Искусственный дабл-трек
В процессе развития технологии было сделано множество попыток найти такую обработку, которую можно применить к единственной вокальной партии, и заставить её звучать так, как будто имеется настоящий дабл-трек. Некоторые из этих попыток оказались довольно успешными, другие же потерпели неудачу на техническом уровне, но зато стали отдельными самоценными эффектами.
1) Первая, и самая очевидная технология носит название ADT (automatic double-tracking). Использовался магнитофон, при записи на который одновременно включался и мониторинг записанного сигнала (то есть, воспроизводящая головка сразу же считывала записанный звук). Это создавало короткую «slap-back»-задержку. Именно эта технология даёт эффект, знакомый нам по бесчисленным ранним рок-н-ролльным записям, и который также мастерски эксплуатировался такими артистами, как Джон Леннон.
Вы легко можете получить подобный эффект и при помощи современных технологий. Просто добавьте цифровую задержку примерно с таким же уровнем, с каким звучит оригинальная партия, выставьте время задержки 80 – 120 мс и установите обратную связь на минимум (чтобы был только один повтор).
2) Более сложные методы комбинируют небольшие задержки с частотной модуляцией. Одно из ранних устройств - Drawmer Double Tracker – использовало аналоговую линию задержки и генератор LFO для тонкой частотной модуляции. Этот процессор больше не выпускается, но Вы можете получить подобный эффект, применяя очень неглубокую и медленную частотную модуляцию к сигналу, прошедшему через линию цифровой задержки. Это будет имитировать естественные девиации высоты, происходящие при живой записи дабл-треков. Кроме того, Вы можете также подрезать высокие частоты на задержанном сигнале, чтобы подражать ограниченному частотному диапазону аналоговых задержек. К примеру, такой плагин, как PSP Audioware Lexicon PSP42, имеет пресет «Doubler», дающий подобный эффект.
3) Альтернатива модуляции – это транспонирование (питч-шифтинг). Передвиньте оригинал на 4 – 8 центов вверх, а его копию – на такое же количество вниз. Во многих случаях, это ближе к высотным вариациям, происходящим во время живого исполнения. Кроме того, такой способ позволяет избежать иногда слышимого эффекта циклической LFO-модуляции.
4) Теперь у нас есть такие плагины, как Antares Duo, который пытается максимально близко приблизится к эффекту настоящего дабл-трека. Он достигает этого, внося маленькие случайные изменения в высотные и временные характеристики копии оригинального сигнала. Другие плагины могут создавать не только вторую вокальную линию, но и несколько дополнительных партий. Кроме того, они позволяют смещать форманты голоса, чтобы создать различный характер для каждой из дополнительных партий.
При помощи PSP Audioware Lexicon PSP42 Вы можете создать очень короткие, яркие модулированные задержки, дающие богатый и насыщенный эффект, подобный «настоящему» ADT.
Попытайтесь объединить вышеописанные способы, чтобы найти свой собственный рецепт получения искусственных дабл-треков. Вот, для начала, некоторые стратегии:
Во-первых, скопируйте вокал на другой трек, задержите его на 30-80 мс (или около того) и довольно радикально обработайте каким-нибудь автотюном (чтобы очень близко подтянуть к нотам, но не до такой степени, когда возникает «роботизированный» эффект). Даже если оригинальная партия была очень хорошо спета, должны проявиться достаточные высотные различия, дающие положительный слышимый эффект. Если зайти с автотюном слишком далеко, в вокале может возникнуть «фейзероподобное» звучание. В таком случае, используйте более медленное время срабатывания. Тем не менее, стоит отметить, что хотя этот «фейзероподобный» эффект обычно нежелателен, он имеет свою самостоятельную ценность и может дать прекрасные результаты при обработке такого инструмента, как гитара.
В дополнение к этому можно использовать программное обеспечение, позволяющее изменять глубину вибрато, присутствующего в исполнении (не изменяя номинальную высоту нот). Некоторые DAW (как Cubase 5), имеют такую встроенную функциональность. Если Вы используете программу, не имеющую таких возможностей, применяйте продукты от сторонних производителей (как Melodyne). Уменьшая или увеличивая вибрато в дублирующей партии (которая, в идеале, должна быть всё-таки немного задержана), Вы можете получить вариации, создающие желаемый эффект.
Для более тонкого ADT-эффекта попытайтесь вместо традиционной задержки использовать ревербератор (Smartelectronix Ambience работает просто идеально), создающий только лишь ранние отражения (или короткое окружение). То, к чему надо стремиться – это короткий взрыв довольно ярких отражений без реверберационного хвоста. Если установить предзадержку в районе 80 мс, то Вы услышите богатый ADT-эффект, более живой и с меньшим количеством фазовых артефактов, чем чистая задержка. К тому же, Вы можете скомбинировать его с любыми методами питч-шифтинга или частотной модуляции. Пропустив реверберацию через автотюн, можно получить очень интересные результаты.
Итоги
Дабл-трек может добавить приятную толщину к вокалу, и хотя ничто не звучит настолько убедительно, как реальная вещь, у каждого «искусственного» подхода есть свой собственный характер, который может удовлетворить Вашей песне. Даже если Вы отвергаете искусственный дабл-трек на своём лид-вокале, Вы можете использовать его для утолщения бэков. Стоит не забывать, что подобная обработка, как правило, заставляет вокал немного отдаляться от слушателя. Таким образом, следует «поиграть» с эквализацией и уровнями, чтобы получить сбалансировано звучащий микс. Если Вы считаете, что Ваш певец способен на такую работу, то, в первую очередь, попробуйте записать дабл-трек живьём. В конце концов, ничто не мешает скомпоновать из множества разных дублей самую лучшую версию. А дальше Вам все карты в руки…