Всем привет!
Я длительное время интересовался темой настройки акустических барабанов. В интернете много видео и статей, посвященных этой тематике. На мой взгляд, в русскоязычных источниках много «воды» и неточностей. Ту же «библию по настройке барабанов» на русский переводил явно не барабанщик, со всеми вытекающими выводами. Используя накопленные знания и опыт, я решил сделать короткую статью в виде тезисов, которые на мой взгляд помогут барабанщику (или не барабанщику) разобраться в теме.
Сложность при настройке барабана заключается в том, что при ударе он вибрирует на разных частотах. В отличие от настройки гитары, где струна вибрирует в условно «двухмерном пространстве», мембрана барабана из за круглой формы и площади поверхности колеблется неравномерно, создавая множество обертонов. Среди всех слышимых при ударе звуков для нас наиболее важны два: самый низкий тон (он же фундаментальный тон); первая гармоника.
Фундаментальный тон наиболее четко слышен при ударе в центр мембраны и определяет основную ноту звучания барабана.
Первая гармоника наиболее четко слышна при ударе около настроечного болта. Для того чтобы проконтролировать равномерное натяжение пластика обычно сначала добиваются того, чтобы звук при ударе рядом с каждым настроечным болтом был одинаковым. Чтобы избежать эффекта «биения» необходимо с большой точностью настроить натяжение мембраны. Для удобства настройки я использую специализированный барабанный тюнер, который позволяет определить частоту с точностью до 1 Гц.
На фундаментальную ноту в одинаковой степени влияет натяжение ударного и резонаторного пластиков, и они всегда взаимодействуют друг с другом. Можно настроить барабан на определенную ноту множеством способов. Верхний пластик может быть настроен выше, ниже резонаторного или в унисон с ним. Например, настроив барабан на определенную ноту, можно понижать натяжение верхнего пластика и повышать натяжение нижнего, при этом фундаментальная нота будет той же! Меняться будет только сустейн барабана и обертонный состав.
Поэтому я пришел к выводу, что при настройке барабана основные ключевые моменты это:
Сустейн и обертонный состав зависят от того как относится натяжение верхнего пластика к резонаторному. Для наиболее богатого звучания, соотношение основного тона барабана (настройки ударного и резонаторного пластиков) к первой гармонике ударного пластика должно соответствовать один к полутора. Математическая квинта.
Например, имеем том 12 дюймов.
Настраиваем на верхнем пластике первую гармонику в МИ (165 Гц)
Настраиваем на резонаторном пластике в ЛЯ (220 Гц)
В итоге получаем фундаментальный тон для всего барабана ЛЯ (110 Гц ) и отношение один к полутора.
Можете попробовать и другие музыкальные соотношения, они тоже могут хорошо звучать. Мне лично нравятся соотношения [частота фундаментальной ноты x1,33] или [частота фундаментальной ноты x1,66]
Надеюсь, данная информация будет полезна тем, кто начал разбираться в теме. Для тех кто попробовал или тех как-то иначе понимает физику процесса, предлагаю высказаться в комментариях.
Я длительное время интересовался темой настройки акустических барабанов. В интернете много видео и статей, посвященных этой тематике. На мой взгляд, в русскоязычных источниках много «воды» и неточностей. Ту же «библию по настройке барабанов» на русский переводил явно не барабанщик, со всеми вытекающими выводами. Используя накопленные знания и опыт, я решил сделать короткую статью в виде тезисов, которые на мой взгляд помогут барабанщику (или не барабанщику) разобраться в теме.
Сложность при настройке барабана заключается в том, что при ударе он вибрирует на разных частотах. В отличие от настройки гитары, где струна вибрирует в условно «двухмерном пространстве», мембрана барабана из за круглой формы и площади поверхности колеблется неравномерно, создавая множество обертонов. Среди всех слышимых при ударе звуков для нас наиболее важны два: самый низкий тон (он же фундаментальный тон); первая гармоника.
Фундаментальный тон наиболее четко слышен при ударе в центр мембраны и определяет основную ноту звучания барабана.
Первая гармоника наиболее четко слышна при ударе около настроечного болта. Для того чтобы проконтролировать равномерное натяжение пластика обычно сначала добиваются того, чтобы звук при ударе рядом с каждым настроечным болтом был одинаковым. Чтобы избежать эффекта «биения» необходимо с большой точностью настроить натяжение мембраны. Для удобства настройки я использую специализированный барабанный тюнер, который позволяет определить частоту с точностью до 1 Гц.
На фундаментальную ноту в одинаковой степени влияет натяжение ударного и резонаторного пластиков, и они всегда взаимодействуют друг с другом. Можно настроить барабан на определенную ноту множеством способов. Верхний пластик может быть настроен выше, ниже резонаторного или в унисон с ним. Например, настроив барабан на определенную ноту, можно понижать натяжение верхнего пластика и повышать натяжение нижнего, при этом фундаментальная нота будет той же! Меняться будет только сустейн барабана и обертонный состав.
Поэтому я пришел к выводу, что при настройке барабана основные ключевые моменты это:
- Основной тон настройки барабана
- Сустейн
- Обертонный состав
- Насколько исполнителя устраивает отскок при игре (регулируется натяжением ударного пластика)
Сустейн и обертонный состав зависят от того как относится натяжение верхнего пластика к резонаторному. Для наиболее богатого звучания, соотношение основного тона барабана (настройки ударного и резонаторного пластиков) к первой гармонике ударного пластика должно соответствовать один к полутора. Математическая квинта.
Например, имеем том 12 дюймов.
Настраиваем на верхнем пластике первую гармонику в МИ (165 Гц)
Настраиваем на резонаторном пластике в ЛЯ (220 Гц)
В итоге получаем фундаментальный тон для всего барабана ЛЯ (110 Гц ) и отношение один к полутора.
Можете попробовать и другие музыкальные соотношения, они тоже могут хорошо звучать. Мне лично нравятся соотношения [частота фундаментальной ноты x1,33] или [частота фундаментальной ноты x1,66]
Надеюсь, данная информация будет полезна тем, кто начал разбираться в теме. Для тех кто попробовал или тех как-то иначе понимает физику процесса, предлагаю высказаться в комментариях.