не получаются диктанты, хоть убейся.. (3 онлайн)

лиза_228

New Member
18 Мар 2025
3
2
3
17
Краткая предыстория: я занимаюсь музыкой с 6 лет, сначала на ф-но, потом перешла на саксофон и вот, мне 16, я собираюсь поступать в гнесинку. Со специальностью у меня все прекрасно: играю отлично, программа по уровню соответствует. Но вот сольфеджио у меня просто вызывает истерику, я без понятия что делать. Мелодические-могу половину диктанта тупо неправильно написать (не слышу высоту звука, могу ход мелодии написать, но не от той ступени), интервальные последовательности-вообще кошмар. Каждый день блин сижу с этими диктантами, специальность забросила готовить, все с сольфеджио мучаюсь. Каждый день в транспорте, когда еду, открываю идеальныйслух.рф и тупо работаю с тренажером на интервалы-сильно лучше не становится, хотя уже месяц этому ритуалу. Что посоветуете, коллеги? Уже не знаю что и делать(. Как-то сильно обидно из-за сольфеджио пролететь. Кстати, теория отлично дается (построения всякие). Но диктанты-пропасть..
 
Быстро не получится,но несколько советов. Подбор по слуху и транспонирование знакомых мелодий по всем тональностях. Всё пойте, через пение идёт развитие слуха и мозг фиксирует интервалы и копится слуховой багаж. Ну и традиционные диктанты пишите,набирайте руку и слух
 
...лучшие годы жизни уже позади..))
Что ж делать-то..Как ни покажется странным - развивать слух. Садимся за ф-но, проигрываем мелодию и пропеваем одновременно. Если интервалы - попеременно играем один голос, другой поем. Слушаем, анализируем, либо подключаем сочувствующих, чтобы со стороны оценили масштаб бедствия степень непопадоса, вносим коррективы. Можно сначала записать сыгранное на ф-но, потом под это дело петь в унисон, либо в интервал. Работаем. :Dle22:
 
В годы музучилища (боже, как давно это было, помню только мутной реки.. ну итп) жил оч далеко, добирался ок часа времени пешком... так, развлекал себя тем, что на ходу подбирал знакомые темки в голове. По приходу, быстро искал свободное ф-но и проверял себя. Не знаю, насколько подействовало, но было интересно )
 
  • Like
Реакции: Ortseam

лиза_228

Уже за меня посоветовали , петь вместе с инструментом - постоянно , и как можно больше , это самый рабочий способ укрепить те нейронные связи в мозгу которые отвечают за определение звуковысотности )
 
Краткая предыстория: я занимаюсь музыкой с 6 лет, сначала на ф-но, потом перешла на саксофон и вот, мне 16
Лиза, я думаю, что за 10 лет занятий по специальности слух у тебя развился наверняка не плохо, думаю вполне достаточно для диктантов! А скажи ка пожалуйста, лежит ли у тебя душа к самому предмету сольфеджио и все ли теоретические темы тебе понятны, или может быть что-то типа - вроде что-то понимаю, а вроде и не очень?
 
  • Like
Реакции: Long
Сразу предупрежу, всё что ниже - это лишь моя теория не подтвержденная практикой. Как духовика-профессионала.

На мой взляд лишь только у духовиков задействовано три основных группы мышц : - левая рука, правая и амбушюр. Соотвественно с опытом и временем приходит и общая мышечная память. Поясню, как тромбонист. Разбуди меня среди ночи и я точно проинтонирую си-бемоль малой октавы, ориентируясь на напряжение мышц амбушюра и левой и правой руки. Этот звук уже как-бы автоматом звучит в голове.
@лиза_228, может попробуйте в порядке бреда такой метод.))
Проигрывайте мысленно мелодию-диктант играя её как-бы на саксофоне, вспоминая напряжение всех мышц.
Если у вас альтушка - наверняка же с закрытыми глазами и ушами воспроизведёте мысленно в голове ми-бемоль? Если тенор, то си-бемоль. Постройте тогда диктант математически, зная опорные ноты.
Не знаю, бред наверное.))

PS Проблем с диктантами не было никогда, даже в начальных классах муз школы. В училище сдавал диктанты отдельно от всех, так как меня выкупили преподы, что успевал писать сразу два экземпляра диктанта, один из которых незаметно пускал по классу.))
 
  • Wow
Реакции: лиза_228
Детский совет, но вдруг как- то поможет: в музыкальной школе интервалы определял по песням: если как начало «В лесу родилась елочка» значит большая секста, если «Дымилась роща под горою»- малая. И так для всех интервалов, кроме большой септимы- там методом исключения, если ничего не подходит.
 
  • Like
Реакции: лиза_228
@лиза_228, думаю, нужен хороший репетитор по соляге ненадолго.
Что касается именно диктантов ‒ я сейчас со своими немцами-пианистами постоянно пишу, из 30 человек, ни у одного не возникает нерешаемых проблем. Есть кое-какие мысли по этому поводу: можем созвониться, расскажу и покажу.
P.S. правда, до уровня диктантов в гнесинку всё равно прокачиваться надо относительно долго. Но, думаю, если интенсивно заниматься ‒ за пару месяцев можно.
Напиши в ЛС ‒ найдёмся
 
  • Like
Реакции: LogicS и SergM/S
Как уже советовали выше - петь в унисон с инструментом. Мне в свое время это невероятно помогло! Сначала пел разные гаммы и интервалы, потом много импровизировал и пел все, что играю. Это постепенно выстраивает некую визуально-звуковысотную схему в мозгу... Моя стартовая позиция была совсем аховой - полнейшее отсутствие связи внутреннего слуха с голосовыми связками. Т.е. внутренним слухом слышал нормально и мог воспроизвести на инструменте, но пел все мимо. Прекрасно слышал, что пою мимо и это взрывало мне мозг)). После этих занятий научился нормально интонировать. Потом и диктанты и пение с листа сдавал нормально.
 
  • Like
Реакции: лиза_228
Как уже писали выше, практика, практика, практика.....
.....и всё получится! Терпение и труд...!)
 
  • Like
Реакции: лиза_228
Лиза, я думаю, что за 10 лет занятий по специальности слух у тебя развился наверняка не плохо, думаю вполне достаточно для диктантов! А скажи ка пожалуйста, лежит ли у тебя душа к самому предмету сольфеджио и все ли теоретические темы тебе понятны, или может быть что-то типа - вроде что-то понимаю, а вроде и не очень?
Евгений, не знаю, видимо недостаточно слух всё-таки развился судя по тому, как диктанты пишу. Но вообще, за эти 10 лет я не особо то занималась ими, возможно поэтому. Насчёт теории-у меня все с ней супер, я абсолютно все понимаю, как ни странно
 
@лиза_228, думаю, нужен хороший репетитор по соляге ненадолго.
Что касается именно диктантов ‒ я сейчас со своими немцами-пианистами постоянно пишу, из 30 человек, ни у одного не возникает нерешаемых проблем. Есть кое-какие мысли по этому поводу: можем созвониться, расскажу и покажу.
P.S. правда, до уровня диктантов в гнесинку всё равно прокачиваться надо относительно долго. Но, думаю, если интенсивно заниматься ‒ за пару месяцев можно.
@PianoIst, не могу, к сожалению написать вам в лс, свяжитесь со мной в вк, пожалуйста. Очень интересно какие у вас есть мысли по этому поводу! https://vk.com/khangalova
 
  • Like
Реакции: LogicS
Евгений, не знаю, видимо недостаточно слух всё-таки развился судя по тому, как диктанты пишу. Но вообще, за эти 10 лет я не особо то занималась ими, возможно поэтому. Насчёт теории-у меня все с ней супер, я абсолютно все понимаю, как ни странно
Лиза, я не зря спрашивал тебя о теории. Писать диктанты, это не только слух, это прежде всего понимание элементарных тем из начальной теории музыки. К примеру самое первое - чем отличается звук от ноты; что представляют собой длительности нот, и как само тестирование - почему четвертная нота называется четвертной, а восьмая восьмой и другие длительности из известных тебе; Далее - размер такта и группировка нот в тактах. Названное как бы сродни простейшей математике и без умения ориентироваться в этом никакой речи о написании диктанта быть не может! В этом заключается правильное создание ритмической основы диктанта на нотном стане, причём пока ты создаёшь эту основу, прослушивая диктант, ты ещё и запоминаешь мелодию, что даст тебе возможность на последних прослушиваниях диктанта подставить к ритму нотки.

Далее уже дело больше связанное с самим слухом. Однако для этого нужно понимать, что такое тональность и из каких звуков состоит гамма этой тональности, при этом необходимо установить, какие именно звуки будут здесь устойчивыми. Как правило тональность, ключевые знаки в ней и устойчивые звуки определяются после первого прослушивания диктанта.

Далее - как правило любой диктант состоит из двух предложений с равным количеством тактов, чаще всего 4т. + 4т. На слух довольно легко почувствовать границу между первым и вторым предложением, эта граница как раз и будет в конце 4 такта. Окончание диктанта практически всегда заканчивается тоникой!

Если ты говоришь, что с теорией у тебя всё в порядке, то зная перечисленное выше, тебе диктант не будет казаться таким "страшным"!)
 
Не очень ясно что такое "Идеальный слух".
Обычно противопоставляют "Абсолютный" слух "Относительному" слуху.
Это действительно удивительно, когда человеку берут на настроенном инструменте ноту "ЛЯ" (440 Гц), затем он на время удаляется, а по возвращении, по прошествии времени, просто пропЕвает её, затем сравнивают с инструментом и, оказывается, что он "попал". И также с любой другой нотой!
Безусловно это даёт преимущества.
Но ведь музыку можно писать даже и без этого.
Видимо, понадобится больше практики.
Но, уверен, что при наличии хорошего относительного слуха, всё будет в порядке.
Это то самое ощущение равномерно темперированной шкалы, независимо от начальной точки отсчета.
У Скрябина и Чайковского, например, не было абсолютного слуха.
 
  • Like
Реакции: evgenii07
Но, уверен, что при наличии хорошего относительного слуха, всё будет в порядке.
У Скрябина и Чайковского, например, не было абсолютного слуха.
Совершенно с вами согласен! Абсолютный слух это ещё и головная боль, то есть не переносимость фальши и другие неприятности, а нормальный разработанный слух вполне пригоден для любой музыкальной деятельности!

У меня занимается девочка с цветным слухом! Я сначала думал, что он у неё абсолютный слух, а однажды сыграл ей на ф-но до первой октавы и спрашиваю - а с каким цветом у тебя ассоциируется этот звук, а она даже не думая "красный", нажимаю ре. она "оранжевый", нажимаю ми, она "кислотно зелёный".... какой, какой, спрашиваю?...., "кислотно зелёный"!)))))) Но я не заметил, чтобы её фальш особо тревожила, часто даже приходится обращать её внимание на чистое интонирование, поправит и идём дальше.

А коллега саксофонист рассказывал - у него мальчик занимался абсолютник. Однажды приходит на урок и говорит, - Вячеслав Иванович, я сегодня не подготовился!(( - А что случилось, Артём? - Ко мне в комнату залетели два комара...тот, который пищал си бемоль, я убил, а того, что до диез, не смог убить, так он мне всю ночь не давал спать!) Звучит как анекдот, но это факт!
 
  • Like
Реакции: ISEE
Обычно противопоставляют "Абсолютный" слух "Относительному" слуху.
Вращаясь в среде проф. музыкантов ни разу не слышал, чтобы кто-то противопоставлял. Главное, что требуется от музыканта - правильное интонирование в заданном контексте. А уж каким механизмом оно там в голове достигается - побоку :)

Если человек не ловит контекст и всегда дудит чистое ля 440, потому что в нотах написано "ля", то грош цена такому "абсолютнику"
 
  • Like
Реакции: ISEE
Совершенно с вами согласен! Абсолютный слух это ещё и головная боль, то есть не переносимость фальши и другие неприятности, а нормальный разработанный слух вполне пригоден для любой музыкальной деятельности!

У меня занимается девочка с цветным слухом! Я сначала думал, что он у неё абсолютный слух, а однажды сыграл ей на ф-но до первой октавы и спрашиваю - а с каким цветом у тебя ассоциируется этот звук, а она даже не думая "красный", нажимаю ре. она "оранжевый", нажимаю ми, она "кислотно зелёный".... какой, какой, спрашиваю?...., "кислотно зелёный"!)))))) Но я не заметил, чтобы её фальш особо тревожила, часто даже приходится обращать её внимание на чистое интонирование, поправит и идём дальше.

А коллега саксофонист рассказывал - у него мальчик занимался абсолютник. Однажды приходит на урок и говорит, - Вячеслав Иванович, я сегодня не подготовился!(( - А что случилось, Артём? - Ко мне в комнату залетели два комара...тот, который пищал си бемоль, я убил, а того, что до диез, не смог убить, так он мне всю ночь не давал спать!) Звучит как анекдот, но это факт!
:DДействительно забавно. В моей музыкальной школе по цветам, почему-то не учили.
Фильм был "Опасный возраст". С И.Будрайтисом. Там по цветам запахи определяли.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: evgenii07
Вращаясь в среде проф. музыкантов ни разу не слышал, чтобы кто-то противопоставлял. Главное, что требуется от музыканта - правильное интонирование в заданном контексте. А уж каким механизмом оно там в голове достигается - побоку :)

Если человек не ловит контекст и всегда дудит чистое ля 440, потому что в нотах написано "ля", то грош цена такому "абсолютнику"
Согласен, что так. Не то, чтобы "кто-то" противопоставлет. Просто не нашел определений "идеального слуха". А "Абсолютный" и "Относительный", вроде как, попадаются.
 
Последнее редактирование:
:DДействительно забавно. В моей музыкальной школе по цветам, почему-то не учили.
Фильм был "Опасный возраст". Будрайтисом. Там по цветам запахи определяли.
))) Нет, но я тоже не учу по цветам!) Такой методики думаю что ещё не изобрели). Однако как вид слуха такой имеется! Когда я учился в муз училище, там на моём курсе тоже был парень с цветным слухом., поэтому я просто наобум спросил её, даже не надеясь на ответ. Абсолютники, как я понимаю, слышат высоту звука наверное по частоте колебаний, а с цветным слухом каждый звук у них ассоциируется с определённым цветом, или оттенком. И тоже какой бы я звук не воспроизвёл, она с точностью определяет и название и в какой октаве. Может быть есть и другие виды точного слуха, но я этого не знаю.
 
  • Like
Реакции: ISEE
))) Нет, но я тоже не учу по цветам!) Такой методики думаю что ещё не изобрели). Однако как вид слуха такой имеется! Когда я учился в муз училище, там на моём курсе тоже был парень с цветным слухом., поэтому я просто наобум спросил её, даже не надеясь на ответ. Абсолютники, как я понимаю, слышат высоту звука наверное по частоте колебаний, а с цветным слухом каждый звук у них ассоциируется с определённым цветом, или оттенком. И тоже какой бы я звук не воспроизвёл, она с точностью определяет и название и в какой октаве. Может быть есть и другие виды точного слуха, но я этого не знаю.
У меня НЕ абсолютный слух. Но это, по сути, и не всегда требуется
Если песня начинается с инструментального вступления (увертюры), то это и будет точкой отсчёта.
:)А вот если надо начать с чистого вокала, без предварительной инструментальной "опоры", то (при отсутствии абсолютного слуха) могут возникнуть проблемы.
 
  • Like
Реакции: evgenii07
:)А вот если надо начать с чистого вокала, без предварительной инструментальной "опоры", то (при отсутствии абсолютного слуха) могут возникнуть проблемы.
Для хорошего опытного вокалиста даже с просто хорошим тренированным слухом это не должно составлять труда. Такие вокалисты основываются на физическом ощущении напряжения внутренних мышц для каждого отдельного звука. Ну а для менее опытных, или чтоб не париться зря, камертон или телефон с каким-нибудь онлайн ф-но
 
  • Haha
Реакции: ISEE
Для хорошего опытного вокалиста даже с просто хорошим тренированным слухом это не должно составлять труда. Такие вокалисты основываются на физическом ощущении напряжения внутренних мышц для каждого отдельного звука. Ну а для менее опытных, или чтоб не париться зря, камертон или телефон с каким-нибудь онлайн ф-но
С камертоном то? На сцену, к микрофону....:);) ...
Это же еще и психологический момент, если точно знаешь, что не абсолютен по слуху.
То ли получится, то ли нет? Особенно, когда волнуешься.
При относительном слухе у всякого свое смещение относительно 440Hz.
Абсолютный слух, видимо, всё-таки ДАР, которого, вряд ли, можно добиться упражнениями и практикой.
 
  • Like
Реакции: evgenii07
С камертоном то? На сцену, к микрофону....:);) ...
Это же еще и психологический момент, если точно знаешь, что не абсолютен по слуху.
То ли получится, то ли нет? Особенно, когда волнуешься.
:) Зачем же на сцену, к микрофону? Можно и за сценой настроиться;) Маленькое волнение только в помощь!) В противном случае не надо выбирать такие пьесы, где мандраж может всё испортить.
Абсолютный слух, видимо, всё-таки ДАР, которого, вряд ли, можно добиться упражнениями и практикой.
Конечно дар! Говорят, человек с обычным слухом может только натренировать его до близкого к абсолютному при серьёзных длительных занятиях, но всё же на уровне с абсолютным вряд ли, скорее нет.
 

Сейчас просматривают