Коллеги, спасибо за дискуссию.
Теперь немного по всему топику.
1. Вокалисты - статья особая. Из всех людей, занимающихся музыкой, самый большой процент Нарциссов. Один мудрый дядька лет 30 назад мне сказал: музыкант - тот, кто чувстует себя частью партитуры. Музыка - дело артельное.
Восприятие же музыкального образа у вокалистов - очень своеобразное. Как-то писал одного академического, из всех дублей он хотел выбрать самый кривой по интонации, плохо артикулированный и аритмичный, потому что в нем был "летящий фа-диез". No comments.
Попросите вокалиста спеть a capella. Некоторые, начав в До-мажоре, закончат петь в Си-бемоле, посадив при этом темп раза в полтора.
2. Тюнеры - вещь не всегда полезная, расслабляет музыкантов, доверяющих его индикаторам, отучает СЛУШАТЬ. Случалось, гитарист, настроив инструмент по открытым струнам, с пеной у рта доказывал, что строй в порядке. Бывает, при наличии модуляции в произведении записываю инструменты фрагментарно, после подстройки (это касается не только гитар).
3. У некоторых звукорежиссеров - передоза автотюнинга, может, от нежелания кропотливо выявлять и чистить только вкрапленные проблемные ноты.
Сам же алгоритм не совершенен, до тренированного (и одаренного) человеческого мозга компьютеру пока далеко.
Моментально анализировать scaling, pitch и вносить коррективы, давая команду голосовому аппарату, учитывать необходимые тенденции в интонировании, устраняя коллизии темперирования под силу лишь Человеку - венцу творения. А если этот человек еще и работает над собой, развивая дар, он это звание оправдывает.
4. Существуют национальные особенности вокала. Бразильцы поют "под нотой", прибалтийские хоры - "над".
5. Психоакустические аспекты зональной природы человеческого слуха. В частности, в высокой зоне частотного спектра музыки для создания ощущения "стройности" любой инструмент "благостнее" звучит у верхнего края зоны. Влияет на восприятие исполнителем и аудиторией высоты ноты и громкость звука. Громкость мониторинга может исказить восприятие ноты (до 10% частоты).
6. Коллега Esse рассказал о возрастных изменениях в интонировании - бывают такие негоразды, но они, к сожалению, случаются и с более молодыми исполнителями. Физиологические проблемы сильно изменяют восприятие звука, вступают в игру эффект Допплера и т.п. Как-то столкнулся с одним гитаристом, правое и левое ухо у него давали разницу в четверть тона! Вполне возможно, что вокалист, с которым работал Esse, слышит больше через кости черепа, чем через барабанные перепонки. Не мешало б ему провериться у специалиста.
Мне довелось работать в серьезной компании, там каждые 6 месяцев звукорежиссеры обязательно проходили тест - аудиограмму, и более скрупулезный, чем у сурдологов, которые выписывают старикам слуховые аппараты. Обычно у наших медиков оборудование может протестировать слух только до 8кГц (хотя и такой тест не помешает). Профессионалу желательно протестировать слух до 12кГц.
В Штатах есть организация HEAR (Hearing Awareness and Education for Rockers), т.е. проблема ослабления (и полной потери) слуха в современном мире музыки довольно серьезная. Первая лекция по Recording Engineering, которую я прослушал, была посвящена именно охране слуха. В Советском Союзе рабочий день был 8-часовым, у металлургов и шахтеров - 6-часовым, а смена звукорежиссеров не должна была превышать 4 часов. По американским нормам безопасным считается 8-часовое воздействием звука 90дБ на протяжении 10 лет.
Студийные и FOH инженеры работают 4 часа при уровне громкости, не превыщающем 95дБ. На такой громкости восприятие низких, средних и высоких частот, описываемое кривыми Флетчера-Мэнсона, выравнивается, те. контроль баланса оптимален.
Каждые дополнительные 5дБ сокращают время экспозиции вдвое, т.е. при 100дБ можно работать без вреда для слуха два часа, при 110дБ - всего 30 минут. Причем погибают в первую очередь клетки слухового нерва, ответственные за передачу в мозг высоких частот и верхней середины (Кстати, о тенорах).
Выводы делайте сами.
7. Извините за банальное повторение чужой мудрости - чтобы стать хорошим вокалистом, нужно сочетание многих факторов.
Иногда прет от человека даже при проскакивающих кривых нотках. Как говорят американцы, необходимо наличие chemistry. Сколько вокалистов выпускает Гнесинка? Из того же Беркли выходит около 2500 человек музыкантов ежегодно, только Hall of Fame пока не переполнен. Выходит, чисто интонировать - еще не значит ПЕТЬ.
Хотя и без упорного труда по совершенствованию врожденных качеств толку не будет.
Так что, наверное, сочетание ума и сердца для хорошего музыканта - вещь необходимая, тем более, что вокал - самый выразительный инструмент.
А вот сколько чего нужно в процентном соотношении, мне лично сказать трудно.
П.С. Извините за сумбурное изложение по теме.