Баланс оркестровых инструментов

  • Автор темы Автор темы glebe
  • Дата начала Дата начала
А интересно бы вычислить: например, струнный квартет (или струнный оркестр) - можно ли всем инструментам (группам) в миди треке выставлять одинаковую громкость (например, 127);
или: в симфоническом оркестре - можно ли одинаково выставлять, к примеру, 100 и скрипкам, и флейтам, и трубам и т.д.?
Будет ли комфортный баланс? Или есть таблица расчётов соотношений, уже просчитанная?
Допустим такая «таблица» существует. Но она очень секретная и ни один профессионал её не рассекретит. Это страшный запрет на распространение! :)
 
@Pro Audio 9, У вас получился вопрос не совсем с «той» стороны.
Вы его решаете со стороны «MIDI», а главное ведь — уши.

В контексте сэмплированного оркестра — есть две шкалы, которые надо помирить:

⋅ Первая шкала — шкала экспрессии, она должна в одинаковых по экспрессии местах выдавать одинаковую экспрессию. То есть, там где у брассов FF — и у струнников должно быть FF. Аналогично и в P.

⋅ Другая шкала — сугубо динамическая (децибелы). В норме на FF струнная группа теряется за деревом и медью вся, кроме очень уж высоких скрипок и контрабасов, дерево в целом тише меди всё, кроме пикколо и фаготов. Валторны слегка уступают тромбонам с трубами, а туба одна немногим тише всей остальной меди вместе взятой. Ну и всё это тише барабанов и piatti.

Вот надо умудриться сделать так, чтобы вы умудрялись использовать большую часть динамического диапазона, чтобы не приходилось какими-то инструментами играть «только до половины». Хотя вообще оркестрантам это делать тоже приходится иногда, когда состав несбалансирован. Да и вообще по жизни сольные партии в F громче, чем F, а аккомпанирующие или «громкие инструменты» в F тише чем F.
 
А интересно бы вычислить: например, струнный квартет (или струнный оркестр) - можно ли всем инструментам (группам) в миди треке выставлять одинаковую громкость (например, 127);
или: в симфоническом оркестре - можно ли одинаково выставлять, к примеру, 100 и скрипкам, и флейтам, и трубам и т.д.?
Будет ли комфортный баланс? Или есть таблица расчётов соотношений, уже просчитанная?
Всем по 100! :Dle10::p:eek:
 
  • Haha
Реакции: Stephan Vasylyshyn
@Pro Audio 9, У вас получился вопрос не совсем с «той» стороны.
Вы его решаете со стороны «MIDI», а главное ведь — уши.

В контексте сэмплированного оркестра — есть две шкалы, которые надо помирить:

⋅ Первая шкала — шкала экспрессии, она должна в одинаковых по экспрессии местах выдавать одинаковую экспрессию. То есть, там где у брассов FF — и у струнников должно быть FF. Аналогично и в P.

⋅ Другая шкала — сугубо динамическая (децибелы). В норме на FF струнная группа теряется за деревом и медью вся, кроме очень уж высоких скрипок и контрабасов, дерево в целом тише меди всё, кроме пикколо и фаготов. Валторны слегка уступают тромбонам с трубами, а туба одна немногим тише всей остальной меди вместе взятой. Ну и всё это тише барабанов и piatti.

Вот надо умудриться сделать так, чтобы вы умудрялись использовать большую часть динамического диапазона, чтобы не приходилось какими-то инструментами играть «только до половины». Хотя вообще оркестрантам это делать тоже приходится иногда, когда состав несбалансирован. Да и вообще по жизни сольные партии в F громче, чем F, а аккомпанирующие или «громкие инструменты» в F тише чем F.
Спасибо, буду учитывать.
 
Спасибо всем, кто ответил.
Я ведь почему затронул этот вопрос.
Я сейчас делаю фонограммы класической музыки. С ними можно ознакомиться по ссылке:
https://www.beesona.ru/id57639/music/
Задача моих фонограмм, из которых удалена или приглушена партия солиста, - помочь в изучении классических произведений. Я подробнее об этом написал на моей странице:
https://www.beesona.ru/id57639/
Но когда я прописываю треки со скрипками, виолончелями, флейтами и т.д., то вынужден ориентироваться на свой слух (добавить басов, уменьшить фаготов и т.п.), а если бы знать математическую закономерность, то и работалось бы быстрее, и качество было бы выше.
Хотя, строго говоря, меня и мой вариант устраивает: у меня же не коммерческий проект.
Но интересно было бы экспертное мнение по балансу в аккомпанементе в этом примере (Бетховен "Романс для скрипки с оркестром"); прикрепляю.

 

Вложения

  • Sad
Реакции: smack
вынужден ориентироваться на свой слух
А вы хотели бы полагаться на инструкции Министервства культуры и ВЦСПС с прилагаемыми математическими таблицами? ;) :D
Все математические закономерности в оркестре давно сформированы за долгие годы проб и ошибок. ))

А баланс создается разными средствами, в т.ч. звучностью. Размер секций взят ведь не с потолка.

P.S. Не стоит уподобляться дирижерам, которые, вставая за пульт, вынимают заветную бумажку, где написано "Скрипки слева, контрабасы - справа).
 
Последнее редактирование:
А вы хотели бы полагаться на инструкции Министервства культуры и ВЦСПС с прилагаемыми математическими таблицами? ;) :D
Все математические закономерности в оркестре давно сформированы за долгие годы проб и ошибок. ))

А баланс создается разными средствами, в т.ч. звучностью. Размер секций взят ведь не с потолка.
:)
 
Но интересно было бы экспертное мнение по балансу в аккомпанементе в этом примере (Бетховен "Романс для скрипки с оркестром"); прикрепляю.
Бедная скрипка, совсем зажал её оркестр, бандюган этакий...)) Многие солирующие инструменты в этом аккомпанементе задавлены его непрогибаемой пластмассовой серединчатостью. Такой (дис)баланс не годится.
 
Но интересно было бы экспертное мнение по балансу в аккомпанементе в этом примере (Бетховен "Романс для скрипки с оркестром"); прикрепляю.
:) Напишу «как обычный гитарист»: - почаще вникайте как должны бы звучать «музыкальные фразы» относительно нотного материала и корректируйте это автоматизацией. Или референсы всё же послушать.
Сейчас «как бы, - ноты есть, но это ещё не музыка».
 
Но когда я прописываю треки со скрипками, виолончелями, флейтами и т.д., то вынужден ориентироваться на свой слух (добавить басов, уменьшить фаготов и т.п.), а если бы знать математическую закономерность, то и работалось бы быстрее, и качество было бы выше.
Играйте в оркестре. Ходите на живые концерты.
Я пишу оркестры библиотеками; и, дабы не забыть звук живого, езжу слушать оный.
 
  • Like
Реакции: smack
@Pro Audio 9, Слушайте, дело ваше выглядит благородным, но, мне кажется, что надо избавить себя от призрачных надежд на то, что кто-то сильно вашими фонограммами воспользуется, уж больно это пока некондиция.... Особенно, учитывая, что огромное количество классики лежит просто так, минусами. Допустим:
 
  • Like
Реакции: smack и RockMeister




На самом деле, для всяких пьес с оркестром под «живаго» играть даже полезнее, чем под всякие фонограммы. Фонограммы нужны чтобы выступить или записаться, а для этого ваш вариант — уж вообще некондиция.

Я вот когда концерты с оркестром учу — всегда себе запись ставлю — и вперед.
 

Вложения



На самом деле, для всяких пьес с оркестром под «живаго» играть даже полезнее, чем под всякие фонограммы. Фонограммы нужны чтобы выступить или записаться, а для этого ваш вариант — уж вообще некондиция.
Я вот когда концерты с оркестром учу — всегда себе запись ставлю — и вперед.

Я с некоторым опозданием прочитал Ваш ответ. Мне очень ценно Ваше мнение: оно очень компетентное и по существу вопроса.
Я ознакомился с указанными сайтами. Буду иметь в виду их существование.
Теперь - по методике.
Начну с того, что я это делаю (пока есть силы и время) прежде всего потому, что мне это нравится. Если узнавшие о такой возможности ею не воспользуются - их дело: имеющий уши да слышит.
Но Вы совершенно правы во многом. Хочу только уточнить.
1. Можно параллельно и играть под чужую запись (не возбраняется), но быть подавленным чужим исполнением - лично мне некомфортно. Моя же фонограмма лишь иллюстрирует сопровождение, давая ощущение солиста.
2. Предназначение моих фонограмм - не для совершенства искусства, а лишь для образования, причём, начального и среднего звена (обучения, ознакомления с новым, подготовке к концертному исполнению с оркестром/ансамблем). Лично мне доставляет удовольствие, надев наушники, исполнять у себя дома Чакону Витали, Скерцо-тарантеллу Венявского, тот же Романс Бетховена (и уж не под ф-но) так, как будто я граф Шереметьев, а у меня за спиной мой собственный оркестр, или партию любой скрипки в квартетах Глинки и Гайдна (звучание же "партнеров" приемлемое :)). И мне кажется, что человеку, любящему музыку, будет интересно ознакомиться с новыми произведениями и теми замечательными композиторами, которые даже не упоминаются в учебных программах, задавленные именами других гениев.
3. И только с моими фоннограммами есть возможность, списавшись со мной, сделать "под себя" удобные для обучения/ознакомления темпы и даже фрагменты из уже имеющихся фонограмм. И при этом практически даром, что как-то ускользает из поля зрения.
В любом случае мне очень приятно с Вами обсуждать. И пользуюсь случаем поздравить Вас и всех форумчан с наступающим Новым годом.
 

Сейчас просматривают