Раз уж вы тему начали в этом ключе (компрессия), я в этом и продолжу. Сразу делаю сноску - я писал в основном только рэп в продвинутых домашних и сильно бюджетно студийных условиях, поэтому для многих нижесказанное может оказаться мимо кассы - особенностей записей других стилей я не знаю.
Перекомпрессия - страшное дело. Просто выноси святых, причем последствия ее отчетливо слышны даже на "профессиональных" записях. Вот пример, вышедний в 2005 на Rap Recordz альбом группы ТыТруп - "Строго". Чего либо более жуткого в плане перекомпрессии по-моему просто не представить. Всем советую иметь в коллекции, как ориентир - если ваша запись стала похожа, значит дела плохи. Но там в общем-то дилетанты альбом делали. Но это один пример. Вот еще был в 2003-ем альбом П-13, "Провокация". Лучший, между прочим, альбом 2003-го года в жанре. Сводили и мастерели его лучшие специалисты страны, причем какое-то несусветное время - в районе года. Одна проблема - мне довелось слышать исходный материал, так вот он качал, пер и втыкал, что напрочь отсутствовало в финальном релизе. Дико обидно, но я лично так и не смог слушать этот альбом в итоговом варианте, потому что уши "знали" как оно должно звучать. Ну ладно, это типа вступление.
1) Начинаем запись. Нашли расстояние от рта до микрофона, подобрали уровень на преде, уровень записи. Делаем тестовый прогон, калибруем голос. Тут тонкость номер раз. Как обычно советуют? Пишите под -1 (ну и ваще как можно громче), мол шумы будут тише относительно полезного сигнала. Это, конечно, хорошо и правильно, но на практике приводит к тому, что неопытный вокалист (который чаще всего сам себе же звукоинженер) вынужден будет при записи себя ограничивать, чтобы не попасть в клип, что зачастую на практике приводит к полному отстутствию выразительности. Помните - на записи вы должны чувствовать себя кофмортно, не обращая внимания на технические тонкости. Ну а неравномерная динамика исполнения - это главная особенность рэпа. Поэтому я советую уровень записи все-таки понизить (если пишите в 24 бита и есть такая возможность; если 16 - то там уже нужно думать прежде чем).
2. Из первого пункта вытекает то, что шумы нам неизбежно предстоит чистить, во-первых потому, что писали не с максимальным уровнем, во-вторых, потому что в дальнейшем мы будем сигнал нормализовывать, а вы знаете что будет с шумом при нормализации. Для чего это надо (нормализация)? Легко записать одну композицию, чтобы она звучала пристойно. А вот записать 10 композиций чтобы они звучали похоже - это уже гораздо сложнее. То есть вы неизбежно наткнетесь рано или поздно, что разные песни у вас звучат
ну совсем по разному и что делать с этим непонятно. Поэтому мы боремся за унификацию (в разумных конечно пределах, пресет "жир" мы не ищем). Поэтому мы будем делать нормализацию, затем компрессию, затем снова нормализацию. Если
не чистить шумы - они станут громче
при таком раскладе. Поэтому нам нужно чтобы их не было совсем. Окей. Имеем свежезаписанную акапеллу. Захватываем образ шума из абстрактной тишины. Кормим его шумодаву. Только слушать при этом нужно не результат, а удаляемое. Мы ищем баланс между тем, чтобы в удаляемом было не разобрать слов
, но чтобы при этом же абстрактная тишина, с которой собственно захватывали - была как можно ближе к тишине реальной.
3. Имеем почищенную от шумов акапеллу. Звучит как запись новогодней елки, это пока так и должно быть. Переходим к компрессии. В чем вообще основная проблема? Основная проблема в том, что порогу компрессора абсолютно пофиг
почему сигнал его переходит. Это может быть срыв (то, собственно с чем мы боремся компрессией), может быть гейн банально был больше на этом дубле, а может это фишка исполнения. Если мы компресснем весь трек компрессором одинакого, то мы неизбежно убьем в нем фишки. Итак. Делам записанное на логические участки, ровные куски, акценты и т.д. Сохраняем их в разные клипы, при этом не теряя общий таймлайн исполнения (удобно в Audition). Теперь каждый кусок нормализуем
отдельно. О реалистичности пока не паримся, баланс громкости естественно слетает, но это не суть. Это нам нужно чтобы под каждый тейк заново не искать порог компрессора, а отталкиваться от своих базовых пресетов, экономим свои усилия, чтобы потом не запутаться. Теперь начинаем компрессировать клипы, опять же раздельно. Порог ищем на слух. Ратио обычно прокатывает от 1,5 до 3. Здесь хорошо работает правило обратной зависимости, если кусок и так звучит равномерно, то ему не страшна чуть более сильная компрессия, если акцент задумывался, то тогда ратио следует понизить (это касается и подбора атаки и релиза). Но вообще, конечно, комперссировать нужно примерно одинакого, потому что потом всю нашу мозаику будут слушать в одном треке. Зачем мы вообще все это затеяли, всю это нарезку и т.д., вроде же идиотизм со стороны? Дело в том, что громкость прочитанного слова мало зависит от уровня сигнала. То есть если что-то должно звучать громче, то она должно быть
прочитано громче, гейном в секвенсоре ты фиг потом из тихого слова громкое сделаешь, она так и останется тихим - только громче звучать начнет.
4. Отплющили. Теперь снова нормализуем. Это делаем опять же чтобы не путаться, когда композиций много - чтобы одинакого звучали. То есть трек с вокалом во всех проектах у нас будет при одинаковом значении уровня звучать с одинаковой громкостью. Вот теперь можно отодвигать его и заново выстраивать баланс громкости, гейном отдельных клипов (а гейном всего канала следим чтобы звучало одинакого во всех проектах). Если звучит нереалистично, чувствуется что была нарезка - значит либо на куски нарезали неправильно, либо отплющили неправильно. Возвращаемся и переделываем. С опытом придет.
Про ревер потом расскажу, запарился немного.
Вот примерно в таком аспекте. Это все IMHO. А может ваще прогон, но я так делал и мне нравилось.