Подготовка проекта композиции для звукорежиссуры или вопросы по миксдауну)

  • Автор темы Автор темы NoStyle
  • Дата начала Дата начала

NoStyle

Well-Known Member
13 Окт 2010
1.533
1.287
113
Подмосковье
akarenin.com
Друзья, приветствую!
Пробежался по форуму, подобной темы, вроде, нигде нет.
Есть несколько вопросов по подготовке проекта для сведения (отдать звукорежиссеру, в студию, или просто подготовить для хранения). Подскажете?)
Проект, который обычно создаю в формате 24/44100, состоит из множества дорожек, подавляющее большинство которых - миди (активно используются vst). Вокал пишется непосредственно в проект - это еще несколько звуковых монодорожек. И в какой-то прекрасный момент я понимаю, что доволен аранжировкой и вокалом (когда-то же этот момент наступает, верно?)))
Теперь все это необходимо замиксдаунить, чтобы перейти к следующему этапу - сведению. И вот тут начинаются вопросы:
1. Что делать с громкостью каждой дорожки? Оставить, как есть, или обязательно все установить в "0"? То же по балансу - необходимо ли все перевести в центр, или пусть будут, где есть?
2. Автоматизация. Необходимо ли ее отключать (и по громкости, и по панораме) или оставляем, как есть?
3. Эффекты. Понятно, что внешние эффекты лучше отключать, но насколько криминально оставлять включенными внутренние эффекты?
4. Если у меня проект 24/44100, то и миксдаун дорожек мне тоже делать в этом же разрешении? Понятно, что миди, они и в Африке миди, но в проекте же есть и звуковые дорожки (вокал, например... или сэмплы какие)
5. Насколько не желательно перезаписывать звуковые дорожки (понятно, что не желательно, но насколько)? Например... В процессе работы над аранжировкой я перевожу некоторые миди в аудио (если это синтовые рандомные звуки, то необходимо "ловить" нужное звучание). А когда дело доходит до миксдауна всего проекта (подорожечно), мне снова их надо будет перегонять из аудио в аудио, чтобы все треки по длине и вступлению было приведены к единому знаменателю (заново выставляются локаторы). Насколько такая "перезапись" криминальна? То же самое и с вокальными дорожками (из дублей собирается "беловик", который потом и миксдаунится).

Понимаю, что у каждого звукорежиссера/студии могут быть какие-то свои особенные запросы/требования, но я сейчас говорю про общепринятую практику.
Вполне возможно, что я еще чего-то не знаю/не учитываю - буду крайне признателен за советы и рекомендации)
 
NoStyle, вот вполне стандартные требования от камрада vax, например:
http://www.andivaxmastering.com/ru/services

Мои требования обычно такие же - единственное что предпочитаю 48КГц, и прошу файлы не в 0, а в -1дб (хотя и 44100 ессно не проблема, тем более если над проектом изначально работали в 44100).
 
  • Like
Реакции: livingsr и NoStyle
NoStyle, вот вполне стандартные требования от камрада vax, например:
http://www.andivaxmastering.com/ru/services

Мои требования обычно такие же - единственное что предпочитаю 48КГц, и прошу файлы не в 0, а в -1дб.

Я же беру треки только в балансе автора. Иначе потом запаришься с его пожеланиями, сделать так или эдак.
 
У меня всегда были сложности, когда с автоматизацией присылали. Теперь обычно так - все треки без обработки, в сэмплрейте проекта, vst в миди и в wav поканально, автоматизация off, уровни и панорама по желанию, эффекты по желанию. Два последних пункта, если что, можно и в другом виде запросить. И вместе с этим - миксдаун проекта в текущем состоянии, в котором во время работы легко можно подглядеть и автоматизацию, и примерный баланс, и эффекты.
 
  • Like
Реакции: NoStyle
я еще обычно оооооочень сильно прошу не называть дорожки кириллицей:box:
только латиница и только самое нужное и конкретное в названии)))

по балансу/панораме обычно в демо варианте более или менее понятно, поэтому прошу чтоб на всех дорожках хедрум -3..-5 дб был и панорама по центру.
ну и битность следует учитывать, ибо если человек работал (записывал) в 16 бит изначально, НМВ нет никакого смысла ему переделывать все в 32/24

и да, если темп плавающий - будьте добры темпотрек
 
  • Like
Реакции: NoStyle
Насколько такая "перезапись" криминальна?
Ни насколько ))

Что не нравится мне - когда все дорожки баунсят в стерео. А еще - когда на дорожке звучит несколько тактов в начале, а все оставшееся место заполнено пустотой. Лень правый локатор устанавливать каждый раз?

По поводу громкости: максимальная нужна при работе в аналоге, чтобы консоль не вытягивала шумы. А в ящике - по барабану.
-3дБ на каждой дорожке позволят избежать первичного клиппирования суммы. Можно и более низкий уровень, учитывая только, что каждые -6дБ - это потеря одного бита. Хотя даже при -20дБ мы теряем всего 3 бита из 24...

По поводу эффектов - если они "хитрые", формируют характер звука - можно оставлять. А вот EQ, динамическую и пространственную обработку надо отключать, иначе у сводящего будут связаны руки. Да и само качество вашей обработки может показаться ему недостаточным ))

А вообще-то лучше обратиться к миксеру, которого вы выбрали. Может, у него свои, индивидуальные требования ))
 
  • Like
Реакции: bruno_banano и NoStyle
А зачем лишняя SRC
В том-то и дело, что если Change (т.е. если изначально было 44100) - то не надо.
Начинать проект в 48000 - это моя личная многолетняя привычка. В том числе и потому, что частенько бывают телевизионные заказы (там требования к мастеру 48000/16). Для простого CD (44100/16) делаю downsapling в самом конце, на мастеринге.
 
Что делать с громкостью каждой дорожки? Оставить, как есть, или обязательно все установить в "0"?
Оставь как есть
То же по балансу - необходимо ли все перевести в центр, или пусть будут, где есть?
оставь как есть.
Автоматизация. Необходимо ли ее отключать (и по громкости, и по панораме) или оставляем, как есть?
оставь как есть, если есть. Если есть огрехи, их проще допилить, чем заново воссоздавать замыслы аранжировщика.
Эффекты. Понятно, что внешние эффекты лучше отключать, но насколько криминально оставлять включенными внутренние эффекты?
когда как. Порой прошу что бы скинули и с ними, и без и только wet. Без эффекта картинка может разрушиться в корне.
Если у меня проект 24/44100, то и миксдаун дорожек мне тоже делать в этом же разрешении?
Да
Насколько не желательно перезаписывать звуковые дорожки
это абсолютно безболезненно
 
  • Like
Реакции: NoStyle
Что не нравится мне - когда все дорожки баунсят в стерео.
Я правильно понимаю, что если я баунсю вокал, например, то в настройках миксдауна должен отметить "моно"? А если я его не отмечу, то он запишется в стерео?

По поводу эффектов - если они "хитрые", формируют характер звука - можно оставлять. А вот EQ, динамическую и пространственную обработку надо отключать, иначе у сводящего будут связаны руки.
А если эти внутренние эффекты (эку, пространство) и формируют звук? И их, допустим, не я включал, а они уже были в пресете/патче?

А вообще-то лучше обратиться к миксеру, которого вы выбрали. Может, у него свои, индивидуальные требования ))
Это понятно) Но бывает, когда ты еще не знаешь - кто/чего/когда, а проект бы лучше перевести в вав... хотя бы в целях его сохранности) И чтобы потом не переделывать)

И еще такой вопрос: если, например, необходимо поднять уровень громкости у всех дорожек пропорционально (чтобы увеличить громкость всего микса), я могу это сделать простым добавлением на мастер-канал того-же Sonalksis FreeG, или сие не айс и нужно обязательно поднимать уровень каждой дорожки?
 
Последнее редактирование:
в настройках миксдауна должен отметить "моно"?
Ага. ))
А если эти внутренние эффекты (эку, пространство) и формируют звук?
Ну, я же догмы не устанавливаю, но предупредить следует: любое деструктивное вмешательнство в тело файла ограничивает простор для маневра при сведении. Как грицца, записанное рекордерОм не вырубишь и топором ))

Я. например, и при работе с лентой нередко писал чистый звук гитар, а примочки, создающие настроение исполнителю, использовались в каскаде мониторинга. Зато потом можно было изменить параметры обработки при сведении. Правда, при условии, что идентичная примочка будет в распоряжении.

Если без внутренних эффектов пачка теряет прелесть - оставляйте, как есть.

Переводить проект в аудио - разумное решение, поскольку не всегда бывает возможность полностью повторить использованный когда-то сетап...
 
  • Like
Реакции: NoStyle
необходимо ли все перевести в центр, или пусть будут, где есть?

оставь как есть.

А я бы не оставлял, лучше в центр. Да и сводиться возможно будет с применением Dual Pan, что идеологически правильней, чем Balance.

Напарник ка-то делал памятку для аранжеров, думаю - здесь не помешает выложить.

Частенько задают вопрос: "Как скидывать мультитрек?". Вот моя версия ответа на этот вопрос. Решил опубликовать, раз уж есть такой ответ. Если кому пригодится - на здоровье.
P.S. Это исключительно моя версия, не претендующая на конечную истину. Написано несколько строгим языком, ибо писалось как приложение к договору.
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
(требования к Мультитреку)
1. Мультитрек присылается архивом (ZIP/RAR) звуковых файлов либо архивом сессии Pro Tools (PTF/PTX).
2. Все исходные звуковые файлы должны иметь формат WAV, разрядность 24 бит, частоту сэмплирования 44.1 кГц или выше. Абсолютно все звуковые файлы должны иметь одинаковую разрядность и частоту сэмплирования. Не следует искусственно понижать или повышать частоту сэмплирования, это отрицательно сказывается на качестве материала.
3. Начальная точка отсчета по времени должна быть одинаковой для всех файлов, строго с начала одного и того же такта, отклонения не допускаются. Если темп фонограммы непостоянный, обязательно присылается отдельный midi файл с tempo-маркерами. Начальная точка также должна совпадать со звуковыми файлами.
4. Имя файла архива и папки мультитрека, имя архива с сессией Pro Tools должны содержать следующую информацию: название артиста/коллектива, название песни, темп, тональность, разрядность и частоту сэмплирования звуковых файлов, текущую дату и кодовое слово, определяющее, что это за файл. Примеры кодовых слов: multitrack, tracks, session, mix, wav, tempo.
5. Звуковые файлы должны быть соответствующим образом подписаны, название файла должно однозначно определять его содержимое. Название должно быть коротко и лаконично, например: bd, sd, hihat, loop, perc, shaker, tamb, toms, breaks, fills, crash, bass, synbass, pad, strings, piano, epiano, rhodes, acoustic, electro, clean, crunch, fuzz, synth, pulse, chord, fx и т.д. Нет необходимости подписывать откуда взят тот или иной звук, важно указать его функцию и смысл в аранжировке.
6. На каждой дорожке (в каждом файле) должен находиться только один инструмент либо группа однотипных инструментов (струнные, духовые, шумовые). Смешивание разных по характеру и функции звуков не допускается. Необходимо следить за чистотой звука, посторонние шумы, щелчки и искажения, в том числе от применения некачественных алгоритмов изменения темпа (Time Shift) и тональности (Pitch Shift), не допускаются.
7. Не следует присылать мультитреки по 80-90 дорожек, компонуйте дорожки логично и кратко. Оптимальный размер мультитрека для оперативной работы 30-40 дорожек. Если в аранжировке имеется звук, который складывается из нескольких, он присылается дополнительной дорожкой, при этом в имени файла указывается, что это сумма других звуков (например SUM, SUB, GRP и т.п.).
8. Всю пространственную обработку (реверберацию и искусственные расширители), в том числе в виртуальных синтезаторах выключать обязательно. Простая эквализация и компрессия также должны быть выключены, SideChain компрессия может быть оставлена, если Исполнитель уверен, что она сделана правильно. Сложные художественные обработки (lfo-filter, tempo-delay, chorus, flanger, phaser и т.д.), которые трудно повторить, выключать не следует. Лучше сделать два файла, с эффектами и без них, указывая +FX и noFX соответственно.
9. Панорама и взаимный баланс инструментов в мультитреке не важен, поэтому позиция панорамы возвращается в исходное положение, а громкость в позицию 0 дБ. При этом следует избегать излишне громких и тихих звуков. Принудительная нормализация (Normalize) не допускается, это приводит к снижению качества, пользуйтесь ручками регулировки громкости.
10. В случае использования сессии Pro Tools, не следует делать принудительную консолидацию регионов (Consolidate) и сжатие проекта (Compact). Необходимо удалить неиспользуемые дорожки и регионы из проекта (Remove Unused), скопировать проект в новую папку (Save Copy In), затем архивировать и прислать на проверку.
 
беру треки только в балансе автора
Дык сведение это в том числе и выстраивание баланса, взамен (как правило весьма кривого) авторского. Как некая отправная точка - возможно, но не более того.
Иначе потом запаришься с его пожеланиями, сделать так или эдак.
Я обычно прошу свой вариант микса, по нему в подобных вопросах и ориентируюсь.
 
Ко всему вышеперечисленному уважаемыми коллегами я бы добавил перечень рекомендаций The Recording Academy по приведенной ниже ссылке. Думаю, без него этот топик был бы не полон. По сути это международные стандарты для отправки проектов на сведение, мастеринг, сессионщикам и т.д.

http://www.grammy.org/recording-academy/producers-and-engineers/guidelines
 
  • Like
Реакции: bruno_banano и NoStyle
А я бы не оставлял, лучше в центр. Да и сводиться возможно будет с применением Dual Pan, что идеологически правильней, чем Balance.
Саш, может нубский вопрос, но тем не менее - можно чуть подробнее о Dual Pan и его преимуществах, и почему для него обязательно выставлять по центру? (через поиск инфа очень скудная... да и чего там - мне не очень понятная))) Чем он лучше (правильней) Balance?

И по поводу вот этого:
И еще такой вопрос: если, например, необходимо поднять уровень громкости у всех дорожек пропорционально (чтобы увеличить громкость всего микса), я могу это сделать простым добавлением на мастер-канал того-же Sonalksis FreeG, или сие не айс и нужно обязательно поднимать уровень каждой дорожки?
отпишитесь, плиз, кто-нибудь)

Что не нравится мне - когда все дорожки баунсят в стерео. А еще - когда на дорожке звучит несколько тактов в начале, а все оставшееся место заполнено пустотой. Лень правый локатор устанавливать каждый раз?

Не в защиту лени, но справедливости ради... Столкнулся вот с таким, например... Есть миди-дорожка со звуком синтовым, у которого куча своих внутренних (пространственных) эффектов. Решил я его забаунсить, установил локаторы (с левым все проще, а правый выставил там, где, по моему мнению, звук уже сходит "на нет"), но после баунсинга обнаруживаю, что правый локатор был выставлен рановато, у звука обрублен хвост... Поэтому при баунсинге выставляю правый локатор дальше, "с запасом")
И вопросы по поводу моно... Если я дорожки записывал самолично (вокал, инструменты), то понятно, что это моно, и при миксдауне лучше сделать чек-ин "Mono Downmix".
Ну а когда речь идет о плагинах и библиотеках с теми же ударными и перкуссией, с теми же инструментами духовыми/струнными/клавишными (Kontakt с библиотеками, например), которые звучат через стерео-выходы (по умолчанию, во всяком случае). Их тоже баунсить в режиме "моно"? А если баунсить в режиме стерео, то чем это чревато?
Может быть эти мои вопросы связаны с моей не достаточной компетентностью в теме - как отличить моно-сигнал от стерео, если это не аудио-файл, а миди + vst...)
Я знаю разницу между моно и стерео... как мне кажется... и понимаю, что широкое моно - это не стерео) Но если я вижу, что при воспроизведении в микшере мерцают оба канала L и R, то я условно считаю этот звук стерео, хотя на самом деле это может быть просто дабл моно - опять таки, если я не ошибаюсь))) И для того, чтобы не устраивать каждый раз экспертизу, мне, наверное, проще было бы миксдаунить все в стерео, за исключением лично записанного (либо сторонних аудио-файлов)... в общем, того, в моно чего я уверен))) Чем это может быть чревато? И если это не правильно, то как правильно?
Сорри за нубизм и возможную путаницу, но, раз пошла такая пьянка...)))
 
Последнее редактирование:
но тем не менее - можно чуть подробнее о Dual Pan и его преимуществах, и почему для него обязательно выставлять по центру?
Представь ситуацию с двумя колонками. Изменяя регулятором "баланс" ты делаешь громче один канал и тише второй, вплоть до его полного пропадания. С помощью Dual ситуация ближе к пульту с моно-каналами, по аналогии с колонками - ты их просто сдвигаешь одну к другой. По центру - чтобы не "заваливать" громкость канала.

при миксдауне лучше сделать чек-ин "Mono Downmix"
Ну это ещё и от хоста зависит, не знаю - везде ли есть такая опция.

А если баунсить в режиме стерео, то чем это чревато?
Да в общем ничем, за исключением абсолютно не нужной информации. Я всегда предварительно просматриваю дорожки мультитрека с помощью обычного 2-канального волнового редактора и просто "выбрасываю" лишний канал в случае моносигнала. Комп потом благодарен мне за это :smile:

Есть миди-дорожка со звуком синтовым, у которого куча своих внутренних (пространственных) эффектов.
Вот их как раз лучше вырубать в первую очередь. особенно ревера и дилеи. Потом повесить на сведении нужные в посыл. Во-первых можно в любое время изменить уровень, во-вторых возможны "фишки" типа когда посыл на ревер делается только с повторов дилея, заставляя повторы "отлетать" вглубь, а на саму дорожку реверберация не даётся.
 
  • Like
Реакции: bruno_banano и NoStyle
Я же беру треки только в балансе автора.
Если автор отдает кому-то сводить свой материал - значит, его собственный баланс не устраивает. И если вы сохраняете авторский баланс - какая тогда ваша функция? ))) Навешать эффектов? Или просто свести в "более профессиональной DAW"? )))))

Именно баланс - то, что определяет микс.
Иначе потом запаришься с его пожеланиями, сделать так или эдак.
Ну, так пусть он сам и парится со своим миксом, выполняя собственные пожелания. Логично?
 
  • Like
Реакции: bruno_banano
  • Like
Реакции: NoStyle
Eugene Frank, тют нормальный - но почему же только для Cubase? Законы эргономики спарвдливы для любого хоста ))
 
smack,
согласен, просто примеры на основе данной DAW показаны) у Нордстрема даже пометка перед видео - IF YOU USE CUBASE AND WANT A MIX)))
А так то, конечно, правила идентичны.
 
Я всегда предварительно просматриваю дорожки мультитрека с помощью обычного 2-канального волнового редактора и просто "выбрасываю" лишний канал в случае моносигнала. Комп потом благодарен мне за это :smile:
А если в PT из плей/листа левый канал достать, а потом очистить проект от ненужных файлов не быстрее не?))
 
беру треки только в балансе автора. Иначе потом запаришься с его пожеланиями, сделать так или эдак.
Запаришься по любому, особенно если авторские уровни -20-40дб. Автор обычно свою болванку сбрасывает тоже.
 
А если в PT из плей/листа левый канал достать, а потом очистить проект от ненужных файлов не быстрее не?))
Не быстрее, а в 10-ке я ставлю галку, чтобы ПТ не делил стереофайлы на двойные моно.
 

Сейчас просматривают