T-S-D

  • Автор темы Автор темы bethsun
  • Дата начала Дата начала

bethsun

New Member
19 Мар 2020
5
1
3
30
Подскажите мне пожалуйста. Вот везде говорят Тоника-Субдоминанта-Доминанта. С ними понятно. А какие функции у остальных аккордов в тональности? Как их определять гармонически? Гуглю, гуглю и везде одно и тоже тоника-четвертая-пятая ступень и про остальные ни слова.
 
Подскажите мне пожалуйста. Вот везде говорят Тоника-Субдоминанта-Доминанта. С ними понятно. А какие функции у остальных аккордов в тональности? Как их определять гармонически? Гуглю, гуглю и везде одно и тоже тоника-четвертая-пятая ступень и про остальные ни слова.
У остальных лишь номера ступеней... Да и у этих обычно тоже)
 
функции те же, TSD - 367, TSD - 623.
3 и 6 еще называют неопределенными функциями
 
  • Like
Реакции: bethsun
Функций в классической гармонии - три. Это - тоническая функция, центр, исходное положение, точка покоя. И две нетонические функции - центробежная, отрицающая центр и центростремительная, стремящаяся в центр. Все аккорды в тональности (кроме тоники естественно) в той или иной степени несут в себе одно из этих двух стремлений.

"Чистые" представители центробежной и центростремительной сил - трезвучия, расположенные квартово симметрично относительно центра: субдоминанта (центробежная) на кварту выше тоники и доминанта (центростремительная) на кварту ниже тоники: D > T > S. И трезвучия расположенные секундно симметрично относительно тоники DVII -T - SII.

Оставшиеся два (из семи) трезвучий считаются бифункциональными т.е могущими проявлять в зависимости от ситуации две функции: на III ступени - тоническую и доминантную TDIII, и на VI ступени - тоническую и субдоминантную TSVI. Существует также трактовка этих аккордов как представителей особой функции - функции медианты М (срединной функции).
 
Функций в классической гармонии - три. Это - тоническая функция, центр, исходное положение, точка покоя. И две нетонические функции - центробежная, отрицающая центр и центростремительная, стремящаяся в центр. Все аккорды в тональности (кроме тоники естественно) в той или иной степени несут в себе одно из этих двух стремлений.

"Чистые" представители центробежной и центростремительной сил - трезвучия, расположенные квартово симметрично относительно центра: субдоминанта (центробежная) на кварту выше тоники и доминанта (центростремительная) на кварту ниже тоники: D > T > S. И трезвучия расположенные секундно симметрично относительно тоники DVII -T - SII.

Оставшиеся два (из семи) трезвучий считаются бифункциональными т.е могущими проявлять в зависимости от ситуации две функции: на III ступени - тоническую и доминантную TDIII, и на VI ступени - тоническую и субдоминантную TSVI. Существует также трактовка этих аккордов как представителей особой функции - функции медианты М (срединной функции).
Спасибо большое) Теперь понятнее стало все)
 
Чтобы создать гармонически подвижную музыку, должно быть противопоставление устойчивое — неустойчивое. Накопление напряжения и неустойчивости создает гармоническое движение, временное разрешение неустойчивого в устойчивое создает циклы «напряглись — расслабились».
Есть Тоника, трезвучие на главной первой ступени. И есть два направления «куда идти» — доминантовое и субдоминантовое. Трезвучия III, V и VII относятся к D-группе, трезвучия II, IV, VI — к S-группе.

Смотрим. В трезвучии III ступени два звука устойчивы (входят в Тонику), один неустойчив. Это слабая доминанта по смыслу, хотя у этого трезвучия есть и свое название — медианта. Двигаемся еще на терцию вверх — трезвучие V ступени, в нем два звука неустойчивы, один устойчив. Этот аккорд центральный в D-группе и зовется, собственно, доминантой. Двигаемся еще на терцию вверх, трезвучие VII ступени — самое доминантовое, все три звука неустойчивы.

Чтобы соблюсти диалектику, разрушающих устойчивость сил должно быть две (как минимум), а потому есть S-группа, которая от тоники строится по терциям вниз. Трезвучие VI ступени — субдоминантовый признак выражен слабо (один звук из трех неустойчив, два других входят в тонику), имеет собственное название — субмедианта. Трезвучие IV ступени — центральный аккорд группы (собственно субдоминанта). Трезвучие II ступени — наиболее выражена субдоминантовая неустойчивость.

Нормальное (но не обязательное) гармоническое движение — по нарастание неустойчивости. Когда не хватает трезвучий (мало красок, хочется чего-нибудь поострее), есть два основных пути. Первый — использование септаккордов и нонаккордов — т.е. созвучий, по умолчанию содержащих в себе еще и акустическое напряжение (интервалы-диссонансы), а не только ладовое. Второй способ получить новые краски — альтерировать ступени, т.е. приближать неустойчивые ступени к звукам тоники и тем самым заострять тяготение. Разрешение напряжения воспринимается нами гораздо ярче, когда неустойчивое тяготеет к устойчивому на расстоянии полутона, а не тона. Например, сравните последовательность D7 — T (в до-мажоре: «ре» в среднем голосе разрешается в «до») и D7(-5) — T («ре-бемоль» разрешается в «до»). Вторая последовательность гармонически ярче.

Все это имеет мало отношения к попсе и ее производным. В попсе тональность вырождена и трезвучия часто используются без гармонической связи между собой.

P.S. @Bernard, салют!
 
Чтобы создать гармонически подвижную музыку, должно быть противопоставление устойчивое — неустойчивое. Накопление напряжения и неустойчивости создает гармоническое движение, временное разрешение неустойчивого в устойчивое создает циклы «напряглись — расслабились».
Есть Тоника, трезвучие на главной первой ступени. И есть два направления «куда идти» — доминантовое и субдоминантовое. Трезвучия III, V и VII относятся к D-группе, трезвучия II, IV, VI — к S-группе.

Смотрим. В трезвучии III ступени два звука устойчивы (входят в Тонику), один неустойчив. Это слабая доминанта по смыслу, хотя у этого трезвучия есть и свое название — медианта. Двигаемся еще на терцию вверх — трезвучие V ступени, в нем два звука неустойчивы, один устойчив. Этот аккорд центральный в D-группе и зовется, собственно, доминантой. Двигаемся еще на терцию вверх, трезвучие VII ступени — самое доминантовое, все три звука неустойчивы.

Чтобы соблюсти диалектику, разрушающих устойчивость сил должно быть две (как минимум), а потому есть S-группа, которая от тоники строится по терциям вниз. Трезвучие VI ступени — субдоминантовый признак выражен слабо (один звук из трех неустойчив, два других входят в тонику), имеет собственное название — субмедианта. Трезвучие IV ступени — центральный аккорд группы (собственно субдоминанта). Трезвучие II ступени — наиболее выражена субдоминантовая неустойчивость.

Нормальное (но не обязательное) гармоническое движение — по нарастание неустойчивости. Когда не хватает трезвучий (мало красок, хочется чего-нибудь поострее), есть два основных пути. Первый — использование септаккордов и нонаккордов — т.е. созвучий, по умолчанию содержащих в себе еще и акустическое напряжение (интервалы-диссонансы), а не только ладовое. Второй способ получить новые краски — альтерировать ступени, т.е. приближать неустойчивые ступени к звукам тоники и тем самым заострять тяготение. Разрешение напряжения воспринимается нами гораздо ярче, когда неустойчивое тяготеет к устойчивому на расстоянии полутона, а не тона. Например, сравните последовательность D7 — T (в до-мажоре: «ре» в среднем голосе разрешается в «до») и D7(-5) — T («ре-бемоль» разрешается в «до»). Вторая последовательность гармонически ярче.

Все это имеет мало отношения к попсе и ее производным. В попсе тональность вырождена и трезвучия часто используются без гармонической связи между собой.

P.S. @Bernard, салют!
И вам большое спасибо)
 
  • Like
Реакции: dr-music

Сейчас просматривают