Вот о чём подумалось(может кому-то будет тоже интересно)
Слушая некоторые модерновые,поющие афро-американские группы,акцентируешь внимание на том,что гармонически они уж очень экзотично-не привычны для европейского уха.
И порой на столько свежи и современны,что попытки "снять" необычную гармонию оканчиваются безуспешной недоумённостью.
Всё очень просто и сложно одновременно,так как этот гармонический язык называется:
Африканское параллельное пение (гетерофония по научному)
Более или менее развитые формы многоголосия знают все негроидные народности Африки. В простейшем случае это параллельное двух или трёхголосное пение, где главный мелодический голос сопровождается звуками нижних голосов, поддерживающих мелодию и вторящих ей в интервалах квинты, кварты или октавы(редко другие). Случайные отклонения сопровождающих голосов приводят к образованию вариационной гетерофонии с мелизматическим опеванием основного голоса. Другим видом многоголосия является двух-, трех- и четырехзвучное сложение по терциям при строго параллельном движении всех голосов. Наконец, при респонсорной перекличке(замечу от себя:респонсорная техника в афроамериканской музыке-это уорк-сонг, холлер, спиричуэл) между запевалой и хором (или между двумя хорами, вокальной и инструментальной группой и т. д.) возникает третий вид африканского многоголосия – контрапунктическая полифония, образующаяся в момент взаимного наложения друг на друга двух антифонных фраз(замечу от себя: антифонное исполнение, то есть такое, при котором фразе одного хора отвечает фраза, исполняемая другим хором).
Попытаемся применить это для аранжировки:
Сначала наиграю кусочек одноголосной секвенции(всё в GM миди варианте):
см. пример: Аfrika1(V.Bychkov)
Попробую провести эту секвенцию не одноголосно а «африканским параллельным пением» (ещё раз напомню:ведение голосами одной и той же мелодии,но с их разной громкостью,через одни и те же интервалы,т.е.мелодический голос громче всех,а остальные звучат по типу прогрессивно-расположенных обер и унтер тонов),к примеру вот таким сочетанием звуков,заменяя G (снизу вверх) G#/D/G,заменяя A (снизу вверх) Bb/E/A,заменяя C (снизу вверх) C#/G/C и т.д. по всему звукоряду....
см. пример: Аfrika2(V.Bychkov)
Или попробую наоборот:гармонизировать таким сочетанием звуков эту одноголосную,хроматическую секвенцию респонсорной перекличкой анотифонных фраз(мудрёно то как!).
см. пример: Аfrika3(V.Bychkov)
С уваженим.Виктор Бычков.
Слушая некоторые модерновые,поющие афро-американские группы,акцентируешь внимание на том,что гармонически они уж очень экзотично-не привычны для европейского уха.
И порой на столько свежи и современны,что попытки "снять" необычную гармонию оканчиваются безуспешной недоумённостью.
Всё очень просто и сложно одновременно,так как этот гармонический язык называется:
Африканское параллельное пение (гетерофония по научному)
Более или менее развитые формы многоголосия знают все негроидные народности Африки. В простейшем случае это параллельное двух или трёхголосное пение, где главный мелодический голос сопровождается звуками нижних голосов, поддерживающих мелодию и вторящих ей в интервалах квинты, кварты или октавы(редко другие). Случайные отклонения сопровождающих голосов приводят к образованию вариационной гетерофонии с мелизматическим опеванием основного голоса. Другим видом многоголосия является двух-, трех- и четырехзвучное сложение по терциям при строго параллельном движении всех голосов. Наконец, при респонсорной перекличке(замечу от себя:респонсорная техника в афроамериканской музыке-это уорк-сонг, холлер, спиричуэл) между запевалой и хором (или между двумя хорами, вокальной и инструментальной группой и т. д.) возникает третий вид африканского многоголосия – контрапунктическая полифония, образующаяся в момент взаимного наложения друг на друга двух антифонных фраз(замечу от себя: антифонное исполнение, то есть такое, при котором фразе одного хора отвечает фраза, исполняемая другим хором).
Попытаемся применить это для аранжировки:
Сначала наиграю кусочек одноголосной секвенции(всё в GM миди варианте):
см. пример: Аfrika1(V.Bychkov)
Попробую провести эту секвенцию не одноголосно а «африканским параллельным пением» (ещё раз напомню:ведение голосами одной и той же мелодии,но с их разной громкостью,через одни и те же интервалы,т.е.мелодический голос громче всех,а остальные звучат по типу прогрессивно-расположенных обер и унтер тонов),к примеру вот таким сочетанием звуков,заменяя G (снизу вверх) G#/D/G,заменяя A (снизу вверх) Bb/E/A,заменяя C (снизу вверх) C#/G/C и т.д. по всему звукоряду....
см. пример: Аfrika2(V.Bychkov)
Или попробую наоборот:гармонизировать таким сочетанием звуков эту одноголосную,хроматическую секвенцию респонсорной перекличкой анотифонных фраз(мудрёно то как!).
см. пример: Аfrika3(V.Bychkov)
С уваженим.Виктор Бычков.