"житие мое..."

  • Автор темы Автор темы PianoIst
  • Дата начала Дата начала

PianoIst

Well-Known Member
19 Май 2010
4.139
4.080
113
30
Kirchberg, kreis Zwickau
soundcloud.com
Я из Вашего примера не совсем понял где тут момент воспитания
Пример был к вопросу о требованиях к ТЗ и новых заказчиках.
Конечно, человек имеет право быть услышанным в нашей обработке. И странно ему отказывать в исполнении той работы, которая не требует его личного участия в процессе написания\исполнения :)
Но все-таки чтоб облегчить и им и себе жизнь мы ж пытаемся на берегу все вопросы решать. Может мне пока везет, но вот с такими "девочками" работать приходится крайне редко. И обычно им за 50, галстук и пивное пузико в комплекте :D
Но те, которые становятся более-менее постоянными как раз воспитываются. Вот с одним режиссером в первый раз как-то не срослось, утонули в правках и заглох процесс. А во-второй он, во-первых понял, что доктор лучше знает, а во-вторых уже более четко представлял картину того, что хочет слышать, и работаем.
А режиссер вчерашний сразу сказал, что с музыкой на Вы. 4 человека вместо хора, по-большому счету не проблема, мы и без его участия уже с исполнителями назначили запись. Проблема в том, что пишем мы мюзикл в оркестре, и со стилистикой аккомпанемента притерлись, а вот вокал он слышит в манере Дайнеки. И как его не сведи, все равно получится калейдоскоп. Вот вчера устраивал ликбез ему по мюзиклам. По-моему, вполне так воспитание. И в итоге он не потратит лишние деньги за сведение бракованной сессии, и заложит необходимое время на репетиции солистов (что было не в нашей юрисдикции, но сами они себе его не потребовали). Банальные вещи? может быть, но в итоге профит.

Но и какие-то рамки тоже, КМК, надо ставить. Вот старая подруга попросила записать ее в кач-ве свадебного подарка теперь уже мужу. И если б эта была просто девочка с улицы, или пусть даже из студии, я б ее отправил. А легкий педагогический приработок уж тем более. Жена вот берет всех, я этого не понимаю. Я понимаю отсутствие отбора по профессиональным навыкам, ибо чему тогда учить?:D Но вот отбор по целеполаганию для меня святое. Пусть будут три человека, только один из которых платит, но пусть после них остается чувство удовлетворения процессом и результатом.
 
Последнее редактирование:
Да. Интересная тема. Можно было бы куда-то перенести, а то в "рассадке" как-то это всё же неуместно, а так да. У меня вот один так сказать "воспитанный" заказчик (хотя мне почему-то перестало нравиться это определение, ведь тут ещё ж и моральное право кого-то "воспитывать" нужно иметь, а это ещё одна отдельная тема внутри темы) взял да и съехал в Америку после долгих лет совместной работы.. Но да, уже жестокий оффтоп.
 
  • Like
Реакции: PianoIst
ТЗ
safe_image.php
 
@PianoIst, сорри, был занят не смог своевременно поддержать разговор, но коль собирался, то чувствую себя ответственным кое-что по теме заметить. Итого, получается, что под "воспитанием заказчика", если я всё правильно понял, следует понимать этакий гиперперфекционизм со стороны исполнителя, при чём по собственной инициативе, даже в ущерб финансовым показателям. Во имя кармы так сказать и последующего блага для индустрии в целом. Коль я понял верно, то я могу продолжить, а коль нет, то можно не читать, а поправить меня)

Так вот, в принципе, тут теоретически спорить как бы не с чем. Если художник себя уважает, то не будет впаривать заказчику шлак, даже, когда последний сам того желает, а возьмёт и снимет с себя последнюю рубашку и запишет вместо скучной семплерной поделки живой состав, пусть и за свой счёт, зато потооом.. когда заказчик услышит ЭТО (!), у него как бы разовьётся чувство прекрасного, трансформируется вкус и впоследствии он уже не сможет быть прежним и на новом качественном уровне.. ну, дальше понятно. Всё стройно. И красиво. Не уверен, что при таком подходе бухгалтерия в итоге сойдётся даже в отдалённой перспективе, но нафиг скучные цифры, мы же лирики, а не физики.

А теперь к делу. Вынужден писать под хайдом, т.к. буду рассказывать недавний случай из жизни, связанный как раз со всей этой темой, с участием в общем даже "воспитанного" заказчика. Но права на публикацию я от "соавтора" не получал, поэтому хайд. Кстати, интересно, если я поставлю порог в 1000 сообщений, сам-то я смогу его видеть или нет? Вот и проверим))

View hidden content is available for registered users!

[DOUBLEPOST=1481114054][/DOUBLEPOST]Весь Hidden Content прекрасно читается с главной страницы (справа столбик самых последних сообщений), проверял, разлогинившись((((
 
@megamediacreative, Я тут все о лирике, а вы так сразу правду-матку рубить. :D Простите, пробегусь по вехам, ибо в цейтноте... Как-то нас с вами из крайности в крайность бросает. Вы привели пример с девочками не владеющими терминологией и вообще не ориентирующихся как в процессе так и в своих желаниях. На то, собственно и был мой ответ.

А приведенный вами, случай, КМК, в этот разряд не входит. Заказчик тут, с моей точки зрения, не нарушил, по крайней мере жестко, каких-либо нравственных и профессиональных норм. Другое дело, что он со своей колокольни "я тут главный" принял скорее всего неверное окончательное решение. Но если вы, в итоге, не настояли на запрете использования своего голоса, опять же, формально я бы не назвал это непрофессионализмом или неуважением. Вот сегодня по многим моим корректурам прошлись и приняли. А по другим реж сказал, я тебя понял, но так же я отослал первый вариант 25 людям и получил позитивный фидибек, мол, я режиссер и я так слышу. И проведенный тест дает мне какое-никакое право идти в разрез с рекомендациями. Ну ок. Это одно дело, взвешенное решение на основании факторов, о которых мы могли и не знать (допустим в моем случае это был видеоряд, к которому у нас нет доступа, и который, по факту, смонтирован был уже под демки). Ну и банальная вкусовщина.

Другое дело, когда объективно заказчик некомпетентен в вопросе, и корень ошибок его в неосознанном нарушении технологии производственного процесса. И как раз здесь уже речь идет о рациональности использования бюджета. И НМВ, профессиональная этика просто обязывает нас скорректировать его курс. Тот же заказчик мог потратить 20К+ на запись-сведение плюсов к постановке. Запись на широкомембранный микрофон вокалистами, впервые открывшими ноты. Сведение со стерео-фонограммой, сведенной начерно. Солистов и "хора" в кол-ве 4 человек, хотя материал предполагал вполне так себе академический хор на 25+ певцов (разговор был про 24 человека на сцене). Теми же средствами можно же сделать гораздо более близкий к ситуации продукт. И никакого расхищения бюджета я тут не вижу.

Третье дело, когда заказчик либо малокомпетентен, но уверен, что собаку на сабже съел и поэтому ни во что не ставит мнение человека потратившего, как минимум, вдвое больше времени на осмысление и производство конкретной музыки; либо отказывается вообще воспринимать объективные различия между двумя треками: черновым и готовым. И как правило, такой заказчик непробиваем, постоянно нарушая порядок и технологию ведения проекта. Были и такие. Как правило, после приемки материала машу им ручкой. Но вот маме своей как-то не помашешь. И поэтому раз от раза одно и то же.
[HIDE-POSTS=500]
Ты мне должна. 12 часов повышения энтропии в ущерб здоровью
https://yadi.sk/d/wMjN8D3u32QXpf

А попонятнее? Что для тебя сделать?

ничего не сделать. Больше так не делай.

Так - это как?

так - это не присылать вокал, когда есть такая возможность и открыто об этом прошу, менять темпы и тональность после написания арранжа. Принимать кусок, а потом его же менять. Надеяться на потом, в общем. Ладно б один раз было. Мне так заработать дорого выходит в итоге. А сейчас все равно трека не вышло... И творческого удовлетворения никакого

Это трудно, но попробую.

И вот таких переписок почти после каждого арранжа, бесполезняк :)
Надо отправить запись ребенка на отбор для диска "звездные дети 2017". Крайний срок подачи заявки - 10 декабря. В октябре решается репертуарный вопрос, берется песня не по диапазону девочке. Этот факт отбрасывается. Заказывается арранж со сроками "вчера" для обкатки на очередном городском конкурсе. (Есть фонера 10-летней давности и вокальная кабинка на работе). На просьбу прислать референсный вокал ответ - нет времени. Темп напевается под запись на мобильник, за пять минут выбирается тональность, в которой с обоих концов мелодия уходит на наименьшее расстояние от краев диапазона ребенка.
В сжатые сроки производится такой вот трек с претенцеозной приемкой из разряда: "у тебя тут слишком широкий динамический диапазон, темпы не подходят к манере исполнения" и пр.
И поется конкурс под арранж 10-летней давности. Потом на два месяца заказ забывается, и 1 декабря просьба поднять арранж на 3 полутона вверх и свести с вокалом, записанный под старую фонеру.

Вот это, ящитаю, криминал.
[/HIDE-POSTS]
Поменять маму на какого-нибудь Александра Филюрина, а "звездных детей" на какую-нибудь "Машу и Медведя" ничего не изменится, кроме того, что после завершения проекта его можно послать и забыть как дурной сон.
И вот для обезопашивания себя от таких заказчиков и надо вырабатывать жесткие требования к ТЗ, предоплату и договора. Не зря же куча звукорежиссеров борятся с заказчиками за предотвращение "колбасы" или еще каких-нибудь мейнстримов.

А вообще, постоянные хорошие клиенты - наше все :)

технология, производство. А мы вообще музыканты или где? Воск вон может послать всех и писать 3 недели трек, пока он его не устроит. Может себе позволить, видимо :) Я вот так не могу пока, но хотелось бы. Дык почему стоит мусолить нелицеприятные моменты нашей работы, когда можно поговорить о том, как перейти к более гармоничной деятельности? :)

P.S. Про таких ребят я даже написал боольшой пост в специально созданном для неформатных словоизлияний блоге. Но потом проплаченный период хостинга для в будущем, коммерческого сайта, на котором крутился блог, закончился. И поскольку в осоновном сайте пока нет необходимости, и блог тоже слился без возможности восстановления.
 
Последнее редактирование:
почему стоит мусолить нелицеприятные моменты нашей работы
Так я, видимо, неправильно изъяснился в который раз уже, но повторюсь ещё раз: я не считаю это нелицеприятными моментами. Я же писал, что заказчики имеют право быть девочками)) И нормальный прошаренный исполнитель может переступить через свою "жабу" и осознать реалии, повторюсь, вполне нормальные реалии работы, в которой есть сроки и девочки. А так же всякие чудеса. С каждым таким чудом мы становимся опытнее, лояльнее, умудрённее. То есть я не разделяю позицию "я лучше знаю как хорошо и так буду делать, а вы все идите лесом или у других заказывайте". Я разделяю позицию, что любой, даже самый опытный может ошибиться или не прочувствовать. Можно навалить 150 тыс. скрипок и получить мыло, сам которого и не услышишь, т.к. заработался и загнал сам себя. Просто головокружение может возникнуть и от успехов и от переработки.
[DOUBLEPOST=1481190598][/DOUBLEPOST]То есть, добавлю, мне кажется тут продвигается мораль, коннотация: если ты заказчика не "воспитал", не сделал всё равно по-своему, как тебе кажется лучше, значит схалтурил. И вот не согласен я с этой моралью. Бывают, конечно, и такие моменты (а каких моментов не бывает?), но это с моей точки зрения вовсе не аксиома. Потому что в работе на заказ для меня главное - это мир и счастье в душе заказчика от выполненной мной работы. А свой мир и своё счастье я могу реализовать за счёт некоммерческих проектов, где существует полная свобода самовыражения и никаких ограничений.
 
Тема НМВ интересная - потому как не о частностях, а о принципах...

почему стоит мусолить нелицеприятные моменты нашей работы, когда можно поговорить о том, как перейти к более гармоничной деятельности?
+100500.

Только считаю, что переубеждать друг друга, доказывать свою правоту и перевоспитывать - дело бесполезное. Слишком мы разные - в разных ситуациях находимся, и отношение к этим ситуациям у нас разное.
Так что можем просто поделиться своим опытом и своим видением, а там уж каждый пусть делает свои выводы. Пойдет?
Далее спрячу под спойлер. Хайд не спасает - пока по истечении какого-то времени сообщение не выходит из списка новых на витрине форума )))

Тим, ты вообще молодец - хорошо и правильно стартуешь, учитывая твой возраст - и это хороший задел на будущее.

Позволю себе и я немножко поделиться сокровенным, если кому-то будет интересно )).

Я считаю себя счастливым человеком, несмотря на то, что не сижу на Олимпе. Зато мне всегда удавалось получать от работы удовольствие, но при этом не отказывать себе и близким в необходимых материальных благах. Эдакий компромисс, довольно удачный КМК. А все это благодаря тому, что определенные устои были заложены сразу, а потом подобное просто притягивало подобное ))

Мне повезло, что я прислушивался к мудрым фразам своих наставников и просто людей из окружения, и руководствовался ими.
Один из таких принципов - уметь говорить нет (Тим, это тебе касательно мамы - с близкими надо быть даже более строгим, чем с неблизкими. И это для их же пользы. ))) А также и для твоей - ведь с близкими приходится общаться долго, в отличие от временных попутчиков... Так что есть прямой смысл организовать общение с ними должным образом.

Пример: мой давний приятель - хороший душевный человек, но его неумение отказывать просто корежит ему работу и жизнь в целом. Стоит его попросить сделать что-то срочно - и он впрягается, а из-за вклинившихся в распорядок рушится все, по принципу домино - и он не успевает вовремя сделать другую работу, которую уже выполнял. В итоге - аврал, бессонные ночи, и результат, которым недоволен он сам, да и заказчики, по большому счету...
Он также не умеет отказывать людям неинтерсным в творческом плане - из-за этого и сам не особо растет, т.к. учишься на хорошем...

А еще неумение отказывать неумехам, племени Даннинга-Крюгера и просто проходимцам вредно потому, что возникает осадок, как после первого неудачного секса... И деньги не спасают, а если примиряют с неинтересной работой, то очень ненадолго - как и попытки уйти от проблем с помощью бухла и т.п.

Повторяю - я никого не призываю быть непримиримым моджахеддом - не каждый способен отказаться от предложенной работы, особенно если ты не одинок и несешь ответственность не только за себя.

Но способность противостоять соблазну МОЖЕТ вывести на другой уровень - или хотя бы избежать душевных конфликтов с самим собой. :)

Еще достоверный пример: одну довольно известную сегодня артистку в 90-х манили жирным на то время заработком в зарубежных клубах (если хотите - кабаках)). Но ее менеджер, он же спутник всей последующей жизни, отказался от вроде бы заманчивого предложения и выбрал журавля в небе - т.е. отечественную, но большую сцену.
Последовал довольно болезненный разрыв с аранжировщиком/музыкальным директором и музыкантами, которые предпочли синицу в руках. Пришлось какое-то время посидет на "сухом пайке". Но сегодня она - Артистка, а они - сбитые летчики...

А я счастлив, потому что, отказываясь от сомнительного заработка, очень скоро позволил себе роскошь отказываться от любой работы, которая мне не по душе. А Бог все видит, не сочтите за пафос...
И посылает подобное к подобному. В моем случае - это ИНТЕРЕСНЫЕ люди, с которыми посчастливилось сотрудничать, причем интересные - не обязательно кумиры масс ))
Мы-то с вами знаем цену многим нашим "звездам". Кстати, одна знакомая тетенька раскопала в какой-то детской познавательной книжке замечательное определение: "Звезда - это скопление газов". Вот такие скопления мы зачастую и наблюдаем на наших просторах ))))

А вот за встречи и сотрудничество с людьми, которых не очень-то знает наша широкая публика, я судьбе безмерно благодарен. Что интересно - судьба сводила даже с людьми, которые были для меня просто небожителями...

Извините за душевный стриптиз и многабукаф ))))
И не сочтите за понты или снобизм ;) - для них у меня и почвы-то нет по сути...
 
Интересная тема. А меня интересует вопрос. Встречаться ли в живую с заказчиком? Или даже по телефону? А то в живую можно столько наговорить... какой - сякой заказчик. Или только по почте, соц. сетям.
 
А то в живую можно столько наговорить... какой - сякой заказчик.
Ну, нахамить можно и без личной встречи - по тем же соцсетям или почте )))
Если опасаетесь за себя - не встречайтесь ))
Кстати, при личной встрече можно ведь не только гадости говорить, но и комплименты ))

Личное общение полезно (по крайней мере, для меня)) - легче просечь как негативные, так и позитивные моменты потенциального сотрудничества.
Это что касается первичного установления контакта. Ну, а по мелочам, которые решаются в рабочем порядке, незачем дергать человека - с адекватным заказчиком детали процесса вполне обсуждаемы дистанционно.

Понятно и то, что работа может быть очень дистанционной - тогда возможность очного контакта крайне ограниченна и попросту нецелесообразна )))

Хотя при случае личный контакт с дистанционным партнером бывает очень полезен и приятен )))
 
тема клевая! спасибо Тиму за задел, а участникам за откровенность. на чужом примере тоже можно учиться, а следовать советам уважаемых камрадов тем более.
 
  • Like
Реакции: PianoIst
Интересная тема. А меня интересует вопрос. Встречаться ли в живую с заказчиком? Или даже по телефону? А то в живую можно столько наговорить... какой - сякой заказчик. Или только по почте, соц. сетям.

Да вроде нет особого смысла. На практике даже вариант, "давай в скайпе, мне так проще обьяснить" всё равно превращался в текстовое задание, но писал (стенографировал) его я.
Хотя была ситуация, когда заказчик уходил после того, как я при первом онлайн знакомстве не дал свой номер телефона. Для некоторых это вопрос доверия и я тогда не прошёл проверку. Но я счастлив. Ибо нет ничего круче списка правок в текстовом виде и по пунктам. И ничего страшнее телефонных звонков, которые могут достать тебя где угодно.
А говорить плохо в любом случае не стоит. Это ж работа, личностные дела лучше за бортом оставлять.
Но. У меня удалённое звукорежиссёрство. Возможно, специфика записи и аранжировок и отличается в плане общения и обсуждения рабочих моментов.
 
  • Like
Реакции: noshyn и PianoIst
Хотя при случае личный контакт с дистанционным партнером бывает очень полезен и приятен )))
Был у меня случай, когда с заказчиком созванивались по скайпу, встречались в центре города, а потом ненароком выяснилось, что окна друг на друга смотрят :D

Я вот не очень люблю лично встречаться, потому что если какие-то вопросы ускользают, они в живом общении без "техдокументации" перед глазами тем более выскользнут. И встречи в итоге сводятся к посиделкам на завалинке. Не, когда есть возможность там сразу попеть-поиграть прохлопать все, оно полезно. Но чего-то редко так получается... А хамить еще больше не люблю. Один раз за практику, наверное, высказал композитору, который притащил в проект все, что думаю о его работе в рамках него. Но там просто 2 месяца жизни в топку ушли :( И даже не оплатились как договаривались (подумал: "кто ж с друзьями договора заключает?")

Потому что в работе на заказ для меня главное - это мир и счастье в душе заказчика от выполненной мной работы.
Тут я пожалуй, все-таки с Владом соглашусь. Музыкальный продакшн эта не та работа (да и вообще есть ли та), в которой мы получили уравнение на входе, выдали равенство на выходе. И равенство на выходе это не может быть унифицировано, и процесс его выведения тоже. Осадок остается, психика страдает, продуктивность и кач-во собственной работы снижается. Ну вот и надо мне счастье заказчика ценой своей психики? Интересный заказ с гарантией хорошего результата на выходе и работается быстрее, и стимулирует на дальнейшее творчество. Люди все разные, да, тоже надо учитывать. Может Вам так удобнее. У меня вот помимо работы еще спец ф-но, которое приносит полезный опыт, но денег не особо, а заказов на оркестр в разном виде обычно (впервые за 3 года в сентябре-октябре затишье было) попой жуй. Ну и что, творить вхолостую, когда можно заработать? Лучше творить и заработать) Да и творение в рамках четкого ТЗ иногда куда полезнее творенья просто так :)

Вообще вопрос о том, чем заниматься по жизни пианистам еще более пространный чем "как гарантировать хорошее развитие авторского\аранжировочного проекта на заказ" :D
[DOUBLEPOST=1481221591][/DOUBLEPOST]
продвигается мораль, коннотация: если ты заказчика не "воспитал", не сделал всё равно по-своему, как тебе кажется лучше, значит схалтурил.
Во-первых не каждый заказчик требует воспитания :) Некоторые "от рождения культурные". И вопрос не в сделал по-своему, а внес правки со своей стороны, когда они бы изменили курс к лучшему, или отсиделся за стеной "эта насяльника узе не квартира". Потому как заказчик как правило тоже не дурак, и его правки могут быть очень полезными. Откуда в моих текстах появилось "сделал по-своему"? Было о "нарушении технологического процесса". Ну так и писать сначала аранжировку потом мелодию, КМК, в любых параллельных вселенных есть нарушение технологического процесса :)
 
Последнее редактирование:
А еще неумение отказывать неумехам, племени Даннинга-Крюгера и просто проходимцам вредно потому, что возникает осадок, как после первого неудачного секса.


Тут не совсем понятно. То есть вообще. Я продаю музыку людям, которые совсем не умеют музыку писать. Как сапожник продаёт сапоги, а столяр столы. Тем, кто сам ни сапога не сошьёт, ни стола не сделает, но в них нуждается. Более того, мне кажется это вполне нормальным и я не вижу здесь даже в теории ущерба для психики) Кто-то самолёты строит для тех, кто их строить не умеет, но использует вполне успешно. Я соглашусь, что профессии разные. Я не оказываю услуги слабым или сильным музыкантам. Я музикмейкер стопроцентный, создаю готовый продукт. Или по заказу или под реализацию.

А я счастлив, потому что, отказываясь от сомнительного заработка, очень скоро позволил себе роскошь отказываться от любой работы, которая мне не по душе


И это тем более не значит, что такие люди не могут отказываться от неприятной работы. Я вот сто лет как отказался работать студийным звукорежиссёром - у меня просто челюсть разрывало от зевоты выслушивать этих детей, которых мамы привели "на конкурс фанерку записать", девочек с репертуаром W.H. или очередных суровых рокеров. Просто радикально поменял вид деятельности на комфортный и всё. А каждая так сказать "победа" над сложным заказчиком, который как бы может быть даже и сам не знает даже чего хочет, а в итоге получает то, что нужно и уходит счастливый, меня не угнетает, а даже напротив - мотивирует. Да и деньги ж нужны. Хотя и приходилось расплёвываться пару раз, вполне себе школа. Но с людьми тоже, хвала всевышнему пришлось повстречаться, поучится и подрасти, благодаря им.
 
Тут не совсем понятно. То есть вообще.
Попробую разъяснить - если кто-то может делать что-то на должном уровне, он и не будет заказывать работу постороннему, а сделает сам. И понятно, что пытаться продать музыку людям, которые могут ТАКУЮ ЖЕ музыку сотворить сами - бесполезно.

Но питомцы Даннинга-Крюгера - это вовсе не коллеги исполнителя, а люди, не имеющие способности отличить классную вещь от УГ. В любой сфере. Если ваш заказчик относится к числу таковых, как с ним можно работать? Каждая такая работа - это шаг к нервному срыву. Так что я об отказе не только музыкантам - а всем тем, кто "сами не знают, чиво хочут". Теперь понятнее?

По работе я общаюсь не только с музыкантами, но и с представителями разных жанров и профессий. Так вот, принципы остаются незыблемыми - в случае конгениальности работается с удовольствием, в случае нестыковки (которая определяется на этапе первичного знакомства) - решительный отказ. Причем никакие деньги не могут служить полновесной компенсацией, как выясняется позже ))

Зато с людьми, которые "созвучны", творческое сотрудничество продолжается долго. )) Думаю, не у меня одного так :)

P.S. А вообще своими постами в этой теме вы прояснили ситуацию: вы - мюзикмейкер-одиночка, а для меня чем больше народу вовлечено в проект, тем интереснее ))

Я ж писал, что все мы разные - что само по себе не есть плохо. :)
Перефразирую детского поэта - "люди разные нужны, люди разные важны". Каждый должен быть хорош на своем месте - а места на всех хватит ))
 
Последнее редактирование:
спрячу под спойлер
И ответ спрячу.

Он также не умеет отказывать людям неинтерсным в творческом плане
Это знакомо... И тема очень непроста, т.к. банально есть такие вещи, как официальная работа, нежелание усложнять отношения с разными коллегами разных направлений, концерты, когда приходится идти на компромиссы с собственным творческим "кредо" и петь такое, что понятно большинству. Да и просто, самое банальное желание заработать "здесь и сейчас", на том, что предлагают. Впрочем, все это очень относительные вещи.


Я продаю музыку людям, которые совсем не умеют музыку писать

Я не оказываю услуги слабым или сильным музыкантам

А вот мне интересны заказчики, которые МУЗЫКАНТЫ, и способны оценить в аранжировках МУЗЫКАЛЬНЫЕ находки, с которыми о разных вещах можно общаться как "на равных", а не иносказательными выражениями вроде "резко или мягко". Под словом "музыканты" имеется ввиду не "формальная принадлежность" к профессии, а вещи более тонкие.
 
Говоря о формировании ТЗ необходимо понимать, что ни один заказчик не способен его корректно поставить.
Я в даже в своих собственных проектах имею довольно смутное о нём представление и чётко вижу картину не ранее, чем выполню его хотя бы процентов на 30. С каким же гением нужно сотрудничать, чтобы он четко понимал что в итоге должно получиться...
Остаётся лишь сформировать некоторые принципы.
Например:
1. Донести до понимания, что такие параметры, как фактура, темп и тональность должны быть определены в самом начале.
2. Что их изменение в законченном проекте невозможно. Так же, как нельзя увеличить этажность уже построенного здания или снести первый этаж. (Речь об оркестровом материале, а не о наборе для караоке).
3. Не начинать работу над заведомо невыполнимой задачей, либо задачей в которой не чувствуешь себя достаточно компетентным.
(Хотя, это обычно само фильтруется. Мало кто в здравом уме поручит мне рэп или дабстэп.)
4. Вежливо, но понятно объяснить заказчику почему в вопросах инструментовки, гармонизации и композиции ты разбираешься лучше, чем он. Самому спокойно понимать, что это факт, а не приступ снобизма и уверенно и спокойно этот факт излагать. Если всё получилось, заказчик будет только радоваться как здорово и клёво ты всё ему придумал.
5. Если у заказчика возникают какие-либо пожелания, ни в коем случае нельзя их сразу комментировать в телефонном разговоре.
Для начала нужно выслушать, и обещать над ними подумать. После чего действительно подумать, убедиться что сам не олень и всё верно понял. И только потом, в следующем разговоре объяснить почему то или иное невозможно, если это действительно невозможно (или нелепо). Это, возможно, пожелание мне лично. Поскольку иногда замечаю за собой необоснованный антагонизм, который исчезает после некоторого обдумывания.

Ну и добавлю, что убеждён в том, делать именно так, как сам видишь и хочешь вполне нормально. Вопрос в том, нравится ли заказчику как ты хочешь. Если не нравится, то вероятно (разумеется не всегда), что свой собственный замысел воплотил не очень-то доступно для восприятия. Впрочем, я наблюдаю некую корреляцию между компетентностью и количеством всяких пожеланий. Разумеется, они обратно пропорциональны.
 
@Astor-Piazzolla, нажал на кнопочку "Мне нравится", но с некоторыми оговорками и уточнениями.
Букафмного, поэтому прячу под спойлер )))
1.
необходимо понимать, что ни один заказчик не способен его корректно поставить.
Простите, чересчур категорично НМВ. :) Мне как раз приходится иметь дело именно с заказчиками, которые достаточно компетентны - но доверяют мне определенный участок/этап работ, с которым я либо справляюсь лучше их, либо они не имеют достаточного ресурса времени. чтобы выполнить определенные операции самостоятельно, без сторонней помощи. Третья ситуация - когда заказчик и сам в состоянии, и время у него есть - но просто ему хочется привлечь иное видение для освежения общей картины :)

Корректно поставить ТЗ вовсе не означает разжевывание всех мелочей, хотя нередко я получаю не только синопсис, но и детализированные ключевые моменты, с четким описанием, эргономичными таблицами и цветовыми схемами (которые у нас с заказчиком унифицированы).

Учитывая сказанное выше, многие пункты из вашего списка отпадают сами ;)
В частности, моим клиентам не приходится доказывать пункт 4 - обычно они знают, почему обратились именно ко мне.
Свободу действий мне также не особо ограничивают - вплоть до Carte blanche.
При этом я легко иду на разумные компромиссы, не нарушающие моих принципов - при условии, что клиент убедительно аргументирует свою позицию.

Впрочем, я наблюдаю некую корреляцию между компетентностью и количеством всяких пожеланий.
Вот с этим согласен целиком и полностью. Компетентные люди - это полная противоположность объектам Даннинга-Крюгера, и руководствуются они золотым правилом Джобса: мы не должны указывать, что делать, людям, которых нанимаем.

Впрочем, не воспринимайте написанное мной как наезд на ваш пост )) - он продуман и выстрадан, поэтому может быть очень ценным для многих наших коллег - просто, наверно, я везунчик )))

Чтобы два раза не вставать, скажу попутно о личных (непосредственных) контактах с заказчиками: не могу согласиться с Тимом, который считает встречи в реале непродуктивными посиделками.

Скажу (опять же, только за себя)) - они необходимы как минимум дважды: при установлении первичного контакта и при сдаче работы. На старте - потому как выплывают многие моменты, которые позволят работать эффективнее либо помогут прервать нежизнеспособное сотрудничество в зародыше - на основании органолептического анализа поведения вашего потенциального контрагента ))

А чтобы встреча не превратилась в посиделки и пустую трату времени, к ней надо готовиться - тогда ничего не забудешь и не упустишь. ))

Я расцениваю такие встречи как часть планирования. А каждый час, потраченный на толковое планирование, позволяет сэкономить 10 часов при выполнении работы.
Пословица "медленно запрягаем - быстро едем" не на ровном месте родилась.

Ну, и вторая встреча - финальная. Сдачу заказа, если работа не сугубо дистанционная, лучше проводить очно - ведь она представляет собой как бы защиту проекта, и вы можете обосновать клиенту свои действия, не дожидаясь формирования у него неверного шаблона.

Кстати, самые тяжелые клиенты - те, у которых этот шаблон легко формируется, и они подспудно ждут от вас механического повторения их же набросков. От самых тугих спасает, опять же, первичное собеседование ))

Бывает крайне важен промежуточный контроль на каждой стадии, чтобы выявлять разногласия как можно раньше, не доводя разночтения до крайней степени - иначе переделывать работу, откатившись до нулевой точки, не будет желания или возможности. Или того и другого ))).

Конечно, случаются и очень "гладкие" работы - у меня бывали случаи, когда клиент передавал эскизы и предоплату - и встречались мы только на сдаче проекта, которая проходила так же беспроблемно, как и весь процесс ))) Вот от таких работ получаешь истинное удовольствие. :)

P.S. Ничего никому не навязываю и никого не поучаю, мой опыт - только мой опыт. Но если что-то кому-то когда-то из него пригодится - буду только рад :)
 
Отличие вашей позиции вижу лишь в том, что вам доводится работать над проектами с достойной долей креативности, когда действительно необходимо серьёзно рассматривать позицию того, с кем сотрудничаете. У меня же всё довольно категорично лишь потому, что ко мне обращаются, когда хотят получить продукт, соответствующий традициям, которые по своей сути не изменились со времён Стравинского. И моя задача как раз в том, чтобы их соблюсти.:) Или, что тоже возможно, я произвожу впечатление такого деспота, что заказчику уже проще вообще никак не вмешиваться в процесс.:):)

Про шаблон вы очень верно заметили. Если возникает какое-то подозрение на его формирование, то его следует разрушить как можно раньше. Ибо такие шаблоны порой могут возыметь губительно странный вид. Когда, в сознании это что-то неземной красоты, а на деле просто нереализуемо. Примеров масса. Подойдут даже собственные наброски, отправленные в помойку.
 
  • Like
Реакции: PianoIst и smack
Мне тут мой главный заказчик выдал, что под мои фонограммы петь жутко неудобно, потому что звучат они как говно... Опять. Мол, хотя бы у Тюльканова всё гораздо прозрачнее и удобнее.

Сделал face to face comparisson диснеевского саундтрека, которым вдохновлялся. Прикинем, сколько бы работа такого качества стоила в диснее (посчитаем 5% от бюджета $150 000 000 разделить на 70 минут саундтрека и умножить на 2,5 минуты, которые длится моя песня) — получится порядка $270 000. Да, для этого надо кучу итераций, + живой оркестр, репетиции, запись, микс в хорошей студии и т.п. В бэдруме на сэмплах такого никогда не сделаешь. Я согласен, что эта разница не просто заметная, она очень заметная. Но ставить Тюльканова даже просто по удобству и саунду выше гимна....

Или у меня с ушами что-то?

208183

 

Вложения

Мне тут мой главный заказчик выдал, что под мои фонограммы петь жутко неудобно, потому что звучат они как говно... Опять. Мол, хотя бы у Тюльканова всё гораздо прозрачнее и удобнее.
Думаю, в этой ситуации нужно не с Диснеем, а с Тюлькановым и сравнивать :) К звуку минусовки можно придраться при желании, но что-то мне подсказывает, что это не решающий фактор в удобстве пения.
Тесситура поди не его, вот ему и неудобно? Или другое, что он не может описать словами.
 
Этот Тюльканов?
 

Сейчас просматривают