Понимаю, что по большому счету нубский вопрос, но постоянно ловлю себя на том, что струнные пишу чисто интуитивно, и никакие партитуры мне не помогают ответить на пару важных вопросов.
Начнем с простого: С американской рассадки, на которую, считаю, стоит-таки опираться в общих случаях. У Рахманинова подсмотрел концепцию, которой часто пользуюсь, а именно - играть альтами выше вторых скрипок в тесном расположении. Работает, хорошо. Но испытываю проблемы при переходе из тесного в широкое. То-есть, приходится включать перекрещивание. Обычно это перекрещивание я замазываю духовыми. Но если брать исключительно струнную секцию, то уши уже режет. Как решается смена расположения в таком случае?
Далее: Гармонизацию мелодии с большим диапазоном у рояля обычно решаю банальными арпеджио, или каким-либо еще разложением, удвоением, в общем, фактурой. Когда дело доходит до чистых струнных, их партия становится лишь половинкой от гармонии, остальное заполняю ситуативно другими секциями. Когда аранжировал для камерного оркестра спасало лишь то, что большая часть такого мелодического материала была у сольной скрипки. А вот когда сольной скрипки нет - что делать?
Ну, допустим, был у нас один скачок в диапазоне секста-октава, сменили тесное расположение на широкое. А дальше еще скачок, что теперь делать? Двигать всех, кроме баса перемещением, или отставлять мелодию, или делить мелодию на дивизи октавными удвоениями? Полноценно не получается решить задачу. Особенно учитывая, что мелодия часто достаточно подвижная для того, чтобы полное фактурное движения казалось громоздким.
Ну и напоследок: что делать с виолончелями? В большинстве случаев дублирую ими контрабасы (ну или наоборот). Но иногда понимаешь, что очень расточительно получается целую партию спускать на бас, особенно, когда сверху три группы задыхаются, пытаясь заполнить собой пространство между басом и мелодией. Проблема для меня тут встает в том, что виолончели либо оказываются достаточно низко для того, чтобы мешать контрабасам, либо просто не могу найти адекватное удвоение им, как пятому голосу. В общем, на той позиции дополнительного голоса, которая мне кажется очень перспективной я им совсем не нахожу места (за исключением каких-нибудь септ- нонаккордов).
Где можно почитать-посмотреть об этом всем?
P.S. Зашел сейчас на vsl, послушал еще раз примеры для струнных, и чего-то решения не впечатлили, хотя вроде и вечная классика... Пока что по камерным оркестрам круче всех по моему личному мнению дела обстоят у Моцарта, но там специфика мелодики немного другая, не подходит для большинства моих задач.
P.P.S. Вообще я так прикинул по своим не очень глубоким знаниям струнной литературы. Получается, они хорошо звучат, когда играют полифонию, или когда играют быстро. Когда дело доходит до чего-то гомофонно-гармонического, особенно средней подвижности, начинаются проблемы.
Начнем с простого: С американской рассадки, на которую, считаю, стоит-таки опираться в общих случаях. У Рахманинова подсмотрел концепцию, которой часто пользуюсь, а именно - играть альтами выше вторых скрипок в тесном расположении. Работает, хорошо. Но испытываю проблемы при переходе из тесного в широкое. То-есть, приходится включать перекрещивание. Обычно это перекрещивание я замазываю духовыми. Но если брать исключительно струнную секцию, то уши уже режет. Как решается смена расположения в таком случае?
Далее: Гармонизацию мелодии с большим диапазоном у рояля обычно решаю банальными арпеджио, или каким-либо еще разложением, удвоением, в общем, фактурой. Когда дело доходит до чистых струнных, их партия становится лишь половинкой от гармонии, остальное заполняю ситуативно другими секциями. Когда аранжировал для камерного оркестра спасало лишь то, что большая часть такого мелодического материала была у сольной скрипки. А вот когда сольной скрипки нет - что делать?
Ну, допустим, был у нас один скачок в диапазоне секста-октава, сменили тесное расположение на широкое. А дальше еще скачок, что теперь делать? Двигать всех, кроме баса перемещением, или отставлять мелодию, или делить мелодию на дивизи октавными удвоениями? Полноценно не получается решить задачу. Особенно учитывая, что мелодия часто достаточно подвижная для того, чтобы полное фактурное движения казалось громоздким.
Ну и напоследок: что делать с виолончелями? В большинстве случаев дублирую ими контрабасы (ну или наоборот). Но иногда понимаешь, что очень расточительно получается целую партию спускать на бас, особенно, когда сверху три группы задыхаются, пытаясь заполнить собой пространство между басом и мелодией. Проблема для меня тут встает в том, что виолончели либо оказываются достаточно низко для того, чтобы мешать контрабасам, либо просто не могу найти адекватное удвоение им, как пятому голосу. В общем, на той позиции дополнительного голоса, которая мне кажется очень перспективной я им совсем не нахожу места (за исключением каких-нибудь септ- нонаккордов).
Где можно почитать-посмотреть об этом всем?
P.S. Зашел сейчас на vsl, послушал еще раз примеры для струнных, и чего-то решения не впечатлили, хотя вроде и вечная классика... Пока что по камерным оркестрам круче всех по моему личному мнению дела обстоят у Моцарта, но там специфика мелодики немного другая, не подходит для большинства моих задач.
P.P.S. Вообще я так прикинул по своим не очень глубоким знаниям струнной литературы. Получается, они хорошо звучат, когда играют полифонию, или когда играют быстро. Когда дело доходит до чего-то гомофонно-гармонического, особенно средней подвижности, начинаются проблемы.
Последнее редактирование: