в ходе разработки теории слуха, начавшей складываться во второй половине XIX века, анализировались различные аспекты этого феномена:
• музыкально-социологический (А.Н. Сохор, И.И. Земцовский и др.);
• акустико-физиологический (H.A. Гарбузов, Г.Гельмгольц и др.);
• собственно музыкально-психологический (Б.М. Теплов, С.М. Майкапар и др.)
Соображения о роли и сути интонационного слуха (шире – интонационно-слуховой культуры) композитора, исполнителя, слушателя начали обретать более отчетливое выражение со времени накопления теорией музыки знаний об интонационной сущности музыкального искусства. В музыкознании, начиная с работ Б.В. Асафьева, Э.Курта, Б.Л. Яворского, формировалось новое понимание музыкального мышления, его закономерностей. Трактовка Б.В. Асафьева музыки как «искусства интонируемого смысла» позволила признать интонационную направленность практически главной сущностной характеристикой слуха и мышления личности, которая взаимодействует с музыкой.
Особенный вклад в теорию и практику воспитания у обучающихся музыке интонационного слуха внесли представители современной теории музыки (В.В.Медушевский, М.Г.Арановский, Г.А.Орлов, E.B. Назайкинский и др.), теории и практики музыкального исполнительства (К.Н. Игумнов, Ф.М. Блуменфельд, Г.Г. Нейгауз, A.B. Малинковская и др.), музыкальной психологии (В.И.Петрушин, A.JI. Готсдинер, Б.М.Теплов и др.),
В последние годы вопрос развития интонационного слуха и мышления учащихся тщательно рассматривается педагогикой музыкального образования (H.A. Ветлугина, Ю.Б. Алиев, Н.В.Суслова, А.Л.Островский и др.). Солидный вклад в этом направлении сделали последователи Д.Б.Кабалевского (Е.Д.Критская, Л.В.Горюнова, Л.В.Школяр и др.), которые разрабатывали тактику и стратегию музыкального образования школьников на основе интонационного подхода.
Наибольшую ценность в области музыкально-исполнительского обучения детей получили работы Л.А. Баренбойма, в них задача интонационно-слухового развития их становится едва ли не первой. Отметим, что стараниями именно этого музыканта-педагога обоснована необходимость формирования у учащихся (даже на начальной стадии обучения) навыков художественно-исполнительского интонирования. А их овладение связано напрямую с активизацией и развитием интонационного слуха.