Полезная информация о настройке акустических барабанов

otezandrey

Member
9 Мар 2021
35
16
8
38
Всем привет!

Я длительное время интересовался темой настройки акустических барабанов. В интернете много видео и статей, посвященных этой тематике. На мой взгляд, в русскоязычных источниках много «воды» и неточностей. Ту же «библию по настройке барабанов» на русский переводил явно не барабанщик, со всеми вытекающими выводами. Используя накопленные знания и опыт, я решил сделать короткую статью в виде тезисов, которые на мой взгляд помогут барабанщику (или не барабанщику) разобраться в теме.

Сложность при настройке барабана заключается в том, что при ударе он вибрирует на разных частотах. В отличие от настройки гитары, где струна вибрирует в условно «двухмерном пространстве», мембрана барабана из за круглой формы и площади поверхности колеблется неравномерно, создавая множество обертонов. Среди всех слышимых при ударе звуков для нас наиболее важны два: самый низкий тон (он же фундаментальный тон); первая гармоника.

Фундаментальный тон наиболее четко слышен при ударе в центр мембраны и определяет основную ноту звучания барабана.

Первая гармоника наиболее четко слышна при ударе около настроечного болта. Для того чтобы проконтролировать равномерное натяжение пластика обычно сначала добиваются того, чтобы звук при ударе рядом с каждым настроечным болтом был одинаковым. Чтобы избежать эффекта «биения» необходимо с большой точностью настроить натяжение мембраны. Для удобства настройки я использую специализированный барабанный тюнер, который позволяет определить частоту с точностью до 1 Гц.

На фундаментальную ноту в одинаковой степени влияет натяжение ударного и резонаторного пластиков, и они всегда взаимодействуют друг с другом. Можно настроить барабан на определенную ноту множеством способов. Верхний пластик может быть настроен выше, ниже резонаторного или в унисон с ним. Например, настроив барабан на определенную ноту, можно понижать натяжение верхнего пластика и повышать натяжение нижнего, при этом фундаментальная нота будет той же! Меняться будет только сустейн барабана и обертонный состав.

Поэтому я пришел к выводу, что при настройке барабана основные ключевые моменты это:
  • Основной тон настройки барабана
  • Сустейн
  • Обертонный состав
  • Насколько исполнителя устраивает отскок при игре (регулируется натяжением ударного пластика)
У каждого барабана есть ограниченный диапазон настройки основного тона, который в большей степени зависит от его диаметра. Например, для двенадцати дюймового тома он будет в пределах от ФА второй октавы до ДО третьей октавы.

Сустейн и обертонный состав зависят от того как относится натяжение верхнего пластика к резонаторному. Для наиболее богатого звучания, соотношение основного тона барабана (настройки ударного и резонаторного пластиков) к первой гармонике ударного пластика должно соответствовать один к полутора. Математическая квинта.

Например, имеем том 12 дюймов.
Настраиваем на верхнем пластике первую гармонику в МИ (165 Гц)
Настраиваем на резонаторном пластике в ЛЯ (220 Гц)
В итоге получаем фундаментальный тон для всего барабана ЛЯ (110 Гц ) и отношение один к полутора.

Можете попробовать и другие музыкальные соотношения, они тоже могут хорошо звучать. Мне лично нравятся соотношения [частота фундаментальной ноты x1,33] или [частота фундаментальной ноты x1,66]

Надеюсь, данная информация будет полезна тем, кто начал разбираться в теме. Для тех кто попробовал или тех как-то иначе понимает физику процесса, предлагаю высказаться в комментариях.
 
Настройка настройкой. Как музыкант играет, вот половина звука. Звукоизвлечение конкретного музыканта, скил, опыт и понимание игры в контексте с музыкой.
 
Было бы не дурно раскрыть, какие настройки каким музыкальным жанрам присущи.
 
Было бы не дурно раскрыть, какие настройки каким музыкальным жанрам присущи.
тут все зависит от смекалки и изобретательности) берем любой понравившийяс изидраммер, любой анализатор спектра и настраиваем так же) главное - понять механику процесса.

Как музыкант играет, вот половина звука.
Полностью согласен, но статья не об этом. Очень часто в интернете вижу фразы типа "настраивайте как вам нравится" или "настраиваю на слух", а чего они там настроили, как это звучит оставется за кадром.
 
Было бы не дурно раскрыть, какие настройки каким музыкальным жанрам присущи.
Какие настройки? Играем джаз, драммер "шепчет", удар не сильный, бочка размазана, ее практически нету. При необходимости руты или щетка. Этот же драммер играет рок, удар быстрый, лупашит шо бешенный, бочка подпрыгивает. По томам, они должны отличаться по размеру на 2 дюйма, что был разный звук.
Все равно, что бы там не настроили, что на студии, что на концерте происходит глубокая обработка, плюс эффекты, за исключением редких случаев. Драммер сам себе настраивает, как ему звук нравится в первую очередь. Главное, что бы гудежа и пер...а не было, послезучий там всяких и тд.
 
Полностью согласен, но статья не об этом. Очень часто в интернете вижу фразы типа "настраивайте как вам нравится" или "настраиваю на слух", а чего они там настроили, как это звучит оставется за кадром.
не нашел в статье, что речь идет про симуляторы. но все равно, семплированные барабаны так же само вы будете крутить (атака-компрессором, резонансы -эквалайзером) возможно по вскусу плюс ревер, плейт, диллей и тд. И что останется после изначально как бы правильно настроенного сетапа?
 
- вы как гитару настраиваете?
- да нафига настраивать? На комбике все ручки вправо выкручиваешь и головой активнее трясешь!!!

:D:D:D
это все понятно, юмор заценил) а потом приходит звукач и говорит, убавь 500 Гц, это капец какой-то бубнит в зале (гитарист - а хде эти 500 Гц? шо крутить?). Или вы на студии (дома) режете теже 500 (400, 300, 200 и тд), бо бубнеж неимоверный.
 
это все понятно, юмор заценил) а потом приходит звукач и говорит, убавь 500 Гц, это капец какой-то бубнит в зале (гитарист - а хде эти 500 Гц? шо крутить?). Или вы на студии (дома) режете теже 500 (400, 300, 200 и тд), бо бубнеж неимоверный.
Вам, похоже, в другую тему) тут про настройку высотности инструмента)
 

Сейчас просматривают