Защищаются ли вокальные мелодии правами?

  • Автор темы Автор темы Orel
  • Дата начала Дата начала

Orel

Well-Known Member
12 Ноя 2006
1.418
895
113
Такой вот вопрос. Предположим, вокалист написал на готовую музыку текст и вокальную мелодию к нему. Через какое-то время вокалист уходит, и говорит, что забирает тексты и вокальные мелодии. С текстами понятно, тут вопросов нет. Но защищаются ли как-то права на вокальные мелодии? То есть может ли новый вокалист написать новый текст, оставив плюс-минус старую вокальную мелодию не нарушая права предыдущего вокалиста?
 
что такое "готовая музыка"? гармоническая последовательность?
если это так, то эта "готовая музыка" не защищена авторским правом

если затем вокалист сочинил на нее мелодию, то...

то есть может ли новый вокалист написать новый текст, оставив плюс-минус старую вокальную мелодию не нарушая права предыдущего вокалиста?

нет.

если же "готовая музыка" - это мелодия, которую вокалист переделал/аранжировал для песни, то могут быть варианты, в зависимости от того, кто автор первоначального произведения.
 
что такое "готовая музыка"? гармоническая последовательность?

Готовая музыка - это готовая фонограмма, где всё - от основной мелодии и аранжировки до продакшена делалось НЕ вокалистом. После этого на эту готовую музыку вокалистом напелась вокальная линия с текстом.
 
Orel, ну тогда, понятно что музыка (лейтмотив, гармония) за автором, а вокалист только как поэт.
 
что такое "готовая музыка"? гармоническая последовательность?
если это так, то эта "готовая музыка" не защищена авторским правом

Существует ли в законе определение того, какая музыка защищается авторским правом, какая нет? Типа, музыка без мелодии не защищается авторским правом и тому подобное...?
 
Если бы это работало, то чем хуже например ритмический рисунок ударных? Взяли бы и давно уже покрыли авторским правом пресловутую бочку 4/4 :greedy:
 
всё - от основной мелодии и аранжировки до продакшена делалось НЕ вокалистом. После этого на эту готовую музыку вокалистом напелась вокальная линия с текстом.
"Ответчик путается в показаниях" ))))
Что значит - "напелась вокальная линия"? Она что - является контрапунктом к "основной мелодии", т.е. элементом аранжировки, и не более? Нипанятна )))
 
т.е. элементом аранжировки, и не более?

Да, скорее так. То есть изначально трек был просто инструментальным. И потому хочется узнать, может ли вокалист "предъявить" что-то за вписанную вокальную мелодию в уже готовое произведение, или это, как выше написали, 4/4 бочка, к примеру?
 
Существует ли в законе определение того, какая музыка защищается авторским правом, какая нет? Типа, музыка без мелодии не защищается авторским правом и тому подобное...?

Нет.
В контексте данной беседы (до получения полной информации), "готовой музыкой" я считал гармоническую последовательность, например: Am Dm E7
Именно она, я считаю, не защищена (или слабо защищена) авторским правом. В более прикладном смысле эта и многие другие последовательности - давно в общественном достоянии.
 
гармоническую последовательность, например: Am Dm E7

Следует, имхо, различать гармоническую последовательность в виде умозрительной схемы (типа, T-S-D ) и эту же гармоническую схему, реализованную в реальной, звучащей фактуре. Иными словами, некая гармоническая схема и музыка на основе этой гармонической схемы - не одно и то же. Гармоническая схема не подпадает под защиту авторского права, а музыка на основе схемы - подпадает. Наличие там мелодии не является необходимым условием для возникновения авторского права.
 
Что вы подразумеваете под "это работало"?

Подразумеваю способ защитить вокальную мелодию, гармоническую последовательность, ритмический рисунок и прочие ЭЛЕМЕНТЫ композиции авторским правом. Именно элементы, если их них сваять композицию - то вот уже она может быть защищена авторским правом, но никак не сам элемент.

Разбирая на элементы, можно и до тембров добраться. Имхо, это уже абсурд полный)

Если проводить параллели с высокими технологиями, то таким абсурдом занимаются сейчас крупные компании, пытающиеся запатентовать внешние виды квадратных/круглых кнопок на своих девайсах. Не хотелось бы чтобы мир музыки до такого дошел.
 
Подразумеваю способ защитить вокальную мелодию, гармоническую последовательность, ритмический рисунок и прочие ЭЛЕМЕНТЫ композиции авторским правом

Да, песня есть цельное неделимое произведение. И автор отдельного элемента является соавтором всего произведения. То есть в случае ТС, вокалист "вписавший" мелодию в композицию является соавтором произведения, со всеми вытекающими последствиями.
 
Но тема/мелодия была? Или было только дыщь-дыщь? ))
Вокалист заменил существующую мелодию своей или просто спел, добавив текст?

У вас или какой-то узкий взгляд на музыку в целом, или я вас не понимаю.

Была самодостаточная инструментальная вещь, мелодии, контрапункты и прочие страшные слова. Поверх этого вокалист напел мелодию, контрапункт, называйте как хотите. То есть еще один элемент аранжировки привнес. Вот про эту новую линию и вопрос.
А если бы на месте вокалиста был бы гитарист, например, который наиграл какую-то партию на готовую песню?
 
У вас или какой-то узкий взгляд на музыку в целом, или я вас не понимаю.
Допустим, у меня действительно узкий взгляд на музыку. Уж простите... ))
Что касается непонимания - тут взаимно ))
вокалист напел мелодию, контрапункт, называйте как хотите.
"Как хотите" - не катит.
Вы разницу между элементами произведения улавливаете? Основная тема - это базис произведения. его неотъемлемая часть, которая может быть исполнена ваще а капелла. Это не просто элемент аранжировки, как то контрапункты, риффы и прочая лабуда. )))

По поводу наигрывания гитаристом "какой-то" партии на готовую песню - просто no comments.

Короче, устраивать тяжбу с вокалистом не советую )).
 
  • Like
Реакции: Olegu
"Как хотите" - не катит.

Основная мелодия была написана и прописана в самой аранжировке, еще до появления вокала в ней. То есть если убрать вокал - произведение останется узнаваемым. Следовательно у вокала была не основная мелодия, то есть контрапункт, верно?
 
Может быть ТС имеет ввиду извращения,типа истории с Кэнди Далфер,Дэйв Стюарт "Lily was here" и Талькова " Я вернусь"?
 
Основная тема - это базис произведения. его неотъемлемая часть, которая может быть исполнена ваще а капелла. Это не просто элемент аранжировки, как то контрапункты, риффы и прочая лабуда. )))

Ну, вначале один элемент являлся основной темой (да, хоть бы и рифф), а потом концепция изменилась и основной темой стала новопридуманная мелодия вокалиста. А почему бы и нет: хозяин - барин :) Другое дело, что теперь вокалист полноправный соавтор.

По поводу наигрывания гитаристом "какой-то" партии на готовую песню - просто no comments.

Успешные прецеденты были :) Например, наиграл Гуно свою мелодию поверх 1-й прелюдии Баха - вот, тебе и произведение на все века :)
 
Всё в суде решается. Готовых решений нет. Вокалист, скорее всего, вправе распоряжаться собственной интеллектуальной собственностью. Вам остаются контрапункты и аранжировочные решения, ему - авторство им сочинённой мелодии. Честно говоря, мне кажется это очевидным. Если вы разработали подвеску и всю ходовую часть автомобиля, а другой человек сделал дизайн кузова, то понятно же, что у вас прав на дизайн кузова нет и неоткуда им появиться. Не на основании же того, что расстояние между колёсами было им учтено при создании концепции.
 
Мне кажется стоит продемонстрировать произведения которые являются предметом дискуссии.В закрытом посте. Тогда после пары наводящих вопросов все встанет на места.
 
Вам остаются контрапункты и аранжировочные решения, ему - авторство им сочинённой мелодии. Честно говоря, мне кажется это очевидным.

Нет. Песня - это неделимый объект. Если авторов у песни несколько, то они владеют правами на равную или определенную договором иную долю от всей песни, но никак ни правами на какие-либо отдельные элементы песни. Например, если песня используется где-либо в инструментальной версии (без текста), то автор текста все равно получает свою положенную долю авторских. Если песня переведена на другой язык - автор текста оригинальной версии все равно получает свою долю и т.д.
 
Песня становится неделимым объектом тогда, когда соавторы об этом изначально договорились. То есть о том, что созданные ими части произведения не могут использоваться отдельно от прозведения. А пока такой договоренности нет, все споры могут разрешиться только в судебном порядке. Как это обычно и бывает. И если договора между участникаим нет, скорее всего суд решит, что каждый владеет своим. Группа контрапунктами, а вокалист своей мелодией и текстом.
 
Песня становится неделимым объектом тогда, когда соавторы об этом изначально договорились. То есть о том, что созданные ими части произведения не могут использоваться отдельно от прозведения. А пока такой договоренности нет, все споры могут разрешиться только в судебном порядке. Как это обычно и бывает. И если договора между участникаим нет, скорее всего суд решит, что каждый владеет своим. Группа контрапунктами, а вокалист своей мелодией и текстом.

В это всё прочитали в законе об авторском праве? :)))
 
Основная мелодия была написана и прописана в самой аранжировке, еще до появления вокала в ней. То есть если убрать вокал - произведение останется узнаваемым. Следовательно у вокала была не основная мелодия,

Orel, без обид, но Вы ОЧЕНЬ МЯГКО говоря, все как-то "мимо денег" описываете и представляете!
"Дым над водой" от всем известного ансабля, узнается без вокала и даже всего остального... разве, что на барабанах сложновато тот самый риф со 100% узнаваемостью воспроизвести-)).
Однако, Вы можете себе представить разницу, между плей-бэком этого самого "дыма над водой" (т.е. без вокала) и полной версией (т.е. с вокалом)???
На Ваш взгляд, это будет практически одно и то же, или все же не совсем? Я никогда не интересовался подробностями, но предположим, что риф сочинил Блэкмор, а вокальную мелодию Гилан, и как по Вашему, кто на что имеет права? И есть ли глобальная разница (с точки зрения получившейся песни), Гилан что-то напел на риф Блэкмора или наоборот?

Что бы там ни напел Ваш бывший вокалист, это абсолютно и 100% - объект его авторского права! Исключением, мог бы быть только вариант наличия той самой мелодии, до его прихода в ансамбль! Т.е. кто-то сочинил ту самую мелодию и дал вокалисту ноты, наиграл, напел... а вокалист ее только воспроизвел.

А если бы на месте вокалиста был бы гитарист, например, который наиграл какую-то партию на готовую песню?
Вот тут и кроется ответ, что такое для вас песня? Возможно в разных песнях могут быть совершенно идентичные последовательности аккордов, ритм, темп... однако мелодии будут различаться, и благодаря этому различию, мы будем их идентифицировать, как разные песни, не?
 
То есть гитарист, вставивший две ноты в аранжировку, потом может заявлять права на эти две ноты? Так получается?
 
Нет. Песня - это неделимый объект.
Верно говорите, с точки зрения бумажек! Большинство сборов совершаются по безликим таблицам, заполненным, зарегистрированным в РАО (и им подобным) и т.п.
Тут речь, все же слегка о другой стадии... до регистрации.
 
То есть гитарист, вставивший две ноты в аранжировку, потом может заявлять права на эти две ноты? Так получается?

Да что там гитарист - во время репетиции сосед этажом выше постучал по батарее и уже соавтор! :)))
 
  • Like
Реакции: Olegu
В это всё прочитали в законе об авторском праве? :)))
Ой. Своё суждение я вынес на основании большого количества изученных прецедентов, судебных решений, законов, в том числе и об авторском праве. Ни один закон не регулирует каждую конкретную ситуацию. Мой обобщённый вывод таков: если группа людей решают создать совместными усилиями один охраняемый авторскими правами объект, то им логично договориться сразу о том, кому и на каких условиях будет принадлежать плод их совместных усилий. Только договор может в той или иной степени хоть как-то защитить участников. И то, вряд ли есть такой договор, который не мог бы быть оспорен. Прошу опровергнуть этот вывод статьёй закона. Если можете, а не просто ёрничаете.

То есть гитарист, вставивший две ноты в аранжировку

Это зависит от того что это за две ноты, являются ли они значимыми для восприятия партии, как, простите, самостоятельного объекта культурной ценности. Ну вот хотя бы, пример:

https://www.youtube.com/watch?v=XEXiw5Ps7xg

Как думаете, в случае, если Дейв Стюарт вздумал бы отсудить свои две ноты, встал бы суд на его сторону или нет? Я вот не знаю.
 
Это зависит от того что это за две ноты, являются ли они значимыми для восприятия партии, как, простите, самостоятельного объекта культурной ценности.

И кто принимает решение является или нет? И на основании чего?
 

Сейчас просматривают