Олдскульный взгляд на проблему:
«Басовый Бас (Брюс Ричардсон, ProRec)
Получение правильного звука баса это одна из самых сложных задач современной музыки. Когда средний слушатель подсознательно воспринимает музыку, то бас - это то что он слышит. И, вероятнее всего они этого не знают.
Так как же записать этот убийственно-качающий-грувовый бас?
Я много работал с Чаком Рейни (Chuck Rainey). Чак это один из вечных мастеров баса, с работами от Ареты Франклин до Стили Дэн. Я очень многому научился в плане получения хорошего басового звучания, работая с Чаком - как и с другими артистами - и я могу поделиться частичкой мудрости.
Прежде всего - я большой поклонник басов Fender. Мне нравятся басы Roger Sadowsky, и все же.... да они просто очень похоже на Fender. Много дорогих басов великолепно звучат на сцене или через комбики, но превращают вашу жизнь в ад, когда вы пытаетесь записать их напрямую... они такие "усиленные" что могут или перегрузить микс или вообще исчезнуть. Никакого компромисса, никакой середины.
Если у вас есть возможность это исправить не записывайте бас с басистом в контрольной комнате с мониторами.
Басисты, как и все остальные музыканты, очень зависимы от своего наработанного звука, что является комбинацией акустического звучания инструмента и того, как они настраивают комбик на концерте.
Потом вы заводите басиста в контрольную комнату, снова слушаете комбинацию звучания его инструмента и того, что выходит из мониторов. Даже если он имеет опыт студийной работы, он начинает выкручивать суперниз, пытаясь получить "ощущение". Он прибавляет, вы прибавляете... видишь-вижу-видишь-вижу. После того как он уходит, вы пытаетесь что то смиксовать, вы осознаете что у вас в руках большой грязный бардак, потому что эти струны больше не в картинке, осветляя звук.
Больше всего мне везет при записи баса, когда мне удается выпихнуть басиста в комнату с его комбиком на пару минут чтобы разобраться с его звуком. Потом я подзвучиваю его комбик.... вывожу этот сигнал в технический шкаф и подзвучиваю его струны конденсаторным микрофоном для получения акустической атаки. Микрофон направляется на струны, как раз на гитарную сторону грифа. Подмешиваю ЧУТЬ-ЧУТЬ этого сигнала в прямому/комбиковому звуку.
И конечно же, я забираю прямой сигнал напрямую с гитары или с усилителя, если это Trace или другое классное барахло (и если частотки басиста не вывернуты наизнанку. Все разбрасываю по самостоятельным каналам.
Теперь вы получаете все что вам нужно. Басист знает, что на пленку вы кладете "его" звук, поэтому он расслабляется и просто слушает в наушниках. У вас же будет каждый элемент звука в отдельности для завершения работы по миксу, когда басист уйдет.
Треки хороших басистов сольно всегда звучат шумно. Треки Чака Рейни звучат так, как будто кто-то катается вокруг на Бьюике. Но включите остальной микс - и вот оно - волшебство.
Чистые басовые треки, хорошо сыгранные, звучат как невзрачные, шумные, ужасные зверюги... но это именно те качества, которые бас протаскивают. Поэтому MIDI - "подделанные" басы звучат для меня так ужасно, неважно, насколько умен был программист... они просто не делают внешнего фанка, который создает грув.
Лично я даю микрофону у комбика вести драйв, прямой сигнал для суперниза, если необходимо, и совсем немного звука от струнного микрофона для создания немного "металлического" призвука на взрывных нотах, без необходимости вырезать эквалайзером "сопли" из сигнала. Шум струн, переборы пальцами, шум приема "пика", хрюканье и т.д, это то, что снимает микрофон и это бесценно с точки зрения привнесения "человечности" в звучание. И никакой компрессии на этот мик, кстати.
Повозитесь немного с микрофоном возле комбика. Выставьте его правильно. Никаких ЭКВАЛАЙЗЕРОВ... просто передвигайте микрофон по кругу пока не получите максимально хороший звук... ДЛЯ ЭТОГО ТРЕКА. По крайней мере для барабанов. Если звук не садится в микс как записан, то вам придется драться со звуком база до покоса. Он должен оказаться именно там, где нужно, если вы хотите получить убийственный трек.
Надеюсь, что вам понадобится совсем немного компрессии, и если понадобится, то на микрофон у комбика. Зависит от музыканта... некоторые музыканты играют очень неровно и это тоже - та еще проблемка. Вам нужно вызвать того кто ровно играет... это полностью зависит от музыканта. Вы конечно с большим удовольствием закомпрессируете прямой сигнал, но - еще раз - настолько мало, чтобы можно было вообще выключить. Вы можете добавить компрессию потом... убивая звук напрочь.
Мы все знаем эти песни, в которых бас заставляет вас испытывать желание избавиться от нее навсегда. Когда все правильно, то бас заставляет пластинку продаваться больше чем любой другой инструмент микса.
Много зависит и от панорамы, конечно. Когда это жестка партия, то ставьте четко посредине. Или нет. Это еще один вопрос на миллион долларов. Как лучше будет звучать. Если это высокое искусство - то конечно - крутите налево и направо, просто чтобы развалить частотную основу.
И еще немного приемов: если в басовой партии съедается четкость нот, то попробуйте увеличить время атаки компрессора, так чтобы атака ноты пробивалась быстрее чем закрытие компрессора. Это может помочь.
Бас активен? Если вы можете переключить его в пассивный режим, то сделайте это. Басисты с активными датчиками похоже всегда используют активный режим. Активные датчики завалят вас супернизом.
Бас это один из самых тяжелых инструментов с точки зрения удачного трекинга.»