Театральный звукорежиссер. Расскажите нюансы. Срочно.

Смарт Элло

Well-Known Member
25 Авг 2012
3.007
1.164
113
Природа
Очень вероятно, придется поработать театральным звукорежем. Работал везде, кроме театра. Пульт там аналог АлленХит.

На что обратить внимание, какие нюансы, какие мелочи держать во внимании?

Говорят, там от 16 вокальных гарнитур, и оркестр 8-9 инструментов.

Хочу делать все на высоком уровне.
 
вокалисты не большая проблема за исключением случаев выхода на край сцены к порталам, а вот оркестр сильно зависит от того какая яма в театре( если есть конечно) так что тут надо на месте смотреть.
 
вокалисты не большая проблема за исключением случаев выхода на край сцены к порталам, а вот оркестр сильно зависит от того какая яма в театре( если есть конечно) так что тут надо на месте смотреть.

А что именно зависит от ямы?
 
Смарт Элло, купите себе мешок нервов — жизненно необходим. Слуховое окно? Не по центру? Стандартная практика. Требуйте от руководства специализированного софта типа Qlab. Если куча спектаклей на MD сразу сделайте себе копии от греха подальше. Готовьтесь к тому, что ОЧЕНЬ много придётся запоминать и внимательно на репетициях слушать режиссёра, а то они любят кинуть фразу в пространство, а оказывается, что он это Вам говорил.
К рулёжке звука привыкните быстро, ничего там сложного нет, а вот с многими остальными вещами могут возникать периодические проблемы. И надо быть всегда начеку.

Удачи.
 
В нашем театре (Брестский академический)я,как звукореж. занимаюсь только подготовкой материала (запись,сведение,аранж),а работает за пультом оператор. Вас берут именно оператором?
 
  • Like
Реакции: Ivan_k26
Смарт Элло, Пьесу читай и слушай режиссера) должен понимать для чего где какая музыка, какие задачи режиссер ставит. ну и если работать будешь "на пальме" через окно, привыкать надо, звук совсем другой. Спектакль должен хорошо знать, но это вкатывается на репетициях.
 
  • Like
Реакции: progulca
А что именно зависит от ямы?

все лезет очень сильно в соседние микрофоны, ну и например в нашем городе, если сделать нормальный низ в зал в яме с краю ничего не слышно кроме низа и все кто по краям жалуются, и тут приходиться жертвовать чем то, запоминайте все режиссерские фишки, особенно включение выключение микрофонов во время выхода и ухода со сцены
 
  • Like
Реакции: Смарт Элло
Слушайте, и правда много нюансов рассказываете. Очень полезно. Уже боюсь туда идти, а то вынесут мозг :laugh:

А вот Qlab, чем он там может управлять, если микшер аналоговый?))

Вас берут именно оператором?

Да, звукооператор.
 
Последнее редактирование:
Смарт Элло, да не пугайся ты раньше времени ))) я када пришел в театр работать, сразу без единой рептиции отработал спектакль большой чисто по партитуре и ничо, тока один раз лажанул помню. а потом сразу постановка юноны и авось началась. за неделю въехал в работу. вощим, было б с чем работать, а там даже интересно станет ))) и записывать много чего надо будет на бумагу - так лучше запоминается
 
  • Like
Реакции: Ivan_k26
Смарт Элло, а вообще опыт живаго есть?
Посоветовал бы посидеть рядом с.
И задуматься...о гонораре и потраченных нервах.
Ну, если просто нужен опыт такой работы, то дерзайте.
По первости будет очень весело.
На высоком уровне.
Это мюзикл что-ли?
 
Qlab позволяет автоматизировать запуск фонограмм и многое другое. В спектакле же должно быть мызыкально-шумовое оформление. Вот, чтобы ничего не забыть и не перепутать порядок эта программа и создана. Иначе у Вас будут сплошные нервы!
 
  • Like
Реакции: Смарт Элло
С чего бы начать :)
В театре уже восьмой год - после первоначального стресса - очччень приятная работа - каждый спектакль - это новый вызов на смекалку и творчество в ограниченных условиях.
Основной нюанс (очень часто неглижируемый "коллегами") - правильно отстроить задержку между задними колонками и порталами - иначе в зале будет фазовая и частотная каша. Если в зале есть и дополнительные колонки - задача усложняется, но решаемо.
Все остальное - при должных навыках "живаго" - дело наживное, да и основные вещи коллеги уже набросали.
Успехов!
пы сы - аналог QLab под Винду - Multiplay (фришная) http://www.da-share.com/software/multiplay/
 
  • Like
Реакции: Mr.Nerbe и Music_Hawk
presly, -для особо тёмного-расскажите,как пользоваться MultiPlay?
 
Смарт Элло, а вообще опыт живаго есть?
Посоветовал бы посидеть рядом с.
И задуматься...о гонораре и потраченных нервах.
Ну, если просто нужен опыт такой работы, то дерзайте.
По первости будет очень весело.
На высоком уровне.
Это мюзикл что-ли?

Может и мюзикл. Да понятно, что опыт живаго есть с муз группами.
Гонорар там норм. Рядом посижу конкретно там, естесно, ознакомлюсь)).

Вопрос был как раз про нюансы именно театральные, что камрады здесь и пишут неожиданно подробно))
 
Работаю в театре почти 8 лет. До театра работал в ТВ на прямых эфирах. Из театральных нюансов многое уже описали здесь, подтверждаю, это так. От себя могу добавить что стоит иметь в виду что в театральной специфике во многих случаях приходится просто отключать звукорежиссерскую логику, правила итд в угоду творческой задумке режиссера. На практике сами увидите, просто стоит это иметь в виду и быть к этому готовым. У нас в последнее время чуть ли не стало традицией в спектаклях то, что бесконечно чередуются моменты, когда на актерах одеты гарнитуры, а они на определенных словах должны быть включены, а на определенных выключены звукорежиссером. Вот и играешь как на пианино кнопками мьют. На счет зачем нужен QLAB или его аналог: Действительно такой софт очень удобен! Мы 2 месяца назад приобрели ShowCueSystems http://showcuesystems.com/ Почти полностью переделали все спектакли на этот софт. Почитайте подробно про него. Там все заранее программируется и можно одним нажатием клавиши выполнять одновременно множество действий по репликам. Раньше мы пользовались тупо несколькими экземплярами винампов, одновременно запущенных. Естественно постоянно была суета и не всегда хватало рук. Теперь все гораздо удобнее. Также с помощью нее можно включать/выключать микрофоны по репликам, инструменты, показывать видео посылать и принимать миди сообщения и многое другое. На счет MultiPlay: Пробовали. Глючно, неудобно и малофункционально. На счет самплы: Очень интересно, как там можно все это провернуть? presly, опишите пожалуйста в подробностях?
 
  • Like
Реакции: Ivan_k26 и Music_Hawk
Насчёт ShowCueSystem - подтверждаю. Очень удобно. По сравнению с Multiplay - гораздо лучше работает с видеотреками, ГОРАЗДО шире функционал. Работаю на ней давно уже с театральной труппой - 20 чел., при наличии цифрового пульта мьюты великолепно автоматизируются, но и на аналоге здорово упрощает работу. Советую. Что до общего - ну как обычно: это не актёры "не в голосе", это звукореж к@зёл. Терпения Вам.
 
Вся система управления звуком (иногда и светом) у меня построена на основе одного компютера (Core i5-2500K, Gigabyte GA-Z68X-UD5-B3, 16 GB RAM, 1 TB HDD, GEForce GT450), мидиинтерфейса UM-One и пульта Х32. Операционка - 7-64 Про, основной инструмент - Семплитюд ProХ Suite. В критических ситуациях (тсс - секвоя, спиленная - только в ней можно загрузить несколько разных видеофрагментов, в Сампле - только один). Второй видеовыхлоп с видеокарточки идет на проэктор - ну очень модно теперь использовать в театре мультимедию....Связь м/у РС и пультом - FW, встроенный, благо он на TI чипсете.
Так как аудиовыходов в этой системе "всего" 32, то в Сампле назначаю каждый трек на свою стереопару, что позволяет в пульте перебросить звук на любой выход в зале - сзади, сбоку, на порталы или же на отдельные сабы, тем самым даю себе возможность творить в реальном времени любые эффекты. В Сампле основной режим - O-tone, очень удобно для театра. Еслу нужны какие-то синхронные осветительские эффекты - то в Сампле на МИДИ дорожке прописываю управление осветительским пультом Jester4896 по протоколу MSC (MIDI Show Control) - там в основном одни лишь SysEx-ы, уже освоил их, слава Интернету (вот здесь работает МИДИ интерфейс).
Так и работаем, за 3 года - ни одного сбоя, хардварного или софтового. Если нужна более подробная информация - буду рад поделиться!
 
GPB А насколько удобен QLAB в репетиционном процессе, когда скажем нужно по-быстрому наложить один трек на другой в каком-то постоянно меняющемся месте по реплике и одновременно с наложением бабахнуть третий и четвёртый трек? Режиссёры, когда придумывают подобные фишки, ждать особо на репах не любят, пока ты всё запрограммируешь, нужна быстрота и оперативность. Мы постепенно съезжая с минидисков, пока что сидим на связке Ableton + миди-контроллер. Но присматриваемся к QLAB. Поэтому очень интересует опыт использования этой программки не только, когда уже музыкальная партитура готова, а именно на репетициях.
presly Очень плохо представляю как можно микшировать в реальном времени треки с помощью самплы. И что за режим такой O-tone? Если не трудно, расскажите вкратце.
 
  • Like
Реакции: N-shtaiN
В реальном времени смикшировать на Сампле нереально, посему и дополнительно использую другой плеер (Sam broadcaster, Foobar2000), назначенный на другие выходы драйвера. Но стремимся оптимизировать звуковое сопровождение до линейного в пероде репетиций - режиссеров уже натаскал на тему - хочешь нормального качества - подождешь немного :) . Также подумываю подключить MIDI клавиатуру и запускать доп. звуки из какого-нибудь софтварного сэмплера - пока еще не реализовал эту идею.
O-tone это режим воспроизведения, при котором после проигрывания данного объекта в Сампле, плей останавливается , а курсор плея автоматически "прилипает" к начале следующего объекта и ждет комманду оператора (шпация). Специально был разработан давным-давно по просьбе ВВС для эфирного вещания.
Да и еще - я не утверждаю, что мой способ работы - лучший, да и подойдет, наверно, не всем, просто так привык - знаю Самплу, вобщем-то, неплохо, вот и горожу свой огород вокруг нее. А иначе мне Аблтон интересен, но так и не мог его вкурить - возраст, наверное :)
 
  • Like
Реакции: GPB
В реальном времени смикшировать на Сампле нереально, посему и дополнительно использую другой плеер (Sam broadcaster, Foobar2000), назначенный на другие выходы драйвера.
Вот именно это меня и интересовала в большей степени. Т.к. не понимал, как это может быть возможно в секвенсоре...
irma-kanu, я работаю не в QLAB (он только для МАС), а в ShowCueSystems. На репетициях немного менее удобно, чем через винампы, но это скорее всего от того что этот софт у нас всего 2 месяца и еще нет автоматизма в действиях, не совсем привыкли... Ну а вообще все такие действия делаются там достаточно оперативно. Можно скачать демку и пощупать..
 
Он как раз под мак!
Под PC есть неплохая программа Music For Theatre отечественная, условно-бесплатная. Она очень хороша тем, что можно засунуть туда партитуру в txt или doc и к репликам или комментам привязывать события. Требует некоторого изучения, зато очень удобна в плане работы с партитурой.
 
  • Like
Реакции: James Kru
@ivan4ai, а ссылочку? Беглый поиск по названию не увенчался успехом. Кстати, что касается ios, недавно в деле была опробована Go Button (того же производителя что и QLab, принцип очень похожий). Для определённых театральных задач вполне.
 
Почитал топ и прямо как будто вернулся в своё театральное прошлое. Десять лет отслужил. Всё верно пишут камрады. Театр - это особая структура, неподвластная никаким законам. Ну разве что иногда ))) Причём это "иногда" - скорее исключение из правил!
Что касается софта, я в работе использовал RadioBOSS. Ну просто на тот момент лучшего не было. А может я плохо искал. Не помню.. Когда нужно было "два поста" , в ход шёл Virtual DJ с USB-контроллером Hercules
 

Сейчас просматривают