По поводу одного или двух сабов. Во-первых в большинстве случаев используются фильтры второго, максимум четвертого порядка. А это значит что часть средних частот все равно воспроиводится. Потом сама головка проиводит кое-какие шумы подвижной системы, а если фазоинвертор, особенно маленький, то от него идут шумы не только по средним, но даже и по высоким. Вот почему и просходит локализация саба. Если все частоты которые им излучаются не поднимаются выше 300 Гц, то никакой локализации не будет, т.е. второй саб смысла не имеет.
Какой должен быть правильный саб?
1. С фильтром четвертого порядка. Для этого используют обычно последовательно два фильтра второго порядка. Причем достаточно регулировать частоту настройки одного из них, а второй может быть фиксированным на верхнем краю регулировки. Характеристика регулировки получается даже более естественная, учитывая завал частот самой головки.
2. Объем саба должен быть большим, а фазоинвертор иметь площадь выше критической, при которой он начинает посвистывать и посапывать... Головка должна быть быстрой, а значит достаточно жесткой и мощной. Лучше всего для этого подходят сценические головки, сравнительно большого диаметра (10-12 дюймов) а они требуют большого объема ящика.
3. Желательно головку в сабе и сам саб расположить так, чтоб вы ее не видели, ибо высокие частоты плохо огибают предметы и паразитные шумы будут отфильтровываться естественным образом.
Я себе сделал саб исходя из этих соображений на замечательной концертной сабовой головке фирмы SICA и направил и головку и фазоинвертор в пол, поставив саб на ножки как табуретку (ножки покороче конечно
) и расположив ее за большим столом, вне видимости. Никакой локализации саба не наблюдается...
По идее фильтр для мониторов при этом не нужен. Надо так выбрать частоту среза и громкость саба, чтоб он компенсировал естественный завал мониторов, а не перетягивал одеяло на себя, т.е. громкость саба выбирается такой чтоб он только компенсировал низкие частоты, а не превращался в бум-бум ящик как в кинотеатрах...