Тех требования для звука на каналы. Нужна помощь.

  • Автор темы Автор темы VMichel
  • Дата начала Дата начала
Канал каналу рознь, плюс кадровая ситуация приводи к тому, что в ТВ-звукорежиссёрах остаются в основном (простите заранее все, кто по воле обстоятельств или по зову сердца работает на ТВ-канале, исключения есть всегда и везде) профессиональные аутсайдеры. Так что, единственно верное это вот:

Так что какие там, к чёрту, стандарты...

Недавно мне передали требования какого-то звукорежиссёра монтажа с ТВ, чтобы музыкальные композиции, которые я сдаю в производство были выровнены по громкости от начала и до конца, никаких пианиссимо и форте, а то "ему приходится слишком часто двигать фейдер, особенно на диалогах".
 
megamediacreative, полегче с ярлыками плиз. Еще не известно, - кто какой композитор. ))) Если у композитора, пишущего для ТВ, разброс в 20дб например, то просьбы звукача могут быть вполне понятны.

Ну и личное общение звукача с высоким творцом, на момент совместной работы, - есть хороший тон как бэ. Чтоб за глаза друг о друге хорошее говорить токма, нежели наоборот. ))
 
профессиональные аутсайдеры
К сожалению, дело не только в них но и в продюсерах, которым важно сдавать как можно быстрее.
У меня один приятель работает на "мерзкой" программе, так вот продюсер, когда увидел что фонограмма была вычищена и приведена в порядок сказал что кроме "запикивания" мата больше ничего делать не требуется.
Во как! Они эфирят прямо с браком. Как будто в живую.......
Но при всём при этом звукорежиссёр хороший и понимает, что надо делать....

"ему приходится слишком часто двигать фейдер, особенно на диалогах"
А что, плагины кто-то отменил?? Он просто ленивый...да и к тому-же, видимо глупый. Сам себя опустил :lol:

Так что какие там, к чёрту, стандарты...

Это до первого, серьёзного "прокола" (штрафа).
 
Еще не известно, - кто какой композитор. ))) Если у композитора, пишущего для ТВ, разброс в 20дб например, то просьбы звукача могут быть вполне понятны.
Не, я на свой счёт не обольщаюсь, я, допустим, композитор-говно. Но во-первых работа звукорежиссёра как бы в том и состоит, чтобы баланс рулить в том числе, а во-вторых, кому он свои претензии адресует в случае, когда режиссёр захочет Баха или Стравинского подложить под сцену. Да хотя б Пинк-Флойд. Громче-тише - это нормальный выразительный приём, люди пианиссимо годами вырабатывают и наоборот, учатся делать такое форте, чтоб стёкла дрожали, а задача звукорежиссёра поработать инвелопом, или хотя б компрессор по РМС навесить на трек. Иначе зачем он нужен? Кирпичики двигать влево-вправо? Эта профессия как-то по-другому называется.

Да и за "ярлыки" я извинился же, почитайте. С телевизионными "звукорежами" общался в своей жизни не раз и не два, так что моя оценка основана не на виртуальных знакомствах.

дело не только в них но и в продюсерах, которым важно сдавать как можно быстрее.

Безусловно, дело в системе, в которой остаются те, кто остаётся. Либо люди с железными нервами и воспитанным в себе пофигизмом, либо те, о которых можно сказать так, как я сказал. Учитывая исключения, конечно, это я уже второй раз повторяю про исключения.
 
megamediacreative, нет уж позвольте ))))
Наличие массы бестолковых композиторов/аранжеров, не дает нам право говорить о несостоятельности направлений деятельности, как таковых. И вовсе не имел ввиду какие-то личностные моменты "ты/я". ))
Бардак есть. Да. Так он у нас во всем искусстве. Не тока на ТВ. )) В этом и пытаемся разобраться. Зачем же обижать людей, причисляя их к клану убогих? )) (Даже если это так и есть).
 
Зачем же обижать людей, причисляя их к клану убогих? )) (Даже если это так и есть).
Да в чём же обида? Ну вот есть такая категория людей - таксисты, к примеру. Да, случаются там и доктора наук сокращённые в своих НИИ, бывают люди по призванию, наверное, просто любящие свою работу. Но нельзя отменять того факта, что портрет усреднённого таксиста нам знаком настолько, чтоб вывести его характерные черты.

Как можно, например, предъявлять пассажиру, что он вдруг не может сам показать дорогу? Или всю дорогу нудить, что "бензин нынче дорог"? У каждого своя зона ответственности. Композитор должен выполнить все требования заказчика (режиссёра или продюсера) и сделать трек выразительным. Тихие и громкие части - это, повторюсь, творческие решения, не входят в компетенцию звукорежа ТВ, который для того деньги и получает, чтобы где надо сделать тише, где надо громче. Ладно бы он сказал "вот тут у вашего композитора явная лажа, малая секунда" и то момент неоднозначный, может тут нужна малая секунда, но жаловаться на то, что ему приходится двигать фейдер, когда он хотел бы ограничиться работой с таймлайном, не может вызывать у меня сочувствия, сорри. И конечно, является для меня совершенно чётким профессиональным признаком. Точнее, антипрофессиональным.
 
  • Like
Реакции: t0rr
Делайте так, чтоб оплатили ваши труды... Не знаю где как, а у нас нет ни каких требований кроме одного - деньги за эфирное время.... Что принесут, то и монтируют... Во время прямого я всегда рекламу прибираю (пока еще ни кто не жаловался), на личном опыте - жутко бесит когда во время просмотра телевизора реклама чуть-ли не в два раза громче орать начинает.... Весь эфир исключительно на слух, на индикаторы поглядываю крайне редко (только чтоб диктора настроить, а все остальное - относительно говорилки)... Как правило рекламный фейдер на 6 дБ ниже фейдера диктора, то есть в два раза тише (при том, что диктор жмется компрессором на 3-5 дБ до фейдера и на 2-3дБ лимитируется на мастере) мастер лимитер на рекламу реагирует крайне редко.... Входящие сигналы одинакового пикового уровня.... Как-то так)
 
беда в том что требования у всех НАСТОЛЬКО разные , что в никакую документацию это не влезет , стандартизации просто нет
у нас допустим на канале , -18 дб, 27 рмс ))).
Ну ведь прекрасно же? Когда все прописано.
 
Привожу очень очень познавательную статью Субботина
ПРО -18 dBfs ИЛИ ЧИТАЕМ ВСЛУХ!!!Андрей Субботин, Saturday Mastering http://www.masteringonline.ru
Всякие истории, связанные с эпохальным решением партии и правительства о переходе на «цифру» на нашем доблестном ТВ...
Заказчик хочет перегнать архив закупленных им передач за несколько лет с бетакамов в цифру. Читаю ТЗ — «уровень звукового сопровождения -18дБ» Ну опять, кроме «бля, пипец» слов нет. Ну откуда они берут людей, которые это пишут?? Кто их на работу принимает? Какие ПТУ они заканчивали?? Звоню. На вопросы ответить не может никто. И это не конторка какая-нибудь заштатная по производству рекламных роликов на коленке, а вполне себе уважаемая телекомпания. Откуда этот звон прошел про −18??? С чего они взяли, что уровень должен быть таким?? Поэтому громко и внятно, по-английски и по-русски, читаем вслух стандарты!!! Для ленивых — выношу все самое важное сюда.
Итак, читаем документы:
there is agreement on certain definitions.
dBfs (dB full scale)
The level above which digital clipping will occur
Alignment, or Reference level 18 dB below dBfs.
Для сильно талантливого стаффа отдельных телекомпаний — dBfs (полная шкала) — уровень, на котором возникает цифровой клиппинг. Цифровой «ноль». Дальше внимательно читаем —
РЕФЕРЕНСНЫЙ УРОВЕНЬ НА 18 дБ НИЖЕ dBFS.
Вот они, наши несчастные −18 откуда взялись. Расскажите, каким образом и в чьих воспаленных мозгах референсный уровень вдруг стал максимально допустимым?? Страна должна знать своих героев!!! Идем дальше...
A steady, 1kHz, sinusoidal tone whose peak is 9 dB below the expected peak maximum of the programme audio signal.
Что же такое этот наш «референесный уровень»?? Это синусоидальный сигнал с частотой 1 кГц, УРОВЕНЬ КОТОРОГО НА 9 дБ НИЖЕ ОЖИДАЕМОГО МАКСИМУМА ПРОГРАММНОГО СИГНАЛА. А вовсе не максимально допустимый. Дак а какой же будет максимально допустимый??
Peak Maximum Level (PML) 9dB above Alignment Level.
А максимально допустимый будет НА 9 дБ ВЫШЕ РЕФЕРЕНСНОГО!!! Для особо талантливых — на 9 дБ выше −18 дБ будет −9 dBfs!!!
Громко читаем дальше:
Extract from ITU-R BS645 Paragraph 3 —
Permitted maximum signal
Sine-wave signal at 1 kHz, 9dB above the alignment signal level, equivalent to the permitted maximum programme-signal level. The sound-programme signal should be controlled by the sending broadcaster so that the amplitudes of the peaks only rarely exceed the peak amplitude of the PMS.
Перевожу — «выписка из параграфа 3 документа ITU-R BS645:
Разрешенный максимальный сигнал. Синусоидальный сигнал с частотой 1 кГц, на 9 дБ выше референсного уровня, эквивалент разрешенного максимального уровня программного сигнала. Уровень программного сигнала должен быть установлен вещателем таким образом, что амплитуда пиков только иногда превышала пиковую амплитуду разрешенного максимального сигнала».
Т.е. строго говоря, наши −9dBfs это даже ещё не самое большое значение, которое допустимо. Это значит только, что уровень нашей программы не должен превышать значения −9 dBfs при измерении этого уровня измерителем РРМ (Peak Programm Meter). С учетом времени интеграции РРМ уровень может быть ещё на три дБ выше. Для совсем талантливых приводим картинку!!!
Да, синусоидальный тон с уровнем −18 dBfs в начале программы вовсе не значит, что максимальный уровень этой программы будет −18, это референсный уровень.
18dbfs_masteringonline-ru_b.jpg





ПС.
Признаюсь честно, когда работал сдавал мастера на канал (РТР и ТНТ, работал на двух программах когда то) - моя синусоида в начале была 100% уровнем.
А оказывается то все не так... мужики то не знают...
 
Делайте так, чтоб оплатили ваши труды... Не знаю где как, а у нас нет ни каких требований кроме одного - деньги за эфирное время.... Что принесут, то и монтируют... В

Ни в коем случае не сочтите оскорблением, но сомневаюсь ,что заказчик от компании Найки или какого нибудь очень популярного детского питания, лекарства, или еще чего - будет отсматривать эфиры регионального канала в Благовещенске, Брянске, Курске, Хабаровске... и .д.
Я бываю в Курске, и вижу и слышу рекламу местных каналов. Реально "кто во что горазд". То "с" и "ц" свистят ,то просто тихо. То бубнит.... В общем - это совсем не показатель того как надо работать.

Уже сильно отошли от темы. Я хотел непосредственно разобраться в каких то вменяемых требованиях. Этого так и не произошло.

Приведу еще одну статью Андрея Субботина, о том, что НЕ НУЖНО ЛИМИТИРОВАТЬ МИКСЫ для эфира.

http://www.masteringonline.ru/articles/chto-proishodit-s-fonogrammoy-na-radio/
Если не охота заморачиваться ,читайте последний абзац.

Что бы вещательная техника не думала, что ваш приплюснутый микс это один большой пик и не задвигала его потише.
 
Что бы вещательная техника не думала, что ваш приплюснутый микс это один большой пик и не задвигала его потише.

А на практике всё равно "недожатый" материал звучит тише (( по сравнению с соседними выпрыгивающими из динамиков заклипированными кирпичами ((

но объяснить людям, что вот это нормально, а вот это полный ахтунг - невозможно (((

* * *

С утра, кстати, прислали видео на переозвучку, с комментариями от ОТК телекомпании. Похоже ледокол тронулся ))

videofilename - завышен уровень звука, неправильные: доминирующие поле кадра, кодек (MREG 4), битность звука, не залит

Звук должен соответствовать телевизионным стандартам сведения и мастеринга - 48000 kGz /-14 db / 16 Bit.
Озвученный рекламный Видеоматериал должен иметь идентичную монофоническую информацию на первой и второй звуковых дорожках (сведенный звук)

Попросил ТТ прислать...

Жажду подробностей! (с) Охлобыстин ))
 
- 48000 kGz /-14 db / 16 Bit
Остается выяснить , что это за уровень -14 ? ))))))))))



Тем же чем и микс, квазипикметром шкалой din . Синусоида была в ноль, и максимальный пик (по балистике пикметра) тоже ноль.
 
Кстати, несколько лет назад у меня в студии стоял телевизор томпсон, да и не важно. Такой, еще с кинескопом, большой. На него выводилось изо. Ну и его динамики так же использовались в качестве контрольных. Так вот когда нормальный микс там воспроизводился, то шел дикий бубнеж и явно не хватало верха. Верх задирался и низ отрезался, точнее ослаблялся... около 200 гц , и ниже...
И тогда из телека что то изрыгалось внятное. Но в мониторах такое сведение слушалось жутко. Даже для интернет размещения это не вариант.
Видимо надо восстановить такую практику... (хотя шит контроль в виде каких то стремных компьютерных колонок есть, но видимо - не то пальто.)
 
Долго мучил ОТК и в итоге получил более менее содержательный ответ - строго -9 дб, значение рмс не принципиально но желательно придерживаться ближе к -20дб, все остальное как у вас... Присылал файлы и уплющенные до -14 по рмс и -23, ничего не сказали, все ушло на эфир... У меня во так было..
 
Долго мучил ОТК и в итоге получил более менее содержательный ответ - строго -9 дб, значение рмс не принципиально но желательно придерживаться ближе к -20дб, все остальное как у вас... Присылал файлы и уплющенные до -14 по рмс и -23, ничего не сказали, все ушло на эфир... У меня во так было..

Да речь не об этом. Уйдет и прокрутится в эфире что угодно.
но рмс -20 будет сильно тиже чем -14. И если при вашем рмс -14, но где нибудь есть пик (цифровой) хоть в 1-2 семпла, то на канале ваш трек "нормализнут" в свои -9дб - и по боку пойдут все ваши рмс и уровни..... А этот пик в 2 семпла ни один измеритель не увидит. (только самому отслеживать)
 
Да речь не об этом. Уйдет и прокрутится в эфире что угодно.
но рмс -20 будет сильно тиже чем -14. И если при вашем рмс -14, но где нибудь есть пик (цифровой) хоть в 1-2 семпла, то на канале ваш трек "нормализнут" в свои -9дб - и по боку пойдут все ваши рмс и уровни..... А этот пик в 2 семпла ни один измеритель не увидит. (только самому отслеживать)
Само собой -20 будет тише. Но если мой лимитер настроен на значение пиковых уровней -9 то зачем им нормализовывать материал? Напротив была ситуация когда уровень был слишком низкий и лимитер настроенный на -9 почти не работал, тогда да, как вы написали они нормализнули сигнал и все рмс пошло по боку и вообще получилось не совсем то что я делал, отк не прошло. Выходит в моем понимании вариант такой - настраиваем лимитер на требуемое каналом значение пиковых уровней и поднимаем входной уровень или изначально сводим материал с максимально возможным рмс с более менее адекватным звуком. Так или я заблуждаюсь? В моих тех треб написано норма от -9дб до -12дб, значения пиков выше -7 брак, ниже -15 брак.
 
Просто однажды, может пол года, год назад - я реально по телефону разговаривал с человеком, который впихивает ролики в эфирную линейку - и он говорил, что они нормалайз делают.
А с таким подходом все допуски про допустимые пиковые значения идут лесом. Если лимитер вдруг пропустит сигнал - и будет всплеск - он просто испортит всю компрессию. Хотя с точки зрения вещательной техники - всплеск допустим. Скажем если лимитер на -9 стоит, а всплеск децибела на три, да и на два уже хватит. После него микс будет просто на 2дбфс тише.т.к нормалайз причешет файл по максимальному пику. Вот и вся наука.
 
. Скажем если лимитер на -9 стоит, а всплеск децибела на три, да и на два уже хватит. После него микс будет просто на 2дбфс тише.т.к нормалайз причешет файл по максимальному пику. Вот и вся наука.
Да, это очень интересно. Те получается что обязательно проходят процедуру нормалайза? Это факт? Работающие говорили мне что стоит сетап из приборов в реальном времени и тогда если так, то милисекундный пик тоже может проскочить через приборы без особых проблем и ужимания сигнала, но все возможно, так же как и возможен обратный эффект от сильно зажатых по рмс файлов которые еще раз могут жаться приборами станции и в итоге вообще терять всякую динамику и 'слушабельность'. Ну а общий нормалайз по какому то пику это же зло в чистом виде)
 
в Киеве на телевышке стоит сервер-транскодер Telestream FlipFactory - видео со всех каналов поступает туда по ФТП, автоматически пережмакивается и приводится к единому знаменателю, после чего передается на вещательный сервер. Т.е. каналы не имеют к этому отношения - всем этим (нормализацией видео и звука) заведует вещатель…
 
но где нибудь есть пик (цифровой) хоть в 1-2 семпла

Скажем если лимитер на -9 стоит, а всплеск децибела на три, да и на два уже хватит. После него микс будет просто на 2дбфс тише.т.к нормалайз причешет файл по максимальному пику. Вот и вся наука.

VMichel, а что, у многих сейчас в ходу лимитеры, которые нет-нет, да пропустят цифровой пик на пару децибел? ))) имхо, это требование пришло из аналоговых времён, когда кратковременные пики, в силу природы такого сигнала, были нормой.

А так - какой вбил output ceiling, столько на выходе и имеешь с гарантией.

Есть, в принципе, межсэмпловые пики (inter-sample peaks), вылезающие на сильно умятом материале. Но, во-первых, с ними нормальные лимитеры давно считаются, во вторых они редко выстреливают в пределах 0,1-0,2 db, и не факт еще что тв нормалайзер их учитывает.

Звук вроде везде требуют выдавать без сжатия с потерями, as is... так что возможные "вылеты" при декодировании в raw pcm тоже отметаем...

Или имеется ввиду ситуация, когда требуют выливать материал sfx+music+dialogs БЕЗ мастер лимитера, и требуется чтобы сумма вылитых стемов не превышала некоего порога? Но это точно не про нашу рекламу...

Ну и еще размышление: судя по всему, вещательный левеллер должен не только понижать уровень по пикам до необходимого, но и подтягивать до него недостаточно "громкий" материал. Причем не за горами 2015-й год, я всё же предполагаю, что это должен быть прибор с достаточно интеллектуальным алгоритмом нормализации, учитывающим все вышеуказанные тонкости (включая пиковые "всплески" и т.п.).

(хотя, положа руку на сердце, по моим наблюдениям, на наших каналах, том же 2х2 - тупо клиппер-гильотина пашет на выходе. Ей ваще пофиг что там нормализовать)
 
Осталось выяснить параметры рмс
РМС можно мерять четырьмя разными способами, из которых реально применяются два и разница между ними 3 дБ - поэтому в бродкасте попугаев в РМС вообще не признают за параметр ;)
 
РМС можно мерять четырьмя разными способами, из которых реально применяются два и разница между ними 3 дБ - поэтому в бродкасте попугаев в РМС вообще не признают за параметр ;)

И я говорю ж - всё на слух))) ну референсов своих же еще можно собрать в отдельную папочку, которые в эфире проверенно нормально звучат, изредка с ними сверять.
 
http://prosound.ixbt.com/education/loudness-metering/meerzon.shtml
вот нашел очень очень хорошую и полезную статью, иллюстрирующую суть проблемы кратко ,емко и без воды.

А моя ситуация приняла вселенский масштаб.
Заставляют искать различные нормативы как в целом телевещания, так и в частности каналов и как бы заставляют проверять соответствует ли мой микс этим нормативам. (включая канал Дисней! )) (вот уж и подумать не мог ,что при сведении должен ориентироваться на ТТ канала Дисней)
Думаю не надо долго объяснять ,что в одних случаях методика измерений по квазипиковому ,в других по dbfs ну и т.д....

Самый ржач в том, что это делать должна наша сторона. Ни медийщики ни каналы никто более не предоставил никаких ТТ.
Иными словами - я (наш продюссер) должны сами найти ошибки.
Это очень сложно и даже невозможно, т.к единственное требование от медийщиков это ,как тут уже писалось 16 бит 48 кГц.
И более того, я в принципе не могу признать это браком, т.к мне ни один канал не "завернул" мой микс. Ровно как и не сказали " как надо".

Сегодня вот у меня запизьдиктора, и сведение ролика.
Я думаю ,что сегодня не слезу с продюссеров с вопросом "как надо?" и какое из теперь уже накопленных ТТ считать "эталонным". ?

ПС
Каналы (уж не знаю все или какой то конкретно) при запросе агентства на ТТ просто послали их на... ...й. Чуть ли ни прямым текстом. А раз туда дверь закрыта, то они теперь донимают продакшен.
 
Каналы (уж не знаю все или какой то конкретно) при запросе агентства на ТТ просто послали их на... ...й. Чуть ли ни прямым текстом. А раз туда дверь закрыта, то они теперь донимают продакшен.

Дичь, конечно, полная) давайте почту, я вам вышлю, что у меня в папочке ТТ накопилось. Хотя там и нет ничего нового (в смысле - что бы не упоминалось выше), но по крайней мере распечатаете и будете этой бумажкой в харю тыкать.

Кстати, а мастер-видео тоже вы выливаете? Можно поискать контакты монтажёров продакшена непосредственно заливающих на канальные ftp видео, у них, как правило цепочка связи до ОТК короче, их первыми дрючат если видео контроль качества не прошло. Учитывая, что как минимум пиковые уровни они вполне могут в монтажке выставлять сами (да так и делают, чаще всего) - есть шанс, что какая-то информация о конкретном "диснее" всплывёт.
 
Спасибо. Почту в ЛС отправил.
Фишка еще вот в чем.

Если выставить при килогерце референс -9 дбфс и принять его за ноль на QPPM , сделать ролик. А потом тем же озоном залимитировать под 20 lufs, то пики до 0 на QPPM и не добивают. С одной стороны у нас есть запас (по старинному). С другой - нет. т.к изменится lufs

Т. о. всем все равно не угодить.
 
Хотя там и нет ничего нового (в смысле - что бы не упоминалось выше), но по крайней мере распечатаете и будете этой бумажкой в харю тыкать.
Там действительно ничего полезного не оказалось.


Единственное я в требованиях от стс увидел вполне современные параметры LUFS Там значение -20 ЛУФС
Но фишка вся в том, что этот параметр был введен (если прочесть информацию о нем) как раз для того, что бы избежать скачков громкости.

И если свести ролик под эти -20 ЛУФС - то по факту это ролик с небольшим лимитирование.

В общем втихую протестил еще варианты сведения и пришел к методу такому.
Компрессор на музыку( что бы перепады громкости были не более 2-3 дб.
Тупо по квазипиковому делаю музыку в районе -10 -12 дб
Голос под 0
И потом это все утапчиваю децибел на 6-9 (по показаниям L1)/

От эффекта дакинга на музыку отказался. Т.е там где голоса нет - музыка не становится громче.
Вроде работает. Ролики как ролики. ни тише ни громче.... Пока поделаю так...
 
VMichel, циферки это хорошо, но в реальности...

Есть насыщенный динамичный ролик с мощной, полной вч-перкусии музыкой и высокий женский войсовер... заказчик требует и чтобы музыка пёрла и тащила и диктор не терялся... тут сайдчейн решает сразу кучу проблем.

И потом это все утапчиваю децибел на 6-9 (по показаниям L1)/

Я даже рекламу не давлю лимитером на мастере больше 3-6 дб GR... Иначе всё одно получается, что в паузах между фразами диктора выпрыгивает музыка, уж лучше до лимитера эти "прыжки" прорисовать или просайдчейнить.
 
тут сайдчейн решает сразу кучу проблем.
так вот в том то и дело, что когда я в роликах музыку в паузах старался "вытаскивать" погромче - такие ролики чаще в общей куче звучали тише. Это я анализ уже провел. Знаете ,как будто бы песня получается.
Типа голос купается в аккомпанименте . А когда делаешь как в 60 х - Кобзона, когда голос ТУТ а весь симфонический оркестр "в жо..." Вот тогда голос орет ... А то , что музыки не очень слышно - ну чудес не бывает. Если уж на то пошло - во всех роликах музыка как правило звучит даже не на втором плане , а на десятом....
В общем поделаю пока так...
 

Сейчас просматривают