Друзья, в данной теме хочу поделиться техникой микширования хора. На протяжении нескольких лет мне довелось микшировать хоровые проекты (конкретно это были коммерческие проекты битвы хоров и хоры из разных продюсерских центров). На ранних этапах мне очень не хватало подобной информации в сети, так что думаю кому-то очень поможет.
Рассматривается техника записи каждого певца(ы) отдельно (по два дубля, если голосов мало), в подготовленном помещении. Проекты от 10 до 20 голосов, с заранне предоставленной фонограммой (порой не самого лучшего качества).
Для удобства разложу материал по пунктам:
1) Все дорожки отправляются на отдельную шину (предварительно все подвергается пиковой нормализации для удобства контроля), однако можно разложить материал на басов, баритонов, альтов и сопрано...по вашему желанию.
2) Отстройка уровней громкости (в районе -5dB каждый трек) и панармирование дорожек: начинаем от центра, заканчиваем 35/45 (из 64) слева и справа.
3) EQ. Здесь очень важно избежать "хрипа" или "перегруза". По одному голоса могут звучать великолепно, но в пачке все звучит как "скрежет по металлу".
Для этого на каждой дорожке понижаем частоты между 500-800 Hz и 2000-3000 Hz и режем все что снизу от 70 до 100Hz low cut фильтром. Далее переходим к нашей общей шине, назовем ее "ALL VOX".
Здесь начинается магия:
a) EQ: low cot в районе 100Hz, понижение на 600Hz, в районе 1000 - 1500Hz и между 2500-3000Hz. Если нужно, добавляем пару dB на 4000-6000 Hz.
b) deEsser и сужение общей панорамы от 100% до 70-60%, для чего это делается объясню ниже.
с) Гармонический EQ для добавления гармоник в средний и верхний регистры, буквально на 1,5dB.
e) Далее в инсерте стоит J37 от Waves с формулой 888. Input -18, если установить больше, то можно получить гармонические искажения. Он реально делает свою работу в пачке! Убедитесь в этом сами.
f) Следом Ozone 5 одним бэндом делает side компрессию, чтобы сгладить все, что есть по бокам. Но не стоит поднимать уровень, на side сторне нам необходим динамический запас.
g) Компрессор с мягким коленом, отношение 1,5:1/2.0:1. Оговорюсь, я не сторонник пережимать сигнал, люблю чтобы музыка дышала.
Если звук на данном этапе нравится, можно двигаться дальше.
4) Реверберация. Суть в том, что на данном этапе нужно получить "оверхеды" хора. Да да, именно оверхеды! Это даст нам эффект того, что хор записывался с обзорными микрофонами в помещении. Тоже самое что на барабанах, даст им жизнь. Для этого делаем посылы с "ALL VOX" на 2 дополнительных шины, на каждой из которых стоит комнатный реверб с разными пресетами (или разных производителей, но схожих по звучанию). Панармируем их до упора вправо и влево и отправляем на отдельную шину. Так мы получили хоровые "оверхеды".
5) Эквализуруем наши оверхеды, обрезаем низ, вырез в районе 800Hz и повышаем верха в районе 10kHz. Далее подмешиваем к "ALL VOX". Вы удивитесь результату! Как раз для этого мы и сужали общую панораму, чтобы оставить место нашим оверхедам.
6) Все это отправляем на реверб, в моем случае это импульсы с EMT 250.
7) Сводим с треком.
Спасибо за внимание!
Рассматривается техника записи каждого певца(ы) отдельно (по два дубля, если голосов мало), в подготовленном помещении. Проекты от 10 до 20 голосов, с заранне предоставленной фонограммой (порой не самого лучшего качества).
Для удобства разложу материал по пунктам:
1) Все дорожки отправляются на отдельную шину (предварительно все подвергается пиковой нормализации для удобства контроля), однако можно разложить материал на басов, баритонов, альтов и сопрано...по вашему желанию.
2) Отстройка уровней громкости (в районе -5dB каждый трек) и панармирование дорожек: начинаем от центра, заканчиваем 35/45 (из 64) слева и справа.
3) EQ. Здесь очень важно избежать "хрипа" или "перегруза". По одному голоса могут звучать великолепно, но в пачке все звучит как "скрежет по металлу".
Для этого на каждой дорожке понижаем частоты между 500-800 Hz и 2000-3000 Hz и режем все что снизу от 70 до 100Hz low cut фильтром. Далее переходим к нашей общей шине, назовем ее "ALL VOX".
Здесь начинается магия:
a) EQ: low cot в районе 100Hz, понижение на 600Hz, в районе 1000 - 1500Hz и между 2500-3000Hz. Если нужно, добавляем пару dB на 4000-6000 Hz.
b) deEsser и сужение общей панорамы от 100% до 70-60%, для чего это делается объясню ниже.
с) Гармонический EQ для добавления гармоник в средний и верхний регистры, буквально на 1,5dB.
e) Далее в инсерте стоит J37 от Waves с формулой 888. Input -18, если установить больше, то можно получить гармонические искажения. Он реально делает свою работу в пачке! Убедитесь в этом сами.
f) Следом Ozone 5 одним бэндом делает side компрессию, чтобы сгладить все, что есть по бокам. Но не стоит поднимать уровень, на side сторне нам необходим динамический запас.
g) Компрессор с мягким коленом, отношение 1,5:1/2.0:1. Оговорюсь, я не сторонник пережимать сигнал, люблю чтобы музыка дышала.
Если звук на данном этапе нравится, можно двигаться дальше.
4) Реверберация. Суть в том, что на данном этапе нужно получить "оверхеды" хора. Да да, именно оверхеды! Это даст нам эффект того, что хор записывался с обзорными микрофонами в помещении. Тоже самое что на барабанах, даст им жизнь. Для этого делаем посылы с "ALL VOX" на 2 дополнительных шины, на каждой из которых стоит комнатный реверб с разными пресетами (или разных производителей, но схожих по звучанию). Панармируем их до упора вправо и влево и отправляем на отдельную шину. Так мы получили хоровые "оверхеды".
5) Эквализуруем наши оверхеды, обрезаем низ, вырез в районе 800Hz и повышаем верха в районе 10kHz. Далее подмешиваем к "ALL VOX". Вы удивитесь результату! Как раз для этого мы и сужали общую панораму, чтобы оставить место нашим оверхедам.
6) Все это отправляем на реверб, в моем случае это импульсы с EMT 250.
7) Сводим с треком.
Спасибо за внимание!
Вложения
Последнее редактирование: