Это так наз. тритоновая замена. Доминанта с пониженной квинтой состоит из нот C-E-Gb-Bb. Из тех же нот состоит септаккорд с низкой квинтой, построенный на II низкой ступени: Gb-Bb-C-E, что позволяет их взимозаменять.
Это объяснение происхождения тритоновой замены (через энгармонизм доминантсептаккордов с пониженной квинтой на расстоянии тритона) встретилось мне у Козырева в его "Функциональной гармонии" и оно очень спорно.
Во-первых, странен выбор альтерации в доминанте - пониженная квинта (а почему не повышенная). Доминанта с пониженной квинтой используется не часто - понижение квинты уменьшает доминантность доминанты, придавая ей целотоновый неопределенный характер. Вот, повышенная квинта напротив используется очень часто, так как обостряет тяготение в тонику. Но с повышенной квинтой у автора [Козырева] тогда концы с концами не сойдутся, т. е. налицо предвзятый выбор
Во-вторых, зачем вообще трогать квинту - нас, ведь, интересует природа взаимозаменяемости "обычных", а не альтерированных доминантсептаккордов?
Все объясняется гораздо проще, без сомнительных притянутых за уши альтераций. Основной "движущей силой" доминанты (V), как известно, является её терция и септима (образующие неустойчивый тритон, стремящийся разрешится в тонику). Эти же две ноты имеет в своем составе и доминантсептаккорд, расположенный на расстоянии тритона (bII), причем эти ноты также являются его терцией и септимой.
Что происходит в результате замены - тритон остается на месте (он общий для заменяемого и заменяющего аккордов), а меняется только бас: вместо V ступени берётся bII. Возникает замена аккорда при сохранении функции - стремления в ту же тонику. Квинты же аккордов здесь никакой роли не играют и обычно их опускают, чтоб не путались под руками
А вот кстати,
повышенная квинта доминанты здесь как раз срабатывает - при тритоновой замене превращаясь в изящную нону...
О природе
тритоновой замены даже Википедия знает
Но насколько я знаю при тритоновой замене должны сохранятся 3 и 7 ступени которые носят основную функциональную нагрузку не так?
Так
...но здесь большой мажорный септ. Разве он тоже считается тритоновой заменой? Какова логика такой замены?
В определенном смысле можно было бы и эту замену считать тритоновой: это одна из особенностей джаза - находить параллели между неблизкими явлениями. Но, строго говоря, замена подразумевает одинаковую функцию взаимозаменяемых аккордов. И в вашем случае находится более естественное объяснение, чем далекий намек на тритоновую замену.
Ваш аккорд Gbmaj7 (IIb) является функциональной заменой аккорду Gm7 (II). Субдоминанта на субдоминанту: так сказать, секундовая замена субдоминант - в пику тритоновой замене доминант
Кстати, в "субдоминантовой замене" наблюдается тот же принцип, что и в тритоновой - замена только баса (в данном случае на секунду вниз) при общих терции и септиме - квинта также может опускаться.
То, что вы обыгрываете ваш аккорд лидийским ладом также подтверждает его субдоминантовую функцию.
Лад - дважды гармонический мажор.
?!
Ну, только в том случае, если девушка не из Ипанемы, а из Багдада
))