Использование фундаментальных ладов?

  • Автор темы Автор темы moi
  • Дата начала Дата начала

moi

Well-Known Member
6 Авг 2004
2.446
97
48
В который раз хочу разложить эту тему по полочкам. Теория эти ладов понятна. Они суть производные от мажора. Теперь возникает вопрос зачем оно надо при импровизации?
Посмотрел аудио-курс Гамбале Improvising Made Easier. Кто вышел не читал поясню - он там последовательно каждую модальную гамму расписывает, дает мп3-примеры, как по ней играть под опред. гармонию (под минус). Взял я значит мп3 минус, соло Гамбале удалил (благо он в одном канале играл). И начал сам играть. И пришел к вопросу – зачем так сложно? Мне лично гораздо легче играть на слух в мажоре/миноре без «калькуляций», что за гармония сейчас идет и какую гамму сейчас надо «пилить». При модуляции – просто улавливать их и во время переходить (это курс сольфеджио).
Я, в общем-то, играю «простенький» блюз/рок в сравнении с тем, что наяривают «шреддеры». Возможно для «поливалова» модальные гаммы полезны, ибо их быстрые прокуртки, вертушки с ними действительно создают интересные краски. Но меня «пилилово» и вертушки не впечатляют.
Итак есть ли смысл БЛЮЗ-РОКЕРАМ зубрить модальные гаммы? Кто-нибудь приведите примеры из наследия СРВ, Зепов, Хендрикса, ZZ Top показывающие как они при импровизации использовали фундаментальные гаммы (ну кроме ионийского и эолийского конечно)?
Почитал еще статью Сатриани про «самобытность» модальных гамм (что мол это не просто производные от мажора). Играю под звучание пэда (тонич. трезвучие) эти гаммы и кроме родных ионийского и эолийского – все остальное каких-то красок для моего слуха не создают (может играть надо быстрее :о). Но при таком подходе и другие гаммы (всякие испанские, персидские, циганские – см. Гитар Про) тоже такие же самобытные как фундаментальные гаммы. Привносят свой «этнический» колорит. Но музыка у нас все-таки европейская…
Я не подкапываюсь и не пасую перед зубрежкой этих гамм. Просто никак не могу понять как они работают, как их использовать при моем стиле…
 
Немного перекликается с моей темой:
Кто как музицирует и репитирует


<div class='quotetop'>QUOTE(\"moi\")</div>
Итак есть ли смысл БЛЮЗ-РОКЕРАМ зубрить модальные гаммы?[/b]
Модальные лады как я понимаю помогают вносить напряженности(tensions) в импровизационные линии. Но прежде нужно усвоить гармонические рамки применения того или инного лада. У каждого лада есть своя гармоническая последовательность, в рамках которой он звучит к месту, ну и ряд замен, которые и будут вносить напряженности. Для блюза наверное представляют интерес лады, основанные на минорных и септакордных тониках, стоит послушать Хендерсона и его Блюз бенд( например вещица Dolemite или Hole Diggin), как он удачно это делает. Гамбаль в данном случае не хороший пример. Вообще в музыке с не такой разнообразной гармонической сеткой области применения ладов, на мой взгляд не так много - пример тому Сатриани, Вай, или Мальмстин, когда вся композиция звучит либо в дориан, либо в миксолидиан. Полностью ладовые замены раскрываются как импровизационный инструмент в политональной музыке с богатой гармонией, где смены аккордов могут трактоваться с точки зрения смены тональных центров более свободно, за примерами к Холсфорду, Вайн Кранцу, Стерну, Хендерсону:
http://www.youtube.com/watch?v=6qy9SnMhIOI
http://www.youtube.com/watch?v=u-NuC7UYJtU
http://www.youtube.com/watch?v=hNqVt_vCrxo

В блюзе средств не так много, в основном альтерации, гармонические замены, которые приносят за собой и ладовые особенности (кто сказал что в блюзе субдоминанта должна быть только 4-й???), ну и прочие стандартные средства.

http://www.youtube.com/watch?v=IIuG6cVPig0
http://www.youtube.com/watch?v=9q2LauioGdc


А иногда хватает и обычного кача, и ненужно никаких теншинс:
http://www.youtube.com/watch?v=abU53i_jt9Y
 
По своей практике сессионного музыканта знаю,что если играешь в определённый момент,в определённом стиле,то лучше заучивать и "накапливать в себе"стандартные заготовки.В вашем случае:вступления,коды,семь ударных,аккордовые переходы.
Не ищите их в видео и прочих школах(там мало).Подскажу где(простите,но может вы и знаете).Как ни странно посмотрите в проинсталированном Band-Box 2006(всё в нотном виде):
101 Riffs - Blues Piano,
101 Riffs - Jazz (All instruments),
101 Riffs - Jazz Guitar Phrases,
101 Riffs - Jazz Piano,
101 Riffs -Solo Intros,
101 Riffs -Trio Intros и ещё многое другое.

А по ладам это лучше к Д.Расселу.Но только оговорюсь.БЛЮЗ-РОКЕРАМ модальные лады это вроде как для полёта фантазии.Они(и блюзовые гаммы)ближе,чем другие лады к вашему стилю.
 
А у д.рассела что конкретно видео-, аудио- курсы?
 
Кстати, Проф, за тобой помнится должек. Недельки отечественного Паркера где?

У Рассела вообще очень замучено. Советую отталкиваться от гармошки, те замены и аккордовые секвенции, которые ты сможешь втиснуть на блюзовые квадраты обязательно подскажут тебе политональные вариации.
 
Originally posted by Брателло
Кстати, Проф, за тобой помнится должек. Недельки отечественного Паркера где?

У Рассела вообще очень замучено. Советую отталкиваться от гармошки, те замены и аккордовые секвенции, которые ты сможешь втиснуть на блюзовые квадраты обязательно подскажут тебе политональные вариации.

Да помню я,помню:отсканировать секвенции Г.Лукьянов "Неделя".Найду время и схожу в "публичку"(у меня вторая страничка ликёром залита,блин).Она в журнале:"Клуб и художественная самодеятельность",где-то в промежутке с 1978 по 1985 год.
 

Сейчас просматривают