Техника микширования коммерческого хора

PeteCole

Member
11 Мар 2008
59
14
8
Друзья, в данной теме хочу поделиться техникой микширования хора. На протяжении нескольких лет мне довелось микшировать хоровые проекты (конкретно это были коммерческие проекты битвы хоров и хоры из разных продюсерских центров). На ранних этапах мне очень не хватало подобной информации в сети, так что думаю кому-то очень поможет.

Рассматривается техника записи каждого певца(ы) отдельно (по два дубля, если голосов мало), в подготовленном помещении. Проекты от 10 до 20 голосов, с заранне предоставленной фонограммой (порой не самого лучшего качества).

Для удобства разложу материал по пунктам:

1) Все дорожки отправляются на отдельную шину (предварительно все подвергается пиковой нормализации для удобства контроля), однако можно разложить материал на басов, баритонов, альтов и сопрано...по вашему желанию.

2) Отстройка уровней громкости (в районе -5dB каждый трек) и панармирование дорожек: начинаем от центра, заканчиваем 35/45 (из 64) слева и справа.

3) EQ. Здесь очень важно избежать "хрипа" или "перегруза". По одному голоса могут звучать великолепно, но в пачке все звучит как "скрежет по металлу".

Для этого на каждой дорожке понижаем частоты между 500-800 Hz и 2000-3000 Hz и режем все что снизу от 70 до 100Hz low cut фильтром. Далее переходим к нашей общей шине, назовем ее "ALL VOX".

Здесь начинается магия:

a) EQ: low cot в районе 100Hz, понижение на 600Hz, в районе 1000 - 1500Hz и между 2500-3000Hz. Если нужно, добавляем пару dB на 4000-6000 Hz.

b) deEsser и сужение общей панорамы от 100% до 70-60%, для чего это делается объясню ниже.

с) Гармонический EQ для добавления гармоник в средний и верхний регистры, буквально на 1,5dB.

e) Далее в инсерте стоит J37 от Waves с формулой 888. Input -18, если установить больше, то можно получить гармонические искажения. Он реально делает свою работу в пачке! Убедитесь в этом сами.

f) Следом Ozone 5 одним бэндом делает side компрессию, чтобы сгладить все, что есть по бокам. Но не стоит поднимать уровень, на side сторне нам необходим динамический запас.

g) Компрессор с мягким коленом, отношение 1,5:1/2.0:1. Оговорюсь, я не сторонник пережимать сигнал, люблю чтобы музыка дышала.

Если звук на данном этапе нравится, можно двигаться дальше.

4) Реверберация. Суть в том, что на данном этапе нужно получить "оверхеды" хора. Да да, именно оверхеды! Это даст нам эффект того, что хор записывался с обзорными микрофонами в помещении. Тоже самое что на барабанах, даст им жизнь. Для этого делаем посылы с "ALL VOX" на 2 дополнительных шины, на каждой из которых стоит комнатный реверб с разными пресетами (или разных производителей, но схожих по звучанию). Панармируем их до упора вправо и влево и отправляем на отдельную шину. Так мы получили хоровые "оверхеды".

5) Эквализуруем наши оверхеды, обрезаем низ, вырез в районе 800Hz и повышаем верха в районе 10kHz. Далее подмешиваем к "ALL VOX". Вы удивитесь результату! Как раз для этого мы и сужали общую панораму, чтобы оставить место нашим оверхедам.

6) Все это отправляем на реверб, в моем случае это импульсы с EMT 250.

7) Сводим с треком.

Спасибо за внимание!
 

Вложения

  • CUT.mp3
    CUT.mp3
    442,4 KB · Просмотры: 116
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: variator и microbit
Советы местами странные и противоречивые, звучание ужасное...голоса кастрированные, звук металлический, искаженный, неестественный... уж простите, я тем же самым также много лет занимался...
 
  • Like
Реакции: smirniy и vax
издевательство над песней какое-то ))

[video=youtube;XjQvk_R20r4]https://www.youtube.com/watch?v=XjQvk_R20r4[/video]
 
такую "технику " лучше никому не показывать ))))) так как результатом только детей пугать )
 
  • Like
Реакции: vax
PeteCole, как вообще можно советовать какие-то частоты и параметры компрессии? У каждого трека своя АЧХ и своя динамика.
Голоса действительно получились плоские и тонкие. Солист шепелявит. На хор не похоже; ]Den[ прав - это ансамбль.

Вот я сводил ансамбль из пяти человек. Безо всякой магии - EQ, компрессия, эксайтер, ревер. Ручная правка динамики и автоматизация уровней.

[video=youtube_share;bu-gnwL6Tiw]http://youtu.be/bu-gnwL6Tiw?list=PLsrdVXvuLNEHGWhNlEhZoXl5xH8MCS5Uv[/video]

Вроде как сочнее получилось, чем у "коммерческого хора" на 10-20 голосов по 2 дубля.
А что такое "коммерческий"? Ваш хор зарабатывает деньги? Мне кажется, он пока их только тратит.
 
[video=youtube;x38uRDVC1dM]http://www.youtube.com/watch?v=x38uRDVC1dM[/video]

[video=youtube;5WMeqLO8fhI]http://www.youtube.com/watch?v=5WMeqLO8fhI[/video]

Подскажите, какие ещё коллективы можно послушать в подобном виде?
 
]Den[;1765887 написал(а):
Подскажите, какие ещё коллективы можно послушать в подобном виде?
Naturally 7
Take 6
Финский Раятон
Немецкий Вайс Гайс, которые у нас практически неизвестны, - весёлый, капустный коллектив с немецким педантизмом и наплевательством на модно-немодно :-):
 

Вложения

Ну а что , в принципе то что показал топикстартер хорошо годится как бэки на припев. Чем-то напомнило припев Елка feat. Змей из Касты - У неба есть мы. Но это не хор в том понимании, как тут многие восприняли
 
Music_Hawk, Ого. Как по мне - он торчит колом. Я с ними спорю. Но у них такая концепция :) Он, по их мнению, должен торчать даже в равноправных пачках, ведя (деепричастие какое неблагозвучное) басовую партию. Вот как здесь:

[video=youtube_share;DpUp97oRLiM]http://youtu.be/DpUp97oRLiM?list=UUfqiRI9_JaoLb2u_iQ42h5A[/video]

(блин, я же совсем убил дудки эксайтером...)

Но - заказчик всегда прав.
 
Последнее редактирование:
Тем же самым это значит на таком же уровне?

Интересно - когда первый раз прочитал эту фразу то не понял ее совсем... Я имел в виду что потреково хоры писал, детские и для фильмов. Первые потому что иначе ужас что получается если не настроить, да и для всех наушников не наберешь, а во втором набирались нужные голоса из хористов разных хоров и они даже не встречались вместе, приходили когда каждый мог и пели по партитуре, а я уже их монтировал, настраивал если надо, даже по темпу и ритмике под пожелания композитора и режиссера подстраивал чтоб была нужная динамика хора.

Но писал и нормальные хоры в нормальных залах и конечно это звучало намного лучше чем потреково.
 
Music_Hawk, тогда это мой косяк. Должно звучать одинаково на любом утюге. Хотя таким образом мы может прийти к чрезмерной потере динамики.
 
Как по мне - он торчит колом.

+1

Он еще и звучит неестественно, не по-человечьи :) Обертонов мало - практически только основной тон звучит и ощущение, что слишком оттьюнено. Звучит как синт, короче... Такое, действительно, лучше прятать, а не выпячивать.
 
  • Like
Реакции: RockMeister
Звучит как синт, короче...
Да. Как референс дали вот это:

[video=youtube;sp7PS_UN8Lo]https://www.youtube.com/watch?v=sp7PS_UN8Lo[/video]

Было много вариантов микса и аранжировки. Вот один из них: https://yadi.sk/d/jAxLiW2wWeSFj Тут вообще на басу местами октавер вниз. На телефоне не слушать :)
 
Последнее редактирование:
Как референс дали вот это:

Нереференсно они себе референс подобрали :) Совсем из другого жанра. У Pentatonix - рафинированный вокальный попс, у них всё звучит синтетично (не только бас), что вполне органично. К тому же у Pentatonix бас не торчит, хотя его много. Фактурно и тембрально он очень хорошо связан с остальными голосами. В нем есть обертона, элементы живого - сип, хрипотца, рык...

У ваших подопечных синтетично звучит только бас. Он почти не связан с остальными голосами - у девчонок голоса обертонистые, с дыханием, а бас практически синус и без естественных присущих живому голосу артефактов. Вот, он и выпадает из контекста. Возможно, дело и в самом исполнении, стараясь дать больше низа он сильно опускает гортань, что делает голос утробным и тем самым лишает его обертонов и естественности.

Кстати, малое количество обертонов в басу одна из причин, по которой он плохо слышен на мелкой бытовой акустике...
 
  • Like
Реакции: RockMeister
Нереференсно они себе референс подобрали :)
Они ищут :)

бас практически синус и без естественных присущих живому голосу артефактов
Академ, оперная практика. Хороший резонанс, опущена гортань и высокое нёбо.
Его академических записей у меня нет, но есть народная стилизация: http://www.realmusic.ru/songs/1127429
 
Последнее редактирование:
Bernard, типа ага. Да ещё и с артикуляцией не очень алё.
Деффки его забивают на раз.
Хоть он и торчит, а не слышно.
"Разевает рыба рот, а не слышно что поёт"
Надо забыть ему, что он
Академ, оперная практика. Хороший резонанс, опущена гортань и высокое нёбо.
 
  • Like
Реакции: NeedBeer и RockMeister

Сейчас просматривают