Бэк-вокал, какие хитрости используются при создании.

  • Автор темы Автор темы Join
  • Дата начала Дата начала
Может я чего не понимаю, но мне показалось, что ничего типа и неизменится - никаких противофаз, дилэй с одинаковыми настройками. Должен получиться обычный стерео голос с дилэйчиком. Притом крутить у него понараму или нет - без разницы. В чем я ошибаюсь?
 
Все ты правельно понимаешь, никакой противофазы не будет, ведь сигналы с точностью до мс продублированы и и задержка равна на оба канала, поэтому никакой противофазы не будет. Противофаза начинается как минимум с 25-30мс задержки.
 
Вот такой вопрос по сведению бэков. Я всегда писал бэки на основную партию голоса. Ну, чтоб синхронность соблюдать, ну и интонировать проще. Но вот если основной партии нет, а есть задание записать только бэки, то на что нужно ориентироваться? Как выставить баланс громкости относительно фонограммы? Ведь когда все партии записаны(с основным вокалом) то тут всё понятно-ориентир на основной голос, а вот без него боюсь сделать их слишком громкими или слишком тихими.

П.С. Ну и по сабжу так же можно высказаться с применением плагинов. Всетаки уж более 6 лет прошло со дня выхода топика...

П.С.2 Сам я на записанных бэках обрезаю низ,+ сильная компрессия, а далее вешаю плагин Back Stage EQ One. В нем удобно манипулировать артикуляционными моментами(без вникания в сложную эквализацию) а так же располагать голос в панораме. Так как можно разнести в стороны любые 4 полосы частотки или всё сразу.
 
Последнее редактирование:
Добавлю свои три копейки:компрессию использую очень редко что на основном вокале,что на бэках,стараюсь компресить нутром:),откажитесь от копирования одной и той-же партии,лучше записать ещё раз.,ревера,панорама,eq - вот где собака зарыта для бэка,мелодин можно,но лучше не лажать,не плохой эффект на бэке даёт вокодэр,но использовать тоже в меру.У меня все бэки записаны одним моим голосом,имея достаточно узкий диапазон(выше фа не поднимусь,да ещё с криком- бляха-муха:))) благодаря плагинам можно нарулить и женский бэк.
 
откажитесь от копирования одной и той-же партии,лучше записать ещё раз.,
Чем это аргументируете?
Можно копировать одну и ту-же партию в L\R, на одном из каналов сделать задержку до 20-23 мил.сек (получим еффект псевдостерео) и оба канала обработать немного по разному. А можно и дублёром вавесовским поиграться. Можно и второй раз пропеть....
А вообще правил то,как таковых НЕТ! Главное-конечный результат!
 
Можно копировать одну и ту-же партию в L\R,
Мертвые бэки получаются таким способом.Нужен временно-высотный рандом.Лучше еще раз спеть.Хотя бывают такие певцы,что поют ноль в ноль каждый дубль.Приходится повозиться.
 
Мертвые бэки получаются таким способом.
Согласен! Если делать аккорды, то в основном простые аккорды только с не дублированным диссонансом. В основном это нона, только октаву ниже (2 ст). Что касается исполнения, то нужно использовать прием 'воздуш пение'(только бэках). Она позволяет сливаться.
 
Чем это аргументируете?
Можно копировать одну и ту-же партию в L\R, на одном из каналов сделать задержку до 20-23 мил.сек (получим еффект псевдостерео) и оба канала обработать немного по разному.
Это всё игры. На эти кручения потратишь больше времени, чем на запись дабла, а результат будет хуже. На такое можно пойти только в случае, когда певец поёт настолько плохо, что запись даблов утраивает бюджет. :) Если для сведения не принесли даблов, а хочется - я бы попробовал вокодером дописать партию (если стилистика позволяет).
Хотя бывают такие певцы,что поют ноль в ноль каждый дубль.
Работал с такой певицей, у неё унисонный дабл начинает фленжерить. :)
 
Но вот если основной партии нет, а есть задание записать только бэки, то на что нужно ориентироваться?
А прописать пилотный вокал? Т.е. особо не заморачиваться, просто для помощи в последущей отстройке баланса. Да и часто бэки под основную партию легче петь вокалистам.
 
Еще можно в бэках согласные некоторые притушить.Иначе горох может картинку портить.
Особенно на Т.
 
Последнее редактирование:
Чем это аргументируете?
Можно копировать одну и ту-же партию в L\R, на одном из каналов сделать задержку до 20-23 мил.сек (получим еффект псевдостерео) и оба канала обработать немного по разному. А можно и дублёром вавесовским поиграться. Можно и второй раз пропеть....
А вообще правил то,как таковых НЕТ! Главное-конечный результат!
Согласен,главное результат,вот и все аргументы - во-первых не будет флэнжерить,а в третьих:)) -слушаться будет естественно из-за невозможности повторить ранее записанную партию в ноль - во как загнул:))А те кто в ноль повторяет - к микрофону не подпускать,гнать в шею :)))
 
Последнее редактирование:
Вокальный дабл-трек (из Sound on Sound)

Реальный дабл-трек

Есть много способов сымитировать двойной вокальный проход, и немного позже мы поговорим о них, но пока что давайте рассмотрим некоторые уловки, которые можно использовать для улучшения настоящей двухдорожечной вокальной записи.

1) Если Вы хотите, чтобы дублирующая партия звучала максимально близко к основной, то попытайтесь записать дабл сразу же после базового трека. У певца будет ещё «свежо» впечатление от первого прохода, и он сможет воссоздать в дабл-треке такое же чувство. Тем более, у Вас будет одинаковое положение микрофона, одинаковое окружение и всё остальное. Конечно, скорее всего будут некоторые отклонения, но комбинированный результат должен звучать чётко и плотно.

2) Предположим, что Вы делали исходную запись, не задумываясь создании дабл-трека. Но позже у Вас возникла потребность в нём. Будет неплохо, если вдруг сохранился удачный дубль (тейк). Большинство песен имеет повторяющиеся секции, и если чувство трека в течение песни изменяется не слишком сильно, то Вы можете скопировать эти места из дубля и подложить их под соответствующие секции (либо скопировать всю секцию целиком вместе с дублем и вставить в нужных местах). Тем не менее, будьте внимательны, поскольку использование одинаковых дабл-треков по всей песне может привести к слишком однообразному звучанию.

3) Если возникают проблемы с интонированием, Вы можете использовать программное обеспечение для исправления высотных огрехов – такое, как Auto-Tune или Melodyne. Но не стоит слишком радикально подходить к обработке: легко сгладить все естественные маленькие различия в высоте, которые и дают нам богатый звук!

4) Если певец поёт точно в ноты, то у Вас может проявиться аналогичная проблема – особенно на длинных нотах, когда две партии будут сливаться в одну без какого-либо положительного эффекта. Есть неплохая уловка, могущая заставить такого идеального вокалиста спеть немного в «сторону»: пропустите тот микс, который поступает в его наушники, через питч-шифтер и оттранспонируйте его на несколько центов. Благодаря этому, певец споёт новую партию чуть-чуть выше или ниже оригинала. С другой стороны, ничто не мешает подвергнуть подобной обработке и уже записанные треки.

5) Если окончания слов приходятся на твёрдые согласные звуки (такие, как Т или Д), то комбинированный результат может звучать очень грязно, если певец заканчивает их не синхронно с основной партией. Для начала, Вы можете попросить, чтобы вокалист смягчал окончания слов при записи второго прохода. Благодаря этому отчётливыми останутся только лишь твёрдые окончания базовой партии.

В более тяжёлых случаях Вы можете использовать средства, которые сейчас имеются в практически любой DAW. При их помощи можно легко порезать дублирующую партию на отдельные слова и фразы, и потом визуально выстроить их в одну линию с соответствующими местами основного трека. Если некоторые слова в дублирующем треке заканчиваются позже, то для их укорочения Вы можете использовать фейды или автоматизацию уровня. Но, если же индивидуальные слоги являются слишком длинными или короткими, то, вероятно, Вам придётся порезать слова на отдельные слоги и использовать тайм-шифтинг, чтобы подогнать их под базовый трек. Такая функциональность доступна сейчас в любой современной DAW. Например, в Cubase 5 не понадобится даже резать файл: при помощи такой функции, как VariAudio, Вы можете откорректировать нужные участки прямо внутри целого файла. Тем не менее, если Вам приходится тратить много времени на такую работу, используйте специализированное программное обеспечение – такое, как Synchro Arts Vocalign (недавно вышла и VST-версия).

Избегайте соблазна отредактировать что-то только лишь потому, что на экране это выглядит не очень красиво: всегда используйте свои уши, чтобы оценить, стоит ли вообще доставать нож. Слишком легко попасть в ловушку и начать редактировать, опираясь на зрение, а не на слух.
 
  • Like
Реакции: tuti-frutiti
Искусственный дабл-трек

В процессе развития технологии было сделано множество попыток найти такую обработку, которую можно применить к единственной вокальной партии, и заставить её звучать так, как будто имеется настоящий дабл-трек. Некоторые из этих попыток оказались довольно успешными, другие же потерпели неудачу на техническом уровне, но зато стали отдельными самоценными эффектами.

1) Первая, и самая очевидная технология носит название ADT (automatic double-tracking). Использовался магнитофон, при записи на который одновременно включался и мониторинг записанного сигнала (то есть, воспроизводящая головка сразу же считывала записанный звук). Это создавало короткую «slap-back»-задержку. Именно эта технология даёт эффект, знакомый нам по бесчисленным ранним рок-н-ролльным записям, и который также мастерски эксплуатировался такими артистами, как Джон Леннон.

Вы легко можете получить подобный эффект и при помощи современных технологий. Просто добавьте цифровую задержку примерно с таким же уровнем, с каким звучит оригинальная партия, выставьте время задержки 80 – 120 мс и установите обратную связь на минимум (чтобы был только один повтор).

2) Более сложные методы комбинируют небольшие задержки с частотной модуляцией. Одно из ранних устройств - Drawmer Double Tracker – использовало аналоговую линию задержки и генератор LFO для тонкой частотной модуляции. Этот процессор больше не выпускается, но Вы можете получить подобный эффект, применяя очень неглубокую и медленную частотную модуляцию к сигналу, прошедшему через линию цифровой задержки. Это будет имитировать естественные девиации высоты, происходящие при живой записи дабл-треков. Кроме того, Вы можете также подрезать высокие частоты на задержанном сигнале, чтобы подражать ограниченному частотному диапазону аналоговых задержек. К примеру, такой плагин, как PSP Audioware Lexicon PSP42, имеет пресет «Doubler», дающий подобный эффект.

3) Альтернатива модуляции – это транспонирование (питч-шифтинг). Передвиньте оригинал на 4 – 8 центов вверх, а его копию – на такое же количество вниз. Во многих случаях, это ближе к высотным вариациям, происходящим во время живого исполнения. Кроме того, такой способ позволяет избежать иногда слышимого эффекта циклической LFO-модуляции.

4) Теперь у нас есть такие плагины, как Antares Duo, который пытается максимально близко приблизится к эффекту настоящего дабл-трека. Он достигает этого, внося маленькие случайные изменения в высотные и временные характеристики копии оригинального сигнала. Другие плагины могут создавать не только вторую вокальную линию, но и несколько дополнительных партий. Кроме того, они позволяют смещать форманты голоса, чтобы создать различный характер для каждой из дополнительных партий.
doubletracking_04.jpg

При помощи PSP Audioware Lexicon PSP42 Вы можете создать очень короткие, яркие модулированные задержки, дающие богатый и насыщенный эффект, подобный «настоящему» ADT.

Попытайтесь объединить вышеописанные способы, чтобы найти свой собственный рецепт получения искусственных дабл-треков. Вот, для начала, некоторые стратегии:

Во-первых, скопируйте вокал на другой трек, задержите его на 30-80 мс (или около того) и довольно радикально обработайте каким-нибудь автотюном (чтобы очень близко подтянуть к нотам, но не до такой степени, когда возникает «роботизированный» эффект). Даже если оригинальная партия была очень хорошо спета, должны проявиться достаточные высотные различия, дающие положительный слышимый эффект. Если зайти с автотюном слишком далеко, в вокале может возникнуть «фейзероподобное» звучание. В таком случае, используйте более медленное время срабатывания. Тем не менее, стоит отметить, что хотя этот «фейзероподобный» эффект обычно нежелателен, он имеет свою самостоятельную ценность и может дать прекрасные результаты при обработке такого инструмента, как гитара.

В дополнение к этому можно использовать программное обеспечение, позволяющее изменять глубину вибрато, присутствующего в исполнении (не изменяя номинальную высоту нот). Некоторые DAW (как Cubase 5), имеют такую встроенную функциональность. Если Вы используете программу, не имеющую таких возможностей, применяйте продукты от сторонних производителей (как Melodyne). Уменьшая или увеличивая вибрато в дублирующей партии (которая, в идеале, должна быть всё-таки немного задержана), Вы можете получить вариации, создающие желаемый эффект.

Для более тонкого ADT-эффекта попытайтесь вместо традиционной задержки использовать ревербератор (Smartelectronix Ambience работает просто идеально), создающий только лишь ранние отражения (или короткое окружение). То, к чему надо стремиться – это короткий взрыв довольно ярких отражений без реверберационного хвоста. Если установить предзадержку в районе 80 мс, то Вы услышите богатый ADT-эффект, более живой и с меньшим количеством фазовых артефактов, чем чистая задержка. К тому же, Вы можете скомбинировать его с любыми методами питч-шифтинга или частотной модуляции. Пропустив реверберацию через автотюн, можно получить очень интересные результаты.

Итоги

Дабл-трек может добавить приятную толщину к вокалу, и хотя ничто не звучит настолько убедительно, как реальная вещь, у каждого «искусственного» подхода есть свой собственный характер, который может удовлетворить Вашей песне. Даже если Вы отвергаете искусственный дабл-трек на своём лид-вокале, Вы можете использовать его для утолщения бэков. Стоит не забывать, что подобная обработка, как правило, заставляет вокал немного отдаляться от слушателя. Таким образом, следует «поиграть» с эквализацией и уровнями, чтобы получить сбалансировано звучащий микс. Если Вы считаете, что Ваш певец способен на такую работу, то, в первую очередь, попробуйте записать дабл-трек живьём. В конце концов, ничто не мешает скомпоновать из множества разных дублей самую лучшую версию. А дальше Вам все карты в руки…
 
А прописать пилотный вокал? Т.е. особо не заморачиваться, просто для помощи в последущей отстройке баланса. Да и часто бэки под основную партию легче петь вокалистам.
Да в общем то так и делаю. Просто иногда приходится подставлять бэки под минус без основного вокала. Восновном на слух свожу, но вдруг, думаю, есть методика?
Хотя слушая оригинальные минусовки с бэками, понимаю, что у всех тоже по разному.
 
tarzan, существенно уточнил: а о каком стиле музыки идет речь?
В том же фанк-рэпе был опыт, когда основной парт ставился "по сердине", а вокальные бэки в 2 слоя (перехлестывающие по окончания слов в основной акапелле) разводились по каналам.
 
Последнее редактирование:
DigiTech Vocalist Live Pro (Vocal Harmony Processor) - вот это оч. неплохой приборчик для создания допонительного голосоведения.
 
  • Like
Реакции: hanafka
бэк-вокалист, умеющий петь, считается за хитрость? :laugh3:
 

Сейчас просматривают