Интонирование: как не лажать?

  • Автор темы Автор темы Юркi
  • Дата начала Дата начала
Есть не только такой технийческий аспект, я думаю. В любом случае тут немалую роль играет и ситуация, и мозг человека, и его концентрация, что самое важное. Когда человек умеет концентрироваться на чём-либо и отбросить всё, кроме необходимого в данный момент он может достичь очень хороших результатов.
 
Совсем недавно с удивлением открыл для себя японское аниме и особенно саундтреки оттуда. Удивительно качественные вещи японцы делают в своем музыкальном сознании.
Ты послушай ещё некоторое количество J-rock'а и посмотри какие необычные и нестандартные ходы используются в композициях.
 
В своё время я со своим сокурсником подсели на одну методику рассказаную моим другом.Итог где то через полгода я развил чувство метра а сокурсник развил абсолютный слух и как бы я не старался играл кластеры или просто набор звуков 10-15 нот он называл их в точности вот такой вот фокус ,поэтому, кому то с выше дано а кто то кровью и потом.
 
Вот я как раз хотел и это написать тоже, это мои чисто субъективные наблюдения, но они подтверждаются на практике. Я выше уже говорил о том, что вокалист должен строй осознавать самостоятельно, независимо от фонограммы. А это возможно только когда у него как бы работает в голове компьютер, так сказать особый "музыкальный интеллект".
В свое время преподаватель по гитаре мне говорил, что во время импровизации музыкальная "соображалка" долна работать быстро, почти автоматически понимать аккорды гармонии и выдавать гаммы для обыгрывания.
Так вот теперь я понимаю что не только исполнитель но и вокалист должен на автомате как бы вычислять что он поет и вносить поправки.

А музыкальный интеллект надо развивать таким образом что обязательно учиться нотной грамоте, гармонии и постоянно работать с сольфеджио. Петь интервалы, пропевать аккорды, гаммы.

И тогда неизбежно начнется улучшение слуха и чувства ритма. И соответсвенно повысится общий уровень творимого.
 
А музыкальный интеллект надо развивать таким образом что обязательно учиться нотной грамоте, гармонии и постоянно работать с сольфеджио. Петь интервалы, пропевать аккорды, гаммы.

И тогда неизбежно начнется улучшение слуха и чувства ритма. И соответсвенно повысится общий уровень творимого.

Очень правильно.
Чтобы качественно играть на клавишах к примеру,надо научиться "синхронно пропевать" свои импровизационные фразы....
Многие джазовые школы к примеру рекомендуют ученикам обязательно петь в хоре.
Это развивает зонный слух,развивает интервальную аутентичную чувствительность,дидимовую требовательность,т.е.художественный утончённый вкус;
позволяет в дальнейшем продумывать-представлять и писать партитуру музыки за столом без шаблона-инструмента.
 
Интонация в зрелом возрасте. Вопрос .

Не хотел запускать новую тему, хотя.... не знаю....может и стоило.
Ситуация :
Пишу уже много лет одного дяденьку. Можно сказать друга.
Чел пишет песни для себя, я ему их аранжирую и пишу его вокал.
Дятьке - 55 лет. 3 года его не писал, тут обратился.
Сделал аранжу , всё такое......
Приехал он ко мне - пишем....
Я говорю : - Ровно на четверть тона ниже поёшь, давай ещё раз.
Мучились-мучились, меняли уши с закрытых на полуоткрытые,
снимали одно ухо, игрались с громкостью фонограммы и тп.
Хрен. Ровно на четверть тона ниже. Дятька в растерянности.
И я тож. Вроде очень чисто интонировал (вокалу не учился), а тут такая жопа.
Приехал через пару дней петь заново - ровно на четверть тона ниже. Вопрос :
- Это что ? Потеря интонации с возрастом ? А почему именно так ровно ?
------------------------
Питчшифтером поднял его именно на четверть тона - 99 % чисто.
 
так он 3 года пел? записывался? тут нужна практика. т.е. он похоже где-то допелся не следя за интонированием и все ...
синхрон ушей и звукоизвлечения.
у меня так один вокалист лажал. только на 3 день записи по 20-30 дублей пришел в норму )) но после некотрого времени простоя (где-то месяца 2) пришел к тому же результату. все заново
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: ESSE
вероятно и возрастное это тоже - наблюдаю у вокалистов (особенно почему то у теноров) да и правильно тут уже сказали - все живое нуждается в тренировке и тренировке, постоянно
 
... после рюмочки-другой, ... Получается, что это природный дар.
Человек не имеющий генетических вокальных данных ('природный дар'), как бы он не старался развиваться в данном направлении, никогда не станет даже заурядным певцом, не говоря о таких титанах вокального искусства, как к примеру Энрико Карузо или Фёдор Шаляпин.
Отдельный разговор про рюмочку... И так, рюмочка, в данном аспекте является своеобразным стимулятором, который воздействует прежде всего на психические центры человека, раскрепощает психологическое поведение и окружающее мировосприятие, т.е. человек - расслабляется. Не случайно, что алкоголь приравнивают к наркотическим препаратам. Во вторых алкоголь, как чистящая эммульсия промывает голосовые связки от излишнего слизистого налета, что делает их более способными к чистому звукоизвлечению. Ну и ко всему остальному приходится добавить рецэпт для приемлемого песнопения после рюмочки: 'Каждый, должен знать свою меру!'
 
Коллеги, спасибо за дискуссию.

Теперь немного по всему топику.

1. Вокалисты - статья особая. Из всех людей, занимающихся музыкой, самый большой процент Нарциссов. Один мудрый дядька лет 30 назад мне сказал: музыкант - тот, кто чувстует себя частью партитуры. Музыка - дело артельное.
Восприятие же музыкального образа у вокалистов - очень своеобразное. Как-то писал одного академического, из всех дублей он хотел выбрать самый кривой по интонации, плохо артикулированный и аритмичный, потому что в нем был "летящий фа-диез". No comments.
Попросите вокалиста спеть a capella. Некоторые, начав в До-мажоре, закончат петь в Си-бемоле, посадив при этом темп раза в полтора.

2. Тюнеры - вещь не всегда полезная, расслабляет музыкантов, доверяющих его индикаторам, отучает СЛУШАТЬ. Случалось, гитарист, настроив инструмент по открытым струнам, с пеной у рта доказывал, что строй в порядке. Бывает, при наличии модуляции в произведении записываю инструменты фрагментарно, после подстройки (это касается не только гитар).

3. У некоторых звукорежиссеров - передоза автотюнинга, может, от нежелания кропотливо выявлять и чистить только вкрапленные проблемные ноты.
Сам же алгоритм не совершенен, до тренированного (и одаренного) человеческого мозга компьютеру пока далеко.
Моментально анализировать scaling, pitch и вносить коррективы, давая команду голосовому аппарату, учитывать необходимые тенденции в интонировании, устраняя коллизии темперирования под силу лишь Человеку - венцу творения. А если этот человек еще и работает над собой, развивая дар, он это звание оправдывает.

4. Существуют национальные особенности вокала. Бразильцы поют "под нотой", прибалтийские хоры - "над".

5. Психоакустические аспекты зональной природы человеческого слуха. В частности, в высокой зоне частотного спектра музыки для создания ощущения "стройности" любой инструмент "благостнее" звучит у верхнего края зоны. Влияет на восприятие исполнителем и аудиторией высоты ноты и громкость звука. Громкость мониторинга может исказить восприятие ноты (до 10% частоты).

6. Коллега Esse рассказал о возрастных изменениях в интонировании - бывают такие негоразды, но они, к сожалению, случаются и с более молодыми исполнителями. Физиологические проблемы сильно изменяют восприятие звука, вступают в игру эффект Допплера и т.п. Как-то столкнулся с одним гитаристом, правое и левое ухо у него давали разницу в четверть тона! Вполне возможно, что вокалист, с которым работал Esse, слышит больше через кости черепа, чем через барабанные перепонки. Не мешало б ему провериться у специалиста.
Мне довелось работать в серьезной компании, там каждые 6 месяцев звукорежиссеры обязательно проходили тест - аудиограмму, и более скрупулезный, чем у сурдологов, которые выписывают старикам слуховые аппараты. Обычно у наших медиков оборудование может протестировать слух только до 8кГц (хотя и такой тест не помешает). Профессионалу желательно протестировать слух до 12кГц.
В Штатах есть организация HEAR (Hearing Awareness and Education for Rockers), т.е. проблема ослабления (и полной потери) слуха в современном мире музыки довольно серьезная. Первая лекция по Recording Engineering, которую я прослушал, была посвящена именно охране слуха. В Советском Союзе рабочий день был 8-часовым, у металлургов и шахтеров - 6-часовым, а смена звукорежиссеров не должна была превышать 4 часов. По американским нормам безопасным считается 8-часовое воздействием звука 90дБ на протяжении 10 лет.
Студийные и FOH инженеры работают 4 часа при уровне громкости, не превыщающем 95дБ. На такой громкости восприятие низких, средних и высоких частот, описываемое кривыми Флетчера-Мэнсона, выравнивается, те. контроль баланса оптимален.
Каждые дополнительные 5дБ сокращают время экспозиции вдвое, т.е. при 100дБ можно работать без вреда для слуха два часа, при 110дБ - всего 30 минут. Причем погибают в первую очередь клетки слухового нерва, ответственные за передачу в мозг высоких частот и верхней середины (Кстати, о тенорах).
Выводы делайте сами.

7. Извините за банальное повторение чужой мудрости - чтобы стать хорошим вокалистом, нужно сочетание многих факторов.
Иногда прет от человека даже при проскакивающих кривых нотках. Как говорят американцы, необходимо наличие chemistry. Сколько вокалистов выпускает Гнесинка? Из того же Беркли выходит около 2500 человек музыкантов ежегодно, только Hall of Fame пока не переполнен. Выходит, чисто интонировать - еще не значит ПЕТЬ.
Хотя и без упорного труда по совершенствованию врожденных качеств толку не будет.

Так что, наверное, сочетание ума и сердца для хорошего музыканта - вещь необходимая, тем более, что вокал - самый выразительный инструмент.
А вот сколько чего нужно в процентном соотношении, мне лично сказать трудно.

П.С. Извините за сумбурное изложение по теме.
 
Последнее редактирование:
Форумы и советы тут не помогут, надо все время практиковаться. Как и в спорте, если не тренировался определенное время будет откат назад.
 
Радуюсь что на форуме обживаются специалисты с аналитическим мышлением...я про smack...здоровеет форум...
Добавлю:
Есть ещё сторона этого вопроса:
Ансамблевое тембровое интонирование вокалистов (т.е. сложение индивидуальных тембровых спектров в стройный натуральный интервал)…..
Тут не всё просто (повторюсь застарелыми мыслями):
Давайте ещё раз послушаем вокальные ансамбли созданные с одной стороны по-принципу «фабрик» и с другой «песняров»…
Вот первых ныне понимают и принимают больше.
Почему же «песняровские ансамбли» то меньше?
Простой ответ дал еще два столетия назад император Австро-Венгрии Франц-Иосиф I.
"...Слишком много нот" - для ушей и мозгов нашей современной публики.
"…И слишком красиво..." - для ее пошлых вкусов.
Добавлю отсебятину:
Ой как не просто натурально стройно пропевать сложную гармонию богато-тембральной средой (играть тоже…).
Ещё труднее нынешним простым слушателям с «обыкновенным замыленным" замученным звуковой мутью-жутью слухом слышать и понимать строй или нестрой этой гармонической среды.
Ой как не просто потом "продать" этот малопонятный (не популярный) сложный для восприятия «продукт».
А что делать аранжировщику (предположим безусловно соблюдающему голосоведение)?
С одной стороны богато тембровый,всё время разный электронный трудно уживающийся состав-арсенал синтезаторов и всё новые и новые стили-гармонии толкающиеся в модной мало изученной и понятой (понятной) очереди…с другой стороны простой чаще обыкновенный (не обученный) нарцисный человеческий голос.
И выход то мультимедийный скорый ныне нашли:
Безтембровые стройные голоса «лучше мелодинно сливаются» в не сложном интервале-аккорде, безхитростно микшируются и в студии и в мозгах фанов на фоне не тоново-тонального "кача" барабанов и "жирного" баса.
Вот и Анатолий Вейценфельд об этом:
«..Чтобы далеко не ходить - песняровский аккорд (и репертуар) на таких голосах не построишь...»
Про Эллингтона говорили, что у него в партитуре написано не "кларнет", "альт", "труба", "баритон", а Джимми Хамильтон, Джонни Ходжес, Кутти Вильямс, Хари Карни. Точно также и Мулявин, исходя из характера голосов участников ансамбля, расписывал вокальные партии между собой, своим трагически погибшим братом Валерием, Анатолием Кашепаровым, Леонидом Борткевичем, Валерием Дайнеко, другими вокалистами, пришедшими в ансамбль позже.
В академических хорах обычно подбирают сильные яркие голоса - иначе не прозвучит ни Верди, ни Рахманинов.
Хотя особо характерные тембры тоже в хорах отвергаются.
Знаменитый пример: Шаляпина не приняли в хор в Казани, а Горького приняли…
Причина?
Для стройности проще однотембральная обслуживающая и слышащая сама себя (друг друга) среда.
Получается:
Для голосов голосовой аккомпанемент,для гитар гитарный,для духовых духовой….
Но,если сложение ярких,характерных вокалистов (наложение спектров) умножает проблемы во много раз и для создателя и для слушателя,так может не «париться» с тембральным строем,помятуя Франц-Иосиф I ?
УжОс!
Неужели Эра толпы победит?
Эра стройно нарцисно для себя упоенно поющих гермофродитов «без лица» под аккомпанемент так называемых "оркестровых" библиотек эволюционирует (клонируется) в геометрической прогрессии,банируя "не стройные" голоса критикам околомузыкального безумия….
Бр-р-р-р…..
 
Последнее редактирование:
PNC написал(а):
Форумы и советы тут не помогут, надо все время практиковаться.
Согласен, без практики форма теряется очень быстро. Но что значит практиковаться БЕЗ советов? Как и в спорте, фанатичная практика без правильной методики может не только быть бесполезной, а даже и вред принести. И зачем продираться сквозь дебри, занимаясь методом тыка, если знающий человек сбережет ваше время, подсказав хотя бы как НЕ надо?
Я лично прислушиваюсь к советам до сих пор, хотя уже вполне взрослый.
Даже за недолгое время общения на этом форуме я накопал достаточно полезной для себя информации (я не имею в виду ссылки на варез и т.п).
 
Хм.. У меня это вообще от другого зависит. Что называется если в тонусе, от все ок и с интонированием и с импровизацией и с прочими штуками. А когда просто физически или как-то еще не можешь, то и слышишь что здесь не туда, там не туда:)
 
Просто нужно понимать о чем поешь, многим именно это помогает. Тогда наверное и вопрос по другому будет стоять
 
что такое точно интонировать? я так понимаю, что имееца ввиду, что точная интонация - это када тон совпадает с каким-то эталонным тоном, в который предполагается, что надо попадать. а кто докажет что этот эталонный, опорный или как его там ещё назвать - тон - правильный? Вот если вокал не совпадает с этим типа тоном пусть даже на какойто децл - на одну шестую тона например - это уже сразу заявляеца что неправильно. Ну правильно - в попсе наверно это неправильно. Оттого там счас так распространились автотюны с вокодерами и все мяукают через них мерзкими голосами. А вот может как раз это расхождение в одну шестую тона даёт неповоторимое ощущение, атмосферу и т.п. Когда - как тут справедливо замечено - понимаешь о чём поёшь. При этом не обязательно чтоп это были слова примитивных человеческих языков... Вопщем весь этот прогон был для того, чтоп объяснить, что понятие точного интонирования лишено смысла. Критерий тока один - канает или нет. Када я гаварю что Вася умеет петь а Петя не умеет петь я вовсе не имею ввиду что Вася способен точно попадать в ноты а Петя не способен. Я имею ввиду что Вася умеет сделать так, что это канает (чувствует музыку и всё такое), а Петя при полном попадании в ноты заставляет сблевать от своего вокала. НУ где-то так... Ну и как пример могу привести Ника Кейва. Вот чувак насчёт попадания в ноты не особо, а кто скажет, что хреновый вокалист - тому я сам... скажу что он не прав в смысле. Хотя наверно я не вполне прав насчёт понятия точного интонирования. Можно ведь говорить о настройке на какойто свой внутренний тон, который резонирует с данным муз произведением в данный момент времени и пропевать именно этот внутренний какойто (а может и внешний, но в другом измерении находящийся - засекаешь его смещая точку сборки) тон. А он оказываеца не совпадает с синтюком который тупо жарит по равномерной темперации. И вокалиста сразу обвиняют. А я так ваще скажу, что равномерная темперация в принципе лажает и не строит по определению. Так что с pROFI я в данном случае абсолютно согласен. Да - всё кажется таким сложным если глядеть на это с той самой стороны... Но ведь можно глянуть и с другой стороны - просто пой как чувствуешь в душе и всё проканает - не думай о том как это всё научно объяснить, просто чувствуй и вперёд. Это же музыка, а не математика.
 
Diamond Stagnatus написал(а):
просто пой как чувствуешь в душе и не думай о том как это всё научно объяснить, просто чувствуй и вперёд. Это же музыка, а не математика.
Алгеброй можно все же поверить гармонию, это не раз доказывал на форуме pROFI, но идеальный вариант - когда человек поет как птица, не задумываясь, а всю математику обеспечивает встроенный в каждого из нас компьютер, с которым железяки еще не в силах конкурировать. Проблема еще в том, что различные шкалы подразумевают различную темперацию, а у нас часто стараются аутентику втиснуть в прокрустово ложе западной традиции с ее "хорошо темперированным" клавиром. Да не настолько уж и хорошо...
Я как-то на форуме уже писал, что бразильцы для нас вроде бы поют "под нотой". Jay Kay (Jamiroquai) даже закосил под бразильца в Picture of My Life и Corner of the Earth. А вообще тема "Как не лажать" шире чем "Как чисто интонировать". Согласен, чисто интонировать - не значит петь. Наши учебные заведения скорее готовят интонаторов с резонатором, чем ПЕВЦОВ.
 
Для вокалиста сперва нужно научится правильно и чисто интонировать, а уже когда это появилось(после систематических упражнений), показывать "свое понимание музыки". Ато бывают такие, петь не умеют и называют это своим видением, при этом у них есть 1 аргумент, что ты ни чего в этом не понимаешь.
 

Сейчас просматривают