Итак, анализ фанк-звука 70-х в референсах и мой микс.
Заранее просьба, если вы увидите "ошибочные предположения", "неверные выводы" и прочие заблуждения - просьба не только указать факт их наличия, но и сказать, в чем конкретно я заблуждаюсь.
1. Барабаны. Характерен сухой (без реверберации) близкий звук барабанов в референсах. В сведенном мной миксе такой звук дают оверхэды, поэтому звук барабанной установки я строил вокруг них. Директ-микрофоны дают слишком "большой" звук, нехарактерный для стилистики, поэтому их звучание было "уменьшено" компрессором и эквалайзером, и сами директы были подмешаны в количестве, необходимом для обозначения драмкита вне диапазона оверхэдов.
1.1. Барабанщик, видимо играл с современной колотушкой педали, ибо она давала нехарактерно острый звук атаки в оверхэдах и румах. В 70-х такой колотушки не было, поэтому и убирать ее пришлось методом не из 70-х - сайдчейном на динамическом эквалайзере.
Общий звук барабанов в референсных треках находится дальше в миксе, чем принято в современной музыке, но при этом звучание не компенсируется румом/ревером, что дает психоакустический эффект "маленького" звука (удаленный источник не создает отражений, значит он тихий).
2. Бас. в ту эпоху был достаточно серединистым, без расширенного субниза, как в современных треках и по тембру находился где-то между гитарой и басом в современном представлении. При этом, для басового звука была характерна сатурация, которой мы не слышим в современном звуке. На мой взгляд это связано с принципиальной разницей в формировании бас-гитарного звука тогда и сейчас. В 70-е вряд-ли была распространена техника биампинга и 800-ваттные транзисторные усилители, басовый тракт был ламповым, что и давало характерную сатурацию со сдвигом тембра в сторону гитары.
В балансе некоторых референсов бас играет ведущую ритмическую роль, но в сведенном треке партия баса не особо интересна, поэтому ритм секция трека держится равно на трех составляющих (барабаны, бас и гитара) без главенства чего-то одного.
3. Гитара. Звук ритм-гитар в фанке очень чистый, но сильно компрессированный с длинной атакой для акцентирования атаки и ритмической пульсации. В случае сведенного микса гитара до усилителя обработана педалбордом гитариста и сделать что-то радикальное уже сложно - из-за постоянно включенной квакушки и ревера. Я бы отстроил эти эффекты тоньше, но мы имеем что имеем. "Гейтсом" (что это, кстати?) хвосты ревера не обрезать, потому-что звук гитары не стаккатный и основной сигнал во времени никак с ревером не разделен. То есть, гейт применить можно, возможно он даже в некоторой степени замаскирует эффект (что вряд ли, учитывая динамический диапазон), но и испортит звук гитары, причем сильнее, чем замаскирует.
4. Медная секция. Подозреваю, что в то время медная секция писалась не директ-микрофонами на каждую дудку, а некоторым набором (стереопарой, например) на всю секцию. Поэтому в референсах все звучит "склеено". В случае моего микса имеются две группы источников медной секции - индивидуальные микрофоны и румы. Смещение баланса в сторону румов делает звук секции более естественным и склееным, в сторону индивидуальных - разбивает на "фракции" и нюансы. Но повышение уровня румов приводит к тому, что и барабаны начинают звучать более пространственно, чем нужно.
На мой взгляд, первый микс лучше - в нем достигнут компромисс между сухостью ритм-секции и монолитностью медной секции. Второй вариант пересушен и утрирован.