент привести этот бардак в порядок.[/b]
Хм.. Возможно. Теперь всё более-менее прояснилось (для чего это вообще было написано...) Но всё равно остаётся некоторе впечатление о том, что первый пост повествует некоторые прописные истины в многокатном повторении. Слишком много о малом.

<div class='quotetop'>Цитата</div>
На всякий случай посмотрим определение композиции:
1. Строение произведения литературы и искусства, расположение и соотношение его отдельных частей, составляющих единое целое.
2. Произведение живописи, музыки и т.п., имеющее определенное построение. // Сочетание каких-л. элементов, объединенных общим замыслом, идеей и т.п. и образующих гармоническое единство.
3. Теория составления музыкального произведения; сочинение музыки.
4. устар. Сплав различных металлов.
(подчеркнуто мной)[/b]
Опять же, многократно дублируется одно и то же правило.
 
silenter,
Можно было бы как-нибудь уединиться(буквально, т.е.- один)- на даче, в лесу... Вдали от мирской суеты и клубной музыки. И эдак поразмыслить(помедитировать):
Музыкальная форма- откуда оно взялось; зачем это понятие изобрели; с какой это радости ее стали изучать, анализировать, потом преподавать как предмет; получать степени и звания; публиковать специальные книги миллионными тиражами;... заводить тему на РММ?
Наверное, все больные? Пожалуй. Но только не теми болезнями, которые приобретаются от незнания и неумения. :)
Слишком много о малом. Наоборот: очень сжато о необъятном, за что автору благодарность.
 
Можно было бы в пределах этой темы поговорить и о динамике муз. произведений.
Тоже очень лаконично, поскольку:
1. И так все знают.
2. Много слов никто читать ниасилит.
 
Если говорить о современной популярной музыке, то здесь действительно слишком много о слишком малом. Современная популярная музыка слишком мала в плане разнообразия форм. Все то, что можно встретить в этой музыке, умещается в несколько страниц всей теории о форме. Остальные тысячи страниц посвящены тому, что в этой музыке не встрчается.
То есть для тех гипотетических людей, которые только такую музыку и слушали, разговоры о форме не представляют интереса. Они живут в этих рамках и не догадываются о том, что за их пределами есть что-то еще (хотя они с большим рвением голосуют за свободу творчества и преодоление каких-либо рамок и правил, что парадоксально).

Разговор о форме - это способ подтолкнуть некоторых людей к пониманию того, что существует множество музыкальных структур, что музыкальный язык намного шире, чем можно предположить, слушая только попсу и не только попсу.
 
<div class='quotetop'>Цитата</div>
Наверное, все больные? Пожалуй. Но только не теми болезнями, которые приобретаются от незнания и неумения.[/b]
Я не отрицаю, что я практически ничего не знаю. Подумать нужно, я практически всегда уединён...
<div class='quotetop'>Цитата</div>
что музыкальный язык намного шире, чем можно предположить, слушая только попсу и не только попсу.[/b]
Попсу не слушаю. Больше всего нравится блюз, рэп, рок-н-ролл, классика, современный джаз, некоторая очень малая часть альтернативы, некоторая част фолк-рока, IDM, хаус. И в последнее время больше всего привлекает стиль 60-80-х годов.
 

Сейчас просматривают