Ламповый сатуратор - сделай сам!

  • Автор темы Автор темы Удалённый пользователь 2234
  • Дата начала Дата начала
У

Удалённый пользователь 2234

Guest
Во вложениях схема, пример обработки (dry.mp3 - исходный, processed.mp3 - небольшая сатурация, processed_2.mp3 - максимальная сатурация ).
Схема максимально простая, не требующая настройки. Если у кого-то возникнет интерес - дам необходимые пояснения.
 
  • Like
Реакции: Nofolobricity
У второго файла rms больше где-то на 1,5 dB. Делаешь его тише и разницы я не слышу никакой. А если она и есть, то настолько не значительная, что смысла в таком сатураторе я лично не вижу, точнее не слышу :smile:
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"MaxB\")</div>
У второго файла rms больше где-то на 1,5 dB.[/b]
Исходный файл нормализован под 0 db. У второго файла rms больше только за счет сатурации и делать его тише для целей сравнения с первым файлом некорректно. В данном примере уровень искажений настроен небольшой. Как появится время - сделаю пример звучания с большим уровнем сатурации, чтобы эффект был более слышен.
<div class='quotetop'>QUOTE(\"daicehawk\")</div>
а синус можно прогнать?[/b]
Можно - только уже, наверное завтра.
 
Выложенные примеры неубедительны, увы. Как таковой сатурации я там не услышал. :))

NickCrow
У второго файла rms больше только за счет сатурации и делать его тише для целей сравнения с первым файлом некорректно.
Это больше похоже на лимитирование.

Кстати, в Корговских Электрайбах (EMX, ESX) на выходе стоит отличный ламповый сатуратор-лимитер. Если бы найти схему - имело бы смысл заморочиться.

С другой стороны, было бы интересно послушать другие примеры, с более сильной обработкой и не только синус или бас, но и кусочек ударных и микса. Вполне возможно что просто выложен неудачный пример.
 
Кстати, в Корговских Электрайбах (EMX, ESX) на выходе стоит отличный ламповый сатуратор-лимитер. Если бы найти схему - имело бы смысл заморочиться.
еще в Тритон студио 88 такая "лампа" стоит.. лично слушал - бееее. мне нагадывает ситуацию с берингеровскими "лампами" которые подсвечиваються диодами, только в коргах лампа греется, а эффекты цыфровые.. вот, кстати, спасибо Rostyk'y за наводку:
"Korg's Valve Force tube circuit (first seen on the latest Electribe phrase-composition devices) provides a surprise that's more subtle than the casing's colour change, but it's just as visually striking when it's switched on. It's housed behind a prominent plastic blister erupting from the front panel, and its blue LED backlighting ensures that you'll know it's in-circuit even if you can't hear the result. The valve itself hardly glows: it seems Korg have developed some electronics that extract all the device's valviness without driving it very hard. Good for device longevity, I'm sure, but no fun if you'd like to see the blighter working! And working it is: the blister gets warm."
 
данный текст (английсикй) писал человек который наверное никогда не видел ка кработает обычная лампа, не мощная выходная, а вот такая как в преампах итп. Отчётливо светятся только китайские лампы, и то это видно только с определённого ракурса.
К примеру 12ах7ЕН вообще еле еле светится, только в темноте и видно.
 
ultrashock
еще в Тритон студио 88 такая \"лампа\" стоит.. лично слушал - бееее. мне нагадывает ситуацию с берингеровскими \"лампами\" которые подсвечиваються диодами
Не надо тут про Беринджер, я в курсе. И про подсветку диодами :)))
У меня около месяца стоял ESX и я имел возможность с ним поработать, так что знаю, о чем говорю. В любом случае, если схема работает - неважно, подсвечена лампа диодом или нет. :)))

Именно на этих лампах и собран электрайбовский лимитер-сатуратор.
 
Кстати в полностью ламповых гитарных усилителях бывает тожде подсвечивают - ну что поделать если юзеру от этого сопкойнее, он же н езнает что в рекламных плакатах - фотошоп. Сколько раз видел сообщения в службу поддержик - "у меня лампы не светятся - у меня дивайс не работает?!"
 
Боян. Хочу больше дисторшенов! Тут кроме разницы в громкости нет ничё.
 
Sine. пропущенный через сатуратор и файл с максимальной сатурацией (исходный файл - тот же). Хочу заметить, что сатуратор - это все-таки не дисторшн и не овердрайв, он предназначен для внесения небольших искажений, для окрашивания звука.
 
Можно дать файлик и получить файл с сатурацией взамен? Интресено какэто чудо поведёт себя на полном треке или барабанах.
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"pavliga\")</div>
Можно дать файлик и получить файл с сатурацией взамен? Интресено какэто чудо поведёт себя на полном треке или барабанах.[/b]
Диалап, однако. Если файл небольшой... Например, моно небольшой длительности.
 
Интересная тема. Попробовал, такого эффекта можно достичь и чисто софтовыми приблудами. По крайней мере из mp3 исходников никакой разницы между processed и тем что наваял в софте из dry не учуял. Я понимаю, что dial-up, но, хотелось бы wav. Он зараренный всего 300 Кб будет.

Хотя я сам задумывался о такой штуковине. Все же она должна пожестче красить. В принципе некоторые VSTшки я выписываю с монитора через ламповый микрофон. Окрас тоже минимальный, но в этом случае в микрофон попадает еще и комната. Выхолощенный софтсинт просто оживает. Особенно если в аранжировке одни встхи, у инструмента таким образом выписанного, сразу свой собственный пространственный план возникает.

Ну и ламповые педальки гитарные никто не отменял.
 
Могу скинуть разрисованную схему преампа от пресонис, там лампа как раз для сатурации...
Офф: еще заметил - если инструмент один - то и не слышно искажений, вплоть до единиц процентов... на лампе, конечно....
 
NickCrow
Расскажи пару слов о схеме, так как в ламповой схемотехнике ничего не понимаю... какие элементы использовать? Схема блока питания есть на 300в ?
Какой ручкой регулируется глубина сатурации..?

mexap выложи пожалуйста
 
Люди, кто собирается сам собирать ламповую схему и ниразу этого не делал, настоятельно рекомендую найти чела который с этим знаком.
Поставите полудохлую деталь, её пробьёт, и на любимую звукашку вольт 70-150 шарахнет и бай бай.
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"buncker\")</div>
Поставите полудохлую деталь, её пробьёт, и на любимую звукашку вольт 70-150 шарахнет и бай бай.[/b]

Это кстати одна из проблемм ламповой техники о которой чаще всего забывают и единственным надежным решением является хороший разделительный трансформатор.
Приведенная схемы - обычный каскад усиления. При превышении входного напряжения величины равной максимальной неограниченной выходной, деленной на коэффициент усиления каскада, начинаются искажения из-за ограничения. Все ничем не отличается от обчного дисторшна. Просто при малой величине перегрузки, когда лампа еще скругляет ограничение, это называют мирно сатурацией а дальше...

Теперь о напряжении. При включении-выключении даже при всех исправных деталях удар высоким напряжением по входному каскаду происходит при перезарядке выходного конденсатора. Поэтому помимо применения разделительного трансформатора необходимо применить защитные ограничительные встречные диоды и не мешает понизить напряжение питания анода. При этом конечно коэффициент усиления касакада конечно понизится, но вместе с ним и уровень ограничения. В любом случае это не очень принципиально. Питание такой лампы анодным напряжением 120 В в порядке вещей, а некоторые понижают его даже до 40-50 В, хотя это для лампы и ненормально. Стоит с этим поэкспериментировать, давно собираюсь, но все руки не доходят...
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"daicehawk\")</div>
напишите, плиз, что в схему добавлять, если нужно...[/b]

Ну, так с ходу... Для начала понизить напряжение до 120В, при таком он точно будет нормально работать. Далее резистор R7 повысить до скажем 10К и параллельно выходному потенциометру включить два стабилитрона на 3.3В - один анодом вверх, другой анодом вниз, ну и конечно неплохо бы трансформатор намотать или купить...
 
Выкладываю схемку пресониса. Детали я не измерял и не подписывал. Так же отсутствуют цепи питания и индикации. Но для ознакомления пойдёт. :beer:
 
Выкладываю обработанный файл для Pavliga (исходный файл loop_dry был вложен в его сообщение). Сатурация в этом примере средняя - на максимальной грязи многовато.
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"serge_d\")</div>
Расскажи пару слов о схеме, так как в ламповой схемотехнике ничего не понимаю... какие элементы использовать? Схема блока питания есть на 300в ?  
Какой ручкой регулируется глубина сатурации..?[/b]
Схема собрана на двойном триоде 6Н2П (в одной лампе - два триода). На схеме показан только один канал - в стерео варианте два одинаковых канала - т.е. для двухканального варианта нужна 1 шт. 6Н2П. Двухканальный вариант можно использовать для стерео при несимметричном входе-выходе или для моно при симметричном входе-выходе. Хотя для организации симметричного входа-выхода можно использовать микросхемы, но на мой взгляд проще и лучше использовать два отдельных канала. Для работы лампы необходимо также питание нити накала - 6,3 вольта переменного или постоянного напражения, ток 0,35 ампера.
Резистор в цепи питания R1 мощностью не менее 2 ватт, остальные резисторы - мощностью не менее 0,5 ватт. Переменные резисторы с линейной характеристикой, в двухканальном варианте - сдвоенные. Конденсатор C1 - электролит на напряжение не менее 450 вольт, С2 и С3 - пленочные на напряжение 630 вольт. С3 обязательно проверить на утечку.
Все элементы могут быть припаяны навесным способом прямо на выводы ламповой панели и выводы потенциометров. Каждое из указанных на схеме соединений с общей шиной должно быть выполнено отдельным проводом и все они должны соединятся в одной точке (напр. винт на корпусе) - это относится и к экранам от входных-выходных разъемов.
Глубина сатурации регулируется обеими ручками - влияют обе, в разных сочетаниях - звучание различно.
Схему блока питания нарисую попозже, как будет время - а пока, если коротко - основная проблема - это отсутствие в широкой продаже подходящих анодно-накальных трансформаторов. Но можно использовать такой вариант (для одной лампы, т.е. двухканальный вариант): берем трансформатор 220в/6в на ток не менее 0.6 ампер (найти несложно), от него запитываем накал, берем второй трансформатор 220в/5в на ток не менее 0.25 ампер (найти несложно) - его подключаем вторичной обмоткой к вторичной обмотке первого трансформатора - в этом случае второй трансформатор будет работать в качестве повышающего - на входе у него будет 6 вольт, на выходе - около 320 вольт выпрямленного напряжения.
 
Хочу пояснить, что представленная схема - не законченный продукт, а предмет для обсуждения и модификации - все здравые идеи будут проверятся и обкатываться на макете и лучше если кто-то будет это делать тоже. Сам я этот вариант схемы на макете тестирую только со вчерашнего дня и уже внес несколько изменений, и изменения будут еще.
Схема самая обычная, необычность ее только в радикально низком сопротивлении нагрузки, в этом ее единственная фишка - ну и подбор режима лампы по постоянному току.
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"buncker\")</div>
Поставите полудохлую деталь, её пробьёт, и на любимую звукашку вольт 70-150 шарахнет и бай бай[/b]
При самом наихудшем сценарии - полном пробое С3 (сопротивление 0 ом) напряжение 300 вольт будет подано на делитель напряжения из R1, R4, R7, P2 и триода, подключенного параллельно R7 и P2. Максимальное напряжение на выходе схемы в этом случае будет 31 вольт. Если сопротивление пробитого конденсатора будет больше 50 килоом, то напряжение на выходе схемы будет меньше 20 вольт - это абсолютно безопасно для любой звуковой карты.
Сам я этой проблемой не заморачиваюсь - вероятность пробоя качественного пленочного конденсатора, расчитанного на напряжение 630 вольт напряжением 180 вольт (max на аноде в этой схеме) ИМХО не превышаает вероятностей всех других вместе взятых неприятностей, которые могут произойти со звуковой платой. Но если изготавливать прибор для использования другими пользователями - то тут нужно планку безопасности поддерживать выше, чем в случае "внутреннего употребления".
В принципе эта проблема полностью решается установкой дополнительного конденсатора на выходе - но не очень хочется ставить дополнительный конденсатор из соображений качества звука.
Поэтому большая просьба - если у кого-то есть достоверная информация о минимальном сопротивлении изоляции пробитого пленочного конденсатора - из практики или из других источников - пожалуйста, сообщите.
<div class='quotetop'>QUOTE(\"sunet\")</div>
При включении-выключении даже при всех исправных деталях удар высоким напряжением по входному каскаду происходит при перезарядке выходного конденсатора.[/b]
Оценка максимально возможного напряжения на выходе при сопротивлении выходного конденсатора равном нулю приведена выше (max 31 вольт - если эта оценка неверна - пожалуйста поправьте) - соответственно и броски напряжения при перезарядке выходного конденсатора ни в коем случае не могут быть больше этого значения (зарадка конденсатора идет через тот же делитель напряжения), а прогон схемы в SPICE симуляторе вообще дает значение этого броска в пределах всего нескольких десятков НАНОвольт.
 

Сейчас просматривают