Друзья, вот какой вопрос возник. Какой должен быть пиковый уровень у фонограммы после процедуры мастеринга?
Вопрос, казалось бы, простой, но дело в том, что в различных статьях и видео на эту тему описывается проблема интерсемпловых пиков. Так вот различные источники предлагают разные варианты решения проблемы, начиная от оверсемплинга при лимитировании, использования специальных лимитеров с детектированием интерсемпловых пиков и заканчивая понижением уровня громкости фонограммы. Проблема усугубляется еще и тем, что при переводе в формат mp3 эти самые интерсемпловые пики, да и просто семпловые пики значительно увеличиваются. Поэтому вопрос становится еще более острым ребром.
Поясню на примерах, что я имею ввиду. Вот выгоняю я трек, в лимитере ставлю оверсемплинг 8х и Output Gain -0,1 дБ. Выгоняю wav, который затем кодируется в mp3. Далее загружаю оба файлика в анализатор, и в wav формате он мне показывает семпловый пиковый уровень ровненько -0,1 дБ и интерсемпловый пиковый уровень тоже -0,1 дБ. Все четенько. В mp3, как и ожидается семпловый пиковый уровень возрастает до -0.0 дБ, а интерсемпловый уровень аж до +0,42 дБ. Криминал! Но едем дальше.
Делаю другой миксдаун. На этот раз выставляю в лимитере опять же оверсемплинг 8x, но уже Output Gain -0,5 дБ. Теперь анализатор мне показывает для wav версии опять же как положено семпловый пиковый уровень -0,5 дБ, и интерсемпловый -0,5 дБ, НО в mp3 версии он все равно показывает -0,0 дБ и +0,08 дБ соответственно!
То есть казалось бы я уже оставил запас в 0,5 дБ для перекодирования в mp3, но все равно этого оказалось мало!!!
Дальше еще интереснее. Есть у меня трек в формате wav от достаточно уважаемого лейбла. В нем семпловый пиковый уровень равен -0,44 дБ, интерсемпловый пиковый уровень равен -0,37 дБ. Вроде все чинно, но перевожу я его в mp3 и значения меняются на -0,0 дБ и АЖ +0,41 (!!!) дБ соответственно.
Этот вопрос меня настолько заинтересовал, что я облазил кучу ресурсов в поиске вменяемого ответа. Некоторые товарищи и на наших и на забугорных ресурсах предлагают пиковый выходной уровень устанавливать в -1 дБ или даже ниже, как раз для предотвращения интерсемплового клиппирования при конвертации DA и mp3 кодировании. Но это ведь бред, согласитесь, жертвовать целым децибелом ради того, чтоб закодировать в этот каличный mp3 без клипа. Более того, даже сам Алексей Лукин говорит, цитата:
Originally Posted by Alexey Lukin
The artifacts of mp3 are usually much worse than artifacts because of ISPs. When mastering for mp3, I would concentrate on mp3 clipping and keep it in control, not ISPs.
Don't hunt for every instance of clipping: not every clipping is audible. Make sure that you are not clipping badly.
(Артефакты mp3 обычно гораздо хуже артефактов, вызванных ИСП (интерсемпловыми пиками). При мастеринге для mp3, я бы предпочел сконцентрироваться на клиппинге mp3 и контроле его, нежели ИСП.
Не стоит охотиться за каждым случаем клиппинга: не каждый клиппинг слышен. Просто убедитесь в том, что вы не клиппируете слишком сильно.) Конец цитаты.
Большая часть забугорных продюсеров говорят, что они ставят Output Gain в диапазоне -0,3...-0,5 дБ. Но я так понимаю, что при переводе в mp3 у них все равно получается клип в ИСП. Ну и конечно все коммерческие треки в формате mp3 имеют превышение в ИСП. Иной раз даже больше +1 децибела. А на слух это не слышно.
Просто мне кажется, что проблема в некоторой степени преувеличена и раздута. Ведь по сути в цифровом тракте у нас никакого перегруза нет, а аналоговый тракт может без слышимых искажений пропускать через себя и перегруженный сигнал. То есть по сути этот интерсемпловый клиппинг мы по большей части только видим на анализаторах и индикаторах, но не слышим его и не услышим в 99% случаев. Так имеет ли тогда смысл вообще заморачиваться и ставить Output Gain ниже -0,1 дБ например? Какой уровень ставить?
Вопрос, казалось бы, простой, но дело в том, что в различных статьях и видео на эту тему описывается проблема интерсемпловых пиков. Так вот различные источники предлагают разные варианты решения проблемы, начиная от оверсемплинга при лимитировании, использования специальных лимитеров с детектированием интерсемпловых пиков и заканчивая понижением уровня громкости фонограммы. Проблема усугубляется еще и тем, что при переводе в формат mp3 эти самые интерсемпловые пики, да и просто семпловые пики значительно увеличиваются. Поэтому вопрос становится еще более острым ребром.
Поясню на примерах, что я имею ввиду. Вот выгоняю я трек, в лимитере ставлю оверсемплинг 8х и Output Gain -0,1 дБ. Выгоняю wav, который затем кодируется в mp3. Далее загружаю оба файлика в анализатор, и в wav формате он мне показывает семпловый пиковый уровень ровненько -0,1 дБ и интерсемпловый пиковый уровень тоже -0,1 дБ. Все четенько. В mp3, как и ожидается семпловый пиковый уровень возрастает до -0.0 дБ, а интерсемпловый уровень аж до +0,42 дБ. Криминал! Но едем дальше.
Делаю другой миксдаун. На этот раз выставляю в лимитере опять же оверсемплинг 8x, но уже Output Gain -0,5 дБ. Теперь анализатор мне показывает для wav версии опять же как положено семпловый пиковый уровень -0,5 дБ, и интерсемпловый -0,5 дБ, НО в mp3 версии он все равно показывает -0,0 дБ и +0,08 дБ соответственно!
То есть казалось бы я уже оставил запас в 0,5 дБ для перекодирования в mp3, но все равно этого оказалось мало!!!
Дальше еще интереснее. Есть у меня трек в формате wav от достаточно уважаемого лейбла. В нем семпловый пиковый уровень равен -0,44 дБ, интерсемпловый пиковый уровень равен -0,37 дБ. Вроде все чинно, но перевожу я его в mp3 и значения меняются на -0,0 дБ и АЖ +0,41 (!!!) дБ соответственно.
Этот вопрос меня настолько заинтересовал, что я облазил кучу ресурсов в поиске вменяемого ответа. Некоторые товарищи и на наших и на забугорных ресурсах предлагают пиковый выходной уровень устанавливать в -1 дБ или даже ниже, как раз для предотвращения интерсемплового клиппирования при конвертации DA и mp3 кодировании. Но это ведь бред, согласитесь, жертвовать целым децибелом ради того, чтоб закодировать в этот каличный mp3 без клипа. Более того, даже сам Алексей Лукин говорит, цитата:
Originally Posted by Alexey Lukin
The artifacts of mp3 are usually much worse than artifacts because of ISPs. When mastering for mp3, I would concentrate on mp3 clipping and keep it in control, not ISPs.
Don't hunt for every instance of clipping: not every clipping is audible. Make sure that you are not clipping badly.
(Артефакты mp3 обычно гораздо хуже артефактов, вызванных ИСП (интерсемпловыми пиками). При мастеринге для mp3, я бы предпочел сконцентрироваться на клиппинге mp3 и контроле его, нежели ИСП.
Не стоит охотиться за каждым случаем клиппинга: не каждый клиппинг слышен. Просто убедитесь в том, что вы не клиппируете слишком сильно.) Конец цитаты.
Большая часть забугорных продюсеров говорят, что они ставят Output Gain в диапазоне -0,3...-0,5 дБ. Но я так понимаю, что при переводе в mp3 у них все равно получается клип в ИСП. Ну и конечно все коммерческие треки в формате mp3 имеют превышение в ИСП. Иной раз даже больше +1 децибела. А на слух это не слышно.
Просто мне кажется, что проблема в некоторой степени преувеличена и раздута. Ведь по сути в цифровом тракте у нас никакого перегруза нет, а аналоговый тракт может без слышимых искажений пропускать через себя и перегруженный сигнал. То есть по сути этот интерсемпловый клиппинг мы по большей части только видим на анализаторах и индикаторах, но не слышим его и не услышим в 99% случаев. Так имеет ли тогда смысл вообще заморачиваться и ставить Output Gain ниже -0,1 дБ например? Какой уровень ставить?
Последнее редактирование: