FAQ - лампа, транзистор, преампы

  • Автор темы Автор темы sunet
  • Дата начала Дата начала
<div class='quotetop'>QUOTE(\"RaCh\")</div>
Не забываем,что лампа,функционирует не только в режиме-перегруза,а также-в режиме-насыщения.А это не только обогащение гармонического спектра.
Это своеобразная компрессия звука.Именно из за нее многие и любят лампу,НЕ работающую тем не менее,в режиме перегруза.[/b]

Насыщение это и есть начало перегруза. Усилительный каскад не в состоянии передать сигнал так как он поступил на его вход и начинает обрезать вершину волны. При этом в лампе ограничение на начальном этапе более плавное, "округлое", благодаря чему спектр гармоник "мягче". Чем выше сигнал тем больше эти "округлости" пропадают и далее можно довести искажения до практически сходных с транзисторными. В любом случае насыщение и есть ограничение. При этом что в транзисторном, что в ламповом каскаде происходит своеобразная "вынужденная" компрессия с искажениями. Это как бы побочный продукт. Есть однако рок-музыканты-любители именно транзисторного ограничения, ибо они хотят побольше высоких гармоник. Думаю что это связано еще и с тем что многие рок-музыканты "убивают" свои уши и со временем им высоких становится мало...
Я люблю ламповые гитарные искажатели и сам их делаю, но первичные каскады всегда делаю на ОУ. А вот на голосе ламповые преампы мне не нравится. К сожаленью большинство преампов с ламповым каскадом не имеют индикаторов позволяющих определить момент начала ограничения и играться регулятором чувствительности и регулятором выходного уровня, пытаясь поймать насыщение и при этом не перегрузить АЦП занятие неблагодарное... С другой стороны программные сатураторы это далеко не лучший вариант... короче у меня пока решения нет, пользуюсь программными в ожидании что они будут совершенствоваться... По крайней мере записав и нормализировав сигнал можно полностью контролировать сатурацию.
Кстати еще одним немаловажным элементом гитарной сатурации, может более важном чем ламповый каскад является короткоходовая катушка гитарного динамика. Но для этого надо работать на максимальной мощности... как тут не оглохнуть? Так что с гитаристами лучше не спорить...!
 
Вообще-то я тоже гитарист (в основном бас-гитарист), но не люблю громкую музыку...
 
Originally posted by sunet
Вообще-то я тоже гитарист (в основном бас-гитарист), но не люблю громкую музыку...

Зато как точно подметил, что не нужно с ними спорить! :thumbsup: Как об стенку... Аргументы - фигня. :eek:
 
Наконец-то появилось время - смог внимательно прочесть статью. Очень хорошая статья! Прочитал с удовольствием. На мой взгляд у Вас, Виктор, есть несомненные способности к написанию такого рода литературы - ждем следующих статей!
По прочтении появились некоторые соображения и замечания - обо всех сразу сейчас не напишу (опять нет времени) - буду писать частями.

<div class='quotetop'>QUOTE(\"sunet\")</div>
1 В чем заключается реальная разница между лампой и тразистором?  
Не вдаваясь в физику следует знать что:

...............
1.2 У транзистора меньший уровень шумов[/b]
Этот пункт я бы убрал, т.к. он не совсем корректен, поскольку транзисторы разных типов, так же как и пампы разных типов обладают разным уровнем шума, для большинства типов транзисторов и ламп этот показатель не нормируется в технических характеристиках и варьирует в широких пределах и, соответственно, нет никакой гарантии, что любой транзистор шумит меньше, чем любая лампа. Есть лампы с очень низким уровнем шумов - например советская 6Ф12П, у которой шумовые характеристики гораздо лучше, чем у многих полупроводниковых приборов. Хотя с одной стороны факт как бы имеет место быть - очень часто можно встретить ламповые аппараты с высоким уровнем шума - НО:
1. Наиболее частая причина - фон от схем накала ламп. Питание постоянным током или увеличение потенциала нитей накала ламп выше потенциала катодов полностью устраняет этот фон.
2. Ламповые аппараты требуют более тщательного подхода к компоновке схемы и разводке проводников - в этом случае уровень шума уменьшается очень значительно.
 
Originally posted by Andep
а если на компрессоре нету \"Ratio\"? (ART Tube PAC)

Как это - нету ratio? :biglaugh: Оно там есть. В режиме компрессора - 3,2 , в режиме лимитера - 6. (если память не подводит). В мануале это указано.
 
Данный пост задумывался не как площадка для очередных баталий "транзистор vs лампа", а как самостоятельная авторская статья, в которой популярно рассказывается об особенностях этих приборов.
Посему предлагаю полемику удалить, а тему перенести в раздел FAQ.

Виктор, слово за вами, как только сочтете работу законченной, дайте знать.
 
Насчет гитарного усиления,и любителей верхов-верхов у транзистора много даже скорее не из за того,что его ограницения-квадратные-а и за того,что унего-гармоники лезут при огранчении-и четные,и нечетные...песок ...это и дает зудение по верхам...
У лампы же-идет преобладание четных.Из за того-более мягкие верха-в купе с округлым ограничением...
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"RaCh\")</div>
Насчет гитарного усиления,и любителей верхов-верхов у транзистора много даже скорее не из за того,что его ограницения-квадратные-а и за того,что унего-гармоники лезут при огранчении-и четные,и нечетные[/b]
<div class='quotetop'>QUOTE(\"RaCh\")</div>
У лампы же-идет преобладание четных.[/b]
Почти наоборот. Ограничение транзистора близко к симметричному, поэтому гармоники преимущественно нечетные. Ограничение лампы несимметрично, поэтому четных и нечетных гармоник примерно поровну.
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"sunet\")</div>
К сожаленью большинство преампов с ламповым каскадом не имеют индикаторов позволяющих определить момент начала ограничения и играться регулятором чувствительности и регулятором выходного уровня, пытаясь поймать насыщение и при этом не перегрузить АЦП занятие неблагодарное... С другой стороны программные сатураторы это далеко не лучший вариант... короче у меня пока решения нет, пользуюсь программными в ожидании что они будут совершенствоваться... По крайней мере записав и нормализировав сигнал можно полностью контролировать сатурацию.[/b]
Можно использовать ламповый предусилитель в качестве сатуратора на этапе сведения, используя метод реампинга - ламповый предусилитель подключается в хост как внешний эффект. Предусилитель - стандартная двухкаскадная схема (на двойном триоде, напр. 6Н2П), перед вторым каскадом регулятор DRIVE.
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"NickCrow\")</div>
Этот пункт я бы убрал, т.к. он не совсем корректен, поскольку транзисторы разных типов, так же как и пампы разных типов обладают разным уровнем шума, для большинства типов транзисторов и ламп этот показатель не нормируется в технических характеристиках и варьирует в широких пределах и, соответственно, нет никакой гарантии, что любой транзистор шумит меньше, чем любая лампа[/b]

Вы безусловно правы, но эта статья написана не для инженеров а для музыкантов и если мы говорим о студийном оборудовании, то предпологаем что в приборе использованы лучшие транзисторы (точнее микросхемы) и лучшие лампы (о чем производители даже на упаковке пишут), а потому я сравниваю в общем случае лучшие лампы и транзисторы и в оптимальных режимах.


<div class='quotetop'>QUOTE(\"tarzan\")</div>
Посему предлагаю полемику удалить, а тему перенести в раздел FAQ[/b]
Я не против, хотя она там вроде уже есть.

<div class='quotetop'>QUOTE(\"NickCrow\")</div>
Можно использовать ламповый предусилитель в качестве сатуратора на этапе сведения[/b]
Можно конечно и это возможно на данном этапе лучшее решение. Но я от магнитофонов и "железных" приборов пришел к софту из постепенно сформировавшегося убеждения что при грамотном использовании цифровая техника уже сейчас может обеспечить качество сравнимое с аналоговым, а завтра тем более, а потому такие решения считаю шагом назад. Сейчас я работаю по принципу - зашел в цифру - там и сиди!
 
2 sunet:цитата: В конденсаторных микрофонах применение лампы дает сразу тройной эффект – согласование по сопротивлению (конденсаторная головка имеет очень большое выходное сопротивление), эффект сатурации (обогащение гармониками) и усиление сигнала.

А как же тогда можно объяснить тот факт,что Rode Classic 2(Ламповый)---звучит в 4 раза тише Ноя 87 -не лампового- и в Avalon 737 и в Focusrite ISA 430 MKII ????????Судя по Вашим словам ламповій должен звучать громче-)
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"The GP\")</div>
Вашим словам ламповій должен звучать громче-)[/b]

Если честно, то я не знаю какой на выходе конденсаторной головки сигнал (даже если б захотел - не смог бы его измерить теми приборами что у меня в наличии), но предположем что идет речь о 10 микровольтах. Значит для получения выходного сигнала микрофона в 10 мВ нужно его уилить в 1000 раз. Но можно и в 2000 и в 4000 раз, все зависит от разработчика. Это не очень принципиально, ведь скажем у динамических микрофонов сигнал намного меньше. Так что слово "усилить" не подразумевает само по себе какое-то конкретное числовое значение.
 
Cпасибо, sunet, за подробный и полезный рассказ!!

я скажу своё скромное слово в поддержку лампового преампа, у меня сейчас дома стоят ламповый преамп и транзисторный, я их на днях сравнивал (behringer ultrgain-200 80$ и M-audio DMP3 2хканальный за 180$)

ИМХО у лампы другая АЧХ на выходе, в этой АЧХ больше высоких частот
поэтому первое ощущение, что лампа шумнее

но поскольку шумы в высоких частотах живут, то если привести эквалайзером в соответсвие лампу и транзистор, то получим практически идентичный шум в обоих приборах

а вывод конечно только один: нужно иметь при себе и лампу и транзистор
 

Сейчас просматривают