Привожу очень очень познавательную статью Субботина
ПРО -18 dBfs ИЛИ ЧИТАЕМ ВСЛУХ!!!Андрей Субботин, Saturday Mastering
http://www.masteringonline.ru
Всякие истории, связанные с эпохальным решением партии и правительства о переходе на «цифру» на нашем доблестном ТВ...
Заказчик хочет перегнать архив закупленных им передач за несколько лет с бетакамов в цифру. Читаю ТЗ — «уровень звукового сопровождения -18дБ» Ну опять, кроме «бля, пипец» слов нет. Ну откуда они берут людей, которые это пишут?? Кто их на работу принимает? Какие ПТУ они заканчивали?? Звоню. На вопросы ответить не может никто. И это не конторка какая-нибудь заштатная по производству рекламных роликов на коленке, а вполне себе уважаемая телекомпания. Откуда этот звон прошел про −18??? С чего они взяли, что уровень должен быть таким?? Поэтому громко и внятно, по-английски и по-русски, читаем вслух стандарты!!! Для ленивых — выношу все самое важное сюда.
Итак, читаем документы:
there is agreement on certain definitions.
dBfs (dB full scale)
The level above which digital clipping will occur
Alignment, or Reference level 18 dB below dBfs.
Для сильно талантливого стаффа отдельных телекомпаний — dBfs (полная шкала) — уровень, на котором возникает цифровой клиппинг. Цифровой «ноль». Дальше внимательно читаем —
РЕФЕРЕНСНЫЙ УРОВЕНЬ НА 18 дБ НИЖЕ dBFS.
Вот они, наши несчастные −18 откуда взялись. Расскажите, каким образом и в чьих воспаленных мозгах референсный уровень вдруг стал максимально допустимым?? Страна должна знать своих героев!!! Идем дальше...
A steady, 1kHz, sinusoidal tone whose peak is 9 dB below the expected peak maximum of the programme audio signal.
Что же такое этот наш «референесный уровень»?? Это синусоидальный сигнал с частотой 1 кГц, УРОВЕНЬ КОТОРОГО НА 9 дБ НИЖЕ ОЖИДАЕМОГО МАКСИМУМА ПРОГРАММНОГО СИГНАЛА. А вовсе не максимально допустимый. Дак а какой же будет максимально допустимый??
Peak Maximum Level (PML) 9dB above Alignment Level.
А максимально допустимый будет НА 9 дБ ВЫШЕ РЕФЕРЕНСНОГО!!! Для особо талантливых — на 9 дБ выше −18 дБ будет −9 dBfs!!!
Громко читаем дальше:
Extract from ITU-R BS645 Paragraph 3 —
Permitted maximum signal
Sine-wave signal at 1 kHz, 9dB above the alignment signal level, equivalent to the permitted maximum programme-signal level. The sound-programme signal should be controlled by the sending broadcaster so that the amplitudes of the peaks only rarely exceed the peak amplitude of the PMS.
Перевожу — «выписка из параграфа 3 документа ITU-R BS645:
Разрешенный максимальный сигнал. Синусоидальный сигнал с частотой 1 кГц, на 9 дБ выше референсного уровня, эквивалент разрешенного максимального уровня программного сигнала. Уровень программного сигнала должен быть установлен вещателем таким образом, что амплитуда пиков только иногда превышала пиковую амплитуду разрешенного максимального сигнала».
Т.е. строго говоря, наши −9dBfs это даже ещё не самое большое значение, которое допустимо. Это значит только, что уровень нашей программы не должен превышать значения −9 dBfs при измерении этого уровня измерителем РРМ (Peak Programm Meter). С учетом времени интеграции РРМ уровень может быть ещё на три дБ выше. Для совсем талантливых приводим картинку!!!
Да, синусоидальный тон с уровнем −18 dBfs в начале программы вовсе не значит, что максимальный уровень этой программы будет −18, это референсный уровень.
ПС.
Признаюсь честно, когда работал сдавал мастера на канал (РТР и ТНТ, работал на двух программах когда то) - моя синусоида в начале была 100% уровнем.
А оказывается то все не так... мужики то не знают...