Разбиение слов на слоги

  • Автор темы Автор темы ecosoft
  • Дата начала Дата начала

ecosoft

Well-Known Member
8 Авг 2013
516
519
93
Питера
Здравствуйте!
Возможно, кому-либо из композиторов и аранжировщиков пригодится модуль разбиения слов на слоги.
Модуль работает только на OS Windows и только с русскими словами. Для работы с модулем достаточно скачать zip-архив, распаковать в любую папку и запустить файл SplitWords.hta двойным кликом. В модуле никаких вирусов нет, код открытый. Если обнаружите ошибки работы модуля, то просьба сообщить об этом.

Работать с модулем легко: введите или вставьте после копирования любой текст на русском языке и нажмите кнопку "Разбить на слоги". Полученный текст можно скопировать и сохранить в текстовый файл, который далее загружается в нотный редактор. Если в исходном тексте будет недопустимый символ, например, знак препинания в середине слова или отдельно от него, цифры, знаки @ # $, латинские буквы и т.п., то в полученном тексте ошибка будет обозначена в следующем виде:

<ОШИБКА (код ошибки): ошибочное слово или символ>

Немного поясню про разбиения слов на слоги. Многие путают правила разбиения слов на слоги с правилами построчного переноса слов. Это абсолютно разные правила и ничего общего между ними нет. Построчно слова переносятся по морфемам. В жизни с этим действием мы сталкиваемся чуть ли не каждый день, а вот с разбиением слова на слоги очень редко, а то и никогда, кроме уроков в первом классе. Но при сочинении стихов, текстов песен, при аранжировке, при нейминге необходимо знать эту процедуру. Зачем? - Тогда песня поётся красиво, стихи читаются складно.

При написании программного кода пользовался этой статьёй http://www.7gy.ru/shkola/nachalnaya-shkola/788-pravila-deleniya-na-slogi.html
 

Вложения

Для песенных пиитов гуд. А то присылают тексты со "сквозным" развитием "ямба-хорея", "хромотеи" современные... :)
 
Многие путают правила разбиения слов на слоги с правилами построчного переноса слов. Это абсолютно разные правила и ничего общего между ними нет. Построчно слова переносятся по морфемам.
А что такое построчный перенос? не гуглится. А обычный же перенос вроде ж как раз по слогам и делается. Через дефис только.
 
А что такое построчный перенос? не гуглится. А обычный же перенос вроде ж как раз по слогам и делается. Через дефис только.
Слог может быть и из одной гласной, которую переносить не рекомендуется.
https://russkiiyazyk.ru/orfografiya/perenos-slov/pravila-perenosa.html
 
А что такое построчный перенос
правила переноса слов
А обычный же перенос вроде ж как раз по слогам и делается.
Нет. По правилам переноса двойные согласные разделяются, например, "нн" переносится "н-н". По правилам деления на слоги "нн" - относится к одному слогу, например, "странный" делится на "стра-нный"
 
  • Like
Реакции: dromax
Так это вы какие-то исключения приводите в пример. В основном-то перенос по слогам происходит, вряд ли можно говорить, что вот прямо "ничего общего нет". Скорее, общее всё, с уточнениями.
 
например, "странный" делится на "стра-нный"
И вы считаете, что петь "стра-нный" легче, правильнее и красивше музыкальнее? Стра-нно ))))
Вообще-то сценическая речь (освоением которой нынешние "ортисты" себя не особо утруждают) предусматривает четкое обозначение удвоения согласных - например, произносится "без-заботный", но никак не бе-зззаботный )))
 
И вы считаете, что петь "стра-нный" легче, правильнее и красивше музыкальнее?
Абсолютно да. Пишется - не значит так говорится. Во-первых, буква "а" обозначает ударный гласный звук [а], который можно "тянуть". Во-вторых, При пении (и речи) мы не поём (говорим) отдельно два звука [нн] с атакой, а поём (говорим) один долгий звук [н]. Если только речь не идёт о художественном приёме, например, стаккато, где атака будет на каждом звуке [нн]. Странно, что Вы задали такой вопрос.)))))
[DOUBLEPOST=1528487581][/DOUBLEPOST]
Так это вы какие-то исключения приводите в пример. В основном-то перенос по слогам происходит, вряд ли можно говорить, что вот прямо "ничего общего нет". Скорее, общее всё, с уточнениями.
Нет. При переносе морфемы делить нельзя, а на слоги разбивать можно. Слог может состоять из одной гласной буквы, а переносить или оставлять одну букву нельзя. Где же тут сходство?
__________________________________
Разбиение по слогам, как раз, и необходимо для певучести речи, т.к. большинство слогов в русском языке открытые. Мало того, сонорными звуками тоже можно выводить мелодию.
 
Последнее редактирование:
сохранить в текстовый файл, который далее загружается в нотный редактор
@ecosoft, на практике - это экономит время? Почему спрашиваю. Sibelius: загружаем текстовый файл или копируем кусок текста внутри проекта. В паре нот есть распевание, которого нет в файле и надо править, продлевать гласную на несколько нот. После распевания, дальше, легче набрать текст руками, чем править; потому что последующий текст заменяется, а не сдвигается; происходит неразбериха. А как в других нотных редакторах?
 
Если только речь не идёт о художественном приёме, например, стаккато, где атака будет на каждом звуке [нн].
Ну, вообще-то это штрих портато, а не стаккато ;)
А "один долгий звук" - это немного иное, как у Высоцкого с его знаменитыми длинными согласными.
Странно было бы, если бы я не задал свой вопрос )))

P.S. То, что ударный гласный можно тянуть, вовсе не означает, что он не может быть в закрытом слоге, замыкаемом тем же "н". И кроме того, тянуть можно и безударные звуки. :D
 
@RockMeister, мне быстрее просто набрать текст в Сибелиусе. Никакого смысла нет копировать под ноты. Собственно, просто печатаешь как обычно и все. Пара лишних движений иногда в случае если нужно все куплеты подписать по "лэерах".
 
мне быстрее просто набрать текст в Сибелиусе
Так можете не копировать. Если знаете и легко разбираетесь в словесности, то Вам этот модуль ни к чему.
Странно было бы, если бы я не задал свой вопрос )))
К чему всё это? Просто поговорить?.. Или модуль работает неправильно?
А как в других нотных редакторах?
Например, в Guitar Pro происходит сдвиг, т.е., если надо протянуть последнюю букву "а" в слове "года" распевание на несколько нот, то "го-да-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а" сколько угодно. И это очень удобно. В этом плане вводить текст в Guitar Pro удобнее всего.
[DOUBLEPOST=1528489280][/DOUBLEPOST]
на практике - это экономит время?
Я с Sibelius не работал, но, возможно, Вы знаете сколько нот на распевку, когда уже известны ноты партии вокала, тогда можно в модуле добавить эти буквы, сохранить в текстовый файл и загрузить файл в Sibelius. Не знаю, попробуйте... Может, сначала, как всегда, непривычно, а потом находится способ быстрых действий.
 
Последнее редактирование:
@RockMeister, мне быстрее просто набрать текст в Сибелиусе. Никакого смысла нет копировать под ноты. Собственно, просто печатаешь как обычно и все. Пара лишних движений иногда в случае если нужно все куплеты подписать по "лэерах".


У меня, к сожалению, нет Sibelius, а так бы я написал плагин для загрузки русского текста. Купил Dorico, но в нём нет возможности загрузки из текстового файла. Уж лучше бы я купил Sibelius! :(
 
@ecosoft, да, в свое время был Финал, но почти с первой версии сижу в Сибелиусе. Как то он мне больше нравится для моих задач (кант песен и ноты для гитары, иногда для смычков подыграть в записи).
 
  • Like
Реакции: ecosoft
Ага, я кажется, понял в чём дело))

Проблема деления слов на слоги в русском языке является одной из наиболее сложных в современной лингвистике и до конца не решенной. Это связано с отсутствием единого понимания сущности слога. Невозможность зафиксировать признаки слога как единого целого, фонетическая невыраженность границы между слогами приводит некоторых лингвистов к мысли, что слогораздела в русском языке вообще не существует.

Сейчас действуют две основные теории слогов: Р. И. Аванесова (Московская фонологическая школа) и Л. В. Щербы (Ленинградская фонологическая школа). Правила деления на слоги в этих двух теориях несколько различаются. Ленинградская школа делит на слоги так, как привычно слуху советского гражданина и как раньше учили во всех российских школах (и поэтому ее правила называют в народе "старыми"), а Московская совершенно иначе ("новые правила").

Но поскольку на данный момент ни одна из этих школ другую не опровергла, в разных учебниках правила слогоделения могут быть сформулированы по-разному, в зависимости от того, позицию какой фонологической школы разделяет автор учебника.

Если раньше мы делили слова на слоги и переносили эти слова по одному и тому же правилу, мы придерживались теории Щербы. В теории Аванесова этими процессами управляют 2 разных правила и деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса. Так, слово кошка следует делить на слоги согласно теории Щербы так: кош-ка, согласно теории Аванесова так: ко-шка.

Я, как закончивший школу в далёком 1982 году, делю "кош-ка" а не "ко-шка")) Так что топлю за Щербу))
 
  • Like
Реакции: Stephan Vasylyshyn и smack
Для пения по Щербе получается плохо. Если надо протянуть первый слог в случае кошки например - надо будет тянуть шшшшшш. Шипеть. Оооооо протянуть гораздо музыкальнее, не?
 
  • Like
Реакции: ecosoft
надо будет тянуть шшшшшш.
Кто такое установил? :D И где вы такое слышали? Даже если исполнителю вручить текст, разделенный "по Щербе", )))) он может петь себе на здоровье долгое "оооо" - но в закрытом слоге, который замыкается "ш", причем замыкание может быть как редуцированное, так и активное - спросите у духовиков и джазовых вокалистов ;)
Насчет распевания согласных - и об этом уже есть в теме. В.С.Высоцкий - замечательный пример, причем распевал он согласные хоть в начале слога, хоть в конце.
:) Если требует художественный замысел - что угодно можно тянуть нараспев, кроме разве что твердого и мягкого знаков ))))
Вспомните знаменитый хит Hushshshsh или рекламу Шшшшшшвепс ))))

А вообще спор ни о чем )) - хотя дискуссия интересная ))))
Я вот для себя открыл наличие двух школ деления/переноса :D
Но на практике вокалист будет петь так, как ему удобно и как задумано.
Если же он начнет лихорадочно рассуждать - по Щербе ему делить слоги, либо по Аванесову :D - то уподобится сороконожке, которая задумалась о порядке передвижения ног. Не до пения будет )))))))

"Пение по Щербе", "пение по Аванесову"... :eek: Мама моя дорогая :D
Не дай Бог в учебную программу внедрят. А нас такое недолго - всякую хрень регламентировать и принимать к руководсту...
 
  • Like
Реакции: megamediacreative
Я пользуюсь одной древней утилитой (во вложении). Недостаток ее в том, что в нее нельзя просто вставить текст, надо открывать заранее сохраненный текстовый файл.
В Сибелиусе в режиме ввода подтекстовки просто жмем Ctrl+V, с каждым нажатием очередной слог попадает из буфера под ноту. Если ошиблись, жмем Ctlr+Z, с каждым нажатием слоги переливаются обратно в буфер. Если теперь опять начать вводить текст, он пойдет с того слога, который последним попал в буфер.
В случае неслогового пробела ("в са-ду") порядок действий следующий: Ctlr+V (появляется "в"), backspace (курсор возвращается к "в"), Ctlr+Space, Ctlr+V и т.д.
 

Вложения

В старых советских изданиях все-таки "Раз-ва-ли-ну баш-ни", а не "Ра-звалину ба-шни".
 
теперь тема нуждается в голо-совалке: кто за какую "шк-олу".
Непременно! И кто за Щербу - тот совковый ретроград, а приверженцы Аванесова - продвинутые прогрессивные новаторы.
Есть еще исследователь Подрыв Устоев - у того вообще оригинальная метода. ))))
 
  • Like
Реакции: Stephan Vasylyshyn
и как задумано
Кем задумано? Я задал риторический вопрос. Вот для тех, кто задумывает, как раз полезно знать правила разбиения по слогам, а модуль сабжа поможет в этом.
делю "кош-ка" а не "ко-шка"))
Дело не в том, как Вы делите, а как проговариваете, а проговариваете Вы 100% "ко-шка" только быстро. Кстати, делите Вы по правилам переноса, т.е. не разбивая морфемы (переносить по строкам "ко-шка" нельзя, т.к. разбивается корень) :)
 
а проговариваете Вы 100% "ко-шка" только быстро.
Так я к чему клоню... для того, чтобы нормальному человеку нормально проговаривать (равно как и пропевать), вроде как подсказки не нужны)) Ну вот не могу я себе представить, чтобы вдруг пропеть "у чёррррррного моря" вместо у "чооооооорного моря"))

ЗЫ, кстати, всё-таки проговариваю я просто "кошка")) Слитно)
 
Никто никого не заставляет использовать данный модуль. Хотите попи...деть - есть раздел "разговорчики". Прошу писать по существу: либо с указанием на ошибку работы модуля, либо с предложениями улучшения функционала. Кому нужен модуль, тот сам решит его использовать.
 
Не попи...деть, а поучаствовать в живейшей теоретической дискуссии заданной в первом же сообщении топика. В части, касающейся именно разъяснения:

при аранжировке, при нейминге необходимо знать эту процедуру.


Я вот тридцать лет занимаюсь аранжировкой, а процедуры, выходит, не знал. Так что всё по существу. Разбираемся.
 

Сейчас просматривают