Не хуже изображений на настроение покупателей влияет музыка. По данным исследовательского агентства Magram Market Research, размеренные (около 60 тактов в минуту) мелодии чаще подталкивают людей к импульсным покупкам. "Человек под их воздействием может потратить на 35-40% больше денег, чем собирался", — утверждает Владимир Скрипниченко, PR-директор Magram MR. Такая музыка рекомендована магазинам средней и высшей ценовой категории — их клиенты могут позволить себе незапланированные расходы. В недорогих магазинах лучше использовать энергичную музыку (90-110 тактов в минуту), под которую люди быстрее решаются на покупку и не создают толчеи в торговом зале, считают эксперты Magram MR. В магазинах "Адамас" музыкальные произведения, среди которых современные аранжировки классики, блюз и джаз, меняются в зависимости от времени дня, рассказывает Юлия Наливкина, руководитель отдела маркетинга "Адамаса". Вечером, когда покупателей немного, звучит спокойная мелодия, побуждающая задержаться в магазине. А в часы пик — динамичная музыка, формирующая темп и провоцирующая на покупку. Захир из "Белого ветра" считает, что с помощью звука можно привлечь внимание покупателя к отдельным товарам. Например, предполагает он, к месту продажи навигационных систем спортсменов и путешественников зазовут энергичные ритмы, а домохозяек в отдел бытовых товаров — спокойные, напоминающие о домашнем уюте мелодии. А в дилерском центре "Тойота Лосиный Остров" с помощью музыки успокаивают клиентов, рассказал Роман Скольский, менеджер компании "СП Бизнес Кар". "Год назад на некоторые модели Toyota еще были очереди, поэтому люди к нам приезжали несколько взвинченными, да и человек, записывающийся на ремонт, как правило, тоже далек от душевного равновесия", — объясняет он.
Но в любом случае музыка в торговом зале должна быть фоновой, формулирует основное правило звукового дизайна Анна Малинина, программный директор компании "Радио 21". Эта фирма предлагает сетям "подписку" на специальные радиоканалы с музыкой для магазинов. А вот ставить русскоязычные хиты Малинина ритейлорам не советует, потому что это отвлекает покупателей, заставляя вслушиваться в слова. Следует позаботиться и о персонале: продавцы и кассиры часто жалуются, что засыпают под успокаивающую музыку, поэтому надо чередовать медленные и быстрые композиции, подсказывает Малинина.
Клиентами "Радио 21" стали сети "Азбука вкуса", "Столица", "Мосмарт", Metro, "Снежная королева" и "М.Видео", мини-маркеты BP, автосалоны "Тойота Лосиный Остров", "Панавто" и "Ростокино Лада". Услугами компании "СаундСервис", составляющей музыкальные подборки для коммерческого использования, пользуются супермаркеты "Елисеевский", "Алые паруса" и обувные магазины Carlo Pazolini.