Как настроить синтезатор на азербайджанский мугам? (1 онлайн

KRIPTONIG

Well-Known Member
23 Мар 2007
2.168
684
113
Приветствую друзья. Подскажите пожалуйста, какой параметр нужно изменить, чтобы играть в этой системе? Например на u-he zebra или любом другом...Спасибо)
 

Osman

Потомок янычаров
17 Авг 2004
5.121
2.584
113
65
Перекати поле
Вопрос некорректен. Что значит настроить на мугам? Мугам он же макам он же маком и тд, это если перевести на европейское понимание вопроса, грубо говоря некая импровизация на определенный строго заданный лад. Некоторые лады не укладываются в хорошо темперированный клавир :) Вы об этом? Поищите по слову микротюнинг.
 
  • Like
Реакции: KRIPTONIG, Jedsal и smack

smack

Well-Known Member
3 Май 2008
21.732
26.605
113
www.youtube.com
Я не настоящий сварщик, )) но имел практический опыт обращения к мугаму/мукаму и другим музыкальным культурам.
"Настроить на мугам" невозможно, т.к. в зависимости от того, какую ступень лада та или иная нота представляет собой в ДАННЫЙ момент (в контексте), она имеет определенные особенности интонирования.

Носителям культуры хорошо - они играют, как птички поют - т.е. не задумываясь. :)
А "чужакам" надо либо очень долго вариться в культурном окружении и вникать, вникать, вникать - либо смиренно оставить попытки. :D Я. например, после собственных потуг понял, что для НАСТОЯЩЕГО овладения этой культурной территорией мне жизни не хватит... :( Хотя кое-что и получилось вроде...

Так что подумайте - стОит ли )) Если очень надо - придется потратить сотни и тысячи попо-часов. Ну, а если в качестве мимолетного баловства - Up2U. :D
 
  • Like
Реакции: KRIPTONIG и Jedsal

Jedsal

New Member
23 Сен 2018
29
8
3
34
medievilmusic.com
В восточной музыке порядка 30 Макамов . Да есть еще и суб-макам " гибрид из двух или трех" .
Есть синтезаторы, как Korg M1 или Linplug Octopus, в которых можно каждую ноту отдельно настроить по микротонам.
Если дело касается сэмплера, то можно каждую ноту отдельно настроить по микротонам " тут сложнее чем синт настроить" .
Для каждого Макама есть определенные настройки " сколько микротонов прибавляется\убавляется на каждой ноте",
Какой из этих Макамов вам конкретно нужен ? " Раст, Курди, Хиджаз .....и т.д " ?))
[DOUBLEPOST=1538980749][/DOUBLEPOST]@Smak Та тут дело гораздо проще ) Просто надо слушать много восточной музыки различного происхождения, и самое главное, воспринять происходящее не как Отклонение " как обычно воспринимается европейским слушателем", а как абсолютное естественное звучание, ведь, все музыкальные инструменты доренессансного периода не были с универсальной настройкой А=440 " настроены были по разному".
Кстати, один и тот же макам может по звучанию отличаться между странами, к примеру : у Турецкого хиджаза третья нота на (-25) микротонов ниже обычной, а в Иранском на (-43)..... и Т.д
В общем, заморочка для тех, кто с этим не сталкивался хотя бы 10 лет.
 

smack

Well-Known Member
3 Май 2008
21.732
26.605
113
www.youtube.com
@Smak Та тут дело гораздо проще ) Просто надо слушать много восточной музыки различного происхождения, и самое главное, воспринять происходящее не как Отклонение " как обычно воспринимается европейским слушателем"
Если совет конкретно мне - то я ему давно следую, и более того - сам предпринимал попытки что-то сделать на практике...

А с тем, что без труда не будет никакого макама (для обычного европейского слушателя), мы единодушны :)
Хотя Европа - понятие пёстрое ))) В некоторых европейских странах музыкальные традиции вполне восточные. :) Или, по крайней мере, представляют собой некий культурный микс.
 
  • Like
Реакции: Jedsal

KRIPTONIG

Well-Known Member
23 Мар 2007
2.168
684
113
спасибо за участие. я мало понимаю в теории музыки. попытался прочесть теорию, но ничего не понимаю...
@Osman, видимо вы о том, что мне нужно. просто как понять когда тюнинг правильно сделан.. т.е. какие значения?

@Jedsal, я точно не знаю какой конкретно макам мне нужен, я хочу в первую очередь понять, как ориентироваться в этом всём разнообразии, может через плагин какой удобно это делать...
Как настраивать каждую ноту по отдельности я даже не знаю))
Вот к примеру проигрыш из этой песни


это цитата из учебного пособия по азербайджанской музыке...

Ладовая теория азербайджанской музыки
9
Звуковая система
азербайджанской музыки
Говоря о звуковой системе азербайджанской музыки,
сначала надо ссылаться на научную работу У.Гаджибекова.
Автор в этом труде пишет: «По мнению музыковедов, в
"восточной музыке" (к каковой относят и азербайджанскую
музыку) кроме целого тона и полутона существует еще 1/3 и
1/4 тона. Это мнение не должно касаться азербайджанской
народной музыки, в которой наименьшим интервалом
является полутон. Октава в азербайджанской музыке так же,
как и в европейской, содержит в себе 7 диатонических и 12
хроматических ступеней. Разница заключается в том, что
ступени октавы в европейской музыке равномерно
темперированы; ступени же октав в азербайджанской музыке
также считаются темперированными, но неравномерно.
Поэтому при исполнении азербайджанских мелодий на
темперированных инструментах (особенно на фортепиано)
чувствуется некоторое несоответствие в высоте тонов,
особенно терцовых и секстовых; в азербайджанской музыке
большая терция уже темперированной, малая терция — шире
темперированной. Полутон шире темперированного. Разница
— приблизительно одна комма»3.
Эта мысль, композитора-ученого комментируется среди
музыкантов по-разному. Во введении нами говорилось о том,
о том, что наша народная музыка основывается на
3 Гаджибеков У.А. «Основы азербайджанской народной музыки»
Баку, Язычы, 1985, стр.21
Имран Шихалиев
10
неравномерной темперации. Здесь это находит свое
подтверждение. В первом предложении, чтобы отвлечь
внимание, ученый ссылается на других авторов и
Азербайджан преподносит как часть Востока. Потом
заявляет, что октава в азербайджанской музыке так же, как и
в европейской, содержит в себе 7 диатонических и 12
хроматических ступеней. У.Гаджибейли так написал в
соответствии с советской идеологией, которая в те времена
довлела во всех областях искусства. Но в дальнейших
предложениях он объясняет, что «разница заключается в том,
что ступени октавы в европейской музыке равномерно
темперированы; ступени же октав в азербайджанской музыке
также считаются темперированными, но неравномерно.
Поэтому при исполнении азербайджанских мелодий на
темперированных инструментах (особенно на фортепиано)
чувствуется некоторое несоответствие в высоте тонов,
особенно терцовых и секстовых»4.
Как известно, в отличие от равномерной темперации,
(звукоряд на фортепиано) в звукоряде неравномерной
темперации нет энгармонически равных звуков. То есть, если
в равномерной темперации «ре диез» и «ми бемоль» являясь
энгармоническими звуками, звучат на одной высоте, то эти
же звуки в неравномерной темперации звучат на разных
высотах. Иначе говоря, между звуками «ре» и «ми» кроме
полутона, размещены звуки, которые меньше полутона.

там где сказано о несоответствии тонов на фортепиано... это я имею ввиду... как сделать так, чтобы синт играл с вышеописанными корректировками?
 
Последнее редактирование:

Osman

Потомок янычаров
17 Авг 2004
5.121
2.584
113
65
Перекати поле
@KRIPTONIG, Плясать надо от конкретного произведения. Общих рекомендаций настройки струмента для всей музыки нет. Только для определенного лада (мугама) да и то как уже писали выше настройки разнятся и не только от страны к стране а также и самой стране, смотря как человек видит свой шедевр :))))))))))))))))))))))))))))))))))))) :)
 

KRIPTONIG

Well-Known Member
23 Мар 2007
2.168
684
113
Ну так а как хоть тот что на видео? Достаточно ли будет только крутить А=440 или нужно каждую ноту назначать? И как в них ориентироваться? Вроде был плагин в виде гексагонов, но не помню, оно это, или нужен другой...
 

megamediacreative

Well-Known Member
29 Окт 2013
2.403
1.996
113
48
Борисполь
Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме.
Ну так а как хоть тот что на видео?
Если я не ошибаюсь, в вашем примере обычный ("европейский") темперированный инструмент, просто обыгрыш по определённом ладу (кажись гармонический минор), а никакой спец. темперации я не расслышал.
 
  • Like
Реакции: KRIPTONIG

Jedsal

New Member
23 Сен 2018
29
8
3
34
medievilmusic.com
@KRIPTONIG
Так это у тебя в этой песни обычный до диез минор или ре бемоль минор . Тут все ноты по 440 настроены ))
Просто стиль исполнения такой с множеством трелей)
А вот восточные лады звучат так :

Вот это Саба называется. В Албанской музыке прямо самое то.


В Болгарии, к примеру Саба Болгарский :
"прощу меня извинить за гормозячину в клипе"

На слух кажется, что это два разных макама. В твоей песни обычный минорный лад " до диез минор ". Просто стиль исполнения такой слишком наигранный по восточному.Тут даже ничего не нужно затюнить . Просто постав в любом синте МОНО вместо Полифонии, и убери Портаменто и Ретриг ))
 
  • Like
Реакции: KRIPTONIG

KRIPTONIG

Well-Known Member
23 Мар 2007
2.168
684
113
спасибо друзья!!!! у меня было ощущуение, что во время проигрыша тональность несколько раз меняется..... подскажите пожалуйста а вот в этой песне?

 

Jedsal

New Member
23 Сен 2018
29
8
3
34
medievilmusic.com
@KRIPTONIG, До минор обычный, после бриджа Ре минор " после перехода" )
На самом деле они играют все с патерном восточным " через 3 ноты "
Вместо 4-4 выбирай Трипль "Triple" Внутри редактора нот в аблетоне . В кюбейзе можно тоже настроить гринд редактора нот на 3 через 4.
Или можно подогнать весь Swing песни под 50 %
 
  • Like
Реакции: KRIPTONIG

Jedsal

New Member
23 Сен 2018
29
8
3
34
medievilmusic.com
@KRIPTONIG Если честно я с 5 версии не работал в Кюбейзе , но, по моему там нажимаешь ctrl + E на миди дорожке " или инструмент дорожке", а потом внутри редактора нот, сверху где обозначаются длина ноты и всякие такты 4-8-16-32, есть настройка гринда "сетки". Там можно выбрать режим 4 через 4 или тройной режим " 3 -6 -9 при такте ".

*Юзерам Cubase поправьте, если по другому делается
 
  • Like
Реакции: KRIPTONIG

KRIPTONIG

Well-Known Member
23 Мар 2007
2.168
684
113
спасибо большое за помощь@Jedsal, ) буду разбираться)
 
  • Like
Реакции: Jedsal

ljekio

хоныч
11 Дек 2007
5.760
6.852
113
50
Toksova
soundcloud.com
В Кубе, помнится, с давних пор есть микротюнер как инсерт миди, но вот беда - почти ни с одним инструментом ВСТ он не роблит. Встроенные какие-то типа А1 шевелились, да и все.
Вот у Корогов вся линейка встшек с возможностью микротюнинга.
Но слышали мы, что есть и такие лады, которые в октаву нифига не вмещаются, и тогда даже корговские октавные микротюнеры выкурят пачку бамбука.
Зато те, кто видел обычных таких чабанов с псрками, без какого-либо встроенного микротюнера, лихо отрабатывающих в соляках понижения и повышения джойстиком питча куда надо, никогда это явление природы не забудут.
 
  • Like
Реакции: smack

smack

Well-Known Member
3 Май 2008
21.732
26.605
113
www.youtube.com
Но слышали мы, что есть и такие лады, которые в октаву нифига не вмещаются
И макам как раз в их числе )) - в нем нет чистых октав, т.е. октава - не простое удвоение частоты.

Кстати, есть феноменальный, можно сказать - уникальный трубач Ибрагим Малюф. Он играет на изобретенной его отцом трубе, имеющей лишний )) вентиль, придающий звучанию недостающий обычной трубе характер.
 
  • Like
Реакции: ljekio

ljekio

хоныч
11 Дек 2007
5.760
6.852
113
50
Toksova
soundcloud.com
А кстати, они ведь тоже неспроста появились и не от выпендрежа же?
Производные натурального ряда, однако?

если чо, я не про сабу болгарского :)
 

Jedsal

New Member
23 Сен 2018
29
8
3
34
medievilmusic.com
@Dmitry Stepin
Это название макама восточного. А вот зовут певца с гормональными показателями Азис ))
[DOUBLEPOST=1539031122][/DOUBLEPOST]@ljekio
Они появились еще со времен Византийской Империи :
 
  • Like
Реакции: smack

smack

Well-Known Member
3 Май 2008
21.732
26.605
113
www.youtube.com
Вкратце о теории макама - чтобы отсеять слабаков, у которых не хватит духу на освоение ))) - каждая октава делится на 53 (!) интервала, которые называются "кома". В одном тоне содержится девять ком.
И, как я уже говорил, чистых октав в макаме нет - С1, С2 и т.д - это РАЗНЫЕ ноты, различающиеся на определенное количество центов.
Каждый макам состоит из сочетания тетрахорда с пентахордом (или наоборот). В каждом макаме определенные ноты понижаются/понижаются строго определенным образом, в зависимости от движения (сейир), которое может быть восходящим, нисходящим и нисходяще-восходящим.
Существует шесть базовых простых макамов, названных по тонике - чаргя, бюзелик, кюрди, ушшак, хиджяз и раст, каждый со своими особенностями/тонкостями.
Хотя лучше и больше расскажут носители - наши камрады по форуму :)
Заодно да простят меня за неточности и поправят при необходимости ))

А пока и того, что сказано КМК хватит, чтобы отбить охоту вторгаться в неизведанный мир макама )))
Это вам не Способин - не каждый способен )))))

Если строго по сабжу - то синтезатор на макам не настроишь - но можно настроить мозг и уши :) Причем даже без постижения теории... Хотя и это не помешает, скорее - наоборот. :)
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: H-ron и ljekio

KRIPTONIG

Well-Known Member
23 Мар 2007
2.168
684
113
Если строго по сабжу - то синтезатор на макам не настроишь
вот это трагедия!!! :D Я думаю, если я возьму какую нибудь мидяшку с макамом и подключу синтезатор, это максимально простой способ внедриться в эту тему. Или синтезатор не станет играть в этой системе?
 
Последнее редактирование:

H-ron

Well-Known Member
13 Апр 2011
7.651
5.775
113
58
Москва
@smack, дзенкую! Б-г с ними, с маками... Пойду переквалифицироваться в управдомы зубрить хорошенько оттемперированные гаммы. :confused:
 

Сейчас онлайн (Пользователей: 0, Гостей: 1)