запись струнного квартета

Prostoyuriy

New Member
1 Июн 2014
4
0
1
Одесса
Скажите, пожалуйста, как лучше записать струнный квартет: последовательность, микрофоны, оборудование?
 
Я б начал с изучения пространства, в котором квартет будет записываться: где у зала хорошо, а где не очень; есть ли маневр для расположения квартета в зале или же на расположение квартета повлиять нельзя; если зал и характер отражающих поверхностей симметричны, то и симметрией расположения квартета относительно них озаботиться. Эти факторы будут диктовать возможности расположения микрофонов.
Микрофоны и оборудование должны быть самыми хорошими из возможных, разумеется :-).
@Prostoyuriy, в целом, слишком мало исходных данных. Как обсуждение сферического коня в вакууме :-).
 
  • Like
Реакции: smack
1. Общий стерео микрофон или стереопара AB или XY. Можно поставить достаточно высоко.
2. На каждый инструмент по микрофону, только расстояние подберите на слух - очень близко не надо ставить.
3. Рассадка классическая квартетная (первая, вторая, альт и виолончель) или можно квадратом друг напротив друга.
4. Никакой обработки (компрессия и EQ)! Лучше подольше микрофоны покрутите. В уши можно дать немного ревера, но академисты часто играют с одним надетым "ухом", поэтому правильно подберите громкость мониторинга (если пишите в фонограмму). Если квартет сам по себе - никаких ушей, поставьте колонку или комбик для толкбэка.
5. По оборудованию: для струнных мне нравятся микрофоны Schopes или DPA, виолончель еще хорошо звучит в Neumann U87. Преампы нужны максимально нейтральные.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: GermanM и Alex B@ss
как лучше записать струнный квартет: последовательность, микрофоны, оборудование?
Что значит "последовательность"?! Вы что, собираетесь писать квартет потреково? Не лучший способ...

Далее: "запись в студии" - понятие относительное. Если эта студия - каморка, затея вряд ли увенчается успехом.
Загглушенное помещение - тоже не есть хорошо в данном случае, инструментам нужен воздух. А струнные еще очень требовательны к высоте помещения - даже при большой площади низкий потолок убьет звук.

Ну, и простите за банальность, студия - это не только оборудование, но и персонал. Если у ЗР нет опыта работы со струнными, я бы не рисковал. Квартет, кстати. очень сложный жанр - спрятаться не за кого и не за что, все недостатки исполнения и записи будут как на ладони.

По оборудованию: главное - хорошая стереопара. Если без ближгих микрофонов еще можно обойтись, угадав с расположением исполнителей и микрофона, то без главной пары надежды на хорошую запись просто нет.

Записать квартет пришепками или ближними динамическими микрофонами - гиблая затея.

Далее: хорошо, если есть возможность смены диаграммы напраленности микрофонов. Опытный ЗР способен подобрать лучшую схему записи, исходя из конкретных условий, и чем больше будет свободы для его маневра, тем лучше.

Вот пока и все советы, учитывая скудость исходных данных :)

Вечная проблема - из топикстартеров приходится информацию выжимать по каплям....
[DOUBLEPOST=1428147649,1428147509][/DOUBLEPOST]
а если MS, или есть какой-то нюанс при использовании? (я про реалистичность восприятия)
MS - это "не совсем" стерео... Есть множество стереотехник, позволяющих передать атмосферу исполнения. Вот ими я бы и воспользовался.
 
Последнее редактирование:
;)
ознакомился тут вот я с обобщающей)) статейкой на тему микрофонных техник записи
поясните, что Вы имеете ввиду, говоря про MS как не о стерео?
 
Последнее редактирование:
Наверно, я выразился слишком радикально ))) - надо было добавить "не совсем", а еще и объяснить свою фразу в целом.

Дело в том, что Mid-Side запись в отличие от других техник не имитирует позиционирование источника человеческим слухом в "голом виде", т.е. без всяких матриц...

А за подсказку спасибо - поправил свой пост, чтоб не вводить новичков в заблуждение. :)

По сабжу - многие ЗР (и я в том числе) не любят стереозапись XY, хотя для новичков ее применение "спокойнее" - меньше возможности попасть в фазовые капканы. :)
Но чем больше по составу ансамбль, тем меньше для его записи подходит XY.
 
всё же, для полноты понимания картины, хотелось бы прояснить для себя - в чём минусы (для восприятия уже при прослушивании) MS в сравнении с любой другой техникой?

просто для себя вижу сложность в подборе стереопары, но это лишь мой субъективный случай...
 
Для MS нужно хорошее помещение. Лучше попробовать AB, 3AB или ORTF.

 
  • Like
Реакции: ]Den[
в чём минусы (для восприятия уже при прослушивании) MS в сравнении с любой другой техникой?
Для начала - в естественности, точнее, в ее нехватке.
Запись квартета подразумевает "документальную съемку", а не авторский артхаус, где можно применять любые альтернативные выкрутасы для демонстрации собственного уникального видения :)

Много ли записей акустических ансамблей сделаны по схеме MS? В числе ее недостатков - сама конструкция микрофонов, используемых в этой схеме. Самую правдивую картину дают омни, а в MS используются кардиоида и восьмерка - диаграммы, для которых характерны внеосевое окрашивание и proximity effect, причем последний негативно влияет как при малой дистанции, так и в отдалении от источника...

Если у вас сложности в подборе пары, а подобные записи необходимы - обратитесь туда, где есть необходимый парк, правильное помещение и специалист - если у вас собственного опыта недостаточно.

И о важности помещения: лучше уж неидеально подобранная пара (даже из разномастных микрофонов) в хорошем помещении, чем перфектная пара в помещении нехорошем...
И.М.Х.О.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Вовик и ]Den[
@]Den[, я тоже не любитель MS, Влад очень хорошо все описал.
Я упустил мою любимую стерео-технику ORTF (с omni), попробуйте, очень хорошие результаты дает. Правда тут нужны действительно хорошие подобранные микрофоны.

@smack, а мне нравится XY, хотя не скрою, отчасти, именно из-за прогнозируемости результата))).
 
  • Like
Реакции: smack
а мне нравится XY
Дык узкий он - и по сфере применения, и для узких объектов - ну, разве что дуэт балалаечников записать ))

ORTF - ближе к золотой середине НМВ (и еще по мнению немалого числа коллег) - восприятие ушами имитирует, и ширину картинки дает, и с фазой сюрпрызов особых не преподносит - при соблюдении довольно простых условий.

Есть еще очень интересные техники, хотя и не часто применяемые - например, Фолкнеровское стерео.

А время на поиск оптимальной позиции микрофонов как правило, окупается результатом ))

P.S. Можно было бы для наглядности привести примеры записи квартетов (во многих темах форума аудиопримеры вообще практически обязательны) - но это только с позволения ТС - тема-то его :-)
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: ]Den[
@smack, да, узковат. Я XY использую на руме барабанов и для быстрых записей рояля или дуэта, ну и на выездных записях часто. А в хорошем помещении, ансамбли, хор и оркестр - как правило, ORTF. Еще хочу DECCA TREE плотно потестить.
Сорри за злостный офф.
 
  • Like
Реакции: ]Den[
По ходу возникла идея сделать один квартет как фильм-квартет, а второй как мультфильм-квартет. Пока это не готово. По мере готовности вышлю ссылки.
 
А бинауральной технологией никто не пробовал писать такие штуки как квартет?
Запись была бы уникальной, касаемо прослушивания через наушники.
 
А я писал уже несколько раз в пустом зале (на сцене, расположение музыкантов стандартное) на 4 микрофона:
- два слева и справа и немного спереди, конденсаторные с большой мембраной (расстояние 2-3 метра от скрипки слева и от виолончели справа),
- один посредине спереди в паре метров у пола - динамический для "выравнивания середины" (в смысле пространственного размещения)
- один динамический возле виолончели (20-30 см, у пола) для лучшей читаемости низкочастотного спектра. Получается очень естественно и камерам не мешает если надо снимать.
 
Самая правильная техника это использование собственных ушей, а микрофоны можно ставить как угодно..
 

Сейчас просматривают