@Антоний, многие звукорежиссеры пишут, что рояль должен тупо хорошо звучать. И характера у него не должно быть.
Я категорически не согласен.
Оговорюсь сразу: я звукорежиссер весьма посредственный, и не претендую на «лучшие записи рояля». Но после того как я Рахманинова опубликовал — многие пианисты мне писали, что звучит просто обубенно и ничего лучше они в жизни не слышали. Я считаю это как раз заслугой того, что изначально перед записью в голове был конкретный саунд, который хотелось бы получить. Времена года я так же не писал бы ни в жисть.
Перед записью Бетховена я «на дому» тоже долго экспериментировал, и нашёл интересную «клавикордную» составляющую, положив внутрь Zoom H2, а с зала ещё снял ревер и басы на всякий случай. В целом доволен, хотя можно было бы точнее попасть. Но всё равно включаешь — и сразу слышно, что Бетховен, ещё немного пахнет Баренбоймом.
А вот некоторых наших российских и не только слушаю — и не нравится, как звучат. Совсем. как играют — часто, а как звучат — нет. Потому, видимо, что исполнитель об этом вообще не думает. Ни Мечетина, ни Мацуев, ни Кисин.
Баренбойм, Гульда, Гилельс, Крайнев; если поискать молодняк, то тоже можно найти (Лисицина, например) — по крайней мере, в знаковых работах об этом явно думают. Про Рихтера рассказывали, что он искал правильную церковь и правильный рояль. Но я Рихтера как правило не перевариваю. Так что....
P.S. Кстати, можно кастануть камрада
@progulca — он, кажется, специализируется