Запись вокала (1 онлайн

NazgulRT

New Member
4 Ноя 2021
22
2
3
23
Перерыл всё,что мог,но не нашёл информации по поводу записи вокала. Во многих референсах где-то вдали слышно дорожку на октаву выше/ниже/терцию и тд. Что это за методы записи? Как это всё сводить и к чему применять. Как делают по 3-4 дубля основного вокала и так,что оно воспринимается как единое целое. Желательно книги, где подробно расписан процесс записи/обработки вокала или же видеоуроки/курсы. Интересует не эквализация, компрессия, выравнивание по нотам и тд, а вот тот более сложный момент.
 

Alex_HS

Super Moderator
Команда форума
19 Ноя 2002
17.042
20.633
113
54
Москва
Во многих референсах где-то вдали слышно дорожку на октаву выше/ниже/терцию и тд. Что это за методы записи?
Обычно приглашаются "специально обученные люди" - бэк-вокалисты, записывают даблы, бэки, вокальные "пачки". Потом это всё режется-синхронится-тюнится и подкладывается под основной вокал, как "краска".
Вот так примерно выглядит вокальная "пачка" припева, нарезанная по слогам и выстроенная под линеечку для идеального синхрона перед тюном:
209778
 

Alex_HS

Super Moderator
Команда форума
19 Ноя 2002
17.042
20.633
113
54
Москва
Как правило, каждую партию записывают в дабл трек и разводят по панораме, чтобы звучало симметрично слева и справа. Кто-то загоняет жестко в края панорамы, я обычно расределяю между 50% и 100% панорамы с каждой стороны, обычно снизу вверх по партиям. На бэк-вокале обычно достаточно сильно режется низ и ощутимо добавляется "воздух", также применяется достаточно глубокая компрессия.
С дабл-треками может быть по-разному - иногда они поются артистом, иногда просто собираются из оставшихся дублей, иногда пропеваются бэк-вокалистом в нескольких манерах - "голосом" и субтоном. Субтон - это вообще очень часто используемая тема при записи бэк-вокала, ибо он всего лишь "украшательство" для основного вокала и не должен тянуть на себя одеяло.
 

Alex_HS

Super Moderator
Команда форума
19 Ноя 2002
17.042
20.633
113
54
Москва
Партии в вокальных "пачках" в современной музыке обычно строятся по принципу "параллельного голосоведения", больше всего напоминающего принцип блок-аккордов (когда мелодия играется в октаву или дециму с гармоническим заполнением внутри). Т.е. партии не "ходят" за основной мелодией (типа терции вверх и вниз, ибо это "цыганщина" или "грузиния", как любит моя "бэчка" выражаться), а в основном "стоят" на одной ноте, сдвигаясь на полтона-тон в соответствии с гармонией. Опытные бэк-вокалисты сами строят партии "на лету" и стараются максимально синхронно их впеть. Но всё же приходится в большинстве случаев доравнивать и дотюнивать (люди - не роботы в любом случае), т.к. пачка - это не "хорнячок" с лёгким расстроем и "живым" рассинхроном, там должно быть всё слог в слог и нота в ноту. Это кропопотливая ручная работа, которая при большом количестве дорог спокойно может занять часов 8-10, а то и больше даже при набитой руке. Плагины типа Revoice Pro и Vocalign Ultra могут сократить это время, но давать артефакты и порой сильно покорёжить звук. Поэтому когда нужно хорошо, а не быстро - обычно делается всё руками.
 

NazgulRT

New Member
4 Ноя 2021
22
2
3
23
Спасибо вам за ответ, теперь более ясно, что запись вокала это не попел 10 раз в микрофон, а более кропотливая сложная работа. В какой-то мере даже сложнее, чем запись ударных)
 

Alex_HS

Super Moderator
Команда форума
19 Ноя 2002
17.042
20.633
113
54
Москва
теперь более ясно, что запись вокала это не попел 10 раз в микрофон, а более кропотливая сложная работа.
Да и сам процесс записи, если речь идёт о серьёзном коммерческом продукте, это ни разу "просто попел 10 раз". Мало кто из артистов сам способен с нескольких дублей спеть так, чтобы это всех устроило. Часто вокальный продюсер может дрючить артиста 3-4 часа у микрофона за раз, и не факт, что всё споётся за один присест, порой приходится и в другой день дописывать-переписывать. Слишком много вещей приходится артисту держать в голове и выполнять одновременно. Ноты и текст - далеко не самые сложные из них: грув, характер, манера, эмоции, улыбка, акценты, штробасы, вокальная позиция, где-то буквы "подсъесть", но не забыть про окончания слов... И, как правило, процесс энергозатратный для всех участников, часто выходишь из студии, как выжатый лимон.
 

ESSE

Well-Known Member
23 Сен 2006
5.717
5.858
113
53
Москва
просто попел 10 раз
Как показывает практика - третий (четвёртый) дубль самый лучший, далее высос из пальца. Это у профессиональных вокалистов.
У непрофессионалов - первый. Далее можно писать хоть писят дублей - результат будет как первый.))
 

NazgulRT

New Member
4 Ноя 2021
22
2
3
23
Повторяющиеся партии обычно копируют из более удачных дублей? Как в пример припевы. Или же лучше постараться их спеть так же хорошо?
 

Alex_HS

Super Moderator
Команда форума
19 Ноя 2002
17.042
20.633
113
54
Москва
@ESSE, Это может если сидеть и просто кнопки нажимать, пустив процесс на самотёк. А хороший вокальный продюсер не отстанет, пока не услышит того, чего ему надо и разница между тем, с чего начиналось и тем, что получилось в итоге может быть просто разительной. Не далее, как вчера был тому свидетелем. На приглашении продюсера на запись настоял я и очень об этом НЕ пожалел.

@NazgulRT, В современном материале обычно всё копировано, даже если припев из двух одинаковых половин - они тоже копируются.
 

ESSE

Well-Known Member
23 Сен 2006
5.717
5.858
113
53
Москва
@Alex_HS, а вот тут-то и роется главная собака!)) В идеале - профессионал вокалист и хороший вокальный продюсер. Такое бывает редко. Пришёл тут как-то очередной "заслуженный" с огроменным голосом, сразу взял быка за рога и начал "йерихонить")).
- Стоп, говрю. Доверяешь мне, как вокальному продюсеру?
- Ну, предлагай.
- Спой, говорю, в полголоса, как бы нехотя, небрежно и лениво, но интонационно точно. Продай себя только в последнем куплете-припеве.

Он как бы нехотя согласился, но сделал, как я просил. Ушёл недовольный. Потом долгое время благодарил меня, что я подсказал эту фишку.
А с "поющими трусами" так и выходит : кнопки рекордс и стоп.
 

Alex_HS

Super Moderator
Команда форума
19 Ноя 2002
17.042
20.633
113
54
Москва
А с "поющими трусами" так и выходит : кнопки рекордс и стоп.
Да вот как раз из условных "трусов" вчера и выжали результат. Без продюсера так бы наверное и продолжили "бурундучка озвучивать". Т.к. артист иногда не может сам выйти за рамки своих стереотипов и плюс негативное влияние "левых" педагогов, видимо самих не усвоивших разницу между категориями "певец" и "артист". Плюс чисто технические моменты, которые мне, как звукорежиссёру не известны: откуда извлечь звук, куда его подать, в какой позиции должна находится гортань, где расширить, а где поджать и т.п. Я могу сказать "хорошо или плохо" и "верю-не верю", порой могу помочь направить артиста в нужное русло но не более того, для полноценного продюсирования часто одних звукорежиссёрских навыков недостаточно.
 

Les-nik

Member
2 Фев 2020
67
23
8
59
порой приходится и в другой день дописывать-переписывать
Из моего опыта, "на другой день" особенно на следующий после дня записи, артисту попасть в свою же голосовую подачу бывает достаточно сложно.Приходится или вокалисту пытаться подстроиться под звучание вокала на записи или звукорежиссёру техническими средствами пытаться сгладить различия в звучании голоса, записанного в несколько заходов(что не всегда удаётся сделать гладко). Опять же из своего опыта подмечено, что нормально дописываются в несколько заходов баритоны в возрасте за 30-35 и почти все народники вне зависимости от пола и возраста.
 

Les-nik

Member
2 Фев 2020
67
23
8
59
Да вот как раз из условных "трусов" вчера и выжали результат. Без продюсера так бы наверное и продолжили "бурундучка озвучивать". Т.к. артист иногда не может сам выйти за рамки своих стереотипов и плюс негативное влияние "левых" педагогов, видимо самих не усвоившись разницу между категориями "певец" и "артист". Плюс чисто технические моменты, которые мне, как звукорежиссёру не известны: откуда извлечь звук, куда его подать, в какой позиции должна находится гортань, где расширить, а где поджать и т.п. Я могу сказать "хорошо или плохо" и "верю-не верю", порой могу помочь направить артиста в нужное русло но не более того, для полноценного продюсирования часто одних звукорежиссёрских навыков недостаточно.
У меня есть уже выработанный за много лет алгоритм при работе с не очень хорошо поющими( или подготовленными ) вокалистами. Если несложно, можно узнать ваш подход к этой проблеме.
Если будет интересно, могу поделиться своим опытом.
 

Alex_HS

Super Moderator
Команда форума
19 Ноя 2002
17.042
20.633
113
54
Москва
@Les-nik, У меня нет алгоритмов, всё по ситуации. Кому мелодию прописывать, кому "метод обезяны с пишущей машинкой" - стопицот дублей в надежде, что где-нить нужное да проскочит, если продукт для выпуска и есть бюджет - прикрыванием пачкой даблов и бэков, спетых профессиональным бек-вокалистом, и т.д. и т.п.
 

NazgulRT

New Member
4 Ноя 2021
22
2
3
23
Психология очень сильно решает, я полагаю намного больше, чем любой другой фактор. Мне, например, комфортно заниматься и петь дома. У преподавателя или у друга на студии не могу, зажимает. По этим причинам занимаюсь полностью сам, т.к не готов потратить очень долгое время на привыкание к не стандартной обстановке. 30-35 лет уже такой возраст, если люди пол жизни занимаются вокалом, что они натренированы больше,чем мы молодняк) Одно усвоил точно, перед записью никаких тренировок и прочего, 5-10 минут распевок упражнений и сольфеджио, так сказать пробудить зверя.
 

Les-nik

Member
2 Фев 2020
67
23
8
59
@Les-nik, У меня нет алгоритмов, всё по ситуации. Кому мелодию прописывать, кому "метод обезяны с пишущей машинкой" - стопицот дублей в надежде, что где-нить нужное да проскочит, если продукт для выпуска и есть бюджет - прикрыванием пачкой даблов и бэков, спетых профессиональным бек-вокалистом, и т.д. и т.п.
Спасибо за ответ.Слышал ваши работы с разными известными артистами, поэтому интересно было узнать мнение специалиста.
 
  • Like
Реакции: Alex_HS

Сейчас онлайн (Пользователей: 0, Гостей: 1)