Поделитесь сетапом записи голоса?

  • Автор темы Автор темы tim_ka
  • Дата начала Дата начала

tim_ka

Начальная школа
26 Янв 2005
1.898
281
0
25
DC, MD, VA
Посетить сайт
Интересует процесс записи голоса на комп

1. какие железки и софт, и в какой последовательности ставите
2. установки стандартные по дефолту (параметры компрессии, эквализации, и прочее)
3. Какие тонкости-сложности?

----------------------------------
Ps про "верить своим ушам" я знаю
 
а какого уровня советы интересуют-то?
а то тут кто-то для голливуда пишет хиты.
кто-то дл ясебя дома в мик вход карты..
итп..

лично я пишу - глотка - попскрин- мик - преамп - карта
всё просто ) настраиваю уровни чтоб на форсаже вокалиста не клипило, и всё.
дальше в софте если без претензий на супер пупер, вавес р вокс, может эксайтера чуток, дилэй ревер. если голос в даблтрэк то вообще мясо.
зы - пишу мяталл с непрофессионалами...
 
перед звуковой картой только мик преамп.
вавез р вокс - это и есть компрессор.
вообще ставлю то что понравится, рвокс, винтаж вормер.
ну эквалайзером чуток правлю.
диэссер - нет, с попскрином и моим миком пока свиста не ловил. не было поп скрина (на первых опытах) - свист не смог задавить никаким диэссером.. весь сигнал умирал со свистом )
 
а что за мик?
попскрин, кстати, самому можно сделать, интересно?

[ADDED=tim_ka]1132651644[/ADDED]
PS меня интересует в основном то что до дорожки, а не то, что потом на вок трек вешается.. Стоит ли компрессировать и насколько, например.
 
мик АТ4040, преамп дигилаб
попскрин сделать можно, здесь где-то обсуждалось это дело... я покупал чтоб не мучаться.. хороший попскрин с креплением на стойку итп...

[ADDED=buncker]1132651808[/ADDED]
а зачем что-то вешать до записи? еслиб у меня был компрессор мягкий вокальный, чтоб не гадил а чуток поджимал и от клипов спасал, и работал незаметно.. то ставил бы. но это баков 400 наверное.. у Лонга..
 
Вот именно чтобы от клипов спасать
а чуток поджимать, а не сильно - так для этого регуляторы есть на ём, я так понимаю?
об их и вопрос )))
 
=)))))
ты хочешь спросить какие установки нужно сделать на гипотетическом компрессоре чтоб было круто? :Pray:

[ADDED=buncker]1132652937[/ADDED]
ну пусть вокалер в него пошумит.. в мик этот... а ты компрессор покрути... сделай несоклко дублей...
бывают же компрессоры вообще полностью автоматические.. итп..
типа большая крутилка "уколбасить сигнал" =))
 
попскрин - октава 319А - преамп/компрессор ART Tube Pac - ESI WT192L. Компрессор именно мягкий, чтоб чуток прибить "выстрелы", трешхолд около -6, остальные параметры сейчас не помню (как накрутил года полтора назад, так и стоит). Ратио где-то 1/3.2 вроде бы. Регулировок у компрессора немного, и это я ставлю в плюс - спасает от соблазна потонуть в экспериментах :biglaugh: Вычурную динамику не накрутишь (а надо ли при трекинге?), но и откровенного брака не напорешь. Короче, мне приборчик нравится (строго ИМХО :umnik:)

А в попскрине главный цимус, как я уже где-то тут писал - это "шланг", на котором он крепится. Удобно и эстетно. Саму раму, в принципе, можно заменить по бедности и сирости пяльцами с натянутым чулком. Видел такую конструкцию у знакомых).
 
Раз уж вы тему начали в этом ключе (компрессия), я в этом и продолжу. Сразу делаю сноску - я писал в основном только рэп в продвинутых домашних и сильно бюджетно студийных условиях, поэтому для многих нижесказанное может оказаться мимо кассы - особенностей записей других стилей я не знаю.

Перекомпрессия - страшное дело. Просто выноси святых, причем последствия ее отчетливо слышны даже на "профессиональных" записях. Вот пример, вышедний в 2005 на Rap Recordz альбом группы ТыТруп - "Строго". Чего либо более жуткого в плане перекомпрессии по-моему просто не представить. Всем советую иметь в коллекции, как ориентир - если ваша запись стала похожа, значит дела плохи. Но там в общем-то дилетанты альбом делали. Но это один пример. Вот еще был в 2003-ем альбом П-13, "Провокация". Лучший, между прочим, альбом 2003-го года в жанре. Сводили и мастерели его лучшие специалисты страны, причем какое-то несусветное время - в районе года. Одна проблема - мне довелось слышать исходный материал, так вот он качал, пер и втыкал, что напрочь отсутствовало в финальном релизе. Дико обидно, но я лично так и не смог слушать этот альбом в итоговом варианте, потому что уши "знали" как оно должно звучать. Ну ладно, это типа вступление.

1) Начинаем запись. Нашли расстояние от рта до микрофона, подобрали уровень на преде, уровень записи. Делаем тестовый прогон, калибруем голос. Тут тонкость номер раз. Как обычно советуют? Пишите под -1 (ну и ваще как можно громче), мол шумы будут тише относительно полезного сигнала. Это, конечно, хорошо и правильно, но на практике приводит к тому, что неопытный вокалист (который чаще всего сам себе же звукоинженер) вынужден будет при записи себя ограничивать, чтобы не попасть в клип, что зачастую на практике приводит к полному отстутствию выразительности. Помните - на записи вы должны чувствовать себя кофмортно, не обращая внимания на технические тонкости. Ну а неравномерная динамика исполнения - это главная особенность рэпа. Поэтому я советую уровень записи все-таки понизить (если пишите в 24 бита и есть такая возможность; если 16 - то там уже нужно думать прежде чем).

2. Из первого пункта вытекает то, что шумы нам неизбежно предстоит чистить, во-первых потому, что писали не с максимальным уровнем, во-вторых, потому что в дальнейшем мы будем сигнал нормализовывать, а вы знаете что будет с шумом при нормализации. Для чего это надо (нормализация)? Легко записать одну композицию, чтобы она звучала пристойно. А вот записать 10 композиций чтобы они звучали похоже - это уже гораздо сложнее. То есть вы неизбежно наткнетесь рано или поздно, что разные песни у вас звучат ну совсем по разному и что делать с этим непонятно. Поэтому мы боремся за унификацию (в разумных конечно пределах, пресет "жир" мы не ищем). Поэтому мы будем делать нормализацию, затем компрессию, затем снова нормализацию. Если не чистить шумы - они станут громче при таком раскладе. Поэтому нам нужно чтобы их не было совсем. Окей. Имеем свежезаписанную акапеллу. Захватываем образ шума из абстрактной тишины. Кормим его шумодаву. Только слушать при этом нужно не результат, а удаляемое. Мы ищем баланс между тем, чтобы в удаляемом было не разобрать слов :), но чтобы при этом же абстрактная тишина, с которой собственно захватывали - была как можно ближе к тишине реальной.

3. Имеем почищенную от шумов акапеллу. Звучит как запись новогодней елки, это пока так и должно быть. Переходим к компрессии. В чем вообще основная проблема? Основная проблема в том, что порогу компрессора абсолютно пофиг почему сигнал его переходит. Это может быть срыв (то, собственно с чем мы боремся компрессией), может быть гейн банально был больше на этом дубле, а может это фишка исполнения. Если мы компресснем весь трек компрессором одинакого, то мы неизбежно убьем в нем фишки. Итак. Делам записанное на логические участки, ровные куски, акценты и т.д. Сохраняем их в разные клипы, при этом не теряя общий таймлайн исполнения (удобно в Audition). Теперь каждый кусок нормализуем отдельно. О реалистичности пока не паримся, баланс громкости естественно слетает, но это не суть. Это нам нужно чтобы под каждый тейк заново не искать порог компрессора, а отталкиваться от своих базовых пресетов, экономим свои усилия, чтобы потом не запутаться. Теперь начинаем компрессировать клипы, опять же раздельно. Порог ищем на слух. Ратио обычно прокатывает от 1,5 до 3. Здесь хорошо работает правило обратной зависимости, если кусок и так звучит равномерно, то ему не страшна чуть более сильная компрессия, если акцент задумывался, то тогда ратио следует понизить (это касается и подбора атаки и релиза). Но вообще, конечно, комперссировать нужно примерно одинакого, потому что потом всю нашу мозаику будут слушать в одном треке. Зачем мы вообще все это затеяли, всю это нарезку и т.д., вроде же идиотизм со стороны? Дело в том, что громкость прочитанного слова мало зависит от уровня сигнала. То есть если что-то должно звучать громче, то она должно быть прочитано громче, гейном в секвенсоре ты фиг потом из тихого слова громкое сделаешь, она так и останется тихим - только громче звучать начнет. :)

4. Отплющили. Теперь снова нормализуем. Это делаем опять же чтобы не путаться, когда композиций много - чтобы одинакого звучали. То есть трек с вокалом во всех проектах у нас будет при одинаковом значении уровня звучать с одинаковой громкостью. Вот теперь можно отодвигать его и заново выстраивать баланс громкости, гейном отдельных клипов (а гейном всего канала следим чтобы звучало одинакого во всех проектах). Если звучит нереалистично, чувствуется что была нарезка - значит либо на куски нарезали неправильно, либо отплющили неправильно. Возвращаемся и переделываем. С опытом придет.

Про ревер потом расскажу, запарился немного. :)

Вот примерно в таком аспекте. Это все IMHO. А может ваще прогон, но я так делал и мне нравилось.
 
Ulfsark:
Пардон, не понял. Ты имеешь в виду \"пишем шум тракта без вокала и скармливаем шумодаву\"? Если так - согласен.

Нет, нет, нет. Шум тракта нужно писать именно не раздельно с тейком голоса, а брать образ каждый раз именно из него по новой. Потому что вчера так ручка у преампа стояла не так, как сегодня, а позавчера ваще сверлили в соседнем подъезде - всегда образ шума разный будет. Ну а так естественно, под тишиной я и имел ввиду места записи, в которых нету полезного сигнала - паузы там, начало, конец.
 
Ноw Еасы Яы:
Вот пример, вышедний в 2005 на Рап Рецордз альбом группы ТыТруп - \"Строго\". Чего либо более жуткого в плане перекомпрессии по-моему просто не представить. Всем советую иметь в коллекции, как ориентир - если ваша запись стала похожа, значит дела плохи
ой и не говори...ужас божий
 
возможно у меня стилистика дургая (у меня ыанера любой фон маскирет =))) ), но я уже не помню когда я юзал шумодавы. аккуратно настроенный гейт помогает во всех случаях (от шумодавов мурашки по коже). разве возможно шепот он и не спасёт, хот яшёпот нужно пистаь не так как пенсие во всю глотку имхо )
 
buncker:
ты хочешь спросить какие установки нужно сделать на гипотетическом компрессоре чтоб было круто?

Я спросил, чего хотел спросить - установки по дефолту, от которых плясать, чтобы сверить со своими. И люди вроде поняли, спасибо за ответы! :thumbsup:
 
tim_ka
ок, как скажешь =)
хотя 1 к 3-м и слоу аттак на разных компрессорах будут нести разные результаты. ИМХО.
и ещё, моё ооочень лично ИМХО. Если можешь настроить компрессор сам, то вопросов вроде как не будет.
если нет, то ставить компрессор при записи сразу - имхо гиблое дело.

я не настаиваю, я высказываю своё мнение.
даже если взять такой вариант - человек вдруг захотел на форсаже фразу спеть.. компрессор отработал "как-то" (полагаю экстремально )и не дал перегрузить карту, но скорее всего этот тэйк будет испорчен.
имхо опять же...
 
Изи Джей - а не мог бы ты описать кимнату, где пишетесь? а то шумы (нормальном)АЦП, по идее , даже при гейне 20 дб после шамашедешей кампрессии не должны лезть, тока если из помещения/преампа. сам репчину делаю... вот октавку 319 купил, жду ператрон теперь, карта джульетка. железнаго кампрессора не тоже.
зы : вроде как щитаетса, что на рэп вокале понятия такого как перекомпрессия не существует? можбыть просто атака/релиз неправильные?

[ADDED=daicehawk]1132664625[/ADDED]
Изи Джей - а не мог бы ты описать кимнату, где пишетесь? а то шумы (нормальном)АЦП, по идее , даже при гейне 20 дб после шамашедешей кампрессии не должны лезть, тока если из помещения/преампа. сам репчину делаю... вот октавку 319 купил, жду ператрон теперь, карта джульетка. железнаго кампрессора не тоже.
зы : вроде как щитаетса, что на рэп вокале понятия такого как перекомпрессия не существует? можбыть просто атака/релиз неправильные?
 
Изи Джей - а не мог бы ты описать кимнату, где пишетесь? а то шумы (нормальном)АЦП, по идее , даже при гейне 20 дб после шамашедешей кампрессии не должны лезть, тока если из помещения/преампа.

Ну в разных комнатах писаться доводилось. Но как правило очень маленькие все. Микрофон - смотрим направленность и естественно отворачиваем от источников шума (кулер там, холодильник ваще можно выключить, а то бывает засирал пару раз отличные тейки). С будками и звукоизоляцией не заморачивался как-то - ковры в общем-то спасают, напротив чтобы стены ревер не создавали.

Тока ты не уловил, по-моему главного. Шумы у нас лезут не вообще, а именно из-за описанного мною способа. Нормализация - она гейн. Нормализовал, потом в хосте убавил звук - пропорция звук/шум не изменилась. А вот если ты нормализовал после компрессии, то тогда полезный сигнал стал тише, а шумы громче. В этом подстава. Ну и плюс то, что я советовал оставлять запас по динамическому диапазону для изысков исполнения, а не писать под (-1). Это же опять же приводит к тому, что полезный сигнал тихий, а шумы такие же.

вроде как щитаетса, что на рэп вокале понятия такого как перекомпрессия не существует? можбыть просто атака/релиз неправильные?

Ну если русский продукт слушать, то тогда - да, можно считать, что нет такого понятия. :) Потому что всюду одинакого пожато. А вот если слушать качественную фирму внимательно - то можно просто обалдеть от того, как партии меняются по громкости произношения отдельных участков текста, сохраняя по фактическому уровню примерно одинаковую громкость. Нет, перекомпрессия - это большая проблема, и именно с рэпом она проявляется во всей красе.

В этом собственно кач и есть, и во многом то, о чем мы сейчас говорим пересекается с моей подписью - как компрессировать так, чтобы "площе" не звучало. :)

[ADDED=Now Easy Jay]1132666962[/ADDED]
Вот если есть под рукой Eminem - "Show", 2002, зацени трек за номером 19 (My Dads Gone Crazy), так такие переходы по динамике - обалдеть можно. И прикинь что было бы если бы там компрессировать равномерно, и не выруливать громкость, силу комперссии вручную для каждого участка отдельно. Особенно хорошо слышно на участке 0:43 - 1:06. Обрати внимание как резко волной нарастает, а потом опять становится тише.

Мне вот тут говорят, что правильней будет просто автоматизировать компрессор, ну и гейна кривую (ломаную в смысле) в хосте тоже выстраивать. Наверное так даже лучше, но по-моему так сложнее намного. Но и гибче, с другой стороны. В общем пробовать надо, друзья. :beer:
 
buncker:
хотя 1 к 3-м и слоу аттак на разных компрессорах будут нести разные результаты. ИМХО.

Адназначна. Даже на софтовых компрессорах (хотя чего там, казалось бы? алгоритм известен, считай себе да считай) настройки не очень-то переносятся промеж разными "моделями". Иначе не было бы тут стольких тёрок о том "какой компрессор и для чего лучше". А в случае с железками и подавно.
 
Ребята, может уже договоримся, что если есть понятие "компрессор", то о нем можно говорить в каких-то терминах, иначе общение вообще теряет смысл - если нет повторимости, тогда и нет понятия, а если режисер в книжке пишет, что использует 20/200 1/4, значит это 20 миллисекунд, которые и в африке миллисекунды, и в четыре раза, которое и в африке четыре, а дальше ежу понятно, что надо настраивать. Но согласитесь это большая разница с 200/50 и 1/50? Если согласны, то есть смысл говорить, если - нет я умолкаю и согласен что вопрос некорректен.

tim_ka:
Ps про \"верить своим ушам\" я знаю

[ADDED=tim_ka]1132676958[/ADDED]
Ulfsark:
стольких тёрок
Самые крутые терки - это какой микшер лучше месит, если уж на то пошло. Тогда нам вообще не о чем говорить, потому что каждая прога, если ориентироваться на "крутизну терок", дает свой микс.
 
Ребята, может уже договоримся, что если есть понятие \"компрессор\", то о нем можно говорить в каких-то терминах, иначе общение вообще теряет смысл - если нет повторимости, тогда и нет понятия, а если режисер в книжке пишет, что использует 20/200 1/4, значит это 20 миллисекунд, которые и в африке миллисекунды, и в четыре раза, которое и в африке четыре, а дальше ежу понятно, что надо настраивать. Но согласитесь это большая разница с 200/50 и 1/50? Если согласны, то есть смысл говорить, если - нет я умолкаю и согласен что вопрос некорректен.

Дык не в том дело даже, что разные компрессоры трактуют по-разному настройки. Это как раз (строго IMHO), они делают примерно одинакого - я сравнивал некоторые, разница слышна, но она явно не разницой в трактовке миллисекунд или разов обусловленна. Тут в другом дело. Вот смотри, на пальцах если брать:

Жмется у тебя то, что попадает выше порога. И соотвественно сигнал отсчитывается у тебя тоже от порога, насколько он выше. И вот эта разница вот и жмется в пропорции 3:1, скажем. То есть если у тебя порог в первом случае такой, а во втором такой, то это совсем разные 3:1 получаются, один и тот же 3:1 в зависимости от порога по-разному совершенно сожмет одни и те же пики. Правильно? Правильно. А вот порог-то у всех разный, не машины вроде у нас вокал пока что исполняют, да и пишется он в разных условиях. Он может быть записан громко, может быть тихо, может быть шепотом, а может быть криком, да даже один и тот же вокал может быть записан под -1, а может под -5. Ну и эстетически исходя из этого, ты разного пытаешься добиться - нет же такого понятия "правильная" компрессия? Ну и как ты предлагаешь найти порог "среднестатистический"? Не от балды же в компрессорах хренотень такая забавная по предаточной характеристике прыгает, а как раз для удобства поиска порога. А если его не знать, то все остальные настройки смысл теряют. Не понимаю, какие цифры вы хотите узнать.
 
В общем я согласен но
Now Easy Jay:
да даже один и тот же вокал может быть записан под -1, а может под -5.
как раз для этого существует нормализация.

Я не ищу среднестатистический порог, я спрашиваю про разумные дефолтные установки, с которых человек начинает работать. Или ты хочешь сказать что каждый начинает вертеть ручки искать каждый раз по-новой? есть люди которые вообще могут не слушать, ставят ручечки и картинка уже более-менее. А дальше уже строится все. Вобщем я устал доказывать что я говорю не о красной кнопке кайф, если людям нравится это видеть в вопросах, это их проблемы, пусть возмут любую именитую книжечку и увидят, что люди пишут КАК НАДО ДЕЛАТЬ, с каких установок начинать, на каких частотах производить эквализацию, с какими временами выводить компрессию и так далее и тому подобное - люди опытные об этом пишут.
 
tim_ka
давай, убивай нормализацией вокал, молодец, сорри за резкость
насчет какие частоты, дык разные они у баритона-одни, у тенора другие, а у Васи-шансонье-стреляться можно, писать надо максимально громкий сигнал для нормального соотношения сигнал/шум, ну можно чуток комрпессануть (я обычно 1/2 поджимаю, или заставляю перепеть если совсем большие перепады ), далее идет чистка вокала от всякой грязи что налезла во время записи, шумы плевки итд итп, далее выравнивание!!!!! громкости трека или ручками или автоматизацией (кому как нравится) и только потом EQ,Compression, Rever, Delay ну на что еще фантазии хватит...где-то так, а эквализовать вокал надо так, что он звучал ЕСТЕСТВЕННО!!!(ну верха подкрасить немного, но без фанатизма) и никакими общими установками ты этого не добьешься......
 
смотря как нормализовать, не прими на свой счет, плз, просто не раз встречал умельцев которые нормализацией ТАК губили звук, говоря-ну вот теперь звучит ровно по громкости (сплющивая его хлеще депеш мода на последнем альбоме), сорри за флейм, и еще раз не принимай на свой счет
 
tim_ka
какой-то ты нервный.. так получается, что люди не умеют читать мысли, а умеют читать текст. подумай об этом. моя работа - следить за форумом, и делать я могу это только по тому тексту что здесь пишут... и на вопрос "дайте установки по дефолту" - что ещё можно подумать? надеюсь не только ты это прочитаешь....
PS - для дефолтовых настроек просто беру какой-нибудь "именитый" плагин, и смотрю что там накручено в пресетах, если есть необходимость...
PPS я кстати обычно вешаю компрессор в группу, и рулить можно уже громкостями тех трэков что направленны в группу.. можно и жару поддать, а можно "притихнуть"...
 
loDJica:
далее идет чистка вокала от всякой грязи что налезла во время записи, шумы плевки итд итп,
Вот про этот момент можно малость подробнее? Одно дело широкополсные шумы, с ними вроде все боль-мень ясно, другое - плевки итп. Как лучше забарывать?
 
смотря как нормализовать

Народ, вы определитесь, о какой нормализации идет речь. В том же Фордже есть пиковая (безвредная, имхо, т.к. просто умножение на некий коэффициент) и по среднему уровню (ужоснах).
 
Во-во! На счет нормалайза, эт вопрос...
А в СОнаре, к примеру в аудиоэхфектах, пиковый нормалайз?
 

Сейчас просматривают