Вопрос по тональности

Nick Kood

New Member
5 Янв 2017
4
0
1
34
Здравствуйте, уважаемые форумчане.

Начал писать музыкальное произведение, решив обозначить основные аккорды или мелодию баса.

Первым слух зацепило сочетание Си-Ми-Соль (B-E-G)
Следующим решил поставить Ля-Ре-Фа (А-D-F)

Посмотрев некоторые обучающие материалы по теории построения аккордов, сделал вывод, что первый аккорд Си-Ми-Соль (B-E-G), от которого видимо и нужно отталкиваться в поиске общей тональности (если я неправ, исправьте пожалуйста) является производным от аккорда Ми Минор (Em): Ми-Соль-Си (E-G-B).
Если вышеизложенное верно, возникает проблема со следующим аккордом: в тональности Ми Минор есть диез, и это Фа Диез (F#). Во втором аккорде Фа идет без диеза (F). Что же делать, звучит же вроде гармонично?

Вопрос 1: Правильные ли сделаны выводы в вышеизложенном?
Вопрос 2: Считается ли в данном случае, что все произведение для соблюдения правил музыкальной гармонии должно быть написано в тональности первого аккорда, а именно в тональности Ми Минор (Em)?
Вопрос 3: Что делать со вторым сочетанием нот/аккордом?

Заранее всем большое спасибо за конструктивные ответы!
 
Вопрос 2: Считается ли в данном случае, что все произведение для соблюдения правил музыкальной гармонии должно быть написано в тональности первого аккорда?
Нет. Первый аккорд не обязательно может быть построен на первой ступени. Например: | Em A | Dm G | C | C | (тональность "до-мажор" и первый аккорд построен на третьей ступени звукоряда).
Да и маловато двух аккордов для определения тональности. Даже "жаргонный шансон" имеет три аккорда - Тоника, Субдоминанта, Доминанта. Может с этого начнете осваивать построение аккордов и гармонических последовательностей?
Но если вы все же хотите чтобы первый аккорд таки был "Тоникой", тогда желательно для начала учитывать ключевые знаки и движение по кварто-квинтовому кругу.
 
  • Like
Реакции: Nick Kood
Нет. Первый аккорд не обязательно может быть построен на первой ступени. Например: | Em A | Dm G | C | C | (тональность "до-мажор" и первый аккорд построен на третьей ступени звукоряда).
Да и маловато двух аккордов для определения тональности. Даже "жаргонный шансон" имеет три аккорда - Тоника, Субдоминанта, Доминанта. Может с этого начнете осваивать построение аккордов и гармонических последовательностей?
Но если вы все же хотите чтобы первый аккорд таки был "Тоникой", тогда желательно для начала учитывать ключевые знаки и движение по кварто-квинтовому кругу.

Большое спасибо!
Я собираюсь в дальнейшем написать еще как минимум 2 аккорда, чтобы получить в итоге 4. Следующий этап - написание мелодии, так называемого Hook'a. Но её необходимо писать, насколько я понимаю, уже имя перед глазами ограничение из семи нот определенной тональности для получения гармоничного созвучия с аккордами/басом, верно?
Вопросы мои собственно и обусловлены сомнениями, какие ноты использовать для дальнейших попыток построения аккордов, а в дальнейшем мелодии.
Или не стоит об этом думать на данном этапе, а просто импровизировать, пробуя использовать любые аккорды любых тональностей?
 
1. Нет
2. Нет
3. Ничего

Я правильно понимаю, что вы "сочинили" эти два аккорда?
Потом еще планируете 2 аккорда к ним сочинить, а потом уже под них писать мелодию?
Если это так, то ничего ценного или интересного из этого не выйдет для 99,99% случаев.
 
Вопрос 1: Правильные ли сделаны выводы в вышеизложенном?

сделал вывод, что первый аккорд Си-Ми-Соль (B-E-G)
является производным от аккорда Ми Минор (Em): Ми-Соль-Си (E-G-B).
Верно. Такие производные называются обращениями.

первый аккорд Си-Ми-Соль (B-E-G), от которого видимо и нужно отталкиваться в поиске общей тональности
Неверно. Первый аккорд не задаёт тональность. Более того, даже заканчивать произведение, вообще говоря, можно не в тонику. Что уж говорить о смене тональности, модуляциях и т д.

Если вышеизложенное верно, возникает проблема со следующим аккордом: в тональности Ми Минор есть диез, и это Фа Диез (F#). Во втором аккорде Фа идет без диеза (F). Что же делать, звучит же вроде гармонично?
Ну раз звучит гармонично, значит ничего делать не нужно :) Но звучать гармонично может, например, потому, что аккорды ми-минор и ре-минор являются соответственно доминантным и субдоминантным трезвучиями в тональности ля-минор. Но это лишь один из способов рассмотрения. Существуют ещё различные лады. Например, фригийский лад от ми, как раз будет без фа-диеза.

Вопрос 2: Считается ли в данном случае, что все произведение для соблюдения правил музыкальной гармонии должно быть написано в тональности первого аккорда, а именно в тональности Ми Минор (Em)?
Разумеется нет, так как первый аккорд не определяет тональность.

Вопрос 3: Что делать со вторым сочетанием нот/аккордом?
Ничего не делать. Точнее так: что хотите, то и делайте. Вы ж композитор. А различные теории гармонии - это всего лишь сопутствующие инструменты, эдакие карты местности: какими стандартными путями можно пойти. Но никто не мешает идти и другими, если звучит хорошо.
 
  • Like
Реакции: Modus и Nick Kood
1. Нет
2. Нет
3. Ничего

Я правильно понимаю, что вы "сочинили" эти два аккорда?
Потом еще планируете 2 аккорда к ним сочинить, а потом уже под них писать мелодию?
Если это так, то ничего ценного или интересного из этого не выйдет для 99,99% случаев.

Все верно, эти два аккорда (точнее это последовательности нот для басс партии) я "сочинил" или подобрал случайно и планирую дописать еще два, затем мелодию.

По вашему опыту, почему такой путь настолько уверенно можно назвать тупиковым?
 
Способин - Элементарная теория музыки
самый правильный путь , прочитать столько раз пока не отложится в памяти ...
https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1599085

это лучшая книга по теории для начинающих , да и до сих пор во всех ДМШ , и среднеспециальных учебных заведениях по ней занимаются...
 
Последнее редактирование:
Верно. Такие производные называются обращениями.


Неверно. Первый аккорд не задаёт тональность. Более того, даже заканчивать произведение, вообще говоря, можно не в тонику. Что уж говорить о смене тональности, модуляциях и т д.

Ну раз звучит гармонично, значит ничего делать не нужно :) Но звучать гармонично может, например, потому, что аккорды ми-минор и ре-минор являются соответственно доминантным и субдоминантным трезвучиями в тональности ля-минор. Но это лишь один из способов рассмотрения. Существуют ещё различные лады. Например, фригийский лад от ми, как раз будет без фа-диеза.

Разумеется нет, так как первый аккорд не определяет тональность.

Ничего не делать. Точнее так: что хотите, то и делайте. Вы ж композитор. А различные теории гармонии - это всего лишь сопутствующие инструменты, эдакие карты местности: какими стандартными путями можно пойти. Но никто не мешает идти и другими, если звучит хорошо.

Elle, очень признателен за такой подробный ответ! И за новые для меня термины и понятия, по которым явно имею пробелы и которые буду изучать :)
 
Все верно, эти два аккорда (точнее это последовательности нот для басс партии) я "сочинил" или подобрал случайно и планирую дописать еще два, затем мелодию.

По вашему опыту, почему такой путь настолько уверенно можно назвать тупиковым?
Ваше "сочинение" этих аккородов и потом подбор мелодии или баса под них это примерно как если я сочиню, что 7х8=56, а 6х4=24. А потом найду ряд чисел на которые делятся 56 и 24. Круто правда? Какова ценность моего сочинительства для любого мало мальски знающего математику?
Изучайте классическую гармонию, слушайте много разной музыки, изучайте теорию и практику композиции и тогда вам не придется изобретать велосипед.
Успехов в обучении!
 
  • Like
Реакции: Nick Kood
Выложили бы послушать то, что обсуждается)
[DOUBLEPOST=1487104092][/DOUBLEPOST]Если звучит гармонично, зачем задумываться о том, что это за аккорды и тональности? Запомнить и использовать в будущем?
 
Чтобы тональность определить послушайте на кокой ноте в вашем проигрыше можно поставить точку. Если взять как вы написали аккорды
"Си-Ми-Соль (B-E-G)"
а за ним "Ля-Ре-Фа (А-D-F)", то после этого точку можно поставить на ноте ми, её можно расценивать как тонику (ну и аккорд Ми минор), правда действительно второй аккорд тогда необычный получается, но нота фа - это вторая ступень для тональности ми минор и есть такая штука как альтерация в ней можно понижать вторую ступень в миноре. Тогда нота фа диез превратиться в фа бекар (чистую фа ) и её можно будет взять в аккорде Ре мажор и тогда и получится Ре минор второй аккорд
 
тоника мелодии определяется по первой звучащей ноте или по нижней ноте (если использовать пианоролл секвенсора)?
 
тоника мелодии определяется по первой звучащей ноте или по нижней ноте (если использовать пианоролл секвенсора)?

Если быть точным - тоника элемент не мелодии, а лада и тональности. Например, в тональности ля-минор тоника - ля. А уж где эта нота окажется в мелодии дело случая. Определите тональность вашей композиции и узнаете тонику. На видео ниже человек объясняет что такое тоника и как её найти

 
Ещё может быть такой вариант:
Имеем аккорд и наверняка можем назвать тональность, но одна из нот не принадлежит набору нот тональности. Нужно ли менять данную ноту на одну из тех, которая принадлежит тональности?
 
Ещё может быть такой вариант:
Имеем аккорд и наверняка можем назвать тональность, но одна из нот не принадлежит набору нот тональности. Нужно ли менять данную ноту на одну из тех, которая принадлежит тональности?
Приветствую.
Причины ноты вне ладотональсти могу быть разные, например:
Если "наверняка знаем тональность" (значит не точно), то может быть композиция написана в таком ладу, который лично вам был неизвестен ранее, и тогда данная нота там будет на своем месте.
Если "точно", то тут могут быть следующие варианты:
-альтерированные ступени
-отклонения и модуляции в другие тональности
-просто проходящие ноты (это меньше относится к вашему вопросу про аккорд, но нужно знать и это)
И в конечном счете, все зависит от того, что хотел композитор. Если это профессионал, то уверяю, его ноты двигать никуда не надо : )
Если новичок, который только только узнал, что такое ионийский и эолийский (натур. мажор и минор), тогда возможно, что нужно.
 
Последнее редактирование:
Ппц ветка. Письмо тов. Бетховена могло бы быть таким:

«Душа моя! Сегодня, этой прекрасной лунной ночью, я начал писать музыкальное произведение. И не просто начал, а уже зацепил три первые ноты, которые, ты не поверишь, я собираюсь повторить четыре раза. Да-да, именно четыре! Настолько удивительной мне показалось найденая последовательность. Она настолько прекрасна, что повторять ее хочется еще и еще! Просто вслушайся: Соль диез - До диез - Ми. Это восхитительно! Ни кому не говори и наслаждайся ею только когда никого не будет рядом!
Не мог не поделиться с тобой этой удивительной победой, но - увы! - вынужден заканчивать - мне надо продолжить поиски.

Твюй л. Л.

PS. Собрался было уже запечатать письмо, как был осенен - эта последовательность должна быть повторена не четыре, а восемь раз! Иначе искушенный слушатель не будет удовлетворен.»
 
  • Like
Реакции: alexpen
Кстати, про Бетховена. Дочь занималась и начала косячить, я ее сделал замечание, на что получил ответ: - слышу, я же не Бетховен.
Да и тональность определяется по последнему аккорду, и то не всегда, что лишний раз подтверждает, что музыкальная теория - помощник, а не инструктор.
 

Сейчас просматривают