Слюни/щелчки при записи - как не допустить?

Друзья! Спасибо за ликбез по Izotope RX) Открыл для себя это чудо (ролики на Ютуб очень впечатлили). Правда, и стОит он соответственно...
Будь я звукорежиссером, думаю, что такое вложение оправдало бы себя сторицей. А так... Пока не готов раскошелиться на 349 долларов)
Но это не мешает мне испытывать чувство благодарности к вам, камрады) Поэтому еще раз - спасибо!)
 
Еще можно перед дублем, завести правило делать небольшую хитрость. Попытаюсь описать.
В общем, исполнителю надо сжав зубы и разомкнув максимально губы вдохнуть и собрав все слюни их проглотить, не знаю, как по-другому описать. Способ эффективный.
 
Я после удаления всей возможной грязи вручную, проганаю диструктивно внутри DAW де-кликкер и тд.
Делаю это точечно, только там где без этого никак. Это для идеального расклада.

Если нужно быстро (или большой объем речи) сделать. я применяю (диструктивно) RX на весь трек, рядом ставлю неочищенный трек, и слушая "чистый" редактирую только "проблемные" моменты, в которых слышно артефакты чистки
 
Раньше просто беда была с вокалистами. а сейчас вот уже больше года почти не встречаю. То ли те вокалисты больше не записываются, то ли сыграла роль замена микрофона, привкрутка поп-фильтра и изменение дефолтного положения микрофона и вокалиста (записываю не я, мама, она просто ставит и пишет).

Если честно - то, что в примере на слюни не похоже по своему местоположению в тексте... больше похоже на реакцию микрофона на ударную волну воздуха.
обычно проскакивали после пауз и при взятии дыхания. однозначно лучше микрофон ставить дальше, обращать внимание дикторов на проблему сразу при начале записи и проверить работу ветрозащиты. Бывает, что ее необходимо отодвинуть подальше от мика
 

Сейчас просматривают