Градского знают как певца, как артиста. Но я расскажу немного о другом. О той части творчества АГ, которая связана с использованием оркестра. Из-за плохого зрения — примерно минус восемь на оба глаза — Градский так и не освоил писание партитур и работу с компьютером сложнее отправки и получения почты (и пусть это будет единственной достойной упоминания причиной). Во всём, что касается оркестра, с АГ всегда кто-то работал, и так получилось, что примерно в 1999 году эта эстафета перешла ко мне. Фильм «В августе 1944-го», к которому Градский написал песню «Маятник», наверно, многие помнят. АГ хотел, чтобы песня звучала во всех возможных инструментальных вариантах, но в фильме музыки почти что и нет, сохранились только записанные треки.
Три трека из тех ранних лет нашего сотрудничества, официально они не опубликованы, но гуляют по интернету. «Маятник» в аранжировке для оркестра русских инструментов, партитуру писал мой отец. «Маятник» в аранжировке для симфонического оркестра, отец сделал вид, что он не очень-то умеет для симфонического, а вот у него сын есть, который «консерватория» и, типа, может. Так вот и познакомились. Этот трек записывался, судя по всему, наложением (струнные отдельно), но точно не скажу — Градский никогда не позволял оркестровщикам присутствовать в студии. («Дима, если ты будешь в студии, я начну вы*бываться, а кому это нужно?» Что ж, если моё отсутствие шло на пользу оркестрантам, то и ладно.) Третий трек — вариация на тему Градского. Все три работы делались сравнительно легко — листок с записанной темой и пожелания на словах. Крути-верти симфонизм да полифонию, как хочешь и умеешь. Позже, когда мы стали работать с компьютерным моделированием, времени на отработку заведомо (для консерваторца) нерабочих вариантов уходило довольно много, фантазия у Градского довольно буйная.
Этот третий трек сегодня звучит как-то особенно щемяще грустно. Как будто последние листья падают от приключившейся осени.
01 Маятник - оркестр Осипова.mp3
02 Маятник - симфоническая версия.mp3
03 Вариация на тему Градского.mp3
Просмотрел архивы, всё, что сделано за эти годы. Альбомы «Хрестоматия» и «Неформат». Опера «Мастер и Маргарита». А когда открылся Театр Градского (Градский-Холл) — программы из песен Высоцкого, Эдит Пиаф, Майкла Джексона, групп «Битлз», «АББА», «Квин», «Роллинг Стоунз», программа «Кинохит» (Синатра и компания)… Ещё — аранжировки для подопечных Градского в шоу «Голос». И ещё — какие-то файлы в многочисленных папках «Градский», назначение которых уже не могу вспомнить. Из двадцати с лишним лет нашего знакомства АГ, кажется, не меньше года астрономического времени провёл на моей территории. А вареники с творогом он признавал только производства моей жены. Эх...
Что будет с шоу «Голос», кстати, не так интересно, как-нибудь да будет. Что будет с театром, кто займёт трон — это важнее, и интриги начались даже не вчера. Такое здание хорошее, да на Садовом кольце, да рядом с метро...
Фотография 2002-го года, сделана в одном из моих многочисленных временных жилищ. АГ — тогда! — просил её в интернете не публиковать, поскольку он на ней — толстый. Он здесь всего на год-два старше, чем я сейчас.
Посмотреть вложение 210326
=======
Сейчас мне надо написать некролог для одного издания, а я не знаю, какие найти слова. Трудно со словами, когда ты в курсе и личных драм артиста, и подробностей закулисной театрально-музыкальной кухни. Трудно со словами, когда немалый опыт ссор и непонимания с маэстро прорывается через границу того, что работы — так или иначе, хуже или лучше — уже сделаны, аранжированы, записаны, представлены публике, и не стоит махать кулаками после драки. Не говоря уж о том, что за целое отвечаешь всё равно не ты... Трудно со словами, когда этот непростой опыт прорывается — пока ещё неуместно прорывается — и через ту последнюю границу, которую Градский уже перешёл…
Я не знаю, зачем я сделал эту фотографию в уже опустевшей квартире. Наверно, с предчувствием, что больше никогда уже в ней не появлюсь. Квартира была затемнена, и фотография получилась не в резкости. Это рядом со входом, любой от порога мог бы сделать такой же снимок. На стене можно разглядеть портрет Вертинского, фотографию Марины с первым ребёнком, двойные портреты АГ с маститым Ельциным и молодым Путиным. Вот так и память будет постепенно затемняться, утрачивать резкость, и когда-нибудь можно будет написать обо всём (или только о главном) беспристрастно и не боясь порезаться об острые края. Но это будет не завтра.
Посмотреть вложение 210330
Прощание с Александром Градским состоится в среду в 11-00 в Градский-Холле.