Пожалуй, единственный педагогический завет профессора, который перекочевал в мою педагогическую практику совсем без изменений — отношение к этюдам. Видимо, потому что в детстве я умудрился этот этап своего обучения тотально провалить
В общем, эти — №15 и №16, предыдущие 14 тоже в наличие, но лишь немногие записаны. А вообще соня сыграла около 30 штук, как раз в районе годовой нормы Мери на этюды)
Хотелось бы, конечно, больше: не зря же их только у Черни 3 пачки по 50 штук. Начинаю задумываться о более современных этюдах. Да, есть джазовые, что очень надо. Но есть и фактурные и технические элементы, которые появляются в конце XIX, начале XX века. И для них уже, вроде бы как, есть Рахманинов, Капустин и Лигетти, но это музыка с таким количеством звёздочек, что как раз для её нормального исполнения нужны нормальные конструктивные этюды.
А вообще, я этого ещё публично не произносил, так что, своего рода, премьера секрета Полишинеля: этюды Черни не совсем про технику, и уж точно не про скучные гаммы и бесконечные технические элементы. Это, прежде всего, стилевая и интонационная подготовка ко взрослой классической музыке, особенно к Бетховену.
Черни учит, как играть гаммы, да. Но также он учит играть трели не от балды, а в метре. Форшлаги не как секунду, а как задержание в мелодии. Альбертиевы басы не как последовательность 16-х, а как метрическую организацию и гармонический план.
Ещё Черни ненавязчиво преподаёт гармонию и форму: начинается всё с T³₅ D₇ T³₅, потом в дело вступает субдоминанта, вторая и двойная доминанта. Потихоньку этюды приходят к сложной структуре с прерванными оборотами и отклонениями. Здорово!