Фазовое панорамирование в Сонаре? (1 онлайн

3Dima

New Member
25 Май 2006
28
0
0
41
Здравствуйте!

Подскажите, пожалуйста, как лучше всего делать фазовое панорамирование в Сонаре? (Допустим, все каналы у меня - моно. Ну один из способов, видимо, дублирование каналов с последующим сдвигом (переворотом?) фазы. А есть другие способы?) Насколько важен баланс между фазовым и амплитудным панорамированием? (Т.е. чего и сколько?) Или это решается индивидуально, в зависимости от конкретной задачи?

И еще немного побочный вопрос: есть ли смысл панорамировать барабаны, записанный с помощью sf2-сэмплом? Или же в них уже заложена стандартная панорама ударной установки?

P.S. Кстати, а как должны зависить настройки ревера в зависимости от фазового и амплитудного панорамировая? Ведь реверберация - тоже влияет на создание пространственный панорамы.

Заранее спасибо!
 

Elle

Богиня
Команда форума
15 Фев 2006
5.428
5.095
113
Берлин
<div class='quotetop'>QUOTE(\"3Dima\")</div>
Подскажите, пожалуйста, как лучше всего делать фазовое панорамирование в Сонаре?[/b]
еси ты подразумеваешь под фазовым панорамированием фазовый сдвиг, то воспользуйся, например, плаг-ином Sonitus:fx Phase (он по умолчанию входит в комлпект с сонаром начиная кажется с 3-й версии). Сдивг на 180 градусов (или как ты назвал переворот) можно сделать прям в аудиодорожке - там кнопочка есть такая (учти что все фазовые операции можно выполнять только со СТЕРЕО-источником).

<div class='quotetop'>QUOTE(\"3Dima\")</div>
Или это решается индивидуально, в зависимости от конкретной задачи?[/b]
Разумеется индивидуально и никак иначе. Хотя я в своей жизни ни разу ещё не пользовалась фазовыми сдвигами (Vocal cancellation не в счёт). Вообще, Phase shifting (фазовый сдвиг) имеет смысл использовать лишь в тех случаях, когда по чье-то вине была нарушена фаза сигнала, а просто так вносить такие неприятные искажения с целью панорамирвоания.. бррр...

<div class='quotetop'>QUOTE(\"3Dima\")</div>
есть ли смысл панорамировать барабаны, записанный с помощью sf2-сэмплом?[/b]
ну во-первых барабашики записывают не с помощью сэмплов
А с помощью микрофонов и записывающего устройства (вроде звуковой карты). Сегодняшние технологии позволяет записывать каждый инструмент установки боле-менее отдельно друг от друга (а уж для сэмплов тем более), т.е. каждый ударный инструмент (и хэтик, и снэрик, и бочечка и др) вообще говоря записываются как моно-сигнал (в том смысле, что при записи не учитывается его местоположение. И не приирайтесь по поводу оверхедов, ся не об этом речь). И говорить тут о какой-то стандартной раскладке барабанов по панораме достаточно странно. Другое дело, что такой сэмпл в самом банке sf2 могли подвниуть по панораме. А могли и не двигать. Это зависит от того кто делал или редактировал этот конкретный банк.


<div class='quotetop'>QUOTE(\"3Dima\")</div>
Кстати, а как должны зависить настройки ревера[/b]
так чтоб звучало чисто и естесственно
 

3Dima

New Member
25 Май 2006
28
0
0
41
Elle
Спасибо Вам за исчерпывающие ответы!

Попробую для себя (может еще каким новичкам пригодится) резюмировать, а Вы поправьте, если что:
1) В подавляющем большинстве случаев достаточно амплитудного панорамирования.
2) Любую моно-дорожку можно преобразовать в стерео, использую фазовый сдвиг (предварительно продублировав исходный моно-трек).
3) Настройки ревера не должны сильно отличаться в рамках одной композиции, чтобы не разрушить иллюзию необходимого пространственного звучания инструментов.

P.S. Если представить себе в пространстве барабанную установку и слушателя, находящегося перед ней, то, наверное можно говорить о "стандартной" панораме барабанов. Или я не прав?

Еще раз спасибо за разъяснения!
 

Elle

Богиня
Команда форума
15 Фев 2006
5.428
5.095
113
Берлин
<div class='quotetop'>QUOTE(\"3Dima\")</div>
2) Любую моно-дорожку можно преобразовать в стерео, использую фазовый сдвиг (предварительно продублировав исходный моно-трек).[/b]
Не совсем так. Любую моно дорожку моня продублировать так чтоб первую дорожку установить максимум влево, а вторую, идентичную первой - максимум вправо. Формально наличие двух каналов - левого и правого - называется стерео. Если они идентичны, то очевидно, что будет складываться ощущение, что звук исходит из центра (середины) панорамы. Применять после этого фазовый сдвиг или нет - решать вам. Больше или меньше стерео от этого не станет. Так как количество каналов не изменилось.

<div class='quotetop'>QUOTE(\"3Dima\")</div>
3) Настройки ревера не должны сильно отличаться в рамках одной композиции, чтобы не разрушить иллюзию необходимого пространственного звучания инструментов.[/b]
зависит от задумки автора


<div class='quotetop'>QUOTE(\"3Dima\")</div>
P.S. Если представить себе в пространстве барабанную установку и слушателя, находящегося перед ней, то, наверное можно говорить о \"стандартной\" панораме барабанов. Или я не прав?[/b]
Ты прав в той ситуации если слушатель находится в полуметре от барабашиков. Когда райдик для него слева, а хэтик справа и т д. Но если ты находишь за несколько метров и т д.. то такая установка станет для тебя вполне себе "материальной точкой" и никакой необходимости в панорамировании каждого ударного инструмента нет. Представь, что ты слушаешь концерт симфонического оркестра: ты же не различаешь что каждая скрипка звучит чуть с разного угла, а оперируешь уже с целой секцией скрипок.
 

decil

New Member
3 Авг 2005
3.229
62
0
39
Луганск
Посетить сайт
(учти что все фазовые операции можно выполнять только со СТЕРЕО-источником).
Формально - неверное заявление. Можно крутить фазу у любого источника, и я думаю, что при нелинейной ФЧХ преобразования это будет заметно и для моно-источника
 

Elle

Богиня
Команда форума
15 Фев 2006
5.428
5.095
113
Берлин
<div class='quotetop'>QUOTE(\"decil\")</div>
Формально - неверное заявление. Можно крутить фазу у любого источника, и я думаю, что при нелинейной ФЧХ преобразования это будет заметно и для моно-источника[/b]
ну, я, конечно, с вами формально соглашусь. Но думаю, что разумно говорить об этом как о последствиях работы IIR-фильтров и прочих ФЧХ-нелинейных преобразователях. И еси я ещё могу понять умышленный линейный фазовый сдвиг в стерео, то умышленного нелинейного в голову пока не приходит.
 

Methafuzz

Loading. Please, wait...
16 Май 2006
7.586
5.408
113
56
Калуга
а крутеж фазы моно источника не есть ли то же самое что и введение задержки? Со всеми вытекающими..

Что касается панорамирования, то ведь у человека есть стереобаза между ушами, и на основании разности фаз (задержки) он и определяет направление, сигнал с наименьшей задержкой автоматически распознается как направление откуда идет сигнал.

В концертных системах именно по этой причине вводят линии задержки на вспомогательные задние кластеры.

Это кажется называется эффект Хааса, и он кажется способен заменить амплитудное панорамирование до 6-10 дБ.

Хотя я бы не стал с ним заморачиваться особо, зачем такие трудности? да еще в общем миксе эти фазовращения непонятно как скажутся.
 

tarzan

Administrator
Команда форума
10 Ноя 2002
9.317
3.509
113
77
Москва
Любую моно-дорожку можно преобразовать в стерео, использую фазовый сдвиг
Неправильно. Если бы это было так, то мы могли бы сейчас легко преобразовать в стерео весь "золотой фонд" старых звукозаписей, сделанных до изобретения стерео.
Кстати, а как вы понимаете, что такое стерео?
Если вы поймёте суть этого явления, то подобные вопросы не будет возникать.
 

Freddy Kruger

Banned
9 Мар 2006
2.636
205
0
62
Моscow
Посетить сайт
Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме.
Попробуй сделать эксперемент. В Аудишине есть такая штучка Инвертирование фазы. Один канал ( левый) оставляешь как есть, другой (правый) инвертируешь. На дальнем расстоянии особой разницы ты не очень почувствуешь, зато в наушниках, ты эту гадость услышишь в полный рост. Впечатление такое, что в одно ухо тебе с силой задувают, а из другого отсасывают вантузом. И тебе это надо? Хотя, хозяин барин.
Попробуй.
 

Elle

Богиня
Команда форума
15 Фев 2006
5.428
5.095
113
Берлин
<div class='quotetop'>QUOTE(\"Methafuzz\")</div>
а крутеж фазы моно источника не есть ли то же самое что и введение задержки?[/b]
Есть, но только в случае синусоиды! А в сигналах сложной формы (а даже пилообразная волна является таковой) это совсем не так. Поскольку каждый сигнал представляется набором синусоид со своими амплитудами и фазами (разложение в ряд Фурье). Таким образом задержка всего сигнала получится лишь в случае равномерного сдвига каждой частоты. А это как раз и означает ФЧХ (фазо-частотную характеристику) в виде прямой линии - линейная ФЧХ. Именно засчёт этого кстати, FIR-фильтры с линейной ФЧХ имеют задержку (всомните любой Convolution Reverb).
 

Methafuzz

Loading. Please, wait...
16 Май 2006
7.586
5.408
113
56
Калуга
ну да, линейную ФЧХ я и имел в виду. А иначе непонятно вообще фазу чего мы крутим, когда говорим о смещении фазы моно-источника.

Если мы смещаем фазу той же пилы, то это значит, что она вся смещается по фазе равномерно, или не так?

В противном случае это приведет к изменению АЧХ. Ведь АЧХ и ФЧХ обе неразрывно связаны в комплексной передаточной функции тракта.
 

Elle

Богиня
Команда форума
15 Фев 2006
5.428
5.095
113
Берлин
<div class='quotetop'>QUOTE(\"Methafuzz\")</div>
ну да, линейную ФЧХ я и имел в виду. А иначе непонятно вообще фазу чего мы крутим, когда говорим о смещении фазы моно-источника.[/b]
ну воть я и писала о стерео из тех же соображений.. но мнушку поправили
Просто говорить о фазе в моно слишком сложно, поскольку фаза всё-тки подразумевает смещение относительно чего-то. Ну хотя в том же сонаре за это что-то моня, конечно, принять какой-нить маркер Now Time.

<div class='quotetop'>QUOTE(\"Methafuzz\")</div>
Если мы смещаем фазу той же пилы, то это значит, что она вся смещается по фазе равномерно, или не так?[/b]
Ну скока гармоник смещаем, стока и смещается
Ну хотя я сама привыкла под фазовым сдвигом понимать задержку всего сигнала, т.е. фазовый сдвиг с линейной ФЧХ. А прочие премудрости я уже зову нелинейными фазовыми искажениями
 

Methafuzz

Loading. Please, wait...
16 Май 2006
7.586
5.408
113
56
Калуга
Originally posted by Elle
ну воть я и писала о стерео из тех же соображений.. но мнушку поправили.
возможно они имели в виду как раз м-м... некий новый взгляд на эквализацию? :thumbsup:

я сама привыкла под фазовым сдвигом понимать задержку всего сигнала, т.е. фазовый сдвиг с линейной ФЧХ. А прочие премудрости я уже зову нелинейными фазовыми искажениями
+1 :beer: ИМХО - пила это слишком простой случай :gigi:
 

Elle

Богиня
Команда форума
15 Фев 2006
5.428
5.095
113
Берлин
<div class='quotetop'>QUOTE(\"Methafuzz\")</div>
пила это слишком простой случай [/b]
это, я думаю, сморя что пилить - до сих пор помню, как мой парень в школе мучался на уроках труда, выпиливая мне брелочек из толстющей железки

А вообще в дополнение хотела добавить, что под сдвигом фазы я понимаю задержку сигнала на время соизмеримое с периодом колебаний основных гармоник этого сигнала. Т.е. в самом общем "слышимом" случае до 50 мсек (20 Гц).
 

Methafuzz

Loading. Please, wait...
16 Май 2006
7.586
5.408
113
56
Калуга
50 мсек это порой целая вечность... :tongue:

"не думай о секундах свысока" (с)
 

decil

New Member
3 Авг 2005
3.229
62
0
39
Луганск
Посетить сайт
>а крутеж фазы моно источника не есть ли то же самое что и введение задержки? Со всеми вытекающими..

В общем случае - нет.
Есть такое понятие - групповая задержка, Group Delay. Так вот, это производная dФ/dF, то бишь, если у нас ФЧХ некоего фильтра представляет собой ровную линию то тангенс её угла наклона даст нам задержку всего сигнала в сэмплах. Вот. К слову, все FIR фильтры задерживают сигнал на определённое количество сэмплов :)
 

Methafuzz

Loading. Please, wait...
16 Май 2006
7.586
5.408
113
56
Калуга
Originally posted by decil
>а крутеж фазы моно источника не есть ли то же самое что и введение задержки? Со всеми вытекающими..

В общем случае - нет.  
Есть такое понятие - групповая задержка, Group Delay. Так вот, это производная dФ/dF, то бишь, если у нас ФЧХ некоего фильтра представляет собой ровную линию то тангенс её угла наклона даст нам задержку всего сигнала в сэмплах. Вот. К слову, все FIR фильтры задерживают сигнал на определённое количество сэмплов :)

ну, так о том и речь. А если ФЧХ - не прямая линия, то гармоники разъезжаются и изменяется спектр сигнала. Опять же, что еще считать поворотом фазы...
 

Ortseam

Well-Known Member
28 Фев 2006
2.970
3.081
113
54
Ruthenia Nigra
Опять же, что еще считать поворотом фазы
Считать любое ее изменение. Слово "поворот" происходит от представления сигнала в виде вектора в полярных координатах с длиной-амплитудой и углом-фазой. Меняется фаза - вектор вращается, отсюда и слово поворот :)
 

Elle

Богиня
Команда форума
15 Фев 2006
5.428
5.095
113
Берлин
<div class='quotetop'>QUOTE(\"decil\")</div>
Завернул, блин.[/b]
неправильно завернул, так как я могу построить такой FIR-фильтр передаточная ФЧХ которого будет отличаться от прямой линии. И никакого отношения к линейной фазе он уже иметь не будет.
 

3Dima

New Member
25 Май 2006
28
0
0
41
Если я правильно Вас понял, стоит различать простой сдвиг фазы (задержка) и вращение фазы, где форма звуковой волны изменяется по сложному для (наглядно-визуального) понимания принципу. :eek:

И все-таки, так уж необходимо фазовое панорамирование (для простоты исходим из того, что у нас все треки - моно)? :pray:

Кстати, вот еще интересный вопрос, а что происходит со стерео-сигналом во время амплитудного панорамирования?

Спасибо!

P.S. Хм, тема оказалась интересной даже для профи...
 

tarzan

Administrator
Команда форума
10 Ноя 2002
9.317
3.509
113
77
Москва
стоит различать простой сдвиг фазы (задержка) и вращение фазы
Не стоит. Это просто представление в разных системах координат

так уж необходимо фазовое панорамирование ...?
В большинстве случаев изменение фаз НЕ НУЖНО
 

Methafuzz

Loading. Please, wait...
16 Май 2006
7.586
5.408
113
56
Калуга
Originally posted by vitold_

Считать любое ее изменение. Слово \"поворот\" происходит от представления сигнала в виде вектора в полярных координатах с длиной-амплитудой и углом-фазой. Меняется фаза - вектор вращается, отсюда и слово поворот :)
ну спасибо, просветил :beer:

Это понятно. Я имел в виду что мы крутим по фазе, все гармоники вместе или не все. В первом случае это просто задержка, а во втором - плюс еще некая фильтрация.
 

Methafuzz

Loading. Please, wait...
16 Май 2006
7.586
5.408
113
56
Калуга
Originally posted by 3Dima
Кстати, вот еще интересный вопрос, а что происходит со стерео-сигналом во время амплитудного панорамирования?
это страшная тайна! (шепотом) один канал становится тише. а другой громче. :pray:
 

Elle

Богиня
Команда форума
15 Фев 2006
5.428
5.095
113
Берлин
<div class='quotetop'>QUOTE(\"Methafuzz\")</div>
один канал становится тише. а другой громче[/b]
а вот не всё так просто! как именно становится тише один и как громче другой, в первую очередь зависит от выбранного закона панормаирования. Можно добиться такой ситуации, когда один становится тише, а второй всё равно не превышает определённый максимальный уровень.
Еси я всё сама правильно понимаю, то в общем случае происходит так: панорамирование на х% влево означает, что х% вычитается из правого канала и эти же самые х% ПРАВОГО канала "добавляются" в левый. А вот как реализовано это самое добавление определяет закон панорамирования (Pan Law). Необходимо также уточнить что х% мона вычислять от линейных размеров и это даст один результат, а можно от логарифмических (дБ) и это даст другой результат.
 

decil

New Member
3 Авг 2005
3.229
62
0
39
Луганск
Посетить сайт
неправильно завернул, так как я могу построить такой FIR-фильтр передаточная ФЧХ которого будет отличаться от прямой линии. И никакого отношения к линейной фазе он уже иметь не будет.
Правильно как раз завернул. Потому как в случае неравномерной ФЧХ её
производная по частоте (групповая задержка) будет зависеть от самой
частоты, что я и написал:
значение задержки будет своим для каждой частоты.
 

Methafuzz

Loading. Please, wait...
16 Май 2006
7.586
5.408
113
56
Калуга
Originally posted by Elle
а вот не всё так просто! как именно становится тише один и как громче другой, в первую очередь зависит от выбранного закона панорамирования.
ну вопрос был, что происходит со стереоканалами. А как это происходит - еще более страшная тайна. :pray:

Закон панорамирования - наверное это играет роль при автоматизации перемещений источника по панораме? Я вот почему-то никогда этим не пользовался, и даже не представляю, как это может понадобиться в будущем. Давно Studio Sound не читал :umnik:
 

Сейчас онлайн (Пользователей: 0, Гостей: 1)