Запись вокала

NazgulRT

Active Member
4 Ноя 2021
143
26
28
26
Перерыл всё,что мог,но не нашёл информации по поводу записи вокала. Во многих референсах где-то вдали слышно дорожку на октаву выше/ниже/терцию и тд. Что это за методы записи? Как это всё сводить и к чему применять. Как делают по 3-4 дубля основного вокала и так,что оно воспринимается как единое целое. Желательно книги, где подробно расписан процесс записи/обработки вокала или же видеоуроки/курсы. Интересует не эквализация, компрессия, выравнивание по нотам и тд, а вот тот более сложный момент.
 
Во многих референсах где-то вдали слышно дорожку на октаву выше/ниже/терцию и тд. Что это за методы записи?
Обычно приглашаются "специально обученные люди" - бэк-вокалисты, записывают даблы, бэки, вокальные "пачки". Потом это всё режется-синхронится-тюнится и подкладывается под основной вокал, как "краска".
Вот так примерно выглядит вокальная "пачка" припева, нарезанная по слогам и выстроенная под линеечку для идеального синхрона перед тюном:
209778
 
Как правило, каждую партию записывают в дабл трек и разводят по панораме, чтобы звучало симметрично слева и справа. Кто-то загоняет жестко в края панорамы, я обычно расределяю между 50% и 100% панорамы с каждой стороны, обычно снизу вверх по партиям. На бэк-вокале обычно достаточно сильно режется низ и ощутимо добавляется "воздух", также применяется достаточно глубокая компрессия.
С дабл-треками может быть по-разному - иногда они поются артистом, иногда просто собираются из оставшихся дублей, иногда пропеваются бэк-вокалистом в нескольких манерах - "голосом" и субтоном. Субтон - это вообще очень часто используемая тема при записи бэк-вокала, ибо он всего лишь "украшательство" для основного вокала и не должен тянуть на себя одеяло.
 
Партии в вокальных "пачках" в современной музыке обычно строятся по принципу "параллельного голосоведения", больше всего напоминающего принцип блок-аккордов (когда мелодия играется в октаву или дециму с гармоническим заполнением внутри). Т.е. партии не "ходят" за основной мелодией (типа терции вверх и вниз, ибо это "цыганщина" или "грузиния", как любит моя "бэчка" выражаться), а в основном "стоят" на одной ноте, сдвигаясь на полтона-тон в соответствии с гармонией. Опытные бэк-вокалисты сами строят партии "на лету" и стараются максимально синхронно их впеть. Но всё же приходится в большинстве случаев доравнивать и дотюнивать (люди - не роботы в любом случае), т.к. пачка - это не "хорнячок" с лёгким расстроем и "живым" рассинхроном, там должно быть всё слог в слог и нота в ноту. Это кропопотливая ручная работа, которая при большом количестве дорог спокойно может занять часов 8-10, а то и больше даже при набитой руке. Плагины типа Revoice Pro и Vocalign Ultra могут сократить это время, но давать артефакты и порой сильно покорёжить звук. Поэтому когда нужно хорошо, а не быстро - обычно делается всё руками.
 
Спасибо вам за ответ, теперь более ясно, что запись вокала это не попел 10 раз в микрофон, а более кропотливая сложная работа. В какой-то мере даже сложнее, чем запись ударных)
 
теперь более ясно, что запись вокала это не попел 10 раз в микрофон, а более кропотливая сложная работа.
Да и сам процесс записи, если речь идёт о серьёзном коммерческом продукте, это ни разу "просто попел 10 раз". Мало кто из артистов сам способен с нескольких дублей спеть так, чтобы это всех устроило. Часто вокальный продюсер может дрючить артиста 3-4 часа у микрофона за раз, и не факт, что всё споётся за один присест, порой приходится и в другой день дописывать-переписывать. Слишком много вещей приходится артисту держать в голове и выполнять одновременно. Ноты и текст - далеко не самые сложные из них: грув, характер, манера, эмоции, улыбка, акценты, штробасы, вокальная позиция, где-то буквы "подсъесть", но не забыть про окончания слов... И, как правило, процесс энергозатратный для всех участников, часто выходишь из студии, как выжатый лимон.
 
просто попел 10 раз
Как показывает практика - третий (четвёртый) дубль самый лучший, далее высос из пальца. Это у профессиональных вокалистов.
У непрофессионалов - первый. Далее можно писать хоть писят дублей - результат будет как первый.))
 
Повторяющиеся партии обычно копируют из более удачных дублей? Как в пример припевы. Или же лучше постараться их спеть так же хорошо?
 
@ESSE, Это может если сидеть и просто кнопки нажимать, пустив процесс на самотёк. А хороший вокальный продюсер не отстанет, пока не услышит того, чего ему надо и разница между тем, с чего начиналось и тем, что получилось в итоге может быть просто разительной. Не далее, как вчера был тому свидетелем. На приглашении продюсера на запись настоял я и очень об этом НЕ пожалел.

@NazgulRT, В современном материале обычно всё копировано, даже если припев из двух одинаковых половин - они тоже копируются.
 
@Alex_HS, а вот тут-то и роется главная собака!)) В идеале - профессионал вокалист и хороший вокальный продюсер. Такое бывает редко. Пришёл тут как-то очередной "заслуженный" с огроменным голосом, сразу взял быка за рога и начал "йерихонить")).
- Стоп, говрю. Доверяешь мне, как вокальному продюсеру?
- Ну, предлагай.
- Спой, говорю, в полголоса, как бы нехотя, небрежно и лениво, но интонационно точно. Продай себя только в последнем куплете-припеве.

Он как бы нехотя согласился, но сделал, как я просил. Ушёл недовольный. Потом долгое время благодарил меня, что я подсказал эту фишку.
А с "поющими трусами" так и выходит : кнопки рекордс и стоп.
 
А с "поющими трусами" так и выходит : кнопки рекордс и стоп.
Да вот как раз из условных "трусов" вчера и выжали результат. Без продюсера так бы наверное и продолжили "бурундучка озвучивать". Т.к. артист иногда не может сам выйти за рамки своих стереотипов и плюс негативное влияние "левых" педагогов, видимо самих не усвоивших разницу между категориями "певец" и "артист". Плюс чисто технические моменты, которые мне, как звукорежиссёру не известны: откуда извлечь звук, куда его подать, в какой позиции должна находится гортань, где расширить, а где поджать и т.п. Я могу сказать "хорошо или плохо" и "верю-не верю", порой могу помочь направить артиста в нужное русло но не более того, для полноценного продюсирования часто одних звукорежиссёрских навыков недостаточно.
 
порой приходится и в другой день дописывать-переписывать
Из моего опыта, "на другой день" особенно на следующий после дня записи, артисту попасть в свою же голосовую подачу бывает достаточно сложно.Приходится или вокалисту пытаться подстроиться под звучание вокала на записи или звукорежиссёру техническими средствами пытаться сгладить различия в звучании голоса, записанного в несколько заходов(что не всегда удаётся сделать гладко). Опять же из своего опыта подмечено, что нормально дописываются в несколько заходов баритоны в возрасте за 30-35 и почти все народники вне зависимости от пола и возраста.
 
Да вот как раз из условных "трусов" вчера и выжали результат. Без продюсера так бы наверное и продолжили "бурундучка озвучивать". Т.к. артист иногда не может сам выйти за рамки своих стереотипов и плюс негативное влияние "левых" педагогов, видимо самих не усвоившись разницу между категориями "певец" и "артист". Плюс чисто технические моменты, которые мне, как звукорежиссёру не известны: откуда извлечь звук, куда его подать, в какой позиции должна находится гортань, где расширить, а где поджать и т.п. Я могу сказать "хорошо или плохо" и "верю-не верю", порой могу помочь направить артиста в нужное русло но не более того, для полноценного продюсирования часто одних звукорежиссёрских навыков недостаточно.
У меня есть уже выработанный за много лет алгоритм при работе с не очень хорошо поющими( или подготовленными ) вокалистами. Если несложно, можно узнать ваш подход к этой проблеме.
Если будет интересно, могу поделиться своим опытом.
 
@Les-nik, У меня нет алгоритмов, всё по ситуации. Кому мелодию прописывать, кому "метод обезяны с пишущей машинкой" - стопицот дублей в надежде, что где-нить нужное да проскочит, если продукт для выпуска и есть бюджет - прикрыванием пачкой даблов и бэков, спетых профессиональным бек-вокалистом, и т.д. и т.п.
 
  • Like
Реакции: CakeWorker
Психология очень сильно решает, я полагаю намного больше, чем любой другой фактор. Мне, например, комфортно заниматься и петь дома. У преподавателя или у друга на студии не могу, зажимает. По этим причинам занимаюсь полностью сам, т.к не готов потратить очень долгое время на привыкание к не стандартной обстановке. 30-35 лет уже такой возраст, если люди пол жизни занимаются вокалом, что они натренированы больше,чем мы молодняк) Одно усвоил точно, перед записью никаких тренировок и прочего, 5-10 минут распевок упражнений и сольфеджио, так сказать пробудить зверя.
 
@Les-nik, У меня нет алгоритмов, всё по ситуации. Кому мелодию прописывать, кому "метод обезяны с пишущей машинкой" - стопицот дублей в надежде, что где-нить нужное да проскочит, если продукт для выпуска и есть бюджет - прикрыванием пачкой даблов и бэков, спетых профессиональным бек-вокалистом, и т.д. и т.п.
Спасибо за ответ.Слышал ваши работы с разными известными артистами, поэтому интересно было узнать мнение специалиста.
 
  • Like
Реакции: Alex_HS
Подскажите, пожалуйста. Часто лайв версии поются в дропе вплоть до нескольких тонов. Понятно почему. Вопрос - артисты на студии записываются на пределе своих высотных возможностей, или их тупо тюнят вверх из их комфортных позиций?
 
Понятно почему. Вопрос - артисты на студии записываются на пределе своих высотных возможностей, или их тупо тюнят вверх из их комфортных позиций?
Скорее первое, ибо второе будет хорошо слышно. Питчить можно разве что пачки бэк-вокалов, т.к. они очень тише лид-вокала (чтобы не перепевать бэки в модуляционные припевы в полтона-тон и потом их заново не "рихтовать").
Ну и плюс некоторые песни, особенно те, которые по смыслу должны эмоционально "разрывать", очень выигрывают, когда исполняются на пределе.
 
Куплен хз когда, лежит мёртвым грузом. Workflow до ужаса неудобный, результаты непредсказуемы.
Тоже пробовал, и по итогу я провозился с ним дольше, нежели если я просто руками эдишн сделал. А качество так себе в итоге, руками, опять же было бы лучше. В итоге понял, что это всё шайтанама йотубовская.
 
Обычно приглашаются "специально обученные люди" - бэк-вокалисты, записывают даблы, бэки, вокальные "пачки". Потом это всё режется-синхронится-тюнится и подкладывается под основной вокал, как "краска".
Вот так примерно выглядит вокальная "пачка" припева, нарезанная по слогам и выстроенная под линеечку для идеального синхрона перед тюном:
Посмотреть вложение 209778

Да, кстати, чтобы не быть голословным - как звучит то, что на скриншоте (просто тогда песня ещё не была выпущена и пример нельзя было показать):

 
@Alex_HS, А у нас уделяют такое внимание именно бэкам?Прям без лид вокала, бэки звучат очень круто на мой слух.Пачки классные,вылизаны.Еще я заметил, не в этом лично ролике,что они очень разнообразно украшивают бэк вокал,напеваниями,какими-то ходами.Не просто терция,и октава ниже,или выше фальцетом и тд

 
@Pac-Man, Вы хотя бы мой пример слушали целиком? Там ответ на Ваш вопрос, все эти элементы присутствуют и "вылизаны" до последней ноты. Просто всё это - "украшалки" и сидят в миксе так, чтобы не тянуть одеяло на себя.
Эстрада,"традиционная" попса, эстрадный шансон - в этих "наших" жанрах пачки, опевалки, "ответки", ад-либы и т.п. очень часто, если продукт достаточно "дорогой" и в нём не экономили на всём.
В "модно-молодёжных" стилях они обычно не используются, там в основном даблы/октавы и иногда местами какие-то одиночные бэки типа терций, причём не спетые, а нарисованные из даблов с жёстким "вокодерным" тюном.
 
Вопрос не чисто по вокалу, но меня интересует технический момент с записью именно вокала.
При записи, разумеется, есть задержка. Например, в настройках Куба указано Input Latency 8.209 ms.
Значит, трек пишется с отставанием? И после записи логично сдвинуть клип к началу? На эти 8.209 мс?
Вероятно, лучше не клип двигать, а в инспекторе трека вбить 8.209 в Track Delay? Это правильные действия?
Правда, там только сотые доли, т.е. либо 8.21, либо 8.20))
 

Сейчас просматривают