Ламповый сатуратор - сделай сам!

  • Автор темы Автор темы Удалённый пользователь 2234
  • Дата начала Дата начала
Originally posted by NickCrow
Выкладываю обработанный файл для Pavliga (исходный файл  loop_dry был вложен в его сообщение). Сатурация в этом примере средняя - на максимальной грязи многовато.
Ну я и хотел послушать грязь....
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"NickCrow\")</div>
max 31 вольт - если эта оценка неверна - пожалуйста поправьте) - соответственно и броски напряжения при перезарядке выходного конденсатора ни в коем случае не могут быть больше этого значения [/b]

Да, видимо так (не будем рассматривать более печальные ситуации), но входные конденсаторы звуковых плат расчитаны на 16 В. Так что защитные стабиллитроны в любом случае не помешают. А конденсатор при пробое чаще всего представляет собой короткое замыкание и бывает это увы не так редко (я имею в виду детали купленные на рынке и не прошедшие проверку высоким напряжением).
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"pavliga\")</div>
Ну я и хотел послушать грязь....[/b]
При наличии грязи в звуке ухи мои выдают информацию в мозг, а мозг выдает команду рукам, руки крутят регуляторы для ликвидации грязи - ну ничего не могу с этим поделать.
Мне кажется, для твоего лупа сатурации я накрутил достаточно. Нет?

sunet Я полагаю, что установка дополнительного конденсатора на выходе полностью решит проблемы с возможным появлением постоянного напряжения на выходе. Как Вы считаете?
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"NickCrow\")</div>
установка дополнительного конденсатора на выходе полностью решит проблемы с возможным появлением постоянного напряжения на выходе. Как Вы считаете?[/b]
В переходных процессах - нет. Да что стабилитроны проблемма? Стоят мало, места занимают еще меньше. А вот на входе разделительный конденсатор нужен, иначе через некоторое время начнутся трески при вращении входного потенциометра.
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"sunet\")</div>
А вот на входе разделительный конденсатор нужен, иначе через некоторое время начнутся трески при вращении входного потенциометра.[/b]
Так на входе уже есть разделительный конденсатор (на выходе звуковой платы - зачем еще один?). А трески при вращении входного потенциометра зависят только от качества потенциометра - зачем нам ставить плохой, если сейчас без проблем можно купить хороший?

<div class='quotetop'>QUOTE(\"sunet\")</div>
Да что стабилитроны проблемма? [/b]
Дык шумят они.
 
Стабилитроны конечно шумят но этот шум будет сказываться на сигнале только при стабилизации постоянного напряжения, а при нормальной работе никаких проблем. другой вопрос что 3,3в мало, сигнал по амплитуде может быть больше и в этом случае не избежать его ограничения стабилитроном..

в профессиональных картах разделительные конденсаторы ставят на 50 или 63в (защита от случайного попадания фантома) а в бытовых и некоторых недопрофесcиональных действительно 16в.

чтобы намотать/купить выходной трансформатор нужны знания иначе весь кайф от ламп будет перечеркнут этим транформатором.

в любом случае если вы не имеете опыта работы с лампами, лутше найти человека который знает как это делается, ну или хотябы убедиться в надежности устройства перед подключением вк любимой звуковухе.
 
Originally posted by NickCrow
Во вложениях схема, пример обработки (dry.mp3 - исходный, processed.mp3 - небольшая сатурация, processed_2.mp3 - максимальная сатурация ).
Схема максимально простая, не требующая настройки. Если у кого-то возникнет интерес - дам необходимые пояснения.

Ага... простая ...убивать за такие советы надо. :lol:
А как насчет того что ты будешь слушать не лампу, в этой схеме а шум кремнивых диодов выпрямителя, шум самой КРЕНки (высоковольтного стабилизатора), слушать гул из накальной цепи, треск и гармоники электролитов, гармоники и индуктивность лавсановых конденсаторов по 470н.
Или тут на форуме все имеют полный шкаф ФТ-3, к72, ссг, безиндуктивных резисторов.
Да и 6н2п лампа Г.. шум у нее. А ecc достать буржуйскую дорого да и не намного лучше она.

Мужики не лезте в ламповую схемотехнику.
Там детали золотые, т.к. старое советское пятой приемки уже не достать, да и срок сохраняемости уже истекает (20 лет максимум). А мультикап и прочий фторопласт от буржуев стоит денег (от 20$) я про трансформаторы вообще молчу.
Блок питания для ламповой схемы это отдельная тема. Анодная цепь тоже.
Можно еще рассказать про импеданс лампы и про-то как меняется ее рабочая точка в зависимости от импеданса нагрузки. Поэтому там согласующие трансы как правило ставят.

Аффтар, собери схему сначала в микрокапе или pspice, и на вход там синус пусти, а потом добавь реальность твоих деталей и шумы по питанию. Получишь уже не сатуратор, а шуманайзер. :lol:
А в реале еще горше будет.
 
Originally posted by Broda
Стабилитроны конечно шумят но этот шум будет сказываться на сигнале только при  стабилизации постоянного напряжения, а при нормальной работе никаких проблем. другой вопрос что 3,3в мало, сигнал по амплитуде может быть больше и в этом случае не избежать его ограничения стабилитроном..  

в профессиональных картах разделительные конденсаторы ставят на 50 или 63в (защита от случайного попадания фантома) а в бытовых и некоторых недопрофесcиональных действительно 16в.  


Ага разделительный элетролитический конденсатор :lol:
проффесиональные схемы. :lol:
 
Originally posted by Broda
а где слово электролитический? может еще аллюминиевый найдется?

Не обижайся. Просто за державу обидно.
вообще я ставлю, как правило взамен фирменных алюминиевых электролитов - ССГ. Правда размерчики получаются. К72 вообще рулят, но там уже вес на килограммы, даже мне неприемлемо
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"darlock\")</div>
А как насчет того что ты будешь слушать не лампу, в этой схеме а шум кремнивых диодов выпрямителя, шум самой КРЕНки (высоковольтного стабилизатора)[/b]

Похоже к нам фанатик забрел...


<div class='quotetop'>QUOTE(\"Broda\")</div>
а где слово электролитический? может еще аллюминиевый найдется?[/b]

А в платах чаще всего действительно электролиты...
 
первого я не писал, пардон..
по поводу второго(конденсаторов) да действительно, очень часто электролиты и даже часто маленькие, 5-10 мкф, но звук на них и заканчивается...
если уж электролиты ставить то последовательно два по 100 мкф развернутые плюсом внутрь и подключенные плюсом через делитель 1/10 к питанию
встречал такие решениея, звучат лутше существенно чем просто одиночный электролит
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"Broda\")</div>
если уж электролиты ставить то последовательно два по 100 мкф развернутые плюсом внутрь и подключенные плюсом через делитель 1/10 к питанию [/b]
Думаю платы никто перепаивать не будет... А вместо электролитов в большинстве случаев пленочные конденсаторы подходят. Ведь даже на микрофонном входе при входном сопротивлении в 1 кОм для частоты 20 Гц достаточно 4,7 мкф, а на линейном входе можно куда меньше...
 
пленочный 4,7 и электролит 10 это две большие разницы или 4 маленьких..
а платы народ переделывает, правда в первую очередь берутся за питание часов
 
Originally posted by sunet
Думаю платы никто перепаивать не будет...  А вместо электролитов в большинстве случаев пленочные конденсаторы подходят.  Ведь даже на микрофонном входе при входном сопротивлении в 1 кОм для частоты 20 Гц достаточно 4,7 мкф, а на линейном входе можно куда меньше...

Лавсан типа к73 и ему подобное от тайванских друзей, не намного лучше электролита, у него еще и зависимость емкости от амлитуды переменного сигнала имеет быть(2 вольта и на 10Кгц уже яма). Т.е. динамические нелинейные искажения. Этого лишен фторопласт и слюда.

На микрофонном входе все решает операционник перед АЦП, конденсатор там малое зло.

Да и че там переделывать, получается приделывать сбоку новую плату :gigi:
от старой только i2s по 4м проводкам
 
Originally posted by darlock

Да и че там переделывать, получается приделывать сбоку новую плату :gigi:  
от старой только i2s по 4м проводкам
и до такого тож доходят но проще платку нормальную купить и потратить время на занятие самой музыкой
 
Originally posted by Broda
и до такого тож доходят но проще платку нормальную купить и потратить время на занятие самой музыкой

Эт ты правильно говоришь, да вот только сча такие платки чтоб с серебром в сигнальной цепи с массового производства как-то сняли, а аудионот и прочее как-то кусает ценой. Вот апогей старенький какой-нить на помойке найти.

про ламповые схемы это еще более правильно.
Мне тут преамп от SSL9000 в деталях только в 300$ обошелся (это ж сколько нормальная железка стоит-то тогда готовая)
http://www.solid-state-logic.com/music/sl9000j.html
маленький блочок с той бандуры.
Я к этому преампу АЦП сча найти не могу, чтобы его протестить. (140dB s/n) :biglaugh:

Я уже сильно радуюсь, когда в современных профессиональных платах даже лавсановые кондюки вижу вместо электролитов.
 
кусаются конечно, но опятьже как ты заметил в тех которые не кусаются конденсаторы далеко не главные вредители, там проблем без них хватает. (я не имею в виду совсем бытовые карты) обычно люди меняют операционники, делают бп для клока и на том успокаиваются.
а лампы лампам рознь, помнится года 4-5 наза выпустили маму с бортовым ЛАМПОВЫМ звуком, толку от этого ессесено небыло, так что какие лампы и как использывать это еще вопрос..
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"darlock\")</div>
шум самой КРЕНки (высоковольтного стабилизатора), [/b]
:biglaugh: Это о чем?
<div class='quotetop'>QUOTE(\"darlock\")</div>
слушать гул из накальной цепи,[/b]
Поинтересуйтесь, какие схемы есть для питания накалов ламп - узнаете много интересного, уверяю Вас.
<div class='quotetop'>QUOTE(\"darlock\")</div>
Аффтар, собери схему сначала в микрокапе или pspice, и на вход там синус пусти, а потом добавь реальность твоих деталей и шумы по питанию. Получишь уже не сатуратор, а шуманайзер.  
А в реале еще горше будет.[/b]
1. Спасибо, конечно за советы по работе над схемой - только прочитав внимательно Ваш пост, из которого взяты вышеприведенные цитаты, я понял, что советы такого "специалиста" мне, извините, не нужны.
2. Вы полагаете, что я использовал симулятор SwCAD только для того, чтобы нарисовать с его помощью схему?
3. Если Вы невнимательно читали предыдущие посты, то специально для Вас поясню - схема собрана "в реале" на макете, все примеры обработки записаны "в реале" путем подключения схемы в качестве внешнего эффекта в Cubase 3 - где в этих примерах Вы услышали шумы, о которых говорите?
 
Кстати, сейчас попробовал - можно использовать этот сатуратор для записи электрической гитары через линейный вход звуковой платы - пример вложен. Squier Strat > Tube Saturator > SbLive kX Line In.
 
Originally posted by NickCrow
:biglaugh: Это о чем?
Поинтересуйтесь, какие схемы есть для питания накалов ламп - узнаете много интересного, уверяю Вас.

1. Спасибо, конечно за советы по работе над схемой - только прочитав внимательно  Ваш  пост, из которого взяты вышеприведенные цитаты, я понял, что советы такого \"специалиста\" мне, извините, не нужны.
2. Вы полагаете, что я использовал симулятор SwCAD только для того, чтобы нарисовать с его помощью схему?
3. Если Вы невнимательно читали предыдущие посты, то специально для Вас поясню - схема собрана \"в реале\" на макете, все примеры обработки записаны \"в реале\" путем подключения схемы в качестве внешнего эффекта в Cubase 3 - где в этих примерах Вы услышали шумы, о которых говорите?

Я советы не давал, а предострегал от "чудес".
Как я понял вашу трактовку слова сатуратор, так и изложил.
Вообще-то сатуратор (имитатор ламповых искажений) подразумевает вснесение в сигнал искажений присущих ламповой схемотехнике. А именно вторая и третья гармоники + плавный клиппинг.
И никакого кремнивоего гранулята и шума от современных лавсановых и прочих деталей.
Вот тут товарисчи собрались облагораживать звук вст синтов, у среднестатичсического лида, спектр до 17 кГц. А вы в курсе что на такой частоте происходит когда в цепи конденсатор пленочный (имеющий нехилую индуктивность да еще и полярный диэлектрик).

У видев просто схемку с номиналами деталек без технологии сборки и подбора комплектующих естественно высказался.

Не надо обижаться. Просто тема эта давно вышла за рамки форума.
А предлагать к сборке такое форумчанам - .... некрасиво.
 
Originally posted by NickCrow
Кстати, сейчас попробовал - можно использовать этот сатуратор для записи электрической  гитары через линейный вход звуковой платы - пример вложен. Squier Strat > Tube Saturator > SbLive kX Line In.

Извини если обидел, я ж не знал что ты на лайв пишешь, там шум от сатуратора тяжело увидеть.
В принципе для такого уровня 60-70 дб s/n пойдет.
 
В общем буду делать многофункциональное устройство. Уже имеется два идентичных ламповых каскада, работающих в режимах от чистого усиления до сатурации, каждый из которых, как оказалось, к тому же неплохо работает в качестве гитарного предусилителя-согласователя сопротивлений с линейным входом (т.е. через него можем подключить одновременно 2 гитары - баса, к сожалению, сейчас под рукой нет - надо будет попробовать и бас - не исключено, что и бас покатит).
Номинал входного потенциометра увеличил до 500 к (на основное назначение схемы не повлияло, зато получился вполне гитарный вход). В катодную цепь включил пленочный конденсатор 4,7 мкф для увеличения диапазона возможной сатурации (как я понял, многие хотят погорячее).

Появились идеи для дальнейшего расширения функциональности устройства. Например. Можно попробовать использовать два каскада в последовательном включении в гитарных целях - например сделать отдельный вход-выход для каждого канала и вместо сдвоенных потенциометров поставить отдельные, тогда в случае необходимости просто подключаем гитару к входу первого канала, выход которого коротким шнуром соединяем со входом второго канала, с выхода которого > в Line In звук. платы. В этом случае нужно добавить коммутацию для подключения цепи межкаскадной коррекции между каскадами (на тумблере или, как вариант, - встроить эту цепь прямо в соединительный шнур) и вероятно коммутацию изменения нагрузки первого каскада. В этом случае мы получаем еще и гитарный пред с некоторым гейном - с каким? - нужно попробовать. Наконец можно в этот же корпус встроить включаемую-отключаемую грелку типа DS-1 - тогда функциональность устройства еще увеличится.
Если у кого-то есть соображения по вышеизложенным идеям или еще какие-то мысли - поделитесь пожалуйста.
Быстро опробовать все изложенные идеи на макете не получится - времени на этот проект у меня получается выделить не более 30 - 40 минут в день, а в некоторые дни и вовсе нет времени - но постараюсь, и по мере появления результатов буду сообщать.
Естественно при наличии интересующихся - так что если таковые есть, то как то обозначьте свой интерес - может быть я напрасно трачу свое время на написание этих постов и это никому не нужно - все-таки специфика форума RMM несколько иная?
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"darlock\")</div>
Извини если обидел, я ж не знал что ты на лайв пишешь, там шум от сатуратора тяжело увидеть.[/b]
А если хорошие очки надеть? Увижу?
Пожалуйста, если у Вас есть конкретные предложения по данному устройству (улучшение, модификация, расширение возможностей) - то напишите. Если таковых предложений у Вас нет, или устройство Вам не интересно в принципе - пожалуйста не засоряйте тему оффтопом.
<div class='quotetop'>QUOTE(\"darlock\")</div>
А предлагать к сборке такое форумчанам - .... некрасиво[/b]
Предлагается собрать схему форумчанам, которые умеют это делать. Форумчане, которые не умеют это делать, не будут собирать, как бы я их не уговаривал - но если кого-то заинтересует данное устройство, смогут для изготовления обратится к специалисту.
 
Было такое забытое богом и людьми. и нелюбимое музыкантами устройство Behringer ( вот сейчас шум поднимется) Vintager 1953, по моему - восьмиканальный прибор, задачи у него были примерно те же самые, но реализация была несколько иная там через одну половинку лампы звук проходил напрямую, без искажений, а уже на второй каким то образом выделялись гармоники и подмешивались к основному сигналу. ( этоо было в описании прибора) Пробовал через это устройство писать электронные барабаны ROLAND TD 20, на слух получалось значительно лучше.
P.S. Что касается конденсаторов, помоему это перебор Manley не ставит ФТ, однако не перестает быть Manley, несмотря ни на что, да и хозяева других известных фирм выпусающих ламповые приборы. пребывают в полном здравии, никто не застрелился WIMA их вполне устраивает.
 
По поводу схемы защиты для исключения попадания на выход схемы постоянного напряжения при пробое разделитедьного конденсатора - после опробования различных вариантов остановился на схеме со стабилитронами (на напр. 5 вольт) - получилось просто и надежно - огромное спасибо sunet за подсказку. Вчера поставил тумблер, замыкающий разделительный конденсатор и после тщательной проверки работоспособности схемы защиты подключил к звуковой плате, поставил на прогон (в качестве внешнего эффекта в Cubase в режиме зацикливания на обработку барабанного лупа с пиками под 0 db и высоким rms) на 4 часа. В течении этих 4 часов периодически подходил и замыкал тумблер (имитация пробоя) - :smile: - в общей сложности около 20 раз на разное время - время замкнутого состояния от секунды до 15 мин (заодно и замерил max ток в режиме пробоя для выбора плавкого предохранителя - еще один уровень защиты). И в результате всех этих варварских действий - все ок и по прибору и по работе схемы и звуковой платы. :super2: sunet :beer:

Добавлено: мощность анодных резисторов увеличил до 2 ватт исходя из самого экстремального режима.
 
Я рад, но надо еще на входе разделительный конденсатор поставить. Еще можно зашунтировать катодный резистор электролитом для повышения коэффициента усиления. Кстати на первой картинке сгнал несимметричный, почему? Таким был входной? Если на входе была синусоида, то значит ограничение одностороннее и лампа не в режиме.
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"sunet\")</div>
можно зашунтировать катодный резистор электролитом для повышения коэффициента усиления[/b]
Уже зашунтирован - только пленочным 4,7 мкф - при такой емкости завал АЧХ на 60 гц 2 db, на 30 гц 6 db, что вполне приемлемо (а может даже и неплохо - НЧ фильтр).
<div class='quotetop'>QUOTE(\"sunet\")</div>
надо еще на входе разделительный конденсатор поставить[/b]
Пока не поставил, все забываю - стойкая привычка - в гитарных ламповых схемах на входе разделительный конденсатор не ставится никогда (за очень редкими исключениями) - спасибо за напоминание - сейчас поставлю (думаю 470n будет достаточно - в симуляторе сейчас прогнал - завал на 60 гц увеличивается с 2 db до 3,5 db - ну это не страшно) - как поставлю на макет - измерю АЧХ в реале.
<div class='quotetop'>QUOTE(\"sunet\")</div>
на первой картинке сигнал несимметричный, почему? Таким был входной? Если на входе была синусоида, то значит ограничение одностороннее и лампа не в режиме.[/b]
Входной был чистая синусоида. Выходной сигнал несимметричный, поскольку во-первых такова специфика ограничения лампы (по крайней мере этой лампы - 6Н2П или 12АХ7) при небольшом ограничении (ВАХ несимметрична), во-вторых положительная полуволна входного сигнала приводит к ограничению не только из-за насыщения, но также из-за появления небольшого сеточного тока при превышении входным напряжением разницы потенциалов сетка-катод, а для отрицательной полуволны этого фактора нет, и в-третьих выбирая режим лампы по постоянному току я намеренно сдвинул рабочую точку для того, чтобы ограничение было еще более несимметрично. В результате удалось добится необходимого (как мне кажется) спектра гармоник при ограничении - т.е. 2-ой гармоники примерно в 10 раз больше, чем 3-ей, каждой из гармоник начиная с 4-ой и дальше примерно в 10 раз меньше, чем 3-ей, причем с некоторым перевесом в сторону четных. При сдвиге рабочей точки для получения более симметричного ограничения 2-я и 3-я гармоники уменьшаются, но 2-я уменьшается сильнее и при мах симметрии 2-я и 3-я гамоники минимальны, причем 3-я превышаает 2-ую, при этом гармоники более высокого порядка увеличиваются, что приводит к более жесткому звуку при ограничении.
 
И именно подобранный режим лампы для получения нужного спектра гармоник и является, в общем-то, основным, чем я хотел поделиться с интересующимися данной темой.
 

Сейчас просматривают