Уменьшение громкости шипящих вручную, Cubase

ручная редакция уникальна тем. что это - редакция на слух.
Вот квинтэссенция! НМВ коллега зрит в корень. :good:
Я не зря задавал вопрос:
в чем разница между работой вручную и автоматизацией, например, компрессорами (и их частным случаем - диэссерами)? Не по времени, а по принципу?
Дело в том, что ручная (в сочетании с ушами и мозгом) редакция производится на психоакустических принципах, т.е. на основании УСЛЫШАННОГО, и результат будет затем транслирован аудитории, которая услышит то же самое.

А компрессор (или его частный случай - деэссер) и другие виды динамической обработки (экспандер, гейт) действуют на основании изменения электрического сигнала. Сигналы одинаковой амплитуды могут восприниматься НА СЛУХ совершенно по разному, в зависимости от определенных факторов.
(И наоборот - сигналы, имеющие одинаковую громкость, могут иметь разную амплитуду, т.е. обрабатываться по разному.)

Любой автомат пока проигрывает человеку, который на сегодняшний день является лучшим анализатором и компьютером. Исключения есть, но обсуждать их здесь смысла нет КМК. )))

Кстати, экскурс в историю - первые компрессоры применядись в радиовещании, и были... живыми. На радиостанции сидел техник, которых менял ВРУЧНУЮ уровень сигнала, поступающего на драгоценную лампу от микрофона, причем - ориентируясь не на показания приборов, а на слух.

Еще совсем недавно, в до-цифровую эпоху, recording engineer или FOH не гнушались держать руки на фейдерах, добиваясь консистентного сигнала независимо от динамики исполнителя. И результат был очень музыкальным, судя по записям... Скажу более - и мои руки такое помнят ))))

Кстати, и сегодня никто не мешает использовать такую методику...
 
  • Like
Реакции: Arlekin и RockMeister
в случае, когда вокалист не имеет врожденных дефектов речи, наличие шипящих сверх нормы в чистой записи - дефект тракта или неправильного положения микрофона. Когда вы пытаетесь усадить вокал в фонограмму с помощью компрессора - выделение шипящих объективный процесс, он должен происходить, так работает компрессор, так что де-эссинг на этом этапе необходимая процедура. Как вы ее делаете - руками, или де-эссером, значения не имеет. Но делать надо. По моей олдскульной практике необходимости в ручном процессе обычно нет, эквалайзер в сайд-чейне работает. Ссылки на "фирмачей", где много "ссс" малоубедительны, они же конкретно срут по верху в куче простейших ситуаций - типа кодирования в мрз или выпуска той же фанеры на виниле, или даже при трансляции по фм-радио. Ну и специфика языка - в славянских языках шипящие другие, с другим исходным уровнем, так что видеошколы тут мало помогают - слушайте! Строчку типа "серый осадок снов тает как снег" не прорабатывает ни один де-эссер... Ну или дежурное "слон сосал соску"... Хуже русских только полякам, с их пшеками. Хохлы опять выигрывают :) По моим наблюдениям, в украинской вокальной речи шипящие все-таки мягче, чем в русской, и злобного вмешательства не требуют. Так что рецептов нет.
 
  • Like
Реакции: Arlekin
Я использую массу разных диэссеров, но самый лучший способ иногда действительно делать все вручную:)

Imogen Heap на своем Грэмми альбоме использовала только дилеи и один из трюков было убрать все шипящие полностью на одной из копий основного вокала и использовала send to delay, эффект был без всех взрывов и высоких частот ( естественно эта копия шла на пустую группу). Очень чистый и объемный вокал.
 
Назрел очередной, вопрос, в продолжение темы, подозреваю, что снова наивный.
Шипящие проявляют себя после включение в инсерт канала с вокалом компрессора. Так вопрос следующий: заниматься уменьшением этих самых шипящих можно прямо на этой дорожке с включенным в нее компрессором, или лучше сделать сначала миксдаун, а уже потом уменьшать на нем шипящие?
 
заниматься уменьшением этих самых шипящих можно прямо на этой дорожке с включенным в нее компрессором, или лучше сделать сначала миксдаун, а уже потом уменьшать на нем шипящие?
Если сначала, то компресор будет снова их вытягивать, поэтому нужно будет гасить их экстримально, а это не всегда будет получаться.

Я в таких случаях после компрессора вешаю r-деесер (waves) настроенный на 2к и уровнем гашения на -6дБ. Его вполне хватает что бы автомат подчистить все шипящие. Причем, после компресора все шипящие выравниваются по громкости, а после деесера утапливаются на одинаковую величину. Что в итоге только на руку.
 
в продолжение темы, недавно совершенно случайно наткнулся на статью, которая является переводом англоязычной статьи.

Статья является квинтэссенцией всего того, о чем говорилось в данной теме и, возможно, кому-то будет интересно прочитать и ее.

После всего сказанного и прочитанного для меня по прежнему остается не понятным как добиться более предсказуемого результата на мастеринге, ведь при использовании максимайзеров задавленные сибилянты могут снова стать проблемой.
 
После всего сказанного и прочитанного для меня по прежнему остается не понятным как добиться более предсказуемого результата на мастеринге, ведь при использовании максимайзеров задавленные сибилянты могут снова стать проблемой.

Хорошо звучащая запись после хорошего мастеринга остаётся хорошо звучащей записью. Проблемы нет :)
 
остается не понятным как добиться более предсказуемого результата на мастеринге,
ставить де-эссер. У меня - в ста процентах случаев стоит, но есть кто и не любит...
 
  • Like
Реакции: Arlekin
По моей олдскульной практике необходимости в ручном процессе обычно нет, эквалайзер в сайд-чейне работает.
Перечитывая всю тему заново, заострил внимание на этой фразе. Провернув такой финт по идее можно же вообще избавиться от деессера. А на сколько будут гаситься эски регулируется видать подъёмом бела или вообще ВЧ шелфа. Подумалось что устранив доп дин обработку прозрачность меньше страдать будет. Не?

Андрей, жду комментариев и развернутого ответа.
 
belovw, а деессер это разве не эквалайзер в сайдчейне?
 
т.е. ставить де-есер на мастер канале? или имелось в виду на этапе сведения?
на мастеринге. Собственно, высокочастотные лимитеры при мастеринге применялись всегда, со времен винила.
Провернув такой финт по идее можно же вообще избавиться от деессера.
нельзя. просто, де-эссеры бывают двух типов (и режимы переключаются практически во всех плагинах) - первый, классический, это как раз с фильтром в сайд-чейне, чем сильнее вы поднимите уровень высоких в цепи управления, тем сильнее у вас будет ОБЩЕЕ ослабление уровня компрессором, поэтому такой режим иногда называют широкополосным, компрессор ведь будет давить все частоты, просто на высоких реагировать сильнее. Хорошо работает именно на голосе, когда у вас спектр ограничен - если есть шипящая, в этот же момент других звуков нет... И полосный режим - когда кроссовером выделяется полоса, которая компрессируется, и потом складывается с остальным сигналом. Второй метод единственный, если у вас комплексный широкополосный сигнал, в котором одновременно присутствует широкий спектр.
 
  • Like
Реакции: Arlekin
belovw, а деессер это разве не эквалайзер в сайдчейне?

Так то оно так. И пока я ответ от Андрея Леонидовича ждал, подумал вот что. Эта схема, с одним компрессором и екю в сайдчейне, малопригодна для жизни так как у копмрессора временные характеристики будут значительно медленней желаемых характеристик для срабатывания в режиме деессера. Поэтому отловив эску компрессор может просто не успеть восстановиться, и начало эсок может пропускать. В общем надо пробывать.
встетимся через 15 минут - покручу ручки.
Тут у нас пошел разнатолк. Вы, как я понял, подразумевали применение дин обработки на мастер треке, а я на вокальном.
Прошу прощения ))
 
Последнее редактирование:
Поэтому отловив эску компрессор может просто не успеть восстановиться, и начало эсок может пропускать
Поставил ЭКю в сайдчейн компрессору, поддал верху шелфом и - так и есть. Компрессор после эсок не успевает восстановиться и подъедает следующие согласные. Не прокатило.

По моей олдскульной практике необходимости в ручном процессе обычно нет, эквалайзер в сайд-чейне работает.
Андрей, поделитесь опытом, где и как Вы применяете эту схему. Спасибо.
 
Андрей, поделитесь опытом, где и как Вы применяете эту схему. Спасибо.
на вокале. Все компрессоры аналоговые со встренными де-эссерами устроены таким образом. Я, помнится любил BSS DRP 401 на вокале, как раз за возможность прослушивания и точной натройки фильтра в цепи упавления.

Компрессор после эсок не успевает восстановиться и подъедает следующие согласные. Не прокатило.
я думаю, слишком сильно меняешь уровень, поставь порог повыше, в обычном режиме уровень меняется на 3-4 дБ максимум, не должно быть такого эффекта даже при относительно больших релизах. второй вариант - наоборот, порог пониже, но скинуть степень сжатия до 1.5 или 2.
 
  • Like
Реакции: Beckoff, Arlekin и belovw
степень сжатия до 1.5 или 2
Вбщето эффективность цеэс работы в функции рейша 8-10 и до лимитирования. Но это на плагины не распространяется. Только на оптоэлеметы ( у них чем быстрее засвет, тем быстрее релиз) в примитивном железе. Поэтому опто деессоры в железе (и для винила втчс) ничего общего с плагинами не имеют.
 
  • Like
Реакции: Music_Hawk и belovw
я думаю, слишком сильно меняешь уровень, поставь порог повыше, в обычном режиме уровень меняется на 3-4 дБ максимум, не должно быть такого эффекта даже при относительно больших релизах. второй вариант - наоборот, порог пониже, но скинуть степень сжатия до 1.5 или 2.

Так и есть. Подтянул песенку где настройки компрессора крайне экстремальны.
4:1, атака около 30, задержка 66
Эски постреливать начали.

ЗЫ: в миксе кстати поинтересней вокал зазвучал.
Деесер мазал звук, а без деессера постреливающие эски в миксе в прочем особо и не стреляют.
 
Последнее редактирование:
80% процентов шипящих можно убрать на этапе записи правильно подобранным микрофоном и расстоянием до него,
Ну, наверно, не шипящих как таковых - без них нельзя ))), а проблемных шипящих ))

А вообще-то подбору правильного микрофона и расстояния до него должна предшествовать правильная дикция у исполнителя ))
 
Эски постреливать начали.
если обламывает, поставь после лимитер, чтобы только эти пики снимал. Другой вариант - изотоп аллой, изменить огибающую, там есть транзиентная управлялка, которая эти атаки резкие может убрать.
 
  • Like
Реакции: belovw

Сейчас просматривают