Ламповый сатуратор - сделай сам!

  • Автор темы Автор темы Удалённый пользователь 2234
  • Дата начала Дата начала
Сейчас прочитал все предыдущие посты и увидел, что в деле запугивания граждан опасностями использования ламповой техники мы явно перегнули палку. В связи с этим хочу заявить:

Граждане!

Ламповая техника, сконструированая и собранная специалистом из качественных компонентов (а из некачественных специалист собирать не будет) никакой опасности для вас и вашей аппаратуры не представляет.

А для оценки вероятности пробоя пленочного разделительного конденсатора, расчитанного на 630 вольт напряжением 200 вольт в ламповой схеме, напомню один факт, о котором не вспомнили в пылу обсуждения. Практически в любом агрегате, потребляющем 220 вольт переменного тока, коих многие миллиарды (агрегатов этих) - на входе стоит помехозащищающий конденсатор. Пленочный. На максимальное напряжение 630 вольт (редко 1000 в). Размах напряжения на них около 320 вольт. На миллиардах таких конденсаторов. В том числе- и в гораздо большем числе - китайского и тайваньского производства. Разве существует проблема с частыми пробоями этих конденсаторов? Если нет, то вероятность пробоя такого конденсатора в ламповой схеме напряжением 200 вольт еще ниже. Причем гораздо ниже.
Схемы защиты необходимы - никакого сомнения нет, я просто попытался пояснить, что вероятность таких проблем в ламповой технике ничуть не больше, чем в любой другой.
А один случай с пробоем помехозащищающего пленочного конденсатора я вспомнил - было такое дело в миксере - только конденсатор там стоял почему-то на напряжение 400 вольт.
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"NickCrow\")</div>
Размах напряжения на них около 320 вольт. На миллиардах таких конденсаторов. В том числе- и в гораздо большем числе - китайского и тайваньского производства. Разве существует проблема с частыми пробоями этих конденсаторов? Если нет, то вероятность пробоя такого конденсатора в ламповой схеме напряжением 200 вольт еще ниже. Причем гораздо ниже.[/b]
Да, это бывает редко, но бывает. Существует однако существенная разница - во входном фильтре при пробое просто выгорает эта цепь и предохранитель, а в нашем случае последствия могут быть куда хуже...

А чем вызвано применение столь высокого напряжения питания? Оно оправдано в оконечных усилителях, но здесь... или просто такой был трансформатор?

Завал низких будет только на пользу.

Мне как-то чуждо несимметричное ограничение, хотя может это и интересно в таком устройстве. А что если поставить потенциометр в цепи сетки для получения возможности регулировки спектра?
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"sunet\")</div>
А чем вызвано применение столь высокого напряжения питания?[/b]
Для 6Н2П номинальное напряжение на аноде 250 вольт, так что в данной схеме напряжение на аноде даже ниже номинального (180 вольт). При понижении напряжения питания уменьшается усиление каскада и становится невозможно получить достаточное количество гармоник нужного спектра в одном каскаде - придется ставить второй каскад а также не имея запаса по усилению не получиться снять со схемы сигнал размахом не менее 1 вольт на стандартную нагрузку 10 килоом без дополнительной схемы на полевике или ОУ (никакого фанатизма по поводу лампа-полупроводник - просто если есть возможность, нужно делать схему проще - чем схема проще - тем она надежней, чем короче путь прохождения сигнала - тем лучше). Вообще стандартная схема для такого устройства - двухкаскадная, и можно было не парится и собрать стандартную - первоначально я такую стандартную на макете и собрал - а потом, увидев явную избыточность такого стандартного решения, стал думать и экспериментировать - в симуляторе и на макете. И пришел к выводу, что требуемый эффект вполне можно получить и на одном каскаде - подобрав режим и нагрузив каскад на низкоомную нагрузку (нагрузка порядка 10 килоом - это, вообще-то нонсенс для каскада на такой лампе - очень редко можно встретить схемы на подобных лампах с нагрузкой менее 470 килоом).
Так что при возможности неплохо бы наоборот увеличить напряжение питания примерно до 350-360 вольт, чтобы вывести напряжение на аноде на паспортные 250 вольт. Кстати, в гитарных хайгейновых схемах на лампах такого типа напряжение питания обычно 370-380 вольт - и если его понизить, то качественный хайгейн получить сложнее.
<div class='quotetop'>QUOTE(\"sunet\")</div>
А что если поставить потенциометр в цепи сетки для получения возможности регулировки спектра?[/b]
Эта идея была самой первой (регулируемый катодный резистор - самый удобный вариант манипулирования рабочей точкой), сподвигнувшей меня на эти эксперименты - в результате я нашел оптимальный режим и его зафиксировал. В общем получилось, что отклонения от оптимального режима в любую сторону дают увеличение жесткости звучания, а поскольку задача была получить максимально мягкий характер искажений, то регулировку я исключил. Разнообразные жесткие характеры искажений можно получить, используя существующие программные эффекты, а задача данного устройства - получить в свое распоряжение эффект, пока не очень качественно реализованный в софте (ИМХО).
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"NickCrow\")</div>
от оптимального режима в любую сторону дают увеличение жесткости звучания, а поскольку задача была получить максимально мягкий характер искажений, то регулировку я исключил. Разнообразные жесткие характеры искажений можно получить, используя существующие программные эффекты, а задача данного устройства - получить в свое распоряжение эффект, пока не очень качественно реализованный в софте (ИМХО).[/b]

Согласен, хотя если делать универсальный прибор, то неплохо было бы иметь скажем 2 или 3 переключаемых режима.

А напряжение 120 В было практически во всех схемах которые я собирал лет 25 назад на этой лампе...

Вообще если уже есть накал и анодка, то добавить вторую лампу не броблемма, т.е. использовать оба триода в одном канале (два каскада). Тогда усиления хватит и можно будет и катодные конденсаторы убрать для лучшей линейности.
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"sunet\")</div>
если делать универсальный прибор, то неплохо было бы иметь скажем 2 или 3 переключаемых режима.[/b]
Хорошая идея - реализовать несколько фиксированных режимов - для одного из таких режимов хочу попробовать подключать в катодную цепь вместо резистор + конденсатор пару последовательных диодов в прямом включении (динамическое сопротивление) - прогон в симуляторе дает такое же усиление при несколько другом спектре гармоник - надо послушать на макете.
<div class='quotetop'>QUOTE(\"sunet\")</div>
добавить вторую лампу не проблема,.....  Тогда усиления хватит и можно будет и катодные конденсаторы убрать для лучшей линейности.[/b]
Проблемы добавить лампу нет - я этот вариант пробовал, пришел к выводу, что для данных целей вполне можно обойтись одной.
По поводу катодных конденсаторов - вначале они у меня были включаемые-отключаемые, но оказалось, что с ними в спектре гораздо больше 2-ой гармоники, поэтому из данной схемы убирать их нежелательно.
<div class='quotetop'>QUOTE(\"sunet\")</div>
А напряжение 120 В было практически во всех схемах которые я собирал лет 25 назад на этой лампе...[/b]
Зависит от выполняемой задачи - для многих целей 120 вольт достаточно. В данной схеме предпочтительнее номинальное напряжение, а желательно и выше. Номинал на аноде 250 в, max на аноде 300 в (причем этот мах с большим запасом - проверено на практике неоднократно - военная приемка, однако, 6Н2П-ЕВ) - т.е. в этих цифрах принимается max размах выходного напряжения 50 вольт, что обычно и бывает, но поскольку в данной схеме вследствие низкоомной нагрузки этот размах не превышает 4 вольт, то можно напряжение на аноде поднять и до 280 вольт - это в планах есть, но для этого потребуется источник 420 вольт, замена конденсаторов - в общем попробую, но попозже.
 
sunet Триод и должен ограничивать несимеетрично. в теме "Лампы и транзисторы" Алексей Лукин как раз давал ссылку на статью - там показаны волноформы от исходного синуса при перегрузе в 12 дб на разл схемах. На триод там как раз несимметричное ограничение и видна постоянная составляющая - ибо 1 полупериод дольше 2го.
у меня вообще появился вот какой вопрос - а нельзя ли просто узнать передаточную функцию лампы и смоделировать в софте? Тем более, что в том же фрукте есть плагин WaveShaper, позволяющий задать почти любую - в том числе асимметричную передаточную характеристику. Я по той статье и на слух примерно попытался на синусе смоделировать характеристику - получилась кривая, выдающая 2 и 3 гармонику и немного 5,6,7 вроде как - завтра выложу сам пресет и примеры - возьму оригинальный файл, выложенный NickCrow и отрендерю через свой пресет....
если, конечно, у лампы есть моменты, связанные с инерцией или частотозависимостью, тогда смоделировать значительно сложнее....
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"daicehawk\")</div>
а нельзя ли просто узнать передаточную функцию лампы и смоделировать в софте?[/b]
Можно. Только нужно моделировать не только ВАХ, но и другие параметры лампы. И все это уже давно смоделировано и прекрасно работает в софте (если использовать точные модели). Я имею в виду SPICE симуляторы. Только вот скорость такого моделирования например для стандартной двухкаскадной ламповой схемы примерно в 30-100 раз медленнее режима реального времени на P4 2.4 (скорость сильно зависит от схемы). Расчетов очень много - зависимости и взаимосвязи разных параметров схемы друг от друга значительны. Например добавление в сложную схему даже простой RC цепочки заметно увеличивает время просчетов.
<div class='quotetop'>QUOTE(\"daicehawk\")</div>
попытался на синусе смоделировать характеристику - получилась кривая, выдающая 2 и 3 гармонику и немного 5,6,7[/b]
Все не так просто. Характер звучания будет определятся взаимным соотношением гармоник как минимум до 20-ой. Вот и прикинь, сколько тут может быть возможных вариантов. Но конечно попробуй.
<div class='quotetop'>QUOTE(\"daicehawk\")</div>
если, конечно, у лампы есть моменты, связанные с инерцией или частотозависимостью, тогда смоделировать значительно сложнее....[/b]
Основная сложность - сложная взаимозависимость параметров от очень многих факторов.
 
ладно, я выложу кусок твоего синта, обработанный моим пресетом..
характер схож, но высокие съедаются..
а насчет эмуляции каскада - я хочу сэмулировать просто лмапу- без осталдьных элементов
кстати только тчто глянул статьи на англ. в инете - с графиками ВАХ - они совпадают с моей, подобранной опывтным путем!
 
Originally posted by NickCrow
Можно. Только нужно моделировать не только ВАХ, но и другие параметры лампы. И все это уже давно смоделировано и прекрасно работает в софте (если использовать точные модели). Я имею в виду SPICE симуляторы. Только вот скорость такого моделирования например для стандартной двухкаскадной ламповой схемы примерно в 30-100 раз медленнее режима реального времени на P4 2.4 (скорость сильно зависит от схемы). Расчетов очень много - зависимости и взаимосвязи разных параметров схемы друг от друга значительны. Например добавление в сложную схему даже простой RC цепочки заметно увеличивает время просчетов.

Все не так просто. Характер звучания будет определятся взаимным  соотношением гармоник как минимум до 20-ой. Вот и прикинь, сколько тут может быть возможных вариантов. Но конечно попробуй.

Основная сложность - сложная взаимозависимость параметров от очень многих факторов.

Интересно откуда у устройства с параболической передаточной характеристикой (вакуумный триод) значимые гармоники высоких порядков. Такие порядки как 8 и выше исключительная прерогатива приборов с експоненциальной передаточной характеристикой и приборов с серьезными динамическими искажениями (термо эффект, эффект Эрли и т.д).

Интересно, а какие модели ламп вы используете в симуляторе. И чья методика?

Напоминаю что закон трех четвертей (или как там наоборот) дает ужасную точность - 10% и более погрешности по сравнению с макетом, особенно в граничных режимах (режим насыщения например).
Ссылок на tubecad и прочие буквари типа seampcad не надо.
А скорость просчета величина зависящая от точности, Вам же не надо считать токи с точностью до пикоамперов и нановольтов и частота дисретизации всего то 44100. А не перходной процесс выходного буфера ЦАП длительность 20 наносекунд. :lol:
Можно просто создать схемку в ORCAD и скармливать ей вавку. Очень все быстро считает. Главное реальные модели деталей, а особенно ламп.

Нынче в схемном симуляторе можно и аналоговые синты собирать, правда рендеринг не в реалтайме будет. :biglaugh:
Да и ручки крутить неудобно.
 
Originally posted by daicehawk
ладно, я выложу кусок твоего синта, обработанный моим пресетом..  
характер схож, но высокие съедаются..
а насчет эмуляции каскада - я хочу сэмулировать просто лмапу- без осталдьных элементов
кстати только тчто глянул статьи на англ. в инете - с графиками  ВАХ - они совпадают с моей, подобранной опывтным путем!

Очень очень интересно...
Какой тип математической модели лампы использовался?
Может выложишь свою spice модель.
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"darlock\")</div>
Интересно откуда у устройства с параболической передаточной характеристикой (вакуумный триод) значимые гармоники высоких порядков. Такие порядки как 8 и выше исключительная прерогатива приборов с експоненциальной передаточной характеристикой и приборов с серьезными динамическими искажениями (термо эффект, эффект Эрли и т.д).[/b]
Из вышесказанного можно сделать только один вывод - Вы ни разу не измеряли THD ни у одного лампового прибора, а похоже, и вообще ни разу не измеряли THD реальных устройств.
<div class='quotetop'>QUOTE(\"darlock\")</div>
Интересно, а какие модели ламп вы используете в симуляторе. И чья методика?[/b]
http://www.normankoren.com
Модели ламп Нормана Корена - не только линейные режимы, но и режимы насыщения и отсечки. Процент расхождения результатов симуляции с макетом для большинства параметров в среднем не превышает технологического разброса параметров реальных ламп. В том числе, кстати, и по спектру THD.
<div class='quotetop'>QUOTE(\"darlock\")</div>
Можно просто создать схемку в ORCAD и скармливать ей вавку.[/b]
Вы полагаете, что Вам первому пришла в голову зта гениальная мысль? И на основании чего я, по Вашему, дал оценку скорости просчета ламповой схемы в симуляторе?
<div class='quotetop'>QUOTE(\"darlock\")</div>
Очень все быстро считает. Главное реальные модели деталей, а особенно ламп.[/b]
Вот и попробуйте схему с использованием нелинейных режимов с реальными моделями ламп - ссылку я Вам дал. Отрендерьте wav файл длительностью хотя бы 10 сек. Не знаю, правда, производительности Вашего процессора - но если у Вас P4 240 ггц (двести сорок гигагерц) - то очень все быстро посчитает. (шутка).:smile:
 
Originally posted by NickCrow
Из вышесказанного можно сделать только один вывод - Вы ни разу не измеряли THD ни у одного лампового прибора, а похоже, и вообще ни разу не измеряли THD реальных устройств.

http://www.normankoren.com
Модели ламп Нормана Корена - не только линейные режимы, но и режимы насыщения и отсечки. Процент расхождения результатов симуляции с макетом для большинства параметров в среднем не превышает технологического разброса параметров реальных ламп. В том числе, кстати, и по спектру THD.

Вы полагаете, что Вам первому пришла в голову зта гениальная мысль? И на основании чего я, по Вашему, дал оценку скорости просчета ламповой схемы в симуляторе?  
 
Вот и попробуйте схему с использованием нелинейных режимов с реальными моделями ламп - ссылку я Вам дал. Отрендерьте wav файл длительностью хотя бы 10 сек. Не знаю, правда, производительности Вашего процессора - но если у Вас P4 240 ггц (двести сорок гигагерц) - то очень все быстро посчитает. (шутка).:smile:

Буга-га. (dual chanel digital 10 bit x100MHz oscilloscope) + ессно подавляющий фильтр на основную гармонику. :umnik:

Про корена я давным давно знаю, еще и в матлабе под ящик mullard (чистые британочки, сча таких нету) подобрал модельки в матлабе. Просто я вырос уже из этого, да времени много на это надо.

Попрошу без оскорблений. Мы тоже не пальцем деланы :biglaugh:
Интересно зачем такие скорости для обсчета простейшей кореновской модельки, советую сменить софт, я transient по 10 секунд рендерил, с операционниками и моделями реальных цепей питания на тех же операционниках и с учетом неидеальности элементов, с разрешением в микросекунды. Чет сильно попахивает от таких заявлений в 240 ггц, на таких моделях как у корена и с разрешением в милисекунды. :lol:

Я THD не меряю... я смотрю 2 и 3 гармоники (еще до 5 интересно), thd в лампе это для казуалов, он абсолютно ни о чем не говорит.
В журнале РАДИО за прошлый год был отличный цикл статей на тему гармонических искажений в лампах.
Вы как я понял гармоники тоже лайвом измеряете?

Вообще-то помимо схемных симуляторов есть еще специальные плуги и железки цифровые, которые в принципе задачу решают да и стоят в принципе по сравнению с ламповым девайсом меньше.

p.s. давно считаю хороший схемный симулятор самым объективным судьей. Я например делаю это в ORCAD pspice. Rто-то любит MicroCap.
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"darlock\")</div>
Про корена я давным давно знаю...... простейшей кореновской модельки.......[/b]
Модели Нормана Корена очень точные. Вы, видимо, невнимательно читаете посты, с которыми полемизируете. Повторю еще раз - процент расхождения результатов симуляции с макетом для большинства параметров в среднем не превышает технологического разброса параметров реальных ламп - это подтверждение практикой точности моделей Нормана Корена.
<div class='quotetop'>QUOTE(\"darlock\")</div>
Попрошу без оскорблений. Мы тоже не пальцем деланы[/b]
Органически, знаете ли, не перевариваю пространные наукообразные рассуждения и споры о вещах, которые легко и просто проверяются практикой - и уже проверены практикой.
<div class='quotetop'>QUOTE(\"darlock\")</div>
Я THD не меряю... я смотрю 2 и 3 гармоники (еще до 5 интересно), [/b]
Если Вы смотрите уровень 2 и 3 гармоники - значит считаете что они оказывают влияние на характер звучания? Если это так, то почему Вы не принимаете во внимание уровень гармоник с 7-ой до 20-ой, суммарный уровень которых очень часто превышает уровень, например, 3-ей гармоники? Причем не нужно забывать, что в реальных устройствах все гармоники имеют разную фазу, и уровень и фаза каждой гармоники при изменении параметров схемы и при разных положениях регуляторов изменяеются в очень широких пределах. Поэтому интересно не только до 5-ой, и не только уровень.
<div class='quotetop'>QUOTE(\"darlock\")</div>
Вы как я понял гармоники тоже лайвом измеряете?[/b]
Качество ADC/DAC SBLive вполне достаточно для проведения таких измерений.
<div class='quotetop'>QUOTE(\"darlock\")</div>
В журнале РАДИО за прошлый год был отличный цикл статей на тему гармонических искажений в лампах.[/b]
Я бы посоветовал в таких вопросах больше опираться на практику. Нужно понимать, что подобного рода статьи адресованы в первую очередь новичкам для ознакомления с основами и содержат чаще всего упрощенную версию вопроса. А на практике - абсолютно разный спектр гармоник с разными фазами можно получить на одной и той же лампе в разных схемах, и даже на одной и той же схеме с разными режимами, и даже на одной и той же схеме с одинаковыми режимами при разном уровне входного сигнала, фаза гармоник будет сильно зависеть от типов применяемых в сигнальных цепях конденсаторов, и разных типов ламп великое множество, и много есть лаип даже одного типа, но разной конструкции... и т.д. и т.п. - обо всем этом и многом другом чаще всего невозможно рассказать в популярной статье, и если Вам действительно интересен данный вопрос (а вопрос этот очень сложный) то совершенно недостаточно чтения популярных статей.
<div class='quotetop'>QUOTE(\"darlock\")</div>
. давно считаю хороший схемный симулятор самым объективным судьей.[/b]
Так я же Вам и предложил протестировать в симуляторе схему. Хотя самым объективным судьей в этом деле является, однако, реальное изделие.
 
Ребята! В русской инструкции Korg EMX-1 Electribe сказано, что можно обрабатывать внешний звук через его лампы и эффекты. Подробно об этом ничего не пишут. Сократили инструкцию как всегда. Эта идея меня очень взволновала. То есть я могу финальный мастеринг всего трека (канал мастер в Лоджике) пустить через внутренний компрессор EMX-1?? Тогда вопрос - как мне все это подсоединить к аудио-интерфейсу (M-Audio Fast Track Pro) карта конечно не ахти, но меня волнует конечный результат. У меня 2 output 2 input mono, + 2 какие то Inserts(я так понимаю через них надо пускать компрессор, еще есть 1 TRS Output) Как мне все это соединить чтобы звук из карты шел в компрессор EMX а оттуда обратно в карту, после чего на мониторы. Парился с проводами, так ничего и не получилось... Такой ход даст существенные результаты? Будет ли это резко отличаться от звучания плагинов PSP Vintage Varmer или скажем Universal Audio LA?
Все таки лампы ведь... Очень надеюсь на вашу помощь!
 
ziroberto,
Прости конечно, но как ты читаешь инструкции?..
И тема была ну совсем не про ЕМХ.

В ЕМХ звук идет через лампы всегда с выходов 1,2 (по умолчанию которые стоят), на сколько сильно лампа влияет на звук регулируется с помощью Tube Gain (второй сверху справа). Если хочешь обработать внешний сигнал с помощью этих же ламп, то там всего ОДИН вход монофонический. Есть 2 дополнительных выхода, на них лампа и ее срач не влияют. А вообще есть же инструкции на русском.
 
нету, имхо, смысла во всех этих примочках никакого, но видать реклама делает свое дело, и, видя ламповый прибор и слушая пропущеный через него звук 99% начинают "слышать" разницу - как говорится - лампочки не светятся - лохи не цепенеют:girl_crazy:
 
для этого замечательного дела хорошо подходит thermionic culture vulture. открывал топик в этом разделе про компанию thermionic culture - никто здесь видимо не пользуется. а зря - очень хорошие продукты.
 
ssm,
Не соглашусь. На звук лампы влияют, по крайней мере в ЕМХ. Даже наверно в лучшую сторону, если не перебарщивать.
 
Droo написал(а):
то там всего ОДИН вход монофонический.

Вроде там стерео, просто на одном джеке. Лампа у прибора прикольно красит. Берёшь звук с компьютера, на вход и мочалишь. Забавно выходит!
 

Сейчас просматривают