Гармония 21 века/Африканское параллельное пение.

  • Автор темы Автор темы pROFI
  • Дата начала Дата начала

pROFI

New Member
11 Май 2006
2.723
1.604
0
116
Посетить сайт
Вот о чём подумалось(может кому-то будет тоже интересно)

Слушая некоторые модерновые,поющие афро-американские группы,акцентируешь внимание на том,что гармонически они уж очень экзотично-не привычны для европейского уха.
И порой на столько свежи и современны,что попытки "снять" необычную гармонию оканчиваются безуспешной недоумённостью.
Всё очень просто и сложно одновременно,так как этот гармонический язык называется:

Африканское параллельное пение (гетерофония по научному)

Более или менее развитые формы многоголосия знают все негроидные народности Африки. В простейшем случае это параллельное двух или трёхголосное пение, где главный мелодический голос сопровождается звуками нижних голосов, поддерживающих мелодию и вторящих ей в интервалах квинты, кварты или октавы(редко другие). Случайные отклонения сопровождающих голосов приводят к образованию вариационной гетерофонии с мелизматическим опеванием основного голоса. Другим видом многоголосия является двух-, трех- и четырехзвучное сложение по терциям при строго параллельном движении всех голосов. Наконец, при респонсорной перекличке(замечу от себя:респонсорная техника в афроамериканской музыке-это уорк-сонг, холлер, спиричуэл) между запевалой и хором (или между двумя хорами, вокальной и инструментальной группой и т. д.) возникает третий вид африканского многоголосия – контрапунктическая полифония, образующаяся в момент взаимного наложения друг на друга двух антифонных фраз(замечу от себя: антифонное исполнение, то есть такое, при котором фразе одного хора отвечает фраза, исполняемая другим хором).

Попытаемся применить это для аранжировки:

Сначала наиграю кусочек одноголосной секвенции(всё в GM миди варианте):

см. пример: Аfrika1(V.Bychkov)

Попробую провести эту секвенцию не одноголосно а «африканским параллельным пением» (ещё раз напомню:ведение голосами одной и той же мелодии,но с их разной громкостью,через одни и те же интервалы,т.е.мелодический голос громче всех,а остальные звучат по типу прогрессивно-расположенных обер и унтер тонов),к примеру вот таким сочетанием звуков,заменяя G (снизу вверх) G#/D/G,заменяя A (снизу вверх) Bb/E/A,заменяя C (снизу вверх) C#/G/C и т.д. по всему звукоряду....

см. пример: Аfrika2(V.Bychkov)


Или попробую наоборот:гармонизировать таким сочетанием звуков эту одноголосную,хроматическую секвенцию респонсорной перекличкой анотифонных фраз(мудрёно то как!).

см. пример: Аfrika3(V.Bychkov)

С уваженим.Виктор Бычков.
 
<div class='quotetop'>Цитата(Electro-Nick @ Mar 13 2007, 03:14 PM) [snapback]421245[/snapback]</div>
понятно смутно, но звучит очень прикольно. :)
"Емирсон лёг и помер"
[/b]
1):
-Наиграйте любой одноголосный трек(мой был с ноты СИ-бемоль)
-Копируем второй трек.Делаем Transpose(мой начался с ноты ФА).Делаем Volume-30 от первого трека.
-Копируем третий трек.Делаем Transpose(мой начался с ноты СИ).Делаем Volume-50 от первого трека.

Вот вам и пример:Afrika2(V.Bychkov).

2):
-Наиграйте любой одноголосный трек(мой был с ноты Bb)
-Придумайте любой контрапункт(лучше короткими нотками) и примените к нему приём "африканское параллельное пение",что я описал для примера Afrika2(V.Bychkov) и получится:

пример:Afrika3(V.Bychkov)

Вот Вам и новая гармония,которой не учат....
А зря! ;)
 
<div class='quotetop'>Цитата(pROFI @ Mar 13 2007, 03:36 PM) [snapback]421258[/snapback]</div>
1):
-Наиграйте любой одноголосный трек(мой был с ноты СИ-бемоль)
-Копируем второй трек.Делаем Transpose(мой начался с ноты ФА).Делаем Volume-30 от первого трека.
-Копируем третий трек.Делаем Transpose(мой начался с ноты СИ).Делаем Volume-50 от первого трека.

[/b]

На это я обратил внимание :)
 
У Продиджи в 90х частенько встречались такие приемы.

Засемплированные Dance Chord, единственное, нет возможности рулить голоса по громкости.
 
  • Like
Реакции: ArtemSmirnov
Вот сижу "копаюсь" (по работе) с необычными гармониями....:pioneer:
Подкину любопытным примерчики гетерофонии или африканского параллельного пения в исполнении болгар....
«В болгарских западных регионах имеется отличительная особенность двухголосного пения, строящаяся на нечетком разделении голосов или же на сокращении интервала между соседними голосами до секунды».
(это выдержка из старой статьи)
Послушайте on line фрагменты песенок Pilentze Pee и Mechmetio:
http://apps.facebook.com/ilike/artist/Bulgarian+Women's+Choir

От себя:
То что мы здесь слышим,это даже не мелодическое тоновое расщепление,а точнее темброфоническое разноголосие, имеющее цель колористического расцвечивания звучания. Расхождение голосов здесь не имеет функционального значения.Думаю что расхождения эти не осознаются исполнителями.Они скорее считают, что исполняют «одно и то же, одинаково».
Согласитесь,
что эти гетерофонные народные приемы колорирующего параллельного опевания создают довольно терпкое модное диссонирующее звучание.
Красиво?
Может и мы будем почаще применять гетерофонию в своих оркестровках?
А то повязли в традиции...скучно...
Как?
Можно и так как я вверху описал.а можно и по другому от других...фантазёров то у нас много...

p.s.
Свои ранние примеры освежать не буду...неохота.И так всё понятно объяснил,попробуйте...
 
Последнее редактирование:
А впрочем....
Я написал что "копаюсь" по работе...
Вот мои два рабочих миди файла (фрагмента) простенькой трёхаккордовой цыганской народной песни "кумушка":
-первый фрагментальный пример это просто мелодия,тема песни "кумушка".
-второй пример частичная гармонизация фрагмента этой темы приёмом "гетерофония".
Оцените гармонию.
 

Вложения

Хм. Честное слово часто слыхал такие композиции африканских деятелей)), но как-то мозжечок не подсказал, что это что-то необычное. Заново переосмыслив, поняв, что это так называемая гетерофония очень удивило. Действительно звучит необычно и красиво.

pROFI,
Послушал. Как-то мое ухо очень смутилось от такой гармонии, если честно. Уж очень как-то гетерофонично)))) звучит, что ли :mda: Али я че-т не понимаю в такой красоте. :yes:
 
Простите, а как мне скачать файлы под названием - Африка -???
 
Alek2002
Я уже не помню что наигрывал в примерах...
Попробуйте сами что нибудь наиграть...объяснил же примитивно как это сделать.

Инна.
Мне очень нравится то не многое что вы выкладывали.
Вот вам бы с гетерофонией подружиться...
Хотел бы слышать в Ваших темах эти гармонии:
«В болгарских западных регионах имеется отличительная особенность двухголосного пения, строящаяся на нечетком разделении голосов или же на сокращении интервала между соседними голосами до секунды».

http://www.youtube.com/watch?v=5kusKTKpQ_Y
 
  • Like
Реакции: pardus и Maxim Komov
  • Like
Реакции: pROFI, Bernard и tim_ka
Очень много таких напевов встречается на первых двух альбомах американской группы VAST.

К примеру трек Touched.

Fantomax,спасибо за отклик и понимание "о чём я".
(обычно осмеивают,когда заикаешься на темы подобные.....).

http://www.youtube.com/watch?v=V9mUzYNfnik
Так в американских эрэнби хип хоп группах подобные рефрены гораздо чаще чем классическое многоголосие.
Нам то то что мешает «параллелить» и быть такими же свеже модными!?
Для русских групповых певцов когда то давно проживающих вокруг Москвы параллельное характерное пение было делом обычным.
Северные речетативы-плачи на одном аккорде-бурдоне колёсной лиры,да на фоне русской полиритмической фигурации-традиции всевозможных ударных (вместо бочки боевые конские била,вместо томов церковные накры,вместо муга флексатон….),а в рефрене псковские традиции параллельного пения с минорными разрешениями….
И всё это в сюжетном обрамлении пульсаций замысловатых фантастических виртуалок.
Помнится я Инне фрагментально давал электронные обрамления.
Вот тогда PF бы и не спрашивал в немоту:
«Что такое современная….»,и мир музыкальный бы восхищался русскими.
 
а можно ли привести конкретные примеры использование подобного многоголосья в современной арэнби хип хопной музыке
pROFI,
то есть, разница в пол кирпича между крайними голосами в примере номер один , это не опечатка?
 
Последнее редактирование:
что-то немного не врубился я в тему. а вот насчет моих любимых продиджей. вот в их треке Jericho (хотя можно упомянуть и другие) , есть место , где пианина вместе с синтом играют, вот это можно отнести к гетерофонии? или к примеру их песню Worlds on fire взять..там после голоса женского 'you're so special...' идет вставка синтовая....это тоже както относится к гетерофонии?
 
Последнее редактирование:
ну что, товарищи "знатоки", никтотак и не может ответить на этот вопрос?
 
blender, да. Формально это можно назвать гетерофонией. Структурной подголосочности и вариантного развертывания характерных для народной музыки тут нету, конечно, но формально - это гетерофония.
 
blender, да. Формально это можно назвать гетерофонией. Структурной подголосочности и вариантного развертывания характерных для народной музыки тут нету, конечно, но формально - это гетерофония.

ну вот, а вы говорите поле для экспериментов, дак это давно уже было опробовано!
cлава нашему электронному Б-гу, Лайаму Хаулетту! Гениальнейший экспериментатор в истинном смысле этого слова и композитор, один из апостолов танцевальной электронной музыки. В начале 90х он уже экспериментировал с гетерофонией, портаменто-суббасами, создал направление бигбит, делал просто ярчайшие хиты дарксайд направления, с него пошла мода питчить вокальные семплы, у него очень многому можно научиться.

А, да, кстати, вот еще один пример ГЕНИАЛЬНЕЙШЕЙ ГЕТЕРОФОНИИ (в данном случае мажорной), ставшей реально хитовой вещью в современной поп-музыке, всем слушать:
http://www.youtube.com/watch?v=nZl165WDjDA
 
blender, я не понимаю. Получается, что ты поднял древнюю тему только для того, чтоб о своих предпочтениях рассказать :-).
В последнем твоём примере "гениальнейшей гетерофонии", к сожалению, гетерофонии нет вообще. Даже формальной.
 
blender, я не понимаю. Получается, что ты поднял древнюю тему только для того, чтоб о своих предпочтениях рассказать :-).
В последнем твоём примере "гениальнейшей гетерофонии", к сожалению, гетерофонии нет вообще. Даже формальной.

как это нет, если есть. докажи обратное :)


"В простейшем случае это параллельное двух или трёхголосное пение, где главный мелодический голос сопровождается звуками нижних голосов, поддерживающих мелодию и вторящих ей в интервалах квинты, кварты или октавы(редко другие)."

аккордовая прогрессия Perfect:
Bb>Gb>E>Gb>Db
все вторит в интервалах квинты. И пофиг что это не голоса. Гармония именно гетерофоническая
 
Последнее редактирование:
James Kru осознав, что участник полемики таки разбирается что по чем, совсем не дурачок, и запахло "жареным", с позором трусливо скрылся с поля диспута! :D
 
James Kru осознав, что участник полемики таки разбирается что по чем, совсем не дурачок, и запахло "жареным", с позором трусливо скрылся с поля диспута! :D


blender, ты как-то очень быстро стал разбираться в вопросах гетерофонии: три дня назад ты спрашивал, а не гетерофоничны ли твои примеры? А сейчас ты уже, оказывается, "разбираешься что по чем".
Полемика возможна. Она возможна даже не смотря на разницу в образовании (я музыковед, а ты - нет). Но в полемике не может быть аргумента "А мне ни нравицца".
Ты ставишь моему сообщению дислайк, значит всё. Я тебе в объяснениях про гетерофонию не помощник.

И, пожалуйста, не надо троллинга про позор и трусость. На РММе это наказуемо.
 
blender, ты как-то очень быстро стал разбираться в вопросах гетерофонии: три дня назад ты спрашивал, а не гетерофоничны ли твои примеры? А сейчас ты уже, оказывается, "разбираешься что по чем".
Полемика возможна. Она возможна даже не смотря на разницу в образовании (я музыковед, а ты - нет). Но в полемике не может быть аргумента "А мне ни нравицца".
Ты ставишь моему сообщению дислайк, значит всё. Я тебе в объяснениях про гетерофонию не помощник.

И, пожалуйста, не надо троллинга про позор и трусость. На РММе это наказуемо.

в таком случае аргументируй - почему ты считаешь, что там нет гетерофонии?
 

Сейчас просматривают