Басовые линии в партитурах

  • Автор темы Автор темы Kinda
  • Дата начала Дата начала
K

Kinda

Guest
<div class='quotetop'>Цитата(pROFI @ Apr 26 2007, 01:17 PM) [snapback]439350[/snapback]</div>
Прочитал объявленную тему " Как правильно писать бас?",аж встрепенулся.
Но!
Тут же сник..
Разговор снова о другом,о "более важном",о техническом...
Простите что я не о том.Выхожу из темы..
Озвучу своё музыкальное мнение:
Много лет учусь безошибочно писать басовые линии в партитурах..считаю,что это искусство есть не легкое дело и долгое во времени (одним органным пунктом овладеть-пуд соли сьесть...).
Анализируешь порой что-нибудь наше родное музыкальное и диву даёшься...ошибка на ошибке..
А ведь "звёздами" себя называют...
Раньше в спорном,сложном месте решал гармоническую задачу,а сейчас поступаю проще:
пишу партию,а затем проверяю её,как не парадоксально,Бэнд Боксом...не ошибается гад.. :)
Может кто,более продвинутый чем я поднимет эту тему....
Бас гитаристы-мастера,к примеру....
Вон у Л.Долиной какой!Блеск!
[/b]


Продолжайте здесь.
 
<div class='quotetop'>Цитата(Kinda @ Apr 30 2007, 01:48 PM) [snapback]440844[/snapback]</div>
Продолжайте здесь.
[/b]

Как человек,закалённый во многих словесных заварухах,отношусь к Вашей не очень доброй иронии спокойно...
Отвечу Вам с православным смирением вежливо и ПОНЯТНО(хотя понимаю,что скорее всего этого делать не следует…):

Линия баса(или по какой философии учусь я…):

Я считаю,что умение быстро, правильно и со вкусом строить басовую линию - ключевой момент в искусстве импровизации.
Блуждающий” бас, а также импровизационное соло в басу подчинены иерархической системе использования основных и характерных тонов на единицу метрического разделения квадрата. Иначе говоря, я должен помнить несколько простых правил построения басовой линии и в своих импровизациях стараться их придерживаться:
-Основные тоны преобладают на сильных, а характерные тоны - на слабых долях такта.
-Направление поступенного или арпеджированного “обыгрывание” функции внутри такта с использованием блюзовых, альтерированных, проходящих и вспомогательных диатонических и хроматических тонов определяется стремлением к основной доле следующего такта.
-Ритмический рисунок баса соответствует метрическим долям, и иногда чередуется сбивками в виде синкоп или ритмического дробления.
Наиболее важным правилом для меня, имеющего определённый,конкретный слуховой и практический опыт обыгрывания гармонических функций, становится второе правило, придающее басовой линии осмысленность и логичность. Работая над басовой линией, важно ознакомиться с приемом, вносящим разнообразие в цепочку однородных построений, а именно - с мелодико-ритмической ротацией. Особенно актуальны правила ротации в чередовании четвертей и использовании восьмых долей между ними. При соединении басовой линии с аккомпанементом изучаем понятие полиритмии.
Импровизация басовой линии развивает сукцессивное мышление, придающее сиюминутному творческому процессу композиционную осмысленность. Для достижения яркого соло в басу большую пользу для меня приносят письменные упражнения в построении линии, соответствующей правилам голосоведения и общепризнанным стандартам.
Практически освоив и с легкостью импровизируя басовую линию по любой гармонической сетке, я соединяю бас с аккордовым аккомпанементом.
При соединении басовой линии с аккомпанементом изучаю понятие полиритмии.

Материалу по грамотному написанию баса пруд пруди и на это уходят годы(и чем дальше тем в больших сомнениях музыкант…):
Для начала,как не банально,необходимо иметь базовое музыкальное образование…

А это маленькая часть русских книг для самообразования(то к чему иногда обращаюсь я…у других другое…:
Браславский Д. Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров. М.,1968.
Бриль И. Практический курс джазовой импровизации. М.,1982.
Гаранян Г. Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей. М.,1978.
Есаков М. Основы джазовой импровизации. М.,1989.
Маркин Ю.И. Джазовая импровизация. М.,1994.
Сапонов М. Искусство импровизации. М., 1982.
Чугунов Ю.Н. Гармония в джазе. М.,1980.
Чугунов Ю.Н. Эволюция гармонического языка. М.,1997.

Софт для проверки написанного баса: Band-in-A-Box

В инете тысячи сайтов-помощников для самообразования,к примеру:

Построение басовой линии

http://megabass.h10.ru/lessons/ls04.shtml

Кадансовый квартсекстаккорд и басовый звук:

http://musictheory.by.ru/hlesson23.htm

Гармонизация -> Оркестровка

http://forum.rmmedia.ru/index.php?showtopic=30278&st=0
и т.д.

Ну уж если лень,то «на слух» или к теоретикам-спецам:
Написание Бас-партии на заказ:

http://art-s-c.narod.ru/BAS.html

Такой мой ответ надеюсь Вас удовлетворил…
Прошу модератора тему закрыть.
 
  • Like
Реакции: squeerel
??? Вы хотя бы сами понимаете, чего хотите? Мне эта тема вообще неинтересна, так как не моя специализация! Вы влезли непонятно зачем в топик, который был совершенно о другом с этим сообщением. Решив, что это одно из Ваших рассуждений на музыкальные темы, я создал Вам одну. Что не устраивает? Какая ирония?
 
Зачем тему закрывать - тема интересная, хотя лично я пока не въехал до конца что суть "грамотное написание басовой партии"...под один и тот же ритмический рисунок вариантов может быть много, причём все грамотные, а музло будет звучать абсолютно по разному. О какой грамотности и о каких ошибках идёт речь?

<div class='quotetop'>Цитата(Kinda @ Apr 30 2007, 08:10 PM) [snapback]440906[/snapback]</div>
??? Вы хотя бы сами понимаете, чего хотите?
[/b]
Вот и я о том же... :rolleyes:
 
Грамотное - это чтобы звучало?

В музыке насколько помню - 2 основных параметра музыкального объекта - функциональность и фонизм (характер звучания) (считаю что это применимо не только в аккордам но и ко всему)

Исходя из этого

1. Точно определите функцию баса в данном месте песни\партитуры
2. решите эту функцию мелодико - ритмически как вам подсказывает ваш вкус и слуховой опыт.

Всё что пише выше "Профи" это костыли - необходимые, возможно, для понимания НО невозможные для практики. Как с сороконожкой - стоит задуматься с какой ноги ходить - и всё - стоп.

Если после года, двух слушания разной музыки, и арранжировок на компе - вы не начинаете чувствовать
характер мелодико - ритмической организации партии и партитуры - УХОДИТЕ из профессии. Не чего её загрязнять (с одной стороны) ничего серьёзного вы не добьётесь и через 20 лет (с другой)

чтобы правильно звучала фактура - прочитайте учебник гармонии и книгу о фактуре. Это разведёт в вашем восприятии музыку на планы. А потом - слушать Западные (ни в коем случае не наши) проекты в хронологическом порядке и подигрывать звуком инстумента который вы хотите научиться писать в характере прозведения\стиля. И УСЁ. Если замкнёт - то через время - станете ЖИВЫМ Арранжировщиком так как почувствуете ЖИЗНЬ каждого элемента фактуры. А разбивание четвертей восьмыми в проходящих оборотах - это хорошо - но пракически ничего не даёт. Помните главный инструмент музыканта - слух. И музыкальная память.

З.Ы. "ПРОФИ" постарайтесь не умничать. Это сложно - но всё таки стоит того.
 
Не наезжайте на Профи - он пишет об этом так, как видит непосредственно сам. Очевидно, ему хочется поделиться багажом накопленных знаний.. и ничего здесь предосудительного нет. Даже наоборот. Тем более это тематический форум, где практически каждый пост - это прежде всего материал для осмысливания.. а не руководство пользователя по умолчанию.

Кстати, xenobrius, если слушать Ваши же рассуждения - то они однозначно противоречивы.. СмотрИте сами: вы настоятельно рекомендуете "снимать" (т.е. слушать и подыгрывать/обыгрывать) исключительно Западные проекты. Значит, сами так и поступали в свое время, не так ли? А если кто-нить начнёт не со снятия Западных проектов - а со снятия Ваших? Чем это плохо (я знаю - чем, поэтому вопрос риторический)? Вы-то ведь сами уже отъюзали и переняли лучшее от этого Запада... так почему бы не начать снимать с Вас (или с таких же как Вы - а им ведь несть числа, Вы это прекрасно знаете)?
 
Снять с моих работ - пожалуйста - только себе же во вред :) :) :) :) :)
Вот стану обще признанным класиком - тады ДА!!! :)
Я ещё понимаю орентироваться на игру Д. Ойстраха, но на игру басиста Л. Долиной (пускай и совсем не плохого музыканта).........

В отличии от несть числа съёмщиков - я старался понять принцип мышления инстрамента - и поэтому моё - не точная копия паттернов. Запад Восток - не в географии различие - просто там раньше и плотнее занялись в частности попсой. Учебник всё таки лучше читать в первоисточнике.

На ПРОФИ - не наезжаю - просто хотелось бы большей прозрачности его суждений.

(не думайте что я не понимаю, что он пишет. Просто читают то как раз преимущественно люди без спец. образования... А он их частностями, частностями...)
 
Для пытливого Zulu:

ЗУЛУ- является языком агглютинативно-синтетического типа с развитой системой именных классов, которые определяют порядок согласования всех разрядов слов.
Кроме того, зулу, как и другие языки нгуни, отличается наличием так называемых щелкающих звуков.

Здесь подобная игра,но только не слов,а нот....
(закачал 14 Мв)
http://www.swoopshare.com/file/ff1e01b2b90...Primer.rar.html
 
По специальности гитарист, 7 лет назад перешел на бас, надо было для проекта. Понятно что мышление не совсем то что надо, ну и вот исходя из вступления - скоко бы партий не делал - всю дорогу прихожу к тому что наипростейший ход на сильную долю с бочкой - оптимальное решение! Постоянно (никогда не научусь) придумываю на мой взгляд простые партии - энергичные и тд, как тока записываю - путем аудио-монтажа срезаю все лишнее (хоть и так все упрощаю - нахдится что срезать) - в итоге идеальный бас! забавно - что его тупизна в общем контексте начинает слушаться такой продуманной, вкусной, изысканной темой! В шоке! (уже который год):))) Наверно надо прежде всего уметь видеть музыку в целом заранее? Вот чему бы поучиться!
 
<div class='quotetop'>Цитата(Zulu @ May 1 2007, 01:47 PM) [snapback]441203[/snapback]</div>
И всё таки, может кто нить покажет пример "грамотной" партии баса? Ну ооочень интересно! :rolleyes:
[/b]
Я попытался написать и написал многа и все стер:))) если мы все ответим, то много мнений будет и мы потеряем тему, а очень хочется послушать остальных! Давайте пока поговорим в теории??
 
Как бывший басиста (и любитель посолировать на басу по-первости - какой же басист не мечтает стать соло-гитаристом :) ) скажу, что важны не только ноты, попадающие в бас-бочку и создающие с ней, м-м... основные "удары" ритма, стержнем лежащие в песне, но и слабые доли, иногда пропущенные, иногда сыгранные, иногда продвоенные-утроенные... Все эти компоненты (я про сыгранность ритм-секции уж и не говорю!) являются составляющей пресловутого "кача". Так вот насколько сбалансировано подобраны для данного конкретного стиля, данной конкретной песни и данного конкретного момента песни сочетания сильных и слабых долей (прежде всего ритмически, но и мелодически тоже), настолько можно считать бас-партию удавшейся-неудавшейся. Далее - модно слово "имхо" (смысл которого я понимаю достаточно смутно).

З.ы.: почему бас забросил? Да потому, что с малых лет было привито гармонико-мелодическое мышление клавишника ;)
 
<div class='quotetop'>Цитата(Zulu @ May 1 2007, 05:11 PM) [snapback]441248[/snapback]</div>
2 pROFI - походу вопрос - что за формат файлов в архиве и чем их открывать? ;)
[/b]

В проводнике файл "1" переиначь в файл "1.Мр3",файл"2" в файл "2.Мр3"...

Кстати:

"..И всё таки, может кто нить покажет пример "грамотной" партии баса? Ну ооочень интересно!.."

Открой любой учебник и.....он тебе покажет и расскажет....и......будет ооочень интересно,аж жуть!

А миди звуковые примеры в Бэнд Боксе...наставь гармошек и кайфуй стили перебирая....
 
<div class='quotetop'>Цитата(Doomsterion @ May 1 2007, 06:59 PM) [snapback]441290[/snapback]</div>
З.ы.: почему бас забросил? Да потому, что с малых лет было привито гармонико-мелодическое мышление клавишника ;)
[/b]
Нет. Потому что синкопы играл - в итоге самому не понравилось (подсознательно) :)))))))))
 
<div class='quotetop'>Цитата(pROFI @ May 1 2007, 10:05 PM) [snapback]441292[/snapback]</div>
Открой любой учебник и.....он тебе покажет и расскажет....и......будет ооочень интересно,аж жуть!
[/b]
Эээ, нет! Учебник это не то...зачем он нужен? Главное практическое воплощение идей... :D
 
<div class='quotetop'>Цитата</div>
Главное практическое воплощение идей... [/b]
Я - практик. Только до сих пор не пойму, о чём топ ?
pROFI, я так понял говорит о джазовой линии баса и (хы-хы) постоянно ссылается на Band&Box.
Типа не врёт.(всмысле B&B).Ещё раз повторюсь - я - практик.Пишу аранжировки от классики до хэви.
ОГО !!! , скажет pROFI, диапазончик ! Да, это моя работа. Классическое образование есть.
И опыт есть.Только кто мне ответит на вопрос: Что есть правильность басовой линии ?
Где это написано и кто это написал или сказал ?
Я имею ввиду вообщем, а не узконаправленность - классика,джаз,рок и пр.
------------------------------------------------
PS бред какой то имхо.
------------------------------------------------
Pps Я хотел сказать, что у каждого стиля есть истинно "правильная" , своя линия баса.
Под одну гребёнку чесать ?
 
<div class='quotetop'>Цитата(ESSE @ May 1 2007, 11:13 PM) [snapback]441340[/snapback]</div>
Pps Я хотел сказать, что у каждого стиля есть истинно "правильная" , своя линия баса.
Под одну гребёнку чесать ?
[/b]

И верно! А вот универсальное решение было бы тем-что надо :))))) Чтоб голова не болела :)))
 
Я тоже бывший басист и попробую добавить от себя. Самое главное в басе это гармоническая опора. Не зря ведь можно играть и без соло-гитары а вот без баса - нет. И не зря при зарождении музыкальной грамоты стали записывать вначале именно бас. Помимо этой основном функции бас имеет также ритмическую функцию, функцию акцентирования и иногда может иметь и сольные партии. Но все это только в случае если не страдает первая его функция! При излишней "сольности", "импровизационности" и при слишком коротких нотах баса звучание оркестра распадается, гармония читается хуже. Поэтому развивая партию баса не следует забывать что это фундамент и он должен быть солидным
 
Легкий флейм: Старая лабуховская поговорка - "Музыки он не играет, а денег ему плати" про басиста...
pROFI, Kinda, sorry, ну немог удержаться :)
 
<div class='quotetop'>Цитата(digisystem @ May 2 2007, 05:19 AM) [snapback]441366[/snapback]</div>
Легкий флейм: Старая лабуховская поговорка - "Музыки он не играет, а денег ему плати" про басиста...
pROFI, Kinda, sorry, ну немог удержаться :)
[/b]


Вот и я не удержался:
Старая лабуховская поговорка - "Хорошо смеётся тот-кто смеётся с башлями"
А с башлями у нас,у музыкантов тот кто выучен,вышколен и от этого востребован,расписан по минутам.....а самопальщики широкого профиля,берущиеся за всё в музыке,остаются с "пшиком"...

digisystem, sorry, "..ну немог удержаться..." :)

От Sunet(а):

"..Поэтому развивая партию баса не следует забывать что это фундамент и он должен быть солидным.."..от себя:
,то есть ГРАМОТНЫМ,если ваша партия в ПАРТИТУРЕ!
 
pROFI - Ну вот блин:( Я насамом деле очень серьезно отношусь к музыке, просто немножко весело рассуждал -трепался, че сразу опускать-то? :)))) Разве я первый раз что-то ламерское сказал? Ну ведь действительно если на практике посмотреть -моя точка зрения имеет место быть, или не так? И взял-то бас в руки тока из-за того что отслушал кучу профи (не каламбур) зачастую с именами и замучался платить деньги и не получать того что надо! Просто поделился практическим методом работы, пусть и не достойным энциклопедии.
Ну и наконец - если тема создана для Пасториусов, то надо в шапке это обозначить, чтоб у самопальщиков не портилось настроение:))

PS ну и тема-как она задана довольно общая, ну а как в общей теме сказать что-то весомое?? Все и говорят общими словами - кто как разумеет...
 
<div class='quotetop'>Цитата(digisystem @ May 2 2007, 07:37 AM) [snapback]441412[/snapback]</div>
pROFI - Ну вот блин:( Я насамом деле очень серьезно отношусь к музыке, просто немножко весело рассуждал -трепался, че сразу опускать-то? :)))) Разве я первый раз что-то ламерское сказал? Ну ведь действительно если на практике посмотреть -моя точка зрения имеет место быть, или не так? И взял-то бас в руки тока из-за того что отслушал кучу профи (не каламбур) зачастую с именами и замучался платить деньги и не получать того что надо! Просто поделился практическим методом работы, пусть и не достойным энциклопедии.
Ну и наконец - если тема создана для Пасториусов, то надо в шапке это обозначить, чтоб у самопальщиков не портилось настроение:))

PS ну и тема-как она задана довольно общая, ну а как в общей теме сказать что-то весомое?? Все и говорят общими словами - кто как разумеет...
[/b]


ПРОСТИ!
 
<div class='quotetop'>Цитата(Voodoo @ May 2 2007, 07:15 AM) [snapback]441403[/snapback]</div>
Так как бас-то правильно сочинить? ;)
[/b]

Ну, сколько твердим, что для творческих субъективных задач нет строгих рецептов. Нужно просто иметь большой музыкальный опыт, то есть знать, что уже народ сотворил, что рекомендует, но только вникаем без жесткой привязки. На этой базе включаем фантазию и представляем У Голове!, как в нашей песне будет звучать бас, увязывая его с остальными партиями. Пишем все это дело нотками, для начала по MIDI, на компе и сверяем с тем, что в голове звучит. Что не так - правим.
 
<div class='quotetop'>Цитата(digisystem @ May 1 2007, 11:08 PM) [snapback]441295[/snapback]</div>
Нет. Потому что синкопы играл - в итоге самому не понравилось (подсознательно) :)))))))))
[/b]
"Ярбух фюр Психоаналитик унд Психопатолоджик" отдыхает. Расколол, каюсь... :unsure: :P

для Voodoo
<div class='quotetop'>Цитата</div>
Ну, сколько твердим, что для творческих субъективных задач нет строгих рецептов.
[/b]
Вот точно. Да и рекомендаций дано - выбирай что по душе!
 
Пифагориус, это не ответ, это флуд! Много писанины, толку них*я! Вашим же ответом можно советовать, как ржавые болты откручивать. Как всегда, много умников, а объяснить никто ниче не может. Нет написать, если в мелодии то-то, то в басу то-то. А если дальше вот это, то лучше сделать так... а еще вот такой прием есть... нет же бл... лишь бы попи*деть! Извините, если кого обидел, но уже две страницы воды.
 

Сейчас просматривают