навал многих талантливых музыкантов, композиторов, программистов, которые дошли и научились сами или по книжкам
-- Таки - сами (Интересно, как? Сапожника из Одессы, чур, не считать!) или всё ж по книжкам?
И в любом случае - с УЧИТЕЛЕМ они всему научились бы намного быстрее.
И - скорее всего - узнали бы многое, чего в книжках просто нет. (По крайней мере, в технике это не редкость.)
обучение - всего лишь процесс получение информации и применение ее на практике, как вы ее получили, роли не играет.
-- Тут уже я, в свою очередь, категорически не согласен.
Реальная история:
Институт, в котором 3 года в Москве студентов учили как вечерников, а последние курсы - уже как заочников, сессия и пр. в Питере.
Напутствуя группу перед выездом в Питер, декан сказал:
"- Вот приедете в Питер, увидите - насколько ваш уровень выше, чем у настоящих заочников."
Все, есс-но , высоко и гордо задрали носы (шутка, если кто не поймёт).
На что декан продолжил:
"- Не зазнавайтесь, в этом нет ваших заслуг. Заочники - они учились по книгам.
Вас же - учили
реальные учителя. А каждый преподаватель, помимо знаний - передавал вам часть себя.
Часть своих мозгов, умений и образа мышления, методам и подходам к решению задач, и пр."
На сессии в Питере - его слова получили абсолютное подтверждение.
Студенты там делились на три группы: Питерские, Московские, и Иногородние (те, кто учился именно заочно, из многих городов.)
Дак вот, "клятые москали"
- сами понимаете, "вырвались на свободу". Пивнушек и прочего увесилительного в те времена там хватало.
Есс-но, весёлые студиозусы развлекались вовсю.
Иногородние же - вели себя, как трофейные немцы в советском атомном (и не только) проекте:
с утра все строем шли на лекции, консльтации, лабораторки и прочее.
Вечером в общаге - у них строго сухой закон, все учатся, читают учебники, и пр.
В общем, суровый учебный порядок.
В отличие от москалей, от которых общага частенько просто "стояла на ушах".
Сессия заканчивается....
И вот тут - происходит абсолютно неожиданное:
"развесёлые москали" сдали всё, и отправились домой.
А иногородние - практически все - остались в Питере. Подтягивать "хвосты", пересдавать эказамены и прочее.
Это к вопросу о роли УЧИТЕЛЯ в обучении и становлении личности ученика.
(Сорри за много букв, но короче изложить не удалось.)
P.S. Конечно, преподаатели бывают разные. Некоторые ИЗУМИТЕЛЬНО знают предмет,
но за кафедру - им бы лучше не становиться. Но это уже совсем другая тема...