Originally posted by Брателло
ОК. Давай попорядку:
1. Гармонический план. Какова цель? Вот знаю я в какой тональности композиция, аккордовые секвенции. Что мне это может дать кроме того что понятно какие диатоники использовать? Какую информацию черпают из этого музыканты? как работают с гармонией для создания мелодий, импровизаций, замены используют, альтерируют, расширяют аккорды с надстройками? Какая связь этого всего с импровизацией?
2. Опорные ноты (целевые звуки). Это те звуки которые четко соответствуют трезвучию, которое звучит в такте? Какие цели в этом типе анализа?
Хочется подробностей. Дальше анализ этот как закрепляется? ПРосто заучил, проиграл, пытался видоизменить, применить ту же схему в других местах, увидеть как это работает в других сиутациях?
Слишком уж фундаментальные вопросы на которые сложно дать однозначный ответ

. Думаю тут надо брать и рассматривать конкретные примеры, так наверное понятнее было бы.
1. Гармонический план играемого произведения предпочтительно учитывать хотябы потому, что гармония является одним из основных компонентов музыки, от гармонии зависит окрас а так же логика развития произведения. Я не специалист в импровизации, но думаю, что как раз в ней очень важно знать направление развития гармонии и соотвнтственно вести свою импровизацию. Всё же, если импровизатор не стремится получить тотальные диссонансы, он в своей мелодии обигрывает аккордовые ноты или такие ступени, что бы получить более комплексный аккорд и намечает какими средствами он перейдёт в следующий. Без понимания гармонического плана импровизация превратилась бы просто в бессмысленное блуждание по нотам.
2. Выявление опорных звуков помагает понять развитие мелодии, выявить кульминации. При игре это как бы маленькие станции к которым нужно подъехать самым изящным способом, чтобы мелодия зазвучала.
Ну давай чтобы не теоретизировать в пустую ради интереса разберём хотябы поверхностно какой нибудь простой пример. Почему-то в голову пришла песня “Hotel California”.
Начнём с куплета. Гармонический план упрощённый до трезвучий его примерно такой:
Hm-F#-A-E-G-D-Em-F#
Тональность вроде Си-минор. Попробуем разобраться в нём хотя-бы средствами классической школьной гармонии. Что полезного можно для себя заметить? Ну хотябы то, каким способом оттягивается возвращение в тонику (Hm). Вместо того, чтобы прямиком спускаться к доминанте тональности F# довольно часто используемым нисходящим ходом Hm-A- G-F# в данном гармоническом плане проявлена некоторая изобретательность: почти к каждому аккорду этого хода добавляется дополнительный находящийся в доминантовом соотношении с исходным. Надеюсь понятнее будет если представить последовательность отдельными парами аккордов
Hm-F#..........A-E............G-D............Em-F#
F# является доминантой от Hm, E от A, D от G и только в конце периода приходим к F# через субдоминанту тональности Em что-бы опять начать повтор куплета с долгожданного Hm. Вот и получаем длинную и ненадоедающюю последовательность. Кстати фразы мелодии сгруппированы в песне тоже соответственно этой группировке аккордов.
Здесь даже не столько важно какой теорией пользоваться для анализа, тут вполне возможно и Расселовские Lydian Scale пририсовать или ещё что нибудь. Главное найти для себя логику связывающюю аккорды, их роль в каждом отрезке произведения, чтобы последовательность не выглядела абсолютно случайным набором.
Теперь давай посмотрим как «работали музыканты с гармонией для создания мелодий». Тут можно предположить что они просто ритмически раздробили верхний голос аккордов под текст. Мелодия почти весь куплет опирается на ноты фа#-ми кое где превращяя трезвучия в септаккорды. По моему если играть аккорды песни на гитаре в стандартных позициях (я не гитарист) то опорные звуки как раз звучат на верхней струне. Хотя мелодия постоянно топчется на одном месте она не выглядит монотонной благодаря развитой гармонической линии, каждый из аккордов окрашивает её всё по новому. Вот тут можно взять себе на заметку простенький способ сочинения мелодии «под гармонию»: берётся комбинация аккордов, подбирается удобное обращение и на голос, который вверху, накладывается ритмическая фигура. Ну для разнообразия можно добавить отклонения на тон/полутон и сползания на соседние акордовые ноты вниз в конце фраз. Только вот ненадо в такой манере сочинять оперные арии :biggrin: .
Примерно таким же способом сделана и мелодия в припеве.
Только для большей интенсивности в противовес длинным повествовательным куплетам гармонические периоды сокращены, последняя доминанта куплета F# разрешается не в тонический Hm а в G – стандартный пример из классической гармонии когда для освежения звучания доминанта разрешается в аккорд 6-ой ступени. (Аккорды припева, если не ошибаюсь: G-D-F#-Hm G-D-Em-F#) В мелодию вводится дополнительная опорная нота соль сверху. В отличае от куплета, фразы становятся короче c маленькими затактами, акцентируются на начале каждого такта а также на первой доле используются задержки. Вот от этого уже и появляется бОльшая энергичность. Ну а в конце припева опять приходим в доминанту F# чтобы начать новый куплет с Hm.
Ну на этом можно пока и остановится.
Теперь последний вопрос. Что даёт подобный анализ? К сожалению очень мало:frown: : это не рецепт по которому научишься сочинять красивую музыку или умело применять гармонические-мелодические обороты. Изобретательность и талант никто не отменял. Это просто капля в море годами накпливаемого опыта. В тысячах ситуаций ничего из подмеченного может и не пригодится или даже будет ущербным, но в единичных случаях как раз этой капли может и не хватить для создания хорошей музыки.
В практической игре произведения я думаю пользы больше. Хотя-бы то, что произведение запоминается твёрже и чувствуешь себя свободнее при игре. А так же играя как-бы видишь, охватываешь произведение целиком как стратег поле боя, а не вяло тянешься с растеряным взглядом от аккорда к аккорду, от ноты к ноте переживая «как бы чего не пропустить». От этого думаю существенно зависит подача слушателю.
Ну и на последок следовало бы поставить стандартную аббревиатуру отмазки от всего вышесказанного – ИМХО. Всегда можно найти другую интерпретацию и объяснение. В окружности 360 градусов и это значит, что существует как минимум 360 способов взглянуть на ту же самую вещь. И это только в двухмерной плоскости
