Соло + скрипичные. Теория.

Vitaly Zolotarev

Well-Known Member
20 Июн 2008
208
275
63
Здравствуйте!

Стоит задача написания партитуры для скрипичной группы. Мелодию ведёт флейта во 2-й октаве. Скрипичные играют роль поддержки т.е. просто держат аккорд. Вопрос: как правильно (по классической теории гармонии) расположить партии скрипичных по отношению к сольной партии? Например: 1-е скрипки должны быть на октаву ниже основных нот флейты и все остальные партии скрипичных строятся вниз от 1-х скрипок. Или: 1-е скрипки могут находиться так же во 2-й октаве. Есть ли здесь какие то правила?

Вторая задача аналогична первой, но в место флейты мелодию ведёт тенор (певец).

Т.е. задача не в том что бы написать три гармонические партии к первой (сольной), а в том что бы обеспечить поддержку скрипичной группой.

Спасибо.
 
Правила есть, это называется - оркестровка. Точнее не правила; а скорее советы, как быстро достичь предсказуемого результата. Но всё зависит от конкретной вещи, идеи, кол-ва и типа инструментов.
Что у Вас будет? Акедем, неоклассика или джаз? :)
Скрипки, альты, виолончели? По сколько инструментов?
 
В виде отправной точки посоветовал бы гармонизовать мелодию (по правилам классической гармонии), а дальше оркестровать исходя из тесситуры: голос баса - виолончели, тенор - альты, альт - 2 скрипки, сопрано - флейта и удвоение 1-ми скрипками по усмотрению, контрабасами удвоить партию баса по усмотрению, можно октавой вниз. Ну и фактуру тоже представить исходя из общей гармонизации. А дальше уже должно быть понятнее по ощущениям.
 
Правила есть, это называется - оркестровка. Точнее не правила; а скорее советы, как быстро достичь предсказуемого результата. Но всё зависит от конкретной вещи, идеи, кол-ва и типа инструментов.
Что у Вас будет? Акедем, неоклассика или джаз? :)
Скрипки, альты, виолончели? По сколько инструментов?

Конкретная вещь к классической музыке никакого отношения не имеет. Но этот вопрос встаёт передо мной всякий раз когда я занимаюсь аранжировкой. Уже не раз убеждался что классические правила работают почти в любом стиле. Нужно только их правильно "перевести" на другие инструменты.

Вот пример построения гармонии к мелодии. К сожалению, автор не описывает чем он руководствовался выбирая то или иное решение оставив всё для будущей книги. Может посоветуете какую ни будь литературу?
 
В виде отправной точки посоветовал бы гармонизовать мелодию (по правилам классической гармонии), а дальше оркестровать исходя из тесситуры: голос баса - виолончели, тенор - альты, альт - 2 скрипки, сопрано - флейта и удвоение 1-ми скрипками по усмотрению, контрабасами удвоить партию баса по усмотрению, можно октавой вниз. Ну и фактуру тоже представить исходя из общей гармонизации. А дальше уже должно быть понятнее по ощущениям.
Вот этого-то как раз и не нужно. Задача не в гармонизации самой мелодии а в разложении аккордов по партиям. Например возьмём прём а капелла. Солист - тенор. Так же имеем сопрано, альт, тенор и басс. По классической теории самый верхний голос ведёт мелодию. Но как быть в данном случае если солист тенор?

Извиняюсь если не грамотно ставлю вопрос (сам самоучка), но я надеюсь вы понимаете что я пытаюсь понять.
 
Конкретная вещь к классической музыке никакого отношения не имеет.
Определение "классика" к жанру никакого отношения не имеет. Классика - это лучшие образцы искусства, проверенные временем. Скорее всего, Вы имеете в виду то, что вещь неакадемическая (и исполнение тоже).
Почему я акцентирую на этом. В академе одна флейта будет звучать тише любой группы скрипок. Поэтому помещать аккомпанирующие скрипки близко к диапазону мелодии флейты не рекомендуется.
Допустим, уровень громкости в вашем жанре не играет роли; инструменты усиливаются микрофонами и мы имеем дело с фейдерами на микшере.
Простейший способ - разместить три голоса скрипок в малой-первой октаве узким расположением. Получится отчётливо слышная мелодия и густой аккомпанемент с выраженной гармонией. Старайтесь не допускать интервала первые скрипки - флейта выше сексты. Возможно, нужно будет уйти басом ниже, чем допускают правила узкого расположения голосов; для более ясного понимания гармонии.
Это простейший пример из личного опыта. Не слушайте мне, если оно не звучит или хочется что-то поменять :) Тем более, что пример хорош для педалей; но вдруг Вам захочется скрипками сыграть что-то ритмическое; обыграть мелодию, сделать полифоническое развитие? Тогда мой пример совсем не годится. Но может быть отправной точкой.

Может посоветуете какую ни будь литературу?
Ботяров, Евгений Михайлович.
Учебный курс инструментовки : [учебное пособие: в 2 частях] / Е. М. Ботяров. – М. : Композитор.

ББК Щ310.57
 
Последнее редактирование:
На самом деле в каком диапазоне будет ведущий голос не суть важно.Мелодия может находится в любом диапазоне.Примеров тому огромное количество ,и в оркестровой и в фортепианной музыке.Так же не соглашусь что одна флейта будет звучать тише группы.Опят же можно послушать произведения для флейты с оркестром.Это как раз зависит от баланса и размещения в миксе солирующего инструмента.Главное чтоб небыло перекрывающих голосов с соло.
 
Это как раз зависит от баланса и размещения в миксе солирующего инструмента.
Правильно. Ключевое слово здесь - "в миксе". Почему я и спрашивал - не академ ли. В академе не ориентируются на микрофоны и т.д., поэтому одна солирующая флейта требует либо пиано аккомпанемента, либо два форте самой флейты.
 
На самом деле в каком диапазоне будет ведущий голос не суть важно.Мелодия может находится в любом диапазоне.Примеров тому огромное количество ,и в оркестровой и в фортепианной музыке.Так же не соглашусь что одна флейта будет звучать тише группы.Опят же можно послушать произведения для флейты с оркестром.Это как раз зависит от баланса и размещения в миксе солирующего инструмента.Главное чтоб небыло перекрывающих голосов с соло.

вот хороший ответ касаемо "если мелодию ведет тенор".

По приведенной вами ссылке видим примерно то, о чем я и говорил: гармонизация мелодии, причем основанная на основных принципах - при возможности оставляем голос на месте, движения уравниваются каким-либо голосом. А уж нона у вас там или септима в положении мелодии, не так важно, это скорее и есть колорит. А далее автор уже, исходя из тесситуры инструментов, и разложил все по скрипочкам: пп. 6 и 7. Быть может, вам потребуется другое, но уже хотя б будет от чего плясать и откуда понимать.
Или иначе говоря, есть у вас последовательность аккордов уже, тогда расставьте для начала инструменты сверху вниз так: контрабасы и виолончели, альты, 2 скрипки, 1 скрипки, флейта. В случае с тенором те голоса, что выше, с ними надо будет осторожно обращаться, дабы не помешать, об этом хорошо написал тов. Georgesga.
 
Правильно. Ключевое слово здесь - "в миксе". Почему я и спрашивал - не академ ли. В академе не ориентируются на микрофоны и т.д., поэтому одна солирующая флейта требует либо пиано аккомпанемента, либо два форте самой флейты.
Ну в обще-то вся ансамблевая музыка строится исходя из баланса громкости инструментов.Хоть дуэт хоть Big Band хоть симфонический оркестр хоть рок группа,не смотря на то что все подзвучены микрофонами и усилителями.
 
Скорее всего, Вы имеете в виду то, что вещь неакадемическая (и исполнение тоже).

Абсолютно верно. Задача в том что бы максимально согласовать все партии между собой, ещё до микширования.
Ботяров, Евгений Михайлович.
Учебный курс инструментовки : [учебное пособие: в 2 частях] / Е. М. Ботяров. – М. : Композитор.

ББК Щ310.57
Спасибо!
 
Главное чтоб небыло перекрывающих голосов с соло.
Именно! Я этого и стараюсь всегда добиваться. Но я часто сталкиваюсь с тем что верхний голос педали конфликтует с сольной партией. Т.е. он обращает внимание на себя если он выше её. Пока я обхожусь тем что стараюсь распологать верхний голос педали на расстоянии октавы от основных нот мелодии. Это помогает, но наверняка есть ещё какие-то проверенные решения.
 
...движения уравниваются каким-либо голосом.
Можно по подробнее? Что значит уровнять движения?
Или иначе говоря, есть у вас последовательность аккордов уже, тогда расставьте для начала инструменты сверху вниз так: контрабасы и виолончели, альты, 2 скрипки, 1 скрипки, флейта. В случае с тенором те голоса, что выше, с ними надо будет осторожно обращаться, дабы не помешать, об этом хорошо написал тов. Georgesga.
Значит ли это что альты должны молчать в случае с тенором? Наверное нет т.к. разница в тембре между голосом и альтом настолько большая что это не должно вызывать ощущение дискомфорта у слушателя. Наверное опять всё сведётся к сочетанию партий тенора и первых скрипок. В октаву?
 
Значит ли это что альты должны молчать в случае с тенором? Наверное нет т.к. разница в тембре между голосом и альтом настолько большая что это не должно вызывать ощущение дискомфорта у слушателя. Наверное опять всё сведётся к сочетанию партий тенора и первых скрипок. В октаву?
Нет,молчать конечно не должны.Всётаки вопрос не совсем однозначный и напрямую зависит от кол-ва инструментов , объёма и акустики помещения в котором будет расположен микс. Колличество и тип ревербератора на соло и на аккомпанементе влияет на читаемость той или иной партии.Это то- что относится к размещению партий,эквализация и паранамирование и т.д.Ну а скрипки по сути располагаются на октаву от тенора,при условии что есть альты.Сколько голосов в аккомпанементе?Попробуйте для начала два голоса,затем добавляйте по одному .Находите не устраивающие вас моменты и устраняйте ошибки.
 
Последнее редактирование:
я часто сталкиваюсь с тем что верхний голос педали конфликтует с сольной партией. Т.е. он обращает внимание на себя если он выше её
Не делайте сплошные педали. Если мелодия вступает в первую долю, бас может играть тоже в первую, а остальные голоса на следующую - 1и или 2.
Используйте динамические оттенки.
Используйте разные штрихи в мелодии и аккомпанементе.

Если не получается разделить мелодию и аккомпанемент - совместите их. Создайте аккордовое изложение мелодии.
 
Можно по подробнее? Что значит уровнять движения?

это значит, что хотя б один голос идет в противоположном направлении остальным голосам. Или какому-то голосу - в зависимости от задачи. Ну или как минимум остается на месте. К примеру, альты и скрипки пошли наверх, а виолончели пошли вниз. Это не истина в последней инстанции, конечно, особенно теперь, но по мне это как признак хорошего тона :) да и звучит полнее.

Значит ли это что альты должны молчать в случае с тенором? Наверное нет т.к. разница в тембре между голосом и альтом настолько большая что это не должно вызывать ощущение дискомфорта у слушателя. Наверное опять всё сведётся к сочетанию партий тенора и первых скрипок. В октаву?

как вам правильно ответили - нет, не должны. Никому и ничего они не должны) многое зависит от фактуры и колоратуры. Динамические оттенки тоже никто не отменял вместе с различными артикуляциями - тут уже как полет вашей фантазии подскажет.
Скрипки же могут где-то и помолчать) а где-то сыграть мелодию голоса или вариации ее в ту же октаву. Тут снова, как вы пожелаете :)
 
Последнее редактирование:

Сейчас просматривают